Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника

2020-06-05 255
Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Главная задача при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника – увидеть и понять индивидуальность ребенка. Большее количество показателей по различным методикам не всегда обеспечивает целостность видения личности. Нельзя делать выводы только на основе показателей по психодиагностическим методикам, необходимо учитывать широкий контекст развития ребенка. Следует обратить внимание на специфические особенности деятельности и поведения ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, характер взаимоотношений с одноклассниками и учителем.

Психолого-педагогическая характеристика составляется как на основе наблюдения за ребенком в процессе всей практики, так и на основе использования специальных психодиагностических методик, вошедших в комплект экспресс-диагностики.

 

Пункты психолого-педагогической характеристики Содержание и уровни развития Способы выявления

Общие данные

Краткий словесный портрет Описание внешности ребенка без интерпретации фактов. Наблюдение.
Состав семьи Состав семьи - родственники, проживающие вместе в одной квартире с ребенком. 1. Ознакомительная беседа с ребенком (задание №1). 2. Анализ школьной документации.

Общая характеристика деятельности ребенка в школе

Сформированность учебных навыков Оформление, грамотность и полнота всех работ, уровень выполнения проверочных работ. Анализ школьной документации.  
Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и пр.) 3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит. 1. Беседа с ребенком.   2. Изучение школьной мотивации (задание №2).
Сформированность понятия учебной задачи 1. Ребенок понимает необходимость действия для себя лично. 2. Ребенок не понимает смысл действия как учебную задачу.   Изучение сформированности понятия учебной задачи (задание №3).
Интеллектуальная активность 1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. 3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется. 1. Наблюдение по схеме за интеллектуальной активностью на уроке. 2. Наблюдение по схеме за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики.
Работоспособность 1. Темп работы соответствует возрастной группе. 2. Замедленность темпа психической деятельности. 3. Повышенная утомляемость, истощаемость.   1. Наблюдение по схеме свойств темперамента. 1. Наблюдение по схеме за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики.  

Особенности развития психических функций

Общая осведомленность (кругозор) 1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года и пр. 2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. 3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. Ознакомительная беседа с ребенком (задание №1).
Память Уровни развития зрительной и речевой кратковременной памяти (низкий, средний, хороший, высокий). Изучение кратковременной памяти (задания №4, №5).
Мышление Уровень развития обобщений, сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между объектами). 1. Ребенок определяет смысл анализируемого, точно обобщает, обнаруживает закономерности и связи. 2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерностей требуют стимулирующую помощь взрослого. 3. Задания, требующие анализа, сравнения, выделения главного и установления закономерностей выполняются с трудом, самостоятельный перенос навыка не осуществляется. Изучение мышления (задания №6, №8).
Речь 1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. 2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна. 3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок. 1. Наблюдение по схеме общительности. 2. Задания №1, №3, №6, №8.
Произвольность деятельности 1. Ребенок удерживает цель деятельности, преодолевает трудности в работе самостоятельно, доводит дело до конца. 2. Удерживает цель деятельности, но в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке. 3. Деятельность хаотична, отдельные условия могут теряться в процессе работы, деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, помощь малоэффективна. 1. Наблюдение по схеме за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики.
Моторика Мелкая моторика: 1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами и пр. 2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением. 3. Рука развита плохо. Крупная моторика: 1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок. 2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок. 3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.   1. Наблюдение по схеме за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики. 2. Задание №2, №9.

Личностные характеристики

Направленность Доминирующие мотивы и цели деятельности, интересы, мечты, идеалы. Изучение направленности личности (задание №9).
Эмоциональная сфера Повышенный или пониженный фон настроения. Эмоциональная возбудимость. Эмоциональная холодность. Склонность к аффектам в ситуации 1. Наблюдение по схеме за эмоциональными проявлениями школьника. 2. Наблюдение по схеме общительности.
Общительность 1. Достаточно легко вступает в контакт. 2. Контакт и общение затруднены. 3. Плохо вступает в контакт, испытывает затруднения в общении. 1. Наблюдение по схеме общительности.
Освоение норм поведения 1. Поведение организованное, правильно воспринимает ситуацию, адекватно ведет себя. 2. Поведение недостаточно организованное, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны. 3. Поведение неорганизованное, часто не понимает ситуацию и реагирует на нее неадекватно. 1. Наблюдение по схеме за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.