I. Организационный момент .                                         — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

I. Организационный момент .                                        

2020-03-31 146
I. Организационный момент .                                         0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II. Сообщение темы и задач:

- На следующем уроке мы поговорим с вами о творческих подходах к живописному портрету и возможности создания художественного образа средствами живописи.                                 

III. Изложение материала.

    Задача художника-портретиста сложная. Воспроизводя неповторимо индивидуальные внешние черты, художник во имя главного должен жертвовать одним и подчеркивать другие качества натуры, чтобы освободить создаваемый образ от всего случайного и наносного. Выделяя и усиливая нужные качества натуры, художник раскрывает через них внутренний мир, сущность характера человека, его социально-типические черты. Тем самым он создает художественный образ, образ своего современника.

    Нас не интересует передача не только внешности, но и внутреннего мира человека, его психологической характеристики, чему может способствовать образная трактовка лица, выбор позы и включение в постановку несложного натюрморта. Каждый человек может быть различно охарактеризован в зависимости от того, какие стороны его жизни и деятельности интересуют художника.

Работая над портретом, нельзя равнодушно относиться к натуре. Без увлеченности работой, невозможно добиться ни удачной характеристики, ни хорошего колористического решения портера. Надо помнить, что главное – это лицо, фигура, а элементы интерьера и натюрморта призваны только намечать выявление основного композиционного замысла.

После небольшого композиционного этюда в технике масляной живописи, в котором намечена композиция линейная, тоновая и цветовая, надо в размер основного этюда выполнить вспомогательный рисунок и перенести его на холст. В рисунке не нужна мелкая детализация, которая затрудняет свободную прописку кистью. Однако найти точные пропорции в соответствии с анатомическим строением и охарактеризовать движения необходимо. Если рисунок выполнен углем, то его нужно фиксировать. Иногда исполняют его кистью, употребляя в небольшом количестве жидко разведенную неяркую краску. Это делается для того, чтобы цвет краски не влиял на конечный результат живописи. Нельзя употреблять черный цвет, так как это поведет к загрязнению колорита. Выбор краски для рисунка зависит от общего колористического строя этюда. В лице и в кистях рук нужно особенно точно установить пропорциональность всех частей и их взаиморасположение. В одежде можно наметить наиболее крупные складки, не следует забывать правила, что те из них, которые облегают тело на торсе или на рукаве, надо окончательно нарисовать и написать одновременно за период, пока натура не меняет позы, а следовательно, и их расположения.

Большие возможности для обогащения средств передачи особенностей натуры дает использование кистей разных номеров, а также наложение красок различным по плотности слоем. Рядом с жидко прописанными тенями широкими густыми мазками наносят красочный слой на освещенные места.

Недопустимо с одинаковой степенью детализации выписывать моделировку формы на лице и мелочи в одежде, так как это будет рассеивать внимание зрителя и повредит созданию художественного образа в портрете.

Рабочее время следует распределять так, чтобы в последний сеанс не было надобности записывать фон или доканчивать детали, так как внимательное рассматривание уже законченного портрета даст возможность исправить ранее не замеченные недостатки, уточнить тональные цветовые отношения и синтезировать общий колорит. В завершающем этапе фигура может быть изображена в рост или по колено. Здесь могут быть применены самые различные приемы композиции. Произведения при всех различиях композиционных портретов и однофигурных композиций объединяет творческое отношение к замыслам, стремление найти наиболее выразительное решение.

Картина Яна Вермеера Дельфтского «Девушка с письмом» (иллюстрация 1) изображает видимую на полотне до половины, богато одетую молодую девушку, читающую письмо. На переднем плане замечательно написан натюрморт. В картине очень хорошо решены пространственные планы. Между ворсистым восточным ковром и стоящим в углу комнаты креслом ощущается воздушное пространство, что достигнуто точностью тональных отношений. На стеклах открытой створки окна заметно отражение лица женщины. Интересно сравнить часть освещенной драпировки с теми затененными, более мягко написанными ее складками, которые находятся за стеклом окна. Внимательно наблюдены и переданы складки платья, локоны прически и все другие детали картины. Большая плоскость белой стены комнаты очень разнообразна по тонким нюансам светотени. Сравнивая ее с ярко освещенным подоконником, видно, что сила света меньше вдали от источника освещения. Эта картина очень красива сопоставлением лимонно-желтых и различных оттенков красных тонов постановки со сдержанным по цвету фоном.

Портрет Н.П.Жданович, созданный П.А.Федотовым (иллюстрация 2), приведен как пример живописи фигуры с элементами интерьера. Композиционным центром является лицо, но и вся фигура, особенно руки имеют очень важное значение в общем построении. Пластично переданное движение торса композиционно подчеркнуто изгибом спинки стула. Перспективное сокращение клавиатуры и нот усиливает глубинность постановки. Тональное решение построено на контрастах светлых и темных красок. Прекрасно передан полный обаяния облик молодой девушки, ритм движений рук и складок платья, тонкие нюансы сопоставлений белой стены, нотной бумаги, светлого платья и цвета тела, гармонично решена красочная гамма. Сравнительно маленький размер этого портрета убедительно показывает, как можно углубленно решать задачи реалистической живописи на небольших холстах.

В учебной программе есть задания, включающие изображения рук, которые многое добавляют к характеристике лица. Умение передавать не только анатомическое строение, но и индивидуальные особенности рук является обязательным условием искусства портретиста.

Художников всегда привлекало изображение людей творческого труда. Примером может служить картина-портрет В.Тропинина «Кружевница» (иллюстрация 3). Это изображение образов с конкретной завязкой.

Кроме основного холста, учащиеся пишут небольшие быстрые этюды в технике акварели и масла. Время надо распределять так, чтобы добиться обобщенных решений двухфигурных постановок в условиях мастерской и на открытом воздухе.

Фигуры на этих быстрых этюдах должны быть написаны с пространственными фонами. К выполнению небольших по размерам этюдов такого плана учащиеся подготовлены практиковавшимися ранее композиционными набросками в цвете, предшествовавшими длительным этюдам с натурщиков. Теперь задания усложнены тем, что надо каждую из фигур писать не изолированно, а определяя цветовое отличие от соседней. В то же время это должны быть цельные двухфигурные постановки, объединенные не только сложным сюжетом, но и общим колористическим решением, масштабностью в рисунке, а также тональными и цветовыми отношениями. Здесь можно изобразить отдыхающих на скамье, встретившихся на улице или в коридоре знакомых, прохожих и т.д. Очень хорошо, если фигуры можно объединить тем или иным трудовым процессом.

Такого рода этюды развивают умение решать в цвете жанровые сюжеты и укрепляют профессиональное владение живописными средствами.

 

IV. Итог урока и домашнее задание

    Мы ознакомились с тем, чем мы будем заниматься на уроке.

    На следующее занятие нужно принести:

1. Натянутый на подрамник и загрунтованный холст.

2. Масляные краски.

3. Кисти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.

2. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд., М., 1968 – ВЫП. II-


Урок 2.

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

 

Вид: Объяснительно-иллюстративный (О.И.), ПО.

Тема:

      Возможности создания художественного образа средствами

      живописи.

Цель: Привить навыки и умения в изобразительном искусстве. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная. Приобщать к творчеству, закрепить умения и навыки при построении головы.

4. Развивающая: развить изобразительные способности; развивать их мыслительную и творческую активность.

5. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность; воспитывать внимательность при работе.

Оборудование:

а) для учителя: мел, доска, наглядность (этапы работы над портретом), репродукции, конспект.

б) для учеников: холст, масляные краски, кисти.

 

П Л А Н

I. Организационный момент                                                  2 мин.

II. Сообщение темы и задач                                          5 мин.

III. Изложение материала урока                                          30 мин.

IV. Практическая работа                                                140 мин.

V. Итог урока и домашнее задание                                         3 мин.

 


ХОД УРОКА


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.