Глава 1. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся

2020-03-31 174
Глава 1. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по живописи на тему:

«Обучение учащихся искусству портрета»

 

                                                   Выполнил студент

                                                                 5 курса заочного отделения

Федорова Ольга Александровна

                                                           Принял: Белоусов П.В.

 

Шадринск 2005 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся…………………… 6
1.1. Психологическая характеристика умения и навыков с точки зрения исполнения портрета ……..……………………………………… 6
1.2. Психологические особенности творческой личности……………… 9
1.3. Развитие умений и навыков исполнения портрета………………… 12
Глава II. Методическая часть …………………………………………… 17
2.1. Общая характеристика обучения…………………………………… 17
2.2. Фрагменты календарно-тематического плана……………………… 20
2.3. Конспекты уроков…………………………………………………… 24
Глава III. Творческая часть……………………………………………… 39
3.1. Выбор темы ………………………………………………………. … 39
3.2. История портрета …………………………………………………….. 40
3.3. Портрет как жанр изобразительного искусства …………………….. 41
3.4. Особенности работы над портретом ………………………………… 43
Глава IV. Практическая часть …………………………………………… 47
4.1. Первичная диагностика……..………………………………………… 49
4.2. Вторичная диагностика……………………………….……………… 51
 Заключение ………………………………………………………….. 53
 Литература…. ………………………………………………………….. 57

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждать в нем эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях творческой деятельности.

    В процессе воспитания формируются взгляды и чувства, вкусы и идеалы человека. Личность человека складывается под влиянием многих факторов, каких как искусство, природа, трудовая деятельность людей, быт, научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов действительности.

    Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом все богатство личности в различных его проявлениях.

    Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и приобщает к очень сложному и трудному искусству, которым необходимо овладеть каждому, - искусству видеть мир. Мир красок, форм волнует человека всегда, но чтобы видеть и наслаждаться его красотой, необходимо развивать свои органы чувств.

    Искусство видеть мир - сложное искусство. Овладеть им может каждый, и это крайне необходимо. Но, к сожалению, в школах этому мало уделяется внимания. Зачастую уроки ведут по специальности, особенно в сельских школах. Поэтому мы выбрали данную тему, так как это важно, ведь слабо подготовленный учитель не сможет заложить основы высокой художественной культуры у своих воспитанников, научить их изобразительной грамоте.

    Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение нравственного и эстетического воспитания школьников. Изобразительное искусство является одним из любимейших занятий детей. У ребенка появляется вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного.

    В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства.

    В одном случае берется в основу рисование с натуры (В.С.Кузина), в другом оценки ставятся на эмоциональном развитии школьников (К.М.Неменский), в третьем – большое внимание уделяется изучению народного искусства (Т.Я.Шпикалова).

    Рисунок органически входит в разнообразную профессиональную деятельность, обогащает ее до такой степени, что становится необходимым, незаменимым.

    Художник видит больше других, сложнее других, быстрее других. В искусстве отклонение «на волосок» мешает изображению ценного, почему начинающие больше всего рисуют человеческую голову? Чтобы натренировать глаз и руку. Ведь в изображении лица и «отклонение на волосок» допустить нельзя.

    Основываясь на вышеизложенном, мы выбрали темой дипломной работы «Обучение студентов искусству портрета».

    В соответствии с этим мы выбрали следующую цель: определить методы и формы обучения учащихся при работе над портретом.

    Объектом исследования является: учебно-воспитательный процесс.

    Предметом исследования: уроки изобразительного искусства.

    Решение задач преподавания изобразительному искусству основано на таких методических познаниях:

1. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности, является эффективным средством умственного и общего развития личности ученика, средством формирования его духовного мира.

2. Обучение и воспитание основаны на познании и усвоении учащимися эстетической сущности и усвоении учащимися эстетической сущности изобразительного искусства, направлены на сближение художественных занятий с изобразительным искусством, с жизнью.

3. Методика преподавания живописи опирается на философию и эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику художественного творчества. Осуществление учебно-воспитательных задач, предмета должно быть основано на возрастных, физиолого-психологических особенностях развития школьников, на данных современной общей, возрастной и педагогической психологии, на принципах дидактики.


Литература

1. Смирнов Г.Б. Живопись – М., 1975

Школа изобразительного искусства. – 2-е изд. М., 1968 – Вып. II-IV.

 

 

 

 

Конспекты уроков

По предмету

ЖИВОПИСЬ

 

                                                                          


Урок 1.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА – ЛЕКЦИЯ

 

Вид: Программированное обучение (П.О.)

Тема: Творческий подход к живописному портрету.

      Возможности создания художественного образа средствами

      живописи.

Цель: Помочь учащимся познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

Задачи:

1. Образовательная. Приобщать к творчеству, дать понятие о художественном образе.

2. Развивающая: развивать творческое воображение учащихся, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать внимательность и усидчивость.

Оборудование:

а) для учителя: мел, доска, репродукции картин (Вермеер Дельфтский «Женщина с письмом», П.А.Федотов «Портрет Н.П.Жданович», В.Тропинин «Кружевница» и т.д.)

б) для учеников: тетрадь, ручка.

 

П Л А Н

I. Организационный момент                                                  2 мин.

II. Сообщение темы и задач                                          5 мин.

III. Изложение материала                                               20 мин.

IV. Итог урока и домашнее задание                                       15 мин.

 


ХОД УРОКА

III. Изложение материала.

    Задача художника-портретиста сложная. Воспроизводя неповторимо индивидуальные внешние черты, художник во имя главного должен жертвовать одним и подчеркивать другие качества натуры, чтобы освободить создаваемый образ от всего случайного и наносного. Выделяя и усиливая нужные качества натуры, художник раскрывает через них внутренний мир, сущность характера человека, его социально-типические черты. Тем самым он создает художественный образ, образ своего современника.

    Нас не интересует передача не только внешности, но и внутреннего мира человека, его психологической характеристики, чему может способствовать образная трактовка лица, выбор позы и включение в постановку несложного натюрморта. Каждый человек может быть различно охарактеризован в зависимости от того, какие стороны его жизни и деятельности интересуют художника.

Работая над портретом, нельзя равнодушно относиться к натуре. Без увлеченности работой, невозможно добиться ни удачной характеристики, ни хорошего колористического решения портера. Надо помнить, что главное – это лицо, фигура, а элементы интерьера и натюрморта призваны только намечать выявление основного композиционного замысла.

После небольшого композиционного этюда в технике масляной живописи, в котором намечена композиция линейная, тоновая и цветовая, надо в размер основного этюда выполнить вспомогательный рисунок и перенести его на холст. В рисунке не нужна мелкая детализация, которая затрудняет свободную прописку кистью. Однако найти точные пропорции в соответствии с анатомическим строением и охарактеризовать движения необходимо. Если рисунок выполнен углем, то его нужно фиксировать. Иногда исполняют его кистью, употребляя в небольшом количестве жидко разведенную неяркую краску. Это делается для того, чтобы цвет краски не влиял на конечный результат живописи. Нельзя употреблять черный цвет, так как это поведет к загрязнению колорита. Выбор краски для рисунка зависит от общего колористического строя этюда. В лице и в кистях рук нужно особенно точно установить пропорциональность всех частей и их взаиморасположение. В одежде можно наметить наиболее крупные складки, не следует забывать правила, что те из них, которые облегают тело на торсе или на рукаве, надо окончательно нарисовать и написать одновременно за период, пока натура не меняет позы, а следовательно, и их расположения.

Большие возможности для обогащения средств передачи особенностей натуры дает использование кистей разных номеров, а также наложение красок различным по плотности слоем. Рядом с жидко прописанными тенями широкими густыми мазками наносят красочный слой на освещенные места.

Недопустимо с одинаковой степенью детализации выписывать моделировку формы на лице и мелочи в одежде, так как это будет рассеивать внимание зрителя и повредит созданию художественного образа в портрете.

Рабочее время следует распределять так, чтобы в последний сеанс не было надобности записывать фон или доканчивать детали, так как внимательное рассматривание уже законченного портрета даст возможность исправить ранее не замеченные недостатки, уточнить тональные цветовые отношения и синтезировать общий колорит. В завершающем этапе фигура может быть изображена в рост или по колено. Здесь могут быть применены самые различные приемы композиции. Произведения при всех различиях композиционных портретов и однофигурных композиций объединяет творческое отношение к замыслам, стремление найти наиболее выразительное решение.

Картина Яна Вермеера Дельфтского «Девушка с письмом» (иллюстрация 1) изображает видимую на полотне до половины, богато одетую молодую девушку, читающую письмо. На переднем плане замечательно написан натюрморт. В картине очень хорошо решены пространственные планы. Между ворсистым восточным ковром и стоящим в углу комнаты креслом ощущается воздушное пространство, что достигнуто точностью тональных отношений. На стеклах открытой створки окна заметно отражение лица женщины. Интересно сравнить часть освещенной драпировки с теми затененными, более мягко написанными ее складками, которые находятся за стеклом окна. Внимательно наблюдены и переданы складки платья, локоны прически и все другие детали картины. Большая плоскость белой стены комнаты очень разнообразна по тонким нюансам светотени. Сравнивая ее с ярко освещенным подоконником, видно, что сила света меньше вдали от источника освещения. Эта картина очень красива сопоставлением лимонно-желтых и различных оттенков красных тонов постановки со сдержанным по цвету фоном.

Портрет Н.П.Жданович, созданный П.А.Федотовым (иллюстрация 2), приведен как пример живописи фигуры с элементами интерьера. Композиционным центром является лицо, но и вся фигура, особенно руки имеют очень важное значение в общем построении. Пластично переданное движение торса композиционно подчеркнуто изгибом спинки стула. Перспективное сокращение клавиатуры и нот усиливает глубинность постановки. Тональное решение построено на контрастах светлых и темных красок. Прекрасно передан полный обаяния облик молодой девушки, ритм движений рук и складок платья, тонкие нюансы сопоставлений белой стены, нотной бумаги, светлого платья и цвета тела, гармонично решена красочная гамма. Сравнительно маленький размер этого портрета убедительно показывает, как можно углубленно решать задачи реалистической живописи на небольших холстах.

В учебной программе есть задания, включающие изображения рук, которые многое добавляют к характеристике лица. Умение передавать не только анатомическое строение, но и индивидуальные особенности рук является обязательным условием искусства портретиста.

Художников всегда привлекало изображение людей творческого труда. Примером может служить картина-портрет В.Тропинина «Кружевница» (иллюстрация 3). Это изображение образов с конкретной завязкой.

Кроме основного холста, учащиеся пишут небольшие быстрые этюды в технике акварели и масла. Время надо распределять так, чтобы добиться обобщенных решений двухфигурных постановок в условиях мастерской и на открытом воздухе.

Фигуры на этих быстрых этюдах должны быть написаны с пространственными фонами. К выполнению небольших по размерам этюдов такого плана учащиеся подготовлены практиковавшимися ранее композиционными набросками в цвете, предшествовавшими длительным этюдам с натурщиков. Теперь задания усложнены тем, что надо каждую из фигур писать не изолированно, а определяя цветовое отличие от соседней. В то же время это должны быть цельные двухфигурные постановки, объединенные не только сложным сюжетом, но и общим колористическим решением, масштабностью в рисунке, а также тональными и цветовыми отношениями. Здесь можно изобразить отдыхающих на скамье, встретившихся на улице или в коридоре знакомых, прохожих и т.д. Очень хорошо, если фигуры можно объединить тем или иным трудовым процессом.

Такого рода этюды развивают умение решать в цвете жанровые сюжеты и укрепляют профессиональное владение живописными средствами.

 

IV. Итог урока и домашнее задание

    Мы ознакомились с тем, чем мы будем заниматься на уроке.

    На следующее занятие нужно принести:

1. Натянутый на подрамник и загрунтованный холст.

2. Масляные краски.

3. Кисти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.

2. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд., М., 1968 – ВЫП. II-


Урок 2.

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

 

Вид: Объяснительно-иллюстративный (О.И.), ПО.

Тема:

      Возможности создания художественного образа средствами

      живописи.

Цель: Привить навыки и умения в изобразительном искусстве. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная. Приобщать к творчеству, закрепить умения и навыки при построении головы.

4. Развивающая: развить изобразительные способности; развивать их мыслительную и творческую активность.

5. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность; воспитывать внимательность при работе.

Оборудование:

а) для учителя: мел, доска, наглядность (этапы работы над портретом), репродукции, конспект.

б) для учеников: холст, масляные краски, кисти.

 

П Л А Н

I. Организационный момент                                                  2 мин.

II. Сообщение темы и задач                                          5 мин.

III. Изложение материала урока                                          30 мин.

IV. Практическая работа                                                140 мин.

V. Итог урока и домашнее задание                                         3 мин.

 


ХОД УРОКА

IV.Практическая работа

    Продолжают работу на холсте.

          V. Итог урока и домашнее задание

    Продолжение работы над эскизами дома.

 

ЛИТЕРАТУРА

3. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.

4. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд., М., 1968 – ВЫП. II-
Урок 4. Обобщение и систематизация

Вид: Проблемное обучение (Пб.О.)

Тема:

Образ русского человека. Женский образ.

Цель: Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства, формирование духовного мира.

Задачи:

1. Образовательная. Приобщать к творчеству, Закрепить умения и навыки при построении головы.

2. Развивающая: развить фантазию, художественный вкус, творческую активность.

3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Оборудование:

а) для учителя: мел, доска, наглядность репродукции, конспект.

б) для учеников: кисти, акварель, гуашь, бумага, картон.

 

П Л А Н

I. Организационный момент                                                      

II. Сообщение темы и задач                                              

III.Вводная беседа     

IV. Практическая работа                                          

IV. Итог урока и домашнее задание                                  

 

ХОД УРОКА

III. Вводная беседа

Образ деревень и городов в какой-то мере дошел до наших дней в реальных постройках. Образ русского человека тоже существует в нашем представлении, и во многом благодаря художникам, запечатлевшим его. Художники России воспели характер и красоту русской женщины. Мы до сих пор говорим «русская красавица». Это целый комплекс сложившихся веками представлений о лице, об умении держать себя и одеваться, а главное – о способности тонко чувствовать природу, глубоко переживать горе и радость (иллюстрация 5).

Показать гармонию человека и природы в портрете. Никто еще до ныне из наших художников не выразил образ простой женщины, занятой рукоделием.

Задание: изобразить образ женщины, показать ее настроение, внутренний мир.

IV. Практическая работа

V. Итог урока и домашнее задание.

Продолжите работы дома.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975.


ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выбор темы

    Для своей дипломной работы я выбрала тему: «Обучение студентов искусству портрета».

    Выбрав данную тему, ставлю перед собой задачу сложную, но интересную. Ведь портрет – это не только изображение человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное исследование психологии человеческой личности, внутреннего мира портретируемого. Воспринимая портретный образ, мы постигаем не только самого человека, но и окружающий его мир через призму его чувств и мыслей.

Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, - утверждал Гегель, - начиная с ее совершенных опытов, заключается в том, чтобы добраться до портрета».

    Обращение же к такой технике, как масляная живопись, позволяет смело экспериментировать, находить новые решения, дает возможность исправлять ошибки. Чем больше работаешь в этой технике, тем шире открывается ее разнообразные свойства: способность выразить эмоциональную напряженность, цветовую насыщенность, возможность передать цельность силуэта больших форм, не теряя при этом четкости даже самых мелких деталей.

    Главная задача здесь – исследование личности человека, передача ее характернейших особенностей. Это, как правило, картины небольшого размера, где композиционным узлом является лицо человека, которому художник отводит ведущую роль.

 


История портрета

    К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека. Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому черты. Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета.

    Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, эпоха, в которую он жил.

    Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнегреческие скульптурные портреты.

    Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения.

    В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.

    Широко и многопланово развивался советский портрет в послевоенные годы. Современный портрет не только позволяет глубже заглянуть во внутренний мир нашего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей. В последнее десятилетие стремление к глубокой жизненной правде портрета появилось, в частности. в особом внимании к образам конкретных наших современников.


ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Большое внимание, начиная работу над портретом, художник должен уделять выбору натуры. На этом этапе работы я исходила из следующих критериев:

а) доступность натуры;

б) натурщик или натурщица должны быть интересны для мены;

в) портретируемый должен быть из круга моих родственников или знакомых;

г) и, если можно, не оплачиваемая натура.

    Размышляя над этим, я пришла к выводу, что под мои основные критерии подходят: я сама, моя мама, или подруга. Изначально, задумывалось два портрета.

    Работа над портретом предполагает несколько этапов.

    Первый этап – это поиск композиционного решения портрета, я делала наброски, искала определенное положение фигуры человека, наклона туловища, поворота головы, нужно было выполнить немало набросков, первоначальных замыслов, пока не будет найден наиболее ясный и выразительный. С момента определения сюжета начинается кропотливая работа над эскизами. Первые эскизы лучше всего выполнять небольшого размера, так как на маленьком формате легче установить основное композиционное построение. После этого я выполнила масляными красками в цвете, я решила его сделать в теплом колорите, учитывая психологию влияния цвета в отношении к человеку, показать личность характера.

    При наличии эскизного и этюдного материала можно перейти к выполнению рисунка на картоне в размере задуманного формата, определяется местоположение и соотношение частей.

    Неизбежно последуют многократные переделки. Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, этюдами, скажется на качестве картины.

    Свой эскиз я перенесла на картину того же формата, что и холст.

    Затем уже перерисовываю на холст и начинаю основную работу – «делаю подмалевок».

    Подмалевок делается без белил, тонким слоем пасты. При этом надо взять как можно более напряженные цветовые отношения. С самого начала работы надо постараться верно определить общий световой тон натуры. Чтобы само начало работы способствовало дальнейшему правильному нахождению плановых отношений, ее лучше всего вести начиная с самого темного в натуре места, внимательно и точно определив его силу.

    Как и в рисунке, не следует подробно прописывать какую-то деталь формы, если все остальные части не решены хотя бы обобщенно. Надо прорабатывать равномерно все части натуры.

    Цвета предметов, которые находятся рядом с головой или фигурой, имеют большое значение для организации живописного строя всей работы, поэтому, изображая человека, обязательно надо находить цветовые отношения в связи с окружающими предметами.

    Эти второстепенные предметы не должны прорабатываться также внимательно, как основной объект изображения.

    Заключительная часть работы – обобщение, подчинение деталей в целом. На этой стадии необходимо видеть всю модель сразу, замечать тоновые отношения больших масс, главных планов.

    На этюде нужно сохранить тональные изображения этих касаний: что-то растворить в фоне, что-то подчеркнуть.

    Последним этапом работы является оформление холста в раму. Также надо подобрать цвет рамы, учитывая колорит работы.

 


Первичная диагностика

 

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке.

Портрет – это один из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства.

Портрет – это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача высшего сходства, а сложное исследование психологии человеческой личности, внутреннего мира портретируемого.

Задача художника заключается в передаче характерных черт человека и выявлении как психического, социально значимого, так и индивидуального ценного.

Нами были использованы следующие критерии оценки рисунка:

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа.

2. Качество передачи индивидуальных черт портретируемого.

3. Количество пропорционального построения с помощью линии.

4. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема, как усвоены законы светотени, как передан свет, тень, полутень, рефлекс, какова объемно пластическая выразительность изображения.

5. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.

6. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы студентов.

Все учащиеся оценивались по пятибалльной системе:

«2» - не справился с работой;

«3» - справился с работой недостаточно хорошо;

«4» - справился с работой, но есть небольшие замечания;

«5» - нет замечаний по работе.

В нашем исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 14 лет, посещающие детскую художественную школу г.Куртамыша.

Испытуемые состояли из двух групп: контрольная (4 мальчика, 14 девочек) и экспериментальная (6 мальчиков, 12 девочек). Общая выборка составила 36 человек.

Первичная диагностика была проведена в октябре 2004 года. Вторичная диагностика была проведена в марте 2005 года.

С помощью разнообразных этапов рисунка мы смогли выяснить насколько ребенок мог развить свои творческие способности. Полученные данные представлены в таблице 1 и 2.

Первичная диагностика показала, что процент испытуемых, у которых оценка 5 баллов в контрольной группе составил 13,3%, в экспериментальной группе - 6,6%.

Таблица 1

Первичная диагностика

Название группы

Процент испытуемых, у которых оценка составила

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Контрольная 13,3 46,6 26,6 13,3
Экспериментальная 6,6 46,6 33,3 13,3

 

Таким образом, первичная диагностика показала, что уровень развития творческих способностей в среднем у контрольной группы составил 72%; у экспериментальной – 69%.

По полученным данным можно судить, что уровень развития творческих способностей в контрольной группе выше по сравнению с экспериментальной группой.


Вторичная диагностика

При вторичной диагностике процентное соотношение составило: в контрольной группе процент испытуемых, которые получили 5 баллов – 26,6%, а в экспериментальной группе – 53,3%.

Результаты вторичной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Вторичная диагностика

Название группы

Процент испытуемых, у которых оценка составила

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Контрольная 26,6 46,6 26,6 0
Экспериментальная 53,3 33,3 20 0

 

Таким образом, вторичная диагностика показала, что развитие творческих способностей у детей в экспериментальной группе в среднем составило 88%, а в контрольной – 80%.

По результатам вторичной диагностики можно сказать, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе сравнительно выше, чем в контрольной группе.

По полученным данным можно сделать вывод, что дети в экспериментальной группе по сравнению с детьми из контрольной группы лучше усвоили и овладели навыками изобразительного искусства: пропорциональность, композиционная компоновка в лице, навыки владения карандашом и т.д.

Таким образом, составленная нами методика способствует развитию творческих способностей студентов, эстетического воспитания учащихся. Студенты стали лучше разбираться в анатомическом построении головы человека.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и может быть использована в практике педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1991

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970

4. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986

5. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодарское издательство, 1967

6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты – М., 1989

7. Вибер Ж. Живопись и ее средства. – М., изд-во Академия художеств СССР, 1961

8. Волков Н.П. Художественная студия в школе. – М., 1993

9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1965

10. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. – М., 1984

11. Гордан Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. – М., 2000

12. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982

13. Живопись: учеб. Пособие для вузов / Н.П.Бесчастнов и др. – М., 1993

14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961, с.10

15. Иогансов Б.В. О живописи. – М., 1960

16. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – М., 1965, с. 125

17. Кузин В.С. Психология. Учебник, 4-е изд., М: АГАР,  1999

18. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства. – М., 1983

19. Лазарев В.Н. Портрет в искусстве XVIII в. – М.-Л., 1937

20. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. – М., 1986

21. Немов Р.С. «Общая психология» – М.; Гуманит. Изд.центр Владос, 2003

22. Паррамон Х.М. Как писать маслом. – Спб, 1992

23. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1, 2 / Гл. ред. В.М.Полевой – М., 1986

24. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1976

25. Смирнов Г.Б. Живопись. – М., 1975

26. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. – М., 1983

27. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике. – М., 1981

28. Унковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1974

29. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980

30. Унковский А.А. Живопись фигуры. – М., Л., 1968

31. Чаварун Д. Рисунок. Художественный портрет. – М., 2002

32. Школа изобразительного искусства. – 1-е изд. М., изд-во Академия художеств СССР, 1960

33. Школа изобразительного искусства. – 2-е изд. М., 1965 – Вып. II-IV

34. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983

Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по живописи на тему:

«Обучение учащихся искусству портрета»

 

                                                   Выполнил студент

                                                                 5 курса заочного отделения

Федорова Ольга Александровна

                                                           Принял: Белоусов П.В.

 

Шадринск 2005 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Психологическая характеристика процесса формирования умений и навыков исполнения портрета у учащихся…………………… 6
1.1. Психологическая характеристика умения и навыков с точки зрения исполнения портрета ……..……………………………………… 6
1.2. Психологические особенности творческой личности……………… 9
1.3. Развитие умений и навыков исполнения портрета………………… 12
Глава II. Методическая часть …………………………………………… 17
2.1. Общая характеристика обучения…………………………………… 17
2.2. Фрагменты календарно-тематического плана……………………… 20
2.3. Конспекты уроков…………………………………………………… 24
Глава III. Творческая часть……………………………………………… 39
3.1. Выбор темы ………………………………………………………. … 39
3.2. История портрета …………………………………………………….. 40
3.3. Портрет как жанр изобразительного искусства …………………….. 41
3.4. Особенности работы над портретом ………………………………… 43
Глава IV. Практическая часть …………………………………………… 47
4.1. Первичная диагностика……..………………………………………… 49
4.2. Вторичная диагностика……………………………….……………… 51
 Заключение ………………………………………………………….. 53
 Литература…. ………………………………………………………….. 57

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждать в нем эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонии и красоты во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях творческой деятельности.

    В процессе воспитания формируются взгляды и чувства, вкусы и идеалы человека. Личность человека складывается под влиянием многих факторов, каких как искусство, природа, трудовая деятельность людей, быт, научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов действительности.

    Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.