Развитие умений и навыков исполнения портрета — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Развитие умений и навыков исполнения портрета

2020-03-31 200
Развитие умений и навыков исполнения портрета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», - говорил П.П.Чистяков. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника – знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как «уметь».

Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином «уметь» обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.

Изобразительная техника включает умение художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыками работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого. А также индитвидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.

Чтобы лучше понять роль изобразительной техники в художественном творчестве. Необходимо познакомиться с тем, что говорят о ней сами художники.

Так, П.АП.Чистяков писал: «Техника – этог язык художника: развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».

Почти то же говорил и О.Роден: «Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади».

Совершенство техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности. Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К.П.Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

Уделяя много времени воспитанию молодых художников, известный английский живописец Д.Рейнольдс отмечал, что их первой заботой должно стать овладение «технической готовностью». Понимая под «технической готовностью» овладение различными правилами, приемами изображения. Художник пояснил: «Мы совершенно уверены, что красота формы, выражение страстей, искусство композиции, даже способность придать произведению искусства величавость в настоящее время весьма сильно зависят от соблюдения правил». [48, т.3, с.416]

Вспоминая, что «эти качества некогда считались только воздействиями гения», Рейнольдс признает это совершенно справедливым, если считать гениальность не даром, а «результатом точного наблюдения и опыта». Следовательно, понятие гениальности Рейнольдс неразрывно связывает с изобразительной техникой, т.е. с овладением рядом правил, приемов, навыков и т.п.

Все графические и живописные умения и навыки должны совершенствоваться до уровня мастерского владения ими.

Мастерство в изобразительном искусстве включает совершенство владения изобразительной техникой, а значит, и самую высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, законами и правилами композиции. Только при таком условии возможно создание современного произведения искусства.

Бес мастерства нет высокого искусства. Это понятно, высокоидейное искусство обязательно предполагает совершенную форму, которую имеет только мастерство. В противном случае это обычная, «фотографическая», копия действительности, совершенно не затрагивающая чувств, мысли.

Высокое мастерство художника всегда основано на большом и упорном труде. Систематическая работа карандашом, углем, кистью, постоянное течение жизни являются главными условиями овладения мастерством.

Всем известно упорство В.А.Серова, с которым он буквально завоевывал мастерство. При этом В.А.Серов особое значение придавал освоению техники, познанию свойств различных рисовальных и живописных материалов, овладению способами работы с ними. В своих воспоминаниях Н.П.Ульянов отмечает, что В.А.Серов выделялся не только среди своих современников, но и среди большинства художников самых разных эпох тем, что он являлся неутомимым исследователем материала, который в его глазах имел не менее важное значение. Чем сюжетное содержание картины, и составлял «живую душу живописи». Н.П.Ульянов вспоминает, что В.А.Серов работал самыми различными материалами – маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью, цветными карандашами, углем.

Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление. Совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии – мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.

Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащейся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствует о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой.

Какие же графические и живописные умения и навыки являются наиболее важными и составляют сущность изобразительной техники и мастерства? Это. Прежде всего, умения и навыки обращаться с необходимыми техническими материалами, умение изготавливать некоторые из них.

 Следующая категория умений и навыков в изобразительной деятельности – это умения и навыки работы различными материалами: карандашом, углем, соусом, сангиной, пастелью, акварелью, маслом, гуашью, темперой.

Очень важную роль в творчестве художника играют умения правильно, т.е. соответственно направлению действительной формы предмета, проводить линии, штрихи, мазки. По этому поводу И.И.Левитан отмечал, что мазок только тогда выразительное слово, когда он лежит по форме, а иначе это «пустословие».

Значительное место в изобразительной деятельности занимают умения пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, закономерностями конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения, законами композиции.

Не меньшую роль играют умения и навыки анализировать натуру, свой рисунок или живописную работу, а также сравнивать рисунок с натурой.

Также важны и навыки вести работу (длительную или кратковременную, графическую или живописную) от общего к частному или от частностей снова к общему.

Особое место в изобразительном творчестве занимает умение изобразительными средствами передавать психологическое состояние изображаемого человека, его чувства, настроения, мысли, т.е. умение раскрыть, показать психологический мир героя.

Осуществляя психологический анализ изобразительной техники и мастерства, необходимо рассмотреть условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений. Такими условиями являются:

а) четкость поставленной заадчи, осознание конечного результата труда;

б) обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом ее этапе;

в) постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности;

г) обязательная оценка изобразительной деятельности (как непосредственного процесса, так и результатов). [17, 66-77]


                       ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                   


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.