Изменение мнения, появление намерения помочь. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Изменение мнения, появление намерения помочь.

2020-04-01 174
Изменение мнения, появление намерения помочь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это один из ключевых аспектов для понимания различия в шафаатах. Очень важно его понять. Во время шафаата среди людей второе лицо становится причиной для изменения намерения у третьего. Третий может и не задумывался о помощи и милости к первому, а второй напомнил (это так же связано со знанием), или побудил как-то, или уговорил, или переубедил. В общем у третьего возникло то, чего не было до шафаата. Именно поэтому первое лицо так рассчитывает на второе. Что он воздействует на третье, как-то сподвигнет его, подтолкнет. То есть второе лицо является соучастником с третьим. Но шафаат у Аллаха совсем другой, он выходит за рамки обычного понимания шафаата. На самом деле, если шафаат второго принят, Аллах изначально хотел помочь первому. Аллах в извечном предопределении был доволен первым, и хотел ему помочь, или его простить и помиловать.

Поскольку шафаат это есть дуа, как это выше и разъяснил Ибн Таймия, разъясним это в отношении личного дуа человека. Аллах по Своей Великой Мудрости делает все через определенный порядок, который Он сам установил, какие-то вещи Он делает, привязав к ним причины и взаимно связав между собой. Он пожалел первого и внушил тому дуа и облегчил ему молитву Самому Себе, и принял ее.

Как и высказался Умар в таком смысле: Если Аллах желает принять молитву, он облегчает ее искреннее выполнение, а если не желает, то и не дает помолиться от души. Поэтому если Аллах дал помолиться от души, уже нужно надеяться на ее принятие.

Вот что сказал по этому поводу Ибн Аби аль-Изз Ханафи:

الرَّبُّ سُبْحَانَهُ هُوَ الَّذِي حَرَّكَ الْعَبْدَ إِلَى دُعَائِهِ، فَهَذَا الْخَيْرُ مِنْهُ، وَتَمَامُهُ عَلَيْهِ, كَمَا قَالَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: إِنِّي لَا أَحْمِلُ هَمَّ الْإِجَابَةِ، وَإِنَّمَا أَحْمِلُ هَمَّ الدُّعَاءِ، وَلَكِنْ إِذَا أُلْهِمْتُ الدُّعَاءَ فَإِنَّ الْإِجَابَةَ مَعَهُ, وَعَلَى هَذَا قَوْلُهُ تَعَالَى: {يُدَبِّرُ الْأَمْرَ مِنَ السَّمَاءِ إِلَى الْأَرْضِ ثُمَّ يَعْرُجُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ أَلْفَ سَنَةٍ مِمَّا تَعُدُّونَ} [الم السجدة: 5]. فأخبر سبحانه أنه يبتدئ بتدبير [الأمر]، ثُمَّ يَصْعَدُ إِلَيْهِ الْأَمْرُ الَّذِي دَبَّرَهُ، فَاللَّهُ سُبْحَانَهُ هُوَ الَّذِي يَقْذِفُ فِي قَلْبِ الْعَبْدِ حَرَكَةَ الدُّعَاءِ، وَيَجْعَلُهَا سَبَبًا لِلْخَيْرِ الَّذِي يُعْطِيهِ إِيَّاهُ، كَمَا فِي الْعَمَلِ وَالثَّوَابِ، فَهُوَ الَّذِي وَفَّقَ الْعَبْدَ لِلتَّوْبَةِ ثُمَّ قَبِلَهَا، [وَهُوَ الَّذِي وَفَّقَهُ لِلْعَمَلِ ثُمَّ أَثَابَهُ]، وَهُوَ الَّذِي وَفَّقَهُ لِلدُّعَاءِ ثُمَّ أَجَابَهُ، فَمَا أَثَّرَ فِيهِ شَيْءٌ مِنَ الْمَخْلُوقَاتِ، بَلْ هُوَ جَعَلَ مَا يَفْعَلُهُ سَبَبًا لِمَا يَفْعَلُهُ, Ведь это Всевышний Господь – Тот, Кто побудил человека обратиться к Нему с мольбой. Поэтому изначально это благо исходит от Него и завершение этого процесса так же на Аллахе. Как и сказал Умар, да будет доволен им Аллах: Я не занимаю себя мыслью о том, будет ли принята моя мольба, я занимаю себя заботой о самой мольбе, чтобы сделать ее. Ведь если мне дана возможность сделать дуа (должным образом от души), то значит за этим последует принятие. Об этом и идет речь в словах Всевышнего:  يدبر الأمر من السماء إلى الأرض ثم يعرج إليه في يوم كان مقداره ألف سنة مما تعدون Он управляет делами с неба до земли, а затем они восходят к нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете. - (32/5). Всевышний Аллах сообщил, что изначально Он управляет делами Своих рабов, а потом их деяния, которыми Он управляет, возносятся к Нему. Это Всевышний Аллах вкладывает в сердце человека стремление обратиться с мольбой. А затем делает эту мольбу причиной к тому благу, что дает человеку, как в деяниях, так и в награде за них. Никто из Его созданий не может повлиять на Него, наоборот, это Он делает причины для его деяний. Это Он вдохновляет человека к действию, а потом вознаграждает его, И это Он вдохновляет человека обратиться с мольбой, а потом принимает ее. Никто из Его созданий не может повлиять на Него, наоборот, это Он делает причины для его деяний. Один имам из числа последователей сподвижников Мутарриф бин Абдулла бин аш-Шиххир сказал: «Я задумался над этим делом и обнаружил, что его начало – у Аллаха, и его завершение – у Аллаха, и что главное проявление этого в мольбе». (Шарх на акъиду ат-Тахавия, Ибн Аби аль-Изз Ханафи, 2/681).  

 

А также сказал Ибн Таймия:

والصواب: ما عليه الجمهور - من أن الدعاء سبب لحصول الخير المطلوب، أو غيره، كسائر الأسباب المقدرة والمشروعة. وسواء سمي سببًا أو جزءًا من السبب أو شرطًا، فالمقصود هنا واحد، فإذا أراد الله بعبد خيرًا ألهمه دعاءه والاستعانة به، وجعل استعانته ودعاءه سببًا للخير الذي قضاه له، كما قال عمر بن الخطاب رضي الله عنه: " إني لا أحمل هم الإجابة، وإنما أحمل هم الدعاء، فإذا ألهمت الدعاء فإن الإجابة معه " اقتضاء الصراط المستقيم 2/229   Верным является то, чего придерживается большинство ученых: Молитва является действительной причиной для получения желаемого блага, или другого, как и все остальные законные причины, действие которых предопределено. Это так независимо от того, как их назовут: причина, следствие причины, условие. Суть здесь одна: Если Аллах пожелал рабу благо, Он (подводит под это причины для исполнения того, что Он уже пожелал для раба) внушает рабу помолиться и попросить у Него помощи, и эту просьбу о помощи и молитву делает причиной для того добра, которое Он уже определил для него. Как и сказал Умар ибнуль-Хаттаб: «Я не занимаю себя мыслью о том, будет ли принята моя мольба, я занимаю себя заботой о самой мольбе, чтобы сделать ее. Ведь если мне дана возможность сделать дуа (должным образом от души), то значит за этим последует принятие». (Икътидъа ас-съират аль-мустакъим, 2/229).

 

Вернемся к шафаату. Поскольку шафаат это дуа, то к нему применяются ахкям дуа. Итак, к этой причине (личное дуа) Аллах добавил усиление и дополнение к ней. Аллах побудил людей просить ходатайство у друг друга и побудил принимать ходатайства и ходатайствовать за других. И для выполнения нужды первого Аллах после того, как внушил ему личное дуа, внушил ему, чтобы тот попросил помолиться и другого (истишфа). То есть, если в случае шафаата среди людей, инициатор первый человек, то в шафаате у Аллаха, инициатор Аллах. Аллах пожелал его помиловать, и для этого причиной внушил дуа и просьбу шафаата. То есть процесс прямо противоположный. А затем внушил второму, чтобы он принял и помолился. Причем это внушение как бытийное, внушение в сердце, так и шариатское: издание разрешения ходатайствовать за верующих и побуждение к этому. Тем самым Аллах возвысил степень второго, пожалел и помиловал его, ведь он из-за того, что тот молится за первого, то есть за другого человека, он получает награду и пользу, быть может даже большую пользу, чем если он будет молиться чисто только за себя. Таким образом Аллах связал братьев мусульман молитвами друг за друга, и они от этого получают пользу. Мы еще уделим внимание, ин шаа Аллах, этой связи между и мусульманами и взаимной пользы, которой они получают за мольбу и шафаат.

Подобно тому, как в личной мольбе начало у Аллаха, и конец у Аллаха, также и в шафаате. Ниже мы приведем цитату Ибн абиль-Изза, где он разъяснил такой же механизм инициации шафаата, как это мы разъяснили сейчас.

И здесь нельзя думать, что это люди инициаторы и уговаривают Аллаха. Нет же. Как и сказано в хадисе:

قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم - " «إذا دعا أحدكم فلا يقل: اللهم اغفر لي إن شئت ولكن ليعزم، وليعظم الرغبة، فإن الله لا يتعاظمه شيء أعطاه» " (رواه مسلم)

«Когда кто–то из вас молится, пусть не говорит: «О Аллах, прости меня если хочешь». Наоборот, пусть просит решительно, и пусть увеличит стремление. Ведь Аллаха ничто не принуждает дать ему».

То есть смысл дуа не в том, что человек воздействовал на Аллаха и уговорил Его. Все произошло с точностью наоборот: Аллах пожелал простить и омилостивить человека и именно поэтому внушил ему сделать дуа. Аллах устраивает все через причины, и то, что Он дал человеку милость, Аллах проделал это через его мольбу, привязал дуа человека к тому, что Он и так изначально захотел ему дать. Поэтому получается, что если Аллах дал человеку помолиться, внушил ему искреннюю мольбу это свидетельство того, что Аллах захотел ему дать то, что тот просит в дуа, и поэтому Аллах натолкнул человека на молитву. А если Аллах не хочет дать чего-то человеку, Он и не дает ему возможности помолиться за это.

Точно так же и шафаат. Это – дополнение к молитве самого человека, просто это не фард, а нафиля. Как мы и проходили – шафаат это дополнение, образование пары. И механизм его точно такой же. Аллах захотел дать благо человеку изначально, и в дополнение к личному дуа натолкнул его и внушил ему просьбу о шафаате, а ходатая натолкнул на шафаат, и все это из-за мудростей, которые Аллах установил в этом. Некоторые из них мы изложим.

Теперь со всей ясностью становится понятно почему весь шафаат принадлежит Аллаху. Он его изначально и установил. Он изначально пожалел раба и простил его, но привязал к этому этот механизм дуа и шафаата. Не раб уговорил Аллаха, а Аллах пожалел и внушил тому молиться самому и дополнительно просить шафаат. Поэтому раз на всех этапах Аллах инициировал и внушил шафаат, конечно же шафаат полностью принадлежит Аллаху.

В исполнении же этих мушриков шафаат получается не весь принадлежит Аллаху. Они думают, что Аллах не хочет их простить (ибо они грешные), но ходатаи может быть изменят мнение Аллаха. Что они уговорят его чем-то помочь после того, как Он не хотел этого. Тем самым долю из шафаата они отдают другим помимо Аллаха, не весь шафаат отдают Аллаху, берут этих ходатаев, что-то решающими, имеющими долю в принятии шафаата. А как представляют муслимы муваххиды? Они во первых сами молятся, и больше рассчитывают на молитву свою к Аллаху. Она фард, а к шафаату прибегают как к нафиля.

Если объяснить на примере другого поклонения – намаза: То есть раб сперва выполняет обязательный намаз, и им успокаивается каким-то образом. Пока не сделает фарда, боится гнева и наказания Аллаха. Успокоившись (относительно) фардом, в качестве дополнительной меры прибегает к нафиля, дабы искать средства приближения к Аллаху. Так же и муслим с шафаатом. Это лишь дополнительное средство приближение после фарда – после своей молитвы Аллаху, и в первую очередь он рассчитывает на нее. Если он сам не умилостивит Аллаха своими поступками (и это правильно нужно понимать, ибо как мы и объясняли, это Аллах, если был доволен, то изначально был доволен, и он внушил рабу помолиться за себя), если Аллах не будет доволен им, то, как может посторонний сделать так, чтобы Аллах был доволен первым. Аллах может принять ходатайство второго, если доволен первым. Вот здесь и проясняется смысл всех этих аятов, где говорится, что ходатайство может быть принято только в отношении того, кем Аллах доволен – то есть Аллах уже им доволен. И доволен им почему – потому, что первый сам умилостивил Аллаха своей мольбой (не забываем, что это тоже относительно). И ходатай не сделал здесь действие, что Аллах не был доволен, а в результате его ходатайства, стал доволен. Вот так Аллах разрушает ширковскую логику мушриков, которые сделали ходатаев самостоятельными, сделали их теми, кто «делает Аллаха довольным первым после того, как не был доволен им». То есть по их логике шафаата они изменяют желание и намерение Аллаха, как и было указано в заголовке второго аспекта.

Мушрики сделали ходатая парой к Аллаху в деле ходатайства. Вот, что говорит: Ибн абиль-Изз по этому поводу:

فالمشركون والنصارى والمبتدعون من الغلاة في المشايخ وغيرهم: يجعلون شفاعة من يعظمونه عند الله كالشفاعة المعروفة في الدنيا. … فالحاصل أن الشفاعة عند الله ليست كالشفاعة عند البشر، فإن الشفيع عند البشر كما أنه شافع للطالب شفعه في الطلب، بمعنى أنه صار شفعا فيه بعد أن كان وترا، فهو أيضا قد شفع المشفوع إليه، وبشفاعته صار فاعلا للمطلوب، فقد شفع الطالب والمطلوب منه، والله تعالى وتر، لا يشفعه أحد، فلا يشفع عنده أحد إلا بإذنه، فالأمر كله إليه، فلا شريك له بوجه. فسيد الشفعاء يوم القيامة إذا سجد وحمد الله تعالى فقال له الله: ارفع رأسك، وقل يسمع، واسأل تعطه، واشفع تشفع، فيحد له حدا فيدخلهم الجنة، فالأمر كله لله. كما قال تعالى: {قل إن الأمر كله لله} [آل عمران: 154] (آل عمران: 154). وقال تعالى: {ليس لك من الأمر شيء} [آل عمران: 128] (آل عمران: 128). وقال تعالى: {ألا له الخلق والأمر} [الأعراف: 54] (الأعراف: 54)، فإذا كان لا يشفع عنده أحد إلا بإذنه لمن يشاء، ولكن يكرم الشفيع بقبول شفاعته، كما قال صلى الله عليه وسلم: «اشفعوا تؤجروا، ويقضي الله على لسان نبيه ما يشاء». وفي الصحيح أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «يا بني عبد مناف، لا أملك لكم من الله شيئا، يا صفية يا عمة رسول الله صلى الله عليه وسلم لا أملك لك من الله شيئا، يا عباس عم رسول الله، لا أملك لك من الله شيئا». وفي الصحيح أيضا عن النبي صلى الله عليه وسلم: «لا ألفين أحدكم يأتي يوم القيامة على رقبته بعير له رغاء، أو شاة لها يعار، أو رقاع تخفق، فيقول: أغثني أغثني، فأقول: قد أبلغتك، لا أملك لك من الله من شيء». فإذا كان سيد الخلق وأفضل الشفعاء يقول لأخص الناس به: لا أملك لكم من الله من شيء فما الظن بغيره؟ وإذا دعاه الداعي، وشفع عنده الشفيع، فسمع الدعاء، وقبل الشفاعة، لم يكن هذا هو المؤثر فيه كما يؤثر المخلوق في المخلوق، فإنه سبحانه وتعالى هو الذي جعل هذا يدعو ويشفع، وهو الخالق لأفعال العباد، فهو الذي وفق العبد للتوبة ثم قبلها، وهو الذي وفقه للعمل ثم أثابه، وهو الذي وفقه للدعاء ثم أجابه. وهذا مستقيم على أصول أهل السنة المؤمنين بالقدر، وأن الله خالق كل شيء. (شرح العقيدة الطحاوية، ابن أبي العز الحنفي، 2/681) Мушрики, христиане и крайние нововведенцы, чрезмерно возвеличивающие шейхов, и другие категории заблудших уподобили ходатайство перед Аллахом тех, кого они возвеличивают, обычному ходатайству как в земной жизни. … Суть в том, что шафаат у Аллаха не таков как шафаат у людей. У людей ходатай присоединяется к просящему и становится ему парой в просьбе, то есть вначале просящий просил один, а ходатай присоединился к нему и составил ему пару в этом. Точно так же он составляет пару и с тем, перед кем ходатайствует. В том плане, что он играет роль в удовлетворении нужды (изначально просящего). Таким образом он образовал пару как с просящим, так и с тем, у кого просят. Всевышний Аллах же Единственный, никто не образует ему пару. Никто не может ходатайствовать перед Ним, кроме как по Его разрешению. Поэтому весь процесс (ходатайства) проводится Аллахом, и нет соучастника (в этом) для Него ни в каком смысле. Даже сам господин ходатаев в Судный День, когда падет ниц в саджду и восславит Всевышнего Аллаха, тогда скажет ему Аллах: «Подними голову, говори - тебя будут слушать, проси – и тебе будет дано, ходатайствуй – и твоё ходатайство будет принято». Потом Аллах установит ему количество тех, кого он введет в Рай. То есть, все дело от начала до конца принадлежит Аллаху. Как и сказал Всевышний Аллах: قل إن الأمر كله لله  - Скажи: «Все дело принадлежит Аллаху». - (3/154). Также сказал Всевышний: ليس لك من الأمر شيء - Нет у тебя доли в деле. - (3/128). Также сказал Всевышний: ألا له الخلق والأمر - Знайте, творение и приказ принадлежат Ему. - (7/54) И раз никто не ходатайствует перед Ним, кроме как с Его разрешения, то смысл ходатайства для ходатая в том, что посредством принятия его ходатайства ему оказывается почет (Аллах захотел почтить верующего и возвысить степень тем, что сделал нечто через его молитву шафаата). Как и сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:  «Вы шафаат делайте в любом случае, (не смотрите, что он может быть принят или не принят). В любом случае вы за свое ходатайство получите награду. А Аллах уже сам решает то, что Он пожелает (принять или не принять ваше ходатайство), сообщая свою волю через Своего пророка». В Сахихе приводится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О бану абд манаф, я ни в чем не властен для вас у Аллаха! О Сафийя, тётка посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я ни в чем не властен для тебя у Аллаха! О Аббас дядя посланника Аллаха, я ни в чем не властен для тебя у Аллаха!». А также приводится в ас-Сахихе, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чтобы я не видел, как кто-нибудь из вас придет в Судный День с ревущим верблюдом на шее, или с блеющей овцой, или развевающимся куском одежды, и скажет: «Помоги мне, помоги мне», а я ему отвечу: «Я довел до тебя послание, я ни в чем не властен для тебя у Аллаха!». И если господин творений и самый достойных их ходатаев говорит избранным людям: «Я ничего не могу сделать для вас перед Аллахом, то что уже думать о других? Если Аллах принимает мольбу того, кто помолился Ему, или принимает ходатайство того, кто ходатайствует перед Ним, это не означает, что это молящийся или ходатайствующий оказали на Него воздействие, как это происходит между творениями, когда один человек воздействует на другого. На самом деле, это Аллах, Субханаху уа Тааля, инициировал их, чтобы молящийся молился, а ходатайствующий ходатайствовал. И это Он Творец деяний рабов. Это Он внушает человеку покаяться, а потом принимает его покаяние. Это Он вдохновляет человека к действию, а потом вознаграждает его, И это Он вдохновляет человека обратиться с мольбой, а потом принимает ее. Дело обстоит именно так в соответствии с основами убеждений Ахлюс-Сунны, которые веруют в предопределение и в то, что Аллах Создатель всего сущего. (Шарх на акъиду ат-Тахавия, Ибн Аби аль-Изз Ханафи, 1/293, 1/300-302).

 

Милость и жалость Аллаха.

Те, кто берет себе самостоятельных ходатаев, рассчитывает на их благосклонность, на то, что те сжалятся над ними и будут просить Аллаха. Но ведь Аллах более милостив чем все эти ходатаи вместе взятые. Они не надеются на милость Аллаха, а надеются на милость ходатаев. Когда ходатаев берет муваххид, он не отделяет это от милости Аллаха. Он в первую очередь рассчитывает на милость Аллаха, и после этого и в рамках этого прибегает дополнительно к ходатаям, как к механизму, который Аллах и установил из своей милости, поэтому он берет ходатаев в рамках разрешения Аллаха, в отличие от мушриков, взявших ходатаев в отрыве от милости Аллаха, ходатаев помимо Аллаха.

Ибн Таймия сказал:

والوجه الثالث: أن يكون الملك ليس مريدا لنفع رعيته والإحسان إليهم ورحمتهم: إلا بمحرك يحركه من خارج. فإذا خاطب الملك من ينصحه ويعظمه أو من يدل عليه؛ بحيث يكون يرجوه ويخافه: تحركت إرادة الملك وهمته في قضاء حوائج رعيته إما لما حصل في قلبه من كلام الناصح الواعظ المشير وإما لما يحصل من الرغبة أو الرهبة من كلام المدل عليه. والله تعالى: هو رب كل شيء ومليكه وهو أرحم بعباده من الوالدة بولدها وكل الأشياء إنما تكون بمشيئته فما شاء كان وما لم يشأ لم يكن وهو إذا أجرى نفع العباد بعضهم على بعض: فجعل هذا يحسن إلى هذا ويدعو له ويشفع فيه ونحو ذلك فهو الذي خلق ذلك كله وهو الذي خلق في قلب هذا المحسن الداعي الشافع إرادة الإحسان والدعاء والشفاعة ولا يجوز أن يكون في الوجود من يكرهه على خلاف مراده أو يعلمه ما لم يكن يعلم أو من يرجوه الرب ويخافه. ولهذا قال النبي صلى الله عليه وسلم {لا يقولن أحدكم اللهم اغفر لي إن شئت اللهم ارحمني إن شئت؛ ولكن ليعزم المسألة؛ فإنه لا مكره له}. Аспект третий: Либо посредники нужны тогда, когда власть имущие (сами по себе) не желают оказывать своим подданным какую-либо пользу, добро или милость без чтобы кто-то со стороны не побудил их на это. Так если кто-то из тех, к кому правитель испытывает искренние теплые чувства и уважает их, или тех, кто способен на вольное общение с правителем, в виду того, что правитель сам надеется на их благосклонность или даже опасается их, поговорит с ним, то только тогда он озаботится желанием удовлетворить нужды своих подданных И сделает он это либо из-за того, что сердце его поддастся увещеваниям и назиданиям просителя, либо из-за какого-то корыстного интереса, а может даже и страха, который породят в нем слова того, кто способен на вольное и фамильярное общение с ним. Что же касается Аллаха Всевышнего, то он является Господом и Владыкой всего сущего, а широта Его милости и жалости к Своим рабам больше, чем милость матери к своему дитя. Все, что бы ни происходило в бытии, случается лишь по Его Воле и Желанию: что Он пожелал – происходит, а, что не пожелал – произойти не может. И даже, когда Он оказывает пользу рабам друг через друга, и делает так, что один из них оказывает добро другому, молится за него и ходатайствует, и тому подобное, то все это сотворяет Аллах. Ведь, если кто-то делает добро, молится и ходатайствует (за другого), это Аллах внушил ему в сердце желание делать добро, молиться и ходатайствовать. Немыслимо, чтобы хоть кто-то в этом бытие мог принудить Аллаха поступить наперекор его собственному желанию, или поведать ему что-то такое, что ему самому неизвестно, или же быть тем, на чью благосклонность надеется сам Господь или боится его. Именно поэтому то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Пусть ни в коем случае никто из вас не говорит: «О Аллах! прости меня если пожелаешь! О Аллах смилуйся надо мной, если пожелаешь. Напротив, просите настойчиво, ибо итак никто не может заставить Аллаха (сделать то, чего Он изначально не хотел)». (Маджмууль-Фатава, 1/128).

 

Встает вопрос: Раз, по сути, это не такой шафаат как среди людей, если ни молящийся, ни ходатай не оказывают воздействия на Аллаха, то для чего вообще молиться, и для чего просить других о шафаате, и для чего ходатаю делать ходатайство. Для чего это нужно и для чего Аллах приказал это.

Во первых истишфа это проявление рабства первого лица и мы разберем этот аспект при разборе первого лица, сейчас мы еще в разборе третьего.

Во вторых в истишфа и шафаате множество польз, которые мы разбираем в следующей главе:

Пользы шафаата, как связи между рабами: (Речь идёт когда один мусульманин просит у живого мусульманина)

Итак для чего вообще нужна эта система шафаата. Кто–то может не понять этого, задаваясь вопросом, ведь можно просто просить Аллаха напрямую, и Он даст напрямую и все. От такого человека скрылись мудрости и цели порядка, которые установил Аллах для своих рабов. Аллах по Своей бесконечной мудрости установил такой порядок, такие связи между рабами. Он внушил первому лицу просить шафаат и побудил в шариате к этому, Он внушил и побудил делать шафаат второму лицу, и дал многочисленные пользы за это и первому и второму лицу. Перечислим некоторые мудрости и цели, а потом раскроем их по порядку.

С точки зрения первого. Итак Аллах пожелал для него благо, затем натолкнул его на мольбу Ему, и тот выполнив свой фард, получил, уже уготованное ему довольство Аллаха. Затем Аллах будучи доволен им, желает его омилостивить его еще больше, дать многочисленные льготы и бонусы, и подталкивает его просить ходатайство у других, притом, что конечно основное усердие и надежду первый возлагает на свою личную мольбу Аллах и стремится получить довольство Его своим устремлением к Нему. Итак Аллах заготовил для него плоды блага и милость, но хочет чтобы раб проделал работу, проявил усердие и сорвал приготовленные плоды. Итак первая цель в шафаате для первого лица, такая же, как и в его личной молитве, и это то, что Аллах не дает сразу милость, а хочет, чтобы это приготовленное добро досталось рабу через осуществление им причин, чтобы он прошел весь этот путь, усердствовал в нем, прибег ко всем средствам приближения и в итоге получил уготованное ему. Итак первая мудрость шафаата:

Признание причин.

Это и есть настоящий таваккуль. И это общая мудрость для шафаата и личной мольбы раба. Просто надеяться на милость Аллаха, не прибегая к средствам, это по сути наглость со стороны раба. Ведь раб это тот, кто унижен, боится, ищет способы приближения, прибегает ко всему возможному, лишь бы угодить Аллаху и обречь желаемое. А если он раскинется и будет лежать, или удовлетворится только одним средством, он не проявит своего рабства, своего страха, как будто он спокоен и в безопасности. Как и сказали ученые: принимать во внимание только причины есть ширк, а не учитывать причины есть глупость. Аллах установил порядок и придерживаться его и соблюдать его есть уважение к самому Аллаху.

Вот как это объяснил Ибн Таймия:

وكل داع شافع دعا الله - سبحانه وتعالى - وشفع: فلا يكون دعاؤه وشفاعته إلا بقضاء الله وقدره ومشيئته وهو الذي يجيب الدعاء ويقبل الشفاعة فهو الذي خلق السبب والمسبب، والدعاء من جملة الأسباب التي قدرها الله - سبحانه وتعالى -. وإذا كان كذلك: فالالتفات إلى الأسباب شرك في التوحيد ومحو الأسباب أن تكون أسبابا نقص في العقل والإعراض عن الأسباب بالكلية قدح في الشرع؛ بل العبد يجب أن يكون توكله ودعاؤه وسؤاله ورغبته إلى الله - سبحانه وتعالى - والله يقدر له من الأسباب - من دعاء الخلق وغيرهم - ما شاء. «Каждый молящийся, который возносит мольбу Аллаху, Субханаху уа Тааля, и каждый ходатайствующий, делающий шафаат - делает дуа, и делает шафаат только по бытийному решению Аллаха, по Его предопределению и воле. И это Он отвечает на дуа и принимает шафаат. И это он изначально создал причины и то, что их вызывает (и их следствия). Так вот, дуа (и шафаат) такая же причина, ведущая к требуемому результату, как и все остальные причины, которые установил Аллах, Субханаху уа Тааля, для достижения результата. А раз так, (а также если учесть, что) - Принимать во внимание только внешние причины есть ширк в единобожии. - Не считать, что причины являются причинами достижения результата, есть ущербность разума. - Отказаться вообще от причин есть дискредитация шариата. Раб же должен прибегать к (таким причинам, как) таваккуль Аллаху, мольба Ему, просьба к Нему, устремление к Аллаху, Су

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.