N 1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

N 1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

2020-04-01 170
N 1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Динамика транспортных преступлений в последние годы весьманеблагоприятная. Наблюдается устойчивая тенденция количественного ростапреступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.Они нередко вызывают крушения, авиакатастрофы, кораблекрушения, взрывы,пожары и другие тяжкие последствия, которые уносят тысячи человеческихжизней, причиняют огромный материальный ущерб и болезненно отражаются насостоянии общества. Указанные преступления совершаются преимущественно вформе бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений,правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта).Подчас нарушения указанных правил приобретают форму активных действий,противоречащих установленным правилам (перевод стрелки под составом,отправление поезда на занятый перегон, проезд запрещающего сигнала, посадкасамолета в условиях, когда правила предписывают выйти на второй круг, и т.п.). Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими наорганизацию расследования нарушений правил безопасности движения иэксплуатации транспорта, являются: 1) ситуация, когда эти нарушения повлеклитяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушениятранспорта и др.); 2) ситуация когда допущенные нарушения могли повлечьтакие последствия, но они не наступили. Комплексы следственных действий иоперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительноразличаться. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатациижелезнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта объединяетто, что они совершаются транспортными работниками в процессе выполнениясвоих служебных (профессиональных) обязанностей. В целях установления объективных и субъективных признаков данного видапреступлений в ходе расследования необходимо выяснить следующие вопросы: - какие правила безопасности движения и эксплуатации транспортанарушены; - в чем конкретно выразилось нарушение правил безопасности движения иэксплуатации транспорта, какие обстоятельства этому способствовали: - кем персонально допущены нарушения правил безопасности движения иэксплуатации транспорта или проведен недоброкачественный ремонт транспортныхсредств, его должностное положение, служебные обязанности и иныеобстоятельства, характеризующие личность; - когда и где совершено преступление (на каком конкретно транспортномпредприятии, на стоянке или во время рейса, на какой дистанции пути, привыполнении какого маневра и т. д.): -умышленно или по неосторожности нарушены правила безопасности движенияи эксплуатации транспорта, каковы мотивы этих нарушений, не находился лиобвиняемый в момент нарушения правил в болезненном состоянии или состоянииопьянения (похмелья), имел ли предрейсовый (предполетный) отдых, не было лииных обстоятельств, обусловивших его переутомление, угнетенное состояние илисон за пультом управления; - каковы реальные и возможные последствия допущенных нарушений правилбезопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественногоремонта транспортных средств. Выяснение характера и масштабов общественноопасных последствий этих преступлений предполагает точное установление числапострадавших (погибших и получивших травмы), количества и вида разрушенных иповрежденных транспортных средств, размера материального ущерба, конкретныхпоследствий нарушения графика движения, стоимости восстановительных иремонтных работ и т. д. Железнодорожные крушения, аварии морских  и речныхсудов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжкимипоследствиями требуют немедленного реагирования правоохранительных органов.В этих случаях, как правило, создается специальная (правительственная иливедомственная) комиссия для проведения служебного расследования. При наличиипризнаков преступления возбуждается уголовное дело. Служебное расследование(оно носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер)проводится в соответствии с Положениями  (инструкциями) о порядке служебногорасследования, действующими на железнодорожном, вод ном и воздушномтранспорте. По задачам расследования предварительное следствие и служебноерасследование происшествия во многом совпадают, поэтому для  устранениядублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особоезначение  приобретает четкое  взаимодействие следователя(следственно-оперативной группы) с лицами, производящими служебноерасследование (если не создана специальная правительственная комиссия, этоначальник железной дороги, ревизор по безопасности движения, руководителисоответствующих служб дорог, капитан порта и др.). Оно предполагаетсовместное согласованное планирование работы, постоянный обмен информацией орезультатах расследования, взаимные консультации по техническим,организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием. Всематериалы служебного расследования постановлением следователя приобщаются куголовному делу (в подлинниках). Предварительное расследование по делам отранспортных происшествиях проводится, как правило, с применением бригадногометода. В состав следственно-оперативной группы желательно включатьследователей и оперативных работников, знающих специфику работысоответствующего вида транспорта. На первом этапе расследования выдвигаютсяи проверяются, прежде всего, следственные версии о: а) технической при чинепроисшествия и наступления вредных последствий; б) лицах, виновных впроисшествии; в) форме виновности (неосторожное или умышленное совершениепротивоправных действий); г) причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими  последствиями;д) наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых(переутомление, болезненное состояние, непредоставление работникупредрейсового отдыха, систематическое нарушение трудовой и технологическойдисциплины, злоупотребление алкоголем и т. п.). Конкретные версии по делунамечаются с учетом характера происшествия, насту пивших последствий иповедения работников транспорта в аварийной обстановке. В числепервоначальных неотложных действий следственно-оперативной группыпланируются и осуществляются: 1) следственный осмотр места происшествия,поврежденного (разрушенного) транспортного средства, трупов погибших итранспортных документов, имеющих отношение к происшествию; 2)освидетельствование потерпевших; 3) судебно-медицинское освидетельствованиепричастных к происшествию транспортных работников с целью выявленияалкогольного (наркотического) опьянения, полученных травм и определения ихфизического и психофизиологического состояния после происшествия; 4) допроссвидетелей-очевидцев, и прежде всего из числа пассажиров, убывающих с местапроисшествия; 5) допрос потерпевших, способных по своему состоянию послепроисшествия давать показания; 6) допрос членов экипажа о причине иобстоятельствах происшествия; 7) ознакомление с записями радиообмена; 8)изучение материалов служебного расследования; 9) подготовка и назначениесоответствующих технических, криминалистических, медицинских и других видовэкспертиз; 10) оперативно-розыскные мероприятия в целях проверки возникшихподозрений в отношении конкретных лиц, а также выявления дополнительныхсвидетелей (в том числе очевидцев) из числа местных жителей и пассажиров.

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.