Нормативная база и организация платных услуг населению — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Нормативная база и организация платных услуг населению

2020-04-01 153
Нормативная база и организация платных услуг населению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормативная база о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения постоянно развивалась. Что указывает на период становления развития данного вида услуг в республике.

февраля 2009 г. вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения», утвердившее порядок оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, которое разработано в соответствии с частью первой статьи 15 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 363-3 «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 года.

В марте 2005 года в соответствии с поручением Президента Беларуси было принято решение о создании в каждой области отдельных хозрасчетных подразделений, унитарных предприятий на основе государственных медучреждений. В настоящее время платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи и оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг. Исключение для заключения договора предоставляется в случаях анонимного оказания платных медицинских услуг. Обязательным условием оказания платных медицинских услуг является полное предоставление информации: о перечне платных медицинских услуг; о стоимости и условиях их оплаты; о квалификации медицинских работников (врачей-специалистов); о режиме работы учреждения здравоохранения; о наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления медицинской деятельности с указанием работ и услуг, составляющих этот вид лицензируемой деятельности. При необходимости гражданин имеет право обратиться за дополнительной информацией, гарантирующей ему полноту сведений о состоянии своего здоровья и выполнении платных услуг, формировании цены и т.д. Цена на услугу формируется в соответствии с законодательством.

Договор между государственным учреждением здравоохранения и заказчиком должен определять: объем и стоимость платных медицинских услуг; сроки оказания платных медицинских услуг; порядок расчетов за платные медицинские услуги; права, обязанности и ответственность сторон по договору.

За невыполнение или ненадлежащее оказание платных медицинских услуг по договору государственное учреждение здравоохранения может быть лишено специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

Поэтому ЛПО обязаны и заинтересованы: обеспечивать своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг; принимать от заказчика наличные деньги в кассу учреждения здравоохранения за оказание платной медицинской услуги и выдавать в установленном порядке документ, подтверждающий ее оплату; обеспечивать своевременное рассмотрение претензий, связанных с исполнением договора; осуществлять контроль за качеством и своевременностью оказания платных медицинских услуг.

В свою очередь заказчик, обратившийся за получением платных медицинских услуг, обязан: своевременно оплатить стоимость платных медицинских услуг в учреждениях банков или государственных учреждениях здравоохранении; своевременно информировать государственное учреждение здравоохранения об обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора.

Контроль за оказанием платных медицинских услуг, а также правильностью взимания платы за их оказание осуществляют Министерство здравоохранения, органы управления здравоохранением местных исполнительных и распорядительных органов, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Средства, полученные государственными учреждениями здравоохранения за оказанные заказчику платные медицинские услуги и учитываемые как внебюджетные средства, используются в соответствии с законодательством.

В связи с тем, что согласно законодательному праву гражданину Республики Беларусь независимо от его дееспособности, гарантируется бесплатная медицинскую помощь в государственных учреждениях и доступное медицинское обслуживание на все виды медицинской помощи, а также он вправе обратиться за ней в любое медицинское учреждение соответствующего профиля, то постановление Совета Министров Республики Беларусь № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» запрещает оказание платной медицинской помощи в случаях:

запрашиваемая услуга является исключительным методом лечения и/или диагностики в соответствие с клиническими протоколами;

- использования расходных материалов, протезов, лекарственных средств расходных материалов, протезов, лекарственных средств имеющихся в наличии и закупленных за счет бюджетных средств в соответствии с клиническими протоколами;

диагностика в рамках гарантированного объема предоставления бесплатной медицинской помощи, установленного в качестве государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;

психиатрическое обследование и (или) психиатрическое освидетельствование граждан при наличии медицинских показаний;

наблюдение врачами амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения, проживающих в зоне территории обслуживания данной ЛПО;

- в период обострения и временной нетрудоспособности;

в случае применения нетрадиционных методов диагностики и лечения у пациентов, не переносящих фармакотерапии и имеющих заболевания;

- ограничено для платных услуг выполнение в ЛПО профилактических осмотров, осуществляемых по медицинским показаниям; детей, подростков, беременных; граждан - при призыве на срочную военную службу, службу в резерве, военную службу офицеров запаса, на военные специальные сборы, а также поступающих на военную службу по контракту; студентов и учащихся учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования; инвалидов, участников Великой Отечественной войны, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и проживающих на территории, загрязненной радионуклидами, безработных; безработных при приеме на работу и направлении на профессиональную подготовку и повышение квалификации, направленных органами по труду и социальной защите; граждан, направляемых на санаторно-курортное лечение; работников бюджетных учреждений и лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; поступающих на работу и работающих во вредных условиях, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями. по социальным показаниям.


Глава 4. Ценообразование в здравоохранении

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. Политика ценообразования складывается в соответствии со структурой рынка. Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Особенностью белорусского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой соединение монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и ЛПО подведомственны Министерству здравоохранения.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена, в которой подразделяют три группы:

. Высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса).

. Низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение учреждения.

. Экспериментальные цены (нет подобного товара на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой - уровень цен, и в целом коньюктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.

В связи с этим внедрение и развитие платных медицинских услуг, так же как и на любой товар и/ или услугу, требует создания механизма ценообразования, который включает ряд этапов.

. Подготовительный этап - конкретизация задач и выбор метода ценообразования, инструктивно-методическая работа.

Здесь определяется назначение цены (на основе бюджетных оценок, цена для расчета со страховыми организациями и т.д.), условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать), вид калькуляционного объекта (простая, комплексная медицинская услуга и т.д.).

От качества выполнения этапа сбора первичной информации и оперативного экономического анализа зависит достоверность конечных результатов. Из общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализа информация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые в дальнейшем используются для расчета цены на медицинские услуги.

. Этап сбора первичной информации и оперативного экономического анализа - определение количественных и качественных характеристик обслуживания больных, показателей состояния и использования основных фондов.

. Этап определения себестоимости - расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов.

Прямые затраты - это затраты которые остаются неизменными, каким бы не было количество произведенных услуг (плата за аренду помещения, затраты на оборудования, на выплату заработной платы). Косвенные затраты - непостоянные затраты, обеспечивающие условия для проведения диагностических исследований и лечебных процедур. К ним также относятся затраты на функционирование административно-хозяйственного персонала. В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной медицинской услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы). Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов: определение трудозатрат на оказание услуги и вычисление стоимости единицы трудоемкости.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда в лечебно-профилактических учреждениях в расчете на единицу услуг (пролеченного больного, прикрепленного жителя и т.д.). Себестоимость показывает, во что обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы.

Таким образом, себестоимость - это один из важнейших экономических показателей, обобщающих деятельность медицинских учреждений. При определении себестоимости любого вида медицинских услуг может быть использована следующая формула:

 

С= З + О + И + М + Б + П + Пр,

 

где З - расходы на оплату труда. Это затраты на оплату труда медицинских работников, которые выполняют услуги, пропорциональные затраченному времени на их производство. Причем здесь же отражаются и все начисления на заработную плату;

О - стоимость оборудования (основного и дополнительного) с учетом срока службы, то есть результат расчета амортизационных отчислений;

И - стоимость инструментария с учетом срока службы;

М - расходы на медикаменты, реактивы, потребляемые при оказании медицинской услуги;

Б - расходы на белье, постельные принадлежности, одежду с учетом условий их использования (например, с учетом срока службы и др.);

П - расходы на питание, если таковые есть (услуги стационара), в соответствии с нормативами, либо сложившимся в предыдущем периоде уровнем;

Пр - прочие расходы, включающие различные хозяйственные расходы, ремонт оборудования, аренда и пр.

4. Этап формирования цены - включение в структуру цены коэффициента рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка, скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

После определения основных элементов затрат начинается этап формирования цены. Цена включает в себя все затраты на производство медицинской услуги - себестоимость и прибыль. Прибыль (доход) и рентабельность являются одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается путем умножения себестоимости на нормативный процент рентабельности.

Рентабельность оказываемых учреждением здравоохранения услуг определяется по следующей формуле: R=(Ц - С)/Ц, где R - рентабельность оказываемых услуг; Ц - цена оказываемых услуг; С - себестоимость оказываемых услуг.

. Этап коррекционной работы - ввод инфляционных коэффициентов, расчет цен на вновь вводимые услуги использование новых методик ценообразования.

Этот этап включает логическую и механическую экспертизу прейскуранта, оформление документации с подготовкой калькуляционных листов и прейскуранта. Калькуляционный лист служит для контроля правильности расчетов и при необходимости их коррекции. Прейскурант - указывает порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица и прейскурантная цена. Следует регулярно проводить текущую коррекцию меняющимся экономическим условиям, не реже одного раза в квартал.

Для коррекции цен необходимо учитывать: уровень инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен не всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен.

Согласно Постановлению Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 ноября 2008 г. № 422 «Об утверждении Методики расчета базового индекса потребительских цент (базовой инфляции)» медицинские и санаторно-оздоровительные услуги включены в перечень товаров (услуг) - представителей, включаемых в потребительский набор для расчета базового индекса потребительских цен (базовой инфляции). Базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция) - индекс потребительских цен, отражает долгосрочную динамику изменения цен, не подверженную влиянию факторов административного и сезонного характера. Расчет базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) осуществляется в срок до 15-го числа месяца, следующего после отчетного.

Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. В отличие от единой стабильной государственной системы цен, построенной на традиционном затратном принципе, здесь в силу вступает рыночный механизм ценообразования, основанный на свободной конкуренции.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.