Глава 2. Рынок медицинских услуг — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 2. Рынок медицинских услуг

2020-04-01 126
Глава 2. Рынок медицинских услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для обсуждения понятия медицинских услуг необходимо дать определение услуги. Услуга - совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребности других лиц. К услугам часто относят все виды полезной деятельности.

В настоящее время здравоохранение - одна из ведущих отраслей сферы производства услуг. Однако в контексте рассмотрения вопроса следует отметить, что «медицинская услуга» и «медицинская помощь» близки, но не идентичны.

Медицинская помощь - совокупность медицинских услуг и организационно-технических мероприятий, имеющих, в частности, временную характеристику, при развитии заболевания (стационарная медицинская помощь онкологическому больному).

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболевания, их диагностику, реабилитацию или социально-реабилитационные аспекты, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Услуги здравоохранения - не обычный товар, производство и потребление которого определяются соотношением платежеспособного спроса и предложения. Это сознательное благо должно быть предоставлено человеку, во что бы то ни стало, независимо от того, богат он или беден, способен он его оплатить или нет: ведь если это благо не предоставляется, рано или поздно прекращается всякое производство, поскольку в современных условиях эпидемии и всяческие другие напасти способны уничтожить все человечество.

Медицинская услуга начинает выступать как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

• неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения);

• неотделимость от источника услуги;

• непостоянство качества (аналогичную медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному).

Выделяют несколько видов услуг:

простую медицинскую услугу, выполняемую по схеме «пациент - специалист»;

сложную медицинскую услуг, когда в ее реализации участвует определенный состав персонала, требуется комплексное техническое и фармацевтическое оснащение, набор помещений и т.д. и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга в достижении поставленной цели, услуг;

комплексную медицинскую услугу, которая включает набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения (пластическая хирургия).

По функциональному назначению медицинские услуги могут быть:

• диагностическими;

• профилактическими (дополнительная вакцинация, физкультурно-оздоровительными);

• восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и медицинской реабилитацией больных);

• транспортными (перевозка больных);

• санитарно-гигиеническими (санитарно-просветительная работа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор).

Платные услуги можно также разделить на медицинские и сервисные.

Сервисные услуги:

• Индивидуальный уход за больными в стационаре или на дому;

• Лечебно-оздоровительные процедуры и лабораторно-диагностические исследования на дому;

• Прокат населению некоторых медицинских принадлежностей;

• Госпитализация по просьбе родственников;

• Лечение на дому;

• Предоставление пациентам отдельных палат, телевизоров, телефонов

• Индивидуальное приготовление блюд по желанию больных.

К медицинским услугам относится весь спектр стационарных услуг, включая консультативную помощь, лечебную физкультуру, массаж, физио- и водолечение, диагностику и т.п.

Медицинская услуга в ЛПО выступает как результат деятельности, с одной стороны, и с другой стороны, как форма производственных отношений товарного производства и обращения. Поэтому создание и реализация услуги ЛПО подчинены общим экономическим законам и особенностям развития новой организационно-экономической системы в стране.

В то же время медицинские услуги имеют отличительные особенности:

• их полезный эффект предопределяется взаимодействием производителя (медицинский работник) с потребителем (пациент).

• конечный результат оказания медицинской услуги как изменение состояния здоровья человека может быть по времени значительно отдален от

момента ее производства и имеет особые формы проявления.

• конечные результаты функционирования отрасли медицинских услуг непосредственно не поддаются стоимостной оценке.

Ключевая роль в рассмотрении особенностей экономической деятельности ЛПО принадлежит анализу услуги как конечного результата медицинской деятельности по укреплению здоровья населения. В то же время услуга ЛПО это товар.

Для экономических отношений в здравоохранении характерно ряд особенностей:

• неопределенность возникновения спроса на медицинскую услугу;

• информационная асимметрия пациента и медицинского работника;

• монополизм производителей медицинских услуг;

• ограниченный доступ новых производителей на рынок медицинских услуг;

• ограничение интереса к максимальной прибыли.

Здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыночного механизма:

. Часть медицинских услуг обладает свойствами «общественных благ»:

• они являются объектом коллективного потребления, т.е. потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления другими членам общества;

• на них не распространяется принцип исключения других лиц из процесса потребления, например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения;

• их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке: услуга предоставляется конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие люди, например, прививки против гепатита В, и несут прямую выгоду не только конкретные лица, но и общество в целом («внешний эффект»).

. Часть медицинских услуг отклоняется от обычной рыночной модели, что связано:

а) с недостаточной информированностью потребителя;

больной, как потребитель медицинских услуг, не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объемом и цену приобретаемых услуг;

- потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг в силу своего болезненного состояния или недееспособности;

-   производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ.

Следует помнить, что наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом (пожилые, дети, хронические больные и т.д.). Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый за больного. Реализация этого принципа требует активного вмешательства государства.

б) ограниченностью конкуренции производителей медицинских услуг.

Необходимость построения разноуровневой системы оказания медицинской помощи: относительно простые случаи концентрируются в небольших стационарах, приближенных к месту жительства людей, более сложные в крупных региональных и центральных медицинских центрах. Разные уровни оказания помощи обычно различаются по оснащению, квалификации персонала и набору услуг. Неоднородность стационаров также сужает сферу потенциальной конкуренции.

в) ограниченностью притока трудовых и материальных ресурсов - «изъяны рынка».

Право на медицинскую практику получают только врачи, чей уровень подготовки отвечает установленным требованиям, а сами ЛПО должны быть укомплектованы и оснащены на основе действующих стандартов.

Таким образом, создание медицинских услуг имеет ряд неопределенностей и ограничений, имеет полезный общественный эффект и основывается на принципах солидарности, что приводит к экономической неопределенности медицинской деятельности. Однако это исключает существования конкуренции в данной сфере услуг и, следовательно, предполагает формирование рынка медицинских услуг.

Как было отмечено выше, существуют факторы ограничивающие, но не исключающие конкуренцию производителей медицинских услуг. В секторе стационарной и амбулаторной помощи в ЛПО, исключая специализированные центры, перечень услуг относительно однороден.

Рынок здравоохранения подразделяется по форме собственности на: государственного здравоохранения и частнопрактикующих специалистов;

по характеру деятельности на: рынок идей, фарминдустрии, медицинской техники, медицинского образования, оздоровительных и реабилитационных услуг.

Сегменты рынка здравоохранения представлены: лечебно-диагностической, медико-социальной услугами по сохранению, поддержанию качества жизни и профилактической деятельности.

Рынок медицинских услуг призван сохранить высокую степень качества жизни потребителей и желание сохранить и даже улучшить его. Он представляет собой совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики. Любой из перечисленных сегментов рынка медицинских услуг обладает рядом характеристик: число продавцов ограничено; существует ограничение входа на рынок; неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность; несовершенная информированность покупателей о рынке услуг; невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества; наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций; для реализации товара возможно участие компетентного посредника.

Понятие цены на товар в системе здравоохранения предполагает цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами. Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ.

Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой - уровень цен, и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений.

Рынок медицинских услуг отличается от любого другого товарного рынка в следствии:

• высокой социальной значимости;

• существования риска и неопределенности, опасности развития ситуации недостаточного контроля и нерегулируемости его в сторону государственного ужесточения или в сторону формирования страховой медицины;

• внешних социальные эффекты (положительные - профилактические общественно полезные мероприятия), так и отрицательные (например, ятрогении).

• асимметричное распределение информации между потребителем и продавцом товара.

Поэтому существует специфика рынка медицинских услуг:

. Высока вероятность затратного механизма в здравоохранении: производители медицинских услуг расширяют объем услуг для обеспечения занятости имеющихся мощностей и увеличения дохода, что приводит в условия отсутствия регулирования к росту стоимости услуги и увеличению затрат на случай лечения. Данный факт снижает заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных медицинских технологий.

. Высока вероятность отсутствия заинтересованности между ростом структурной и локальной эффективности, т.е. возникновений диспропорции.

. Целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению (обеспечение оптимального соотношение между специалистами амбулаторного звена, службой ПМСП, поликлинической службой и стационарной помощью; координация и преемственность в работе отдельных звеньев; выбор экономически наиболее рациональный вариант ведения конкретного случая без ущерба для качества помощи; поиск ресурсосберегающих технологий; стимулирование интереса населения к здоровому образу жизни и оптимизировать поведение пациентов).

. Государство осуществляет множество регулирующих функций.

Таким образом, несмотря на существование отличительных особенностей рынка медицинских услуг вследствие их высокой социальной значимости, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке системы здравоохранения. С учетом государственного участия рынок медицинских услуг в большей части можно отнести к рынку монополистической конкуренции и монополии, т.к. высока вероятность затратного механизма и возникновения диспропорций в предлагаемых медицинских услугах. Поэтому его следует расценивать как дополнительный к гарантированному государством.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.