Методика проведения уроков декоративного рисования. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика проведения уроков декоративного рисования.

2020-04-01 2947
Методика проведения уроков декоративного рисования. 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Место уроков декоративного рисования в системе обучения изобразительному искусству в начальной школе. Цели и задачи уроков декоративного рисования. Воспитательное, нравственное, образовательное значение уроков декоративного рисования в начальных классах.

Межпредметные связи уроков декоративного рисования с другими уроками в младших классах. Оборудование урока декоративного рисования. Методика проведения уроков декоративного рисования.

Основным средством изобразительного языка в декоративном искусстве является орнамент. Построение изобразительных элементов в орнаменте основано на ритме, симметрии. Изобразительными элементами орнамента могут быть геометрические фигуры, а также обобщенные формы растительного и животного мира.

Виды работ учащихся на уроках декоративного рисования: декоративная переработка природных форм, украшение, роспись предметов, изготовленных на уроках труда, рисование узора по образцу, творческое составление узора. Особое внимание обращается на утилитарное назначение вещи, соответствие узора и предмета, который украшают дети.

На уроках декоративного рисования дети знакомятся с ритмом, симметрией. Узнают о декоративном искусстве, знакомятся сдекоративно-прикладным искусством народных промыслов.

Задачи, которые стоят перед учителем начальных классов на уроках декоративного рисования:

- дать учащимся представление о декоративно-прикладном искусстве и его роли в быту и труде людей; обучать приемам построения орнамента, приемам декоративной переработки форм растительного и животного мира;

- развивать чувство ритма, цвета, гармонии, эстетическую отзывчивость на прекрасное в действительности и в предметах декоративно-прикладного искусства, конструктивные способности, творческие способности; воспитывать художественный вкус, любовь и интерес к народному искусству, патриотизм.

Декоративное рисование на уроках изобразительного искусства в начальных классах призвано познакомить детей с традициями народного искусства, научить приемам составления декоративной композиции, обучить конкретным приемам росписи, развить творческие способности, художественный вкус, эстетические чувства.

На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, с расчетом на их практическое применение (украшение самодельных коробок, шкатулок, закладок, игрушек и др.), знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, обучаются декоративно-оформительской работе, познают законы декоративной композиции.

Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий, точек. Затем следует комбинирование узоров по композиционной схеме, предложенной учителем. Потом – придумывание собственного узора, орнамента на принципах импровизации, которая исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся I-IV классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов.

Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству.

Место уроков-бесед в системе обучения изобразительному искусству в начальной школе. Воспитательное, образовательное значение бесед об искусстве в начальных классах. Варианты структур уроков-бесед в зависимости от содержания: а) содержание бесед и методика их проведения; б) подготовка к уроку-беседе; в) произведения искусства, рекомендуемые для ознакомления в начальных классах.

Художественное восприятие и методы его формирования у младших школьников. Показ в процессе беседы репродукций произведений изобразительного искусства, кинофильмов, видеофильмов, диапозитивов. Методика проведения экскурсий в музей, знакомство с произведениями изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных работ.

Значение бесед: развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию.

Место: Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродукции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архи-тектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети.

Подготовка: Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с учениками произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных достоинствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с биографических сведений о художнике, то он рискует уже в самом начале наскучить ребятам. Беседу можно начать так:

Для эмоционального, прочувствованного восприятия детьми демонстрируемых произведений необходимо соблюдение учителем определенных требований. Так, надо уметь создать на уроке специальные условия для глубокого восприятия содержания и художественных достоинств картины; молчаливому восприятию ее может сопутствовать негромкое звучание музыки, близкой картине по содержанию и настроению. С детьми проводятся предварительные беседы с целью оживления их зрительных образов, впечатлений от непосредственного соприкосновения с природой. Этим урокам могут предшествовать экскурсии в природу. При беседах используются диапозитивы, большие по размерам репродукции. Можно чередовать их демонстрацию. Рассказ учителя о картине, о жизни и творчестве художника должен быть ярким, живописным.

Положительный эффект дает также сравнительный анализ близких по содержанию картин разных художников, анализ картины художника и цветной фотографии. По возможности желательно проводить и непосредственные сравнения пейзажа художника с живой природой. Важно организовать в классе эпизодические выставки репродукций с картин известных художников с последующим их просмотром и анализом. Это значительно расширяет представления детей об изобразительном искусстве.

Во II классе анализ картин проводится более полный и глубокий, с обязательным учетом уже накопленных в I классе знаний и представлений детей. Поэтому беседы должны строиться на основе самостоятельного (под руководством педагога) анализа второклассниками идейного содержания и особенностей художественно выразительных средств демонстрируемого произведения.

3-4 класс. Беседы об изобразительном искусстве в основном проводятся на специально выделенных для этого уроках. В результате бесед об искусстве учащиеся должны знать отличительные признаки произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, иметь представление об особенностях пейзажа, натюрморта, портрета. Они должны научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства, анализировать, средства художественной выразительности.

Беседы проводятся по конкретным идейно насыщенным темам, которые позволяют систематизировать и обобщить итоги беседы с детьми, имеющийся у них запас зрительных образов, представлений и впечатлений. Темы, рекомендуемые программой, учитывают объем знаний, получаемых школьниками на уроках чтения, природоведения, музыки, трудового обучения и т. д.

Структура урока-беседы об изобразительном искусстве может быть самой разнообразной. Но наиболее распространена следующая. Учитель сообщает тему беседы, затем спрашивает детей, какие произведения художников на данную тему они знают, где их видели, что на них изображено; обобщая ответы школьников, говорит о важности рассматриваемой темы в изобразительном искусстве, многообразии сюжетов и художественных решений той или иной темы, причем это обобщение должно обязательно нести в себе воспитательные функции, способствовать идейно-политическому, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию учащихся.

Следующий этап урока — непосредственный анализ произведений искусства. Этот этап начинается с демонстрации репродукции, соответствующего диафильма и молчаливого, внимательного рассматривания картины (или сразу двух картин, если требуется их сравнить) художника (в течение 1—2 минут). Одновременно включается запись музыкального произведения на близкую тему.

Затем сообщается фамилия художника, название картины, анализируются ее идейное содержание и художественные достоинства. Педагог спрашивает у детей, кто из них знает фамилию художника и название демонстрируемой картины. Знания школьников, их представления активно привлекаются к процессу анализа картины.

Рассказ-описание учителя строится в виде своеобразного обобщения ответов учеников на вопросы, что они видят на картине, какой сюжет изображен на ней, какими художественными средствами достигает художник выразительности. При закреплении нового учебного материала и проверке его усвоения учитель ставит перед учащимися ряд вопросов,

Программой по изобразительному искусству рекомендуются следующие темы бесед:

- 1. Виды и жанры изобразительного искусства:

2..Изображение Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в советском изобразительном искусстве:

3. Образ В. И. Ленина в произведениях советских художников:

4. На полях и стройках нашей Родины:

5. Произведения русского народного декоративного искусства: резьба по дереву и кости, ковровое искусство; изделия Палеха, Мстеры; хохломская роспись, керамические блюдца, кружева, вышивки.

ЭКСКУРСИИ Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и ме-тодически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки).

Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, а следовательно, содействуют развитию художественного восприятия.

В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.

Например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой.

Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.