Особенности восприятия детей младшего школьного возраста. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

2020-04-01 587
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности восприятия детьми формы, цвета, пространства. Приемы развития целенаправленности и устойчивости восприятия.

Восприятие также характеризуются непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим названием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью, часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, э и з, зеркальность), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее – результат нечеткого восприятия текста на слух. Но в 3 классу дети обучаются «технике» восприятия; сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного.

Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным. Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету, дети подходят как отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других – цвет.

Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур(шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки определить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр=стакан, конус=крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (геометрическая мозаика).

Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешивание цветов. Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с отсутствием рефлекса на время с тем, чем заполнено время ребенка.

В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности и в целом, и в учебном материале в частности.

Развитие художественных способностей у детей младшего школьного возраста.

Определение понятия способностей в изобразительной деятельности. Анатомо-физиологические задатки развития способностей. Вопросы педагогического руководства формированием художественных способностей у младших школьников.

Способности нельзя отделять от личности. Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.

2. Анатомо-физиологические задатки развития способностей.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем: значительно облегчают формирование способностей; ускоряют темп продвижения в развитии способностей; определяют высоту достижения; обуславливают ранние проявления способностей.

Задатки облегчают овладение знаниями и умениями. Важно и то какой тип нервной деятельности у человека. Павлов И.П. выделяет 2 типа нервной деятельности – мыслительный и художественный (бывает смешанный). Понятно, что у людей с художественным типом нервной деятельности в большей степени, чем у людей с мыслительным типом нервной деятельности развито воображение, эмоционально-образное восприятие, эмоциональная отзывчивость, т.е. те качества, которые необходимы для осуществления художественной деятельности. Человек с художественным типом деятельности будет более успешным в изобразительной деятельности.

Что касается психических особенностей личности, то к ним относятся свойства темперамента, которые также лежат в основе развития способностей. Люди с разным темпераментом по разному будут осуществлять изобразительную деятельность, но у человека с любым темпераментом могут быть высокие результаты художественной деятельности.

Развитию способностей способствуют сенсомоторные особенности человека‚ например, особо развитое чувство пропорций‚ перспективы‚ цвета, ритма, симметрии и т.п.

Важное условие развития способности к изобразительной деятельности – собственно занятие изобразительной деятельностью – рисованием, лепкой, конструированием. Известно, что любая способность формируется в деятельности в той, без которой данная деятельность не состоится.

Следовательно, даже если у человека художественный тип нервной деятельности, и врожденной, хорошо развитое чувство перспективы, цвета, пропорции, но ему не дают возможности заниматься изобразительной деятельностью, то способности не разовьются, а угаснут.

Таким образом‚ способности – это не врождённое качество‚ это потенциальные возможности человека к ещё большему‚ лучшему приобретению или усвоению знаний и умений.

3.Вопросы педагогического руководства над формированием художественных способностей у младших школьников.

Подробнее рассмотрим художественно-творческие способности:

образное мышление; цветовосприятие; художественное восприятие; воображение; зрительная память; эмоции; эстетическое воспитание в целом.

Изобразительное искусство по своей природе, специфике представляет собою эстетическое освоение действительности, то есть отражение прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, низменного, комического. Исключительно важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве «маленького художника», который создает свои произведения с помощью линий, форм, цвета, а так же при последующем восприятии этих произведений, имеют закономерности ощущения цвета. В условиях создания и последующего анализа произведения изобразительного искусства процесс восприятия приобретает ярко выраженный эстетический характер. Само произведение изобразительного искусства создается на основе и с учетом особенностей зрительного восприятия формы, конструктивного строения предметов, их пространственного расположения, законов линейной и воздушной перспективы, с учетом зрительных иллюзий и таких закономерностей восприятия, как целостность, осмысленность, избирательность, константность. Указанные особенности и закономерности восприятия играют существенную роль и при зрительном восприятии произведения художника.

Наиболее ярко выступает восприятие в одной из своих форм – наблюдении. Наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности. В изобразительной деятельности наблюдения просто необходимы. Без запаса впечатлений, представлений, знаний, полученных благодаря наблюдениям, невозможно правдиво и выразительно передать в рисунках, живописных работах всю сложность реального мира: проявления человеческих чувств, их многообразие и богатство, психологию характеров, изменения в природе, диалектическую связь пространства и формы, конструкции предметов.

То есть сама специфика художественной деятельности определяет важность и необходимость постоянного наблюдения художника за многими проявлениями жизни. Как правило, постоянные наблюдения за предметами и явлениями действительности приводят к развитию наблюдательности как характерной особенности художника.

В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания и умения, навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры. Композиция, форма, ритм, пропорции,

пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, так же решающие задачу формирования целостной картины мира.

В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Поэтому важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: наличие характерных ремесел и промыслов, специфики в народном костюме, утвари, архитектуре. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно значимом для него художественном материале его родного края.

Очень важно учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках изобразительного искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей- словесно – информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

Среди важных задач образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка.

В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. Это образовательные программы для традиционной начальной школы, реализующие обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство».


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.