История развития методов рисования в нашей стране и за рубежом. Классификация методов обучения рисованию. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития методов рисования в нашей стране и за рубежом. Классификация методов обучения рисованию.

2020-04-01 801
История развития методов рисования в нашей стране и за рубежом. Классификация методов обучения рисованию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы обучения рисованию в древности (Египет, Греция, Рим) и в эпоху средневековья. Вклад в методику преподавания рисования художников в эпоху возрождения (Леонардо да Винчи, Дюрер и др.). Рисование как учебный предмет в учебных заведениях России в 18-19 веках.

Методы обучения рисованию в советской школе и на современном этапе. Определение понятий методов и приемов в современной школьной практике. Классификация методов и приемов обучения. Сочетание разнообразных методов и приемов, их выбор в зависимости от конкретных задач урока.

Методы обучения рисунку в Древнем Египте.

Обучение рисованию строилось на заучивании выработанных школой правил (канонов). Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Египтяне «разделяли человеческое тело на 21 часть. Египетскому канону для всех частей тела была определена точная величина.

Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения. Фигура знатного человека изображалась крупнее приближенного или раба.

Все рисунки египетских художников носят линейный характер.

Принципы и методы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности. Отступления от этого правила допускались только в фигурах крестьян и рабов.

Методы преподавания рисования в древней Греции.

Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой. При изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры использовали математический расчет.

Греческие художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности. Все это нашло свое отражение и в методике обучения. В основу метода преподавания было положено рисование с натуры.

Паррасий первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников, достигши первенства в контурах.

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка:

Наиболее выдающейся личностью сикионской школы был Памфил — ученик и последователь Эвпомпа. Памфил уделял большое внимание научному обоснованию каждого положения изобразительного искусства, и в частности математической закономерности.

Ученики рисовали в основном на буковых дощечках, покрытых воском металлической пли костяной палочкой. Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры.

Методы преподавания рисованию в Древнем Риме

Римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования. Они пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. Римляне впервые стали рисовать сангиной.

Методы обучения и характер подготовки художников имели свое отличие от греческих школ. В эпоху римской империи художника-педагога интересовала ремесленно-техническая сторона дела.

Рисование в средние века

Начиная со времен императоров Рима, основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков христианства еще пользовались художественными формами античной живописи. Заимствование Греко - римских форм, методов и приемов рисования длилось очень недолго. Рисунок стал условным и схематичным.

Средневековое искусство не требовало единых канонизированных норм.

По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения.

Навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов.

Итак, в эпоху средневековья в методах обучения рисунку преобладало механическое копирование образцов.

Рисование в эпоху возрождения

Эпоха Возрождения открывает новую эру в области методов обучения рисованию. Возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством.

Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Они стремятся возродить античную культуру. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства.

Художники этого времени начинают заново разрабатывать теорию изобразительного искусства и методы обучения рисунку. Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством.

Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги.

Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией. Мастер учил, как надо делать зарисовку и затем переводить рисунок в материал, как использовать рисунок в качестве картона.

Метод рисования с натуры при помощи завесы основан на принципе строгого соблюдения законов перспективы.

Теоретические труды Альберта Дюрера представляют большую ценность как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Дюрер считал, что в искусстве необходимо опираться на точные знания;

Рисование как учебный предмет в учебных заведениях России в 18-19 веках.

Впервые рисование как общеобразовательный предмет появляется в начале XVIII века. В 1715 году рисование включенов число учебных предметов Морской академии.

С 1716 года рисованием занимаются учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпиталею

В 1721 году оно вводится в число учебных предметов Карповской школе Феофана Прокопьевича.

В 1724 в Российской Акаемии наук занимались рисованием.

Позднее рисование вводится с 1732 года в Кадетском корпуме, 1747 – в гимназии Академии наук, 1764 – в институте благородных девиц.

Методы обучения рисованию в советской школе и на современном этапе.

В 20-е годы в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, представление детям полной свободы.

В начале 20х годов во многих школах детей не учили правильному реалистическому рисованию. Рисование ничего не давало детям для умственного развития и мешало их эстетическому воспитанию. Обострилось положение с преподаванием рисования в период увеличения «комплексной программой»

(1923 – 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

Распространение в 20е годы получили 2 метода преподавания рисования в школах: методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения. Представителем теории «свободного воспитания» был А.В. Бакушинский.

Среди широко известных художников-педагогов внимания заслуживает Д.Н.Кардовский.

В целях упорядочения методической работы в школах в 50е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников не издавали ни в России ни за границей.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (Ростовцев Н.Н.), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще 2 учебника – для 3 и 4 классов. В основу этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.

С 1959 года создается сеть художественно – графических факультетов при пединститутах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии пед наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования.

Методика преподавания ИЗО в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно.

Определение понятий методов и приемов в современной школьной практике.

Метод обучения - это способ взаимосвязей деятельности учителя и учащихся, направленный на решение дидактических задач.

Прием обучения – это составная часть, элемент метода; это конкретное действие, отдельная операция в структуре метода.

Средства обучения – это объекты материальной или духовной культуры, а так же различные виды деятельности, преднамеренно включенные в процесс обучения для достижения поставленной цели.

Основные средства обучения: слово, образ, деятельность.

В структуру метода обучения всегда входят приемы и средства обучения.

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и прктические.

Методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания выделяют методы: объяснительно – илююстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский

Классификация методов и приемов обучения.

Различают 3 употребляемые классификации:

- по источнику знаний и логическим основаниям.

- способу мыслительной деятельности ученика

- типу взаимодействия учителя и ученика.

И.Я.Лернер и м.н. скаткин выделяют:

объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод, который тренирует память и дает знания.

проблемный метод — учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления;

частично-поисковый метод - представляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования;

исследовательский метод - учащийся постепенно познает принципы и этапы научного исследования, изучает литературу по теме исследуемой проблемы, разрабатывает план исследования, проверяет гипотезы и оценивает полученные результаты.

Сочетание разнообразных методов и приемов, их выбор в зависимости от конкретных задач урока.

Методы обучения в изобразительном искусстве применяются в зависимости от типа урока.

Специальные методы обучения изобразительному искусству:

1)Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей.

2)Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

3)Напоминание – используют перед началом процесса изображения.

4) Поощрение

5) художественное слово, - вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

Словесные методы неотделимы от наглядных и игровых.

11.Живопись объёмных предметов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.