Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-12-19 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
и голоса у преподавателей. Повышенная голосовая нагрузка у лиц
7 9
голосо-речевых профессий является фактором риска и предраспола-
гает к развитию патологии со стороны верхних дыхательных путей и
голоса. Основным фактором является преимущественно ротовое
дыхание во время речи, когда выключаются защитные механизмы,
обеспечиваемые слизистой оболочкой полости носа. Недостаточно
согретый, не полностью очищенный и увлажненный воздух контакти-
рует со слизистой оболочкой полости рта, глотки, гортани и трахеи,
что и приводит к ряду неблагоприятных эффектов. Изменяются фи-
зико-химические свойства слизи, которая покрывает эти органы из-
нутри. Она становится более густой, вязкой. Ее количество либо
уменьшается, либо увеличивается. Происходит ухудшение питания
слизистой оболочки в результате сужения или расширения кровенос-
ных сосудов. Появляется пересыхание в горле, першение, ощущение
«комка», нарушение голоса. У преподавателей, которым во время
урока приходится еще и много писать мелом, все эти явления значи-
тельно усиливаются от вдыхания меловой пыли.
Повышенная голосовая нагрузка предполагает значитель-
ное напряжение нервно-мышечного аппарата гортани и глот-
ки. При несоблюдении простейших гигиенических и профилак-
тических мер подобные факторы риска приводят к нарушению
тонуса мышц и кровоснабжения слизистой оболочки верхних
дыхательных путей, а в дальнейшем – к развитию профессио-
нальной патологии органов дыхания и голоса.
Таким образом, непосредственной причиной (фактором рис-
ка) профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей у
преподавателей является длительная, чрезмерная голосовая нагруз-
|
ка, ведущая к перегрузке голосовых мышц, переутомлению нервно-
мышечного аппарата гортани, перенапряжению и ухудшению функ-
ционирования слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
Усугубляющими факторами являются: внешние физические
условия голосовой деятельности (температура, влажность, запы-
ленность воздуха, акустические параметры помещения), неправиль-
ная организация труда, грубые погрешности в технике голосообра-
зования и голосоведения, несоблюдение гигиены голоса и верхних
дыхательных путей, острые простудные и гриппоподобные заболе-
8 0
вания.
Все заболевания и патологические состояния голоса и
верхних дыхательных путей можно подразделить на острые и
хронические.
Острые заболевания возникают быстро, неожиданно, час-
то на фоне полного благополучия. Проявляются они резким
ухудшением голоса, от небольшой охриплости и глухости, из-
менения силы и тембра до афонии (полного отсутствия звучно-
го голоса). Это сопровождается ощущением сухости, першения
в горле и носоглотке, чувством «заложенности» горла, может
быть повышенное количество вязкой мокроты и кашель. Если
это простудное гриппоподобное заболевание, то имеются бо-
левые ощущения в горле, усиливающиеся при глотании, зало-
женность носа, насморк, повышение температуры тела, недо-
могание и головная боль. Если причина чисто профессиональ-
ная (перенапряжение голоса), то данных воспалительных сим-
птомов нет.
Острые проявления могут быть признаками довольно
большого числа патологических состояний функционального
характера (рабочее утомление мышц гортани, нарушение со
стороны нервно-мышечного аппарата гортани в виде понижен-
ного тонуса голосовых складок) или нарушений органическо-
го происхождения (кровоизлияние в голосовые складки, отслойка
слизистой оболочки голосовых складок и другие).
В любом случае при подобной острой симптоматике сле-
дует обратиться к врачу отоларингологу. Нельзя пытаться фор-
|
сировать голос, продолжать голосовую нагрузку.
Хроническая патология верхних дыхательных путей раз-
вивается медленно, постепенно, исподволь. Характерны охрип-
лость, снижение силы, выносливости, быстрая утомляемость
голоса, неприятные ощущения в области глотки (сухость, сад-
нение, першение, щекотание, жжение, ощущение комка в горле
или «стягивающего воротничка» в области шеи, желание от-
кашляться, «прочистить горло»). Происходит нарушение сек-
реторной функции верхних дыхательных путей, изменение ко-
8 1
личества и консистенции слизи. Чаще встречается увеличение ко-
личества мокроты, она становится вязкой и тягучей, плохо
отхаркивается, создается ощущение инородного тела в горле,
что может провоцировать периодический кашель с выделени-
ем мокроты беловато-серого или желтого цвета (особенно пос-
ле ночного сна). Все перечисленные признаки то усиливаются,
то их интенсивность уменьшается. Довольно часто больные
подозревают у себя рак горла, т.к. такой симптом, как ощуще-
ние комка, инородного тела, чего-то постороннего в горле, весь-
ма четко выражен. Однако обычно подобная симптоматика –
это проявление хронического фарингита (трофические наруше-
ния слизистой оболочки глотки) или хронического ларингита
(изменения слизистой оболочки гортани).
Обязательным при хронических заболеваниях является:
- периодическое поддерживающее лечение;
- безусловное соблюдение гигиены голоса и верхних ды-
хательных путей.
Коллективные меры профилактики заболеваний верхних
дыхательных путей и голоса – это предмет заботы администра-
ции школы. Комплекс мероприятий включает в себя:
1. Правильное планирование учебной нагрузки для каж-
дого преподавателя в течение каждого учебного дня, учебной
недели, четверти и всего года. Рекомендуемая учебная нагрузка
для преподавателей – не более четырех академических часов
подряд с 10-15-минутными перерывами между ними. Желательно
равномерное распределение нагрузки на протяжении всего учеб-
ного года.
2. Всемерное улучшение акустических особенностей класс-
ных комнат, аудиторий, лекционных залов. Снижение уровня
постороннего шума, правильная расстановка мебели, оптималь-
ное число учеников в классе, применение звукоусиливающей
|
аппаратуры.
3. Соблюдение показателей микроклимата помещений (со-
здание температурного комфорта, систематическое проветри-
вание, борьба с пылью, влажная уборка).
8 2
4. Профилактика мелового запыления классов (применение
специальных гигиенических видов мела, обязательное наличие лотка
и ящика для мела у классных досок, наличие влажной тряпочки для
стирания с доски).
5. Создание благоприятных условий для отдыха препода-
вателей во время перемен (оборудование комнат психофизио-
логической разгрузки, ингалятория, наличие удобной мебели в
учительской, возможность принять горячую пищу).
6. Организация санитарно-просветительской работы в
педагогическом коллективе на медико-гигиенические темы.
Индивидуальная профилактика включает в себя следующие
мероприятия:
1. Реальная оценка возможностей голосового аппарата
при выборе профессии (при поступлении в педагогический вуз).
Если у абитуриента есть или были заболевания верхних дыха-
тельных путей, патология голоса и речи, прежде чем выбрать
педагогическую профессию, следует посоветоваться с врачом.
2. За годы учебы в вузе обязательное овладение рацио-
нальной техникой речи и постановка голоса.
3. Систематический врачебный контроль у отоларинго-
лога. Обязательная консультация у этого специалиста, если
появились какие-либо изменения, неприятные ощущения и па-
тологические симптомы со стороны верхних дыхательных путей
или голоса.
4. Соблюдение охранительного режима голосообразова-
ния. Ограничение голосовой нагрузки в выходные дни и нера-
бочее время. Соизмерение силы своего голоса с объемом класс-
ной комнаты. Следует избегать перенапряжения голоса в шум-
ной обстановке.
5. Ограничение употребления блюд, раздражающих сли-
зистую оболочку верхних дыхательных путей (острые, соленые,
пряные блюда, крепкий чай), исключение слишком холодных и
чрезмерно горячих блюд, отказ от алкогольных напитков и ку-
рения.
6. Перед уроками необходимо разогревание голосо-рече-
8 3
вых мышц путем выполнения одного-двух дыхательных, артикуля-
ционных и резонаторных упражнений.
7. После интенсивной голосовой нагрузки не следует упот-
|
реблять холодного питья, не рекомендуется выходить сразу на
улицу (особенно в холодное время года).
8. Овладение техникой выполнения простейших лечебно-
профилактических процедур и приемов, направленных на улуч-
шение функций голосообразующих органов.
Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздей-
ствия статической нагрузки. Характерной особенностью труда
педагога (кроме учителей физкультуры и трудового обучения)
является сочетание длительной, повторяющейся статической
нагрузки с незначительной общефизической нагрузкой и дефи-
цитом двигательной активности. Чаще всего у лиц, занятых
педагогическим трудом, имеет место недостаточная двигатель-
ная активность - гипокинезия.
Комплекс неблагоприятных изменений, наблюдаемых при
гипокинезии, называется гипокинетическая болезнь, xapaктерными
признаками которой являются изменения в центральной нервной
и эндокринной системах, приводящие к эмоциональной неустой-
чивости, расстройствам обмена веществ. Наряду с этим происхо-
дит снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, уменьшение мышечной массы на фоне со-
хранения или даже увеличения веса тела. Одновременно наруша-
ется деятельность желудочно-кишечного тракта, появляются зас-
тойные явления в кровеносных сосудах, особенно нижней половины
туловища. Повышается заболеваемость многими инфекционными,
простудными, острыми респираторными заболеваниями. Снижает-
ся работоспособность.
Действие длительной статической нагрузки. По роду про-
фессиональной деятельности педагогу приходится часто и дли-
тельно находиться в положении сидя или стоя. Подобное поло-
жение тела относится к статической нагрузке и требует полно-
го напряжения мышц. Например, в положении сидя в статичес-
8 4
ком напряжении находятся около 250 скелетных мышц, преимуще-
ственно мышц плечевого пояса, шейных мышц, мышц-разгибате-
лей спины и мышц тазового пояса.
Длительное полное статическое напряжение скелетной
мускулатуры может неблагоприятно отражаться на состоянии
костно-мышечной и сосудистой систем организма человека.
Если эго неблагоприятное влияние активно не коррегируется
или не нейтрализуется, то могут возникнуть различные заболе-
вания позвоночника (остеохондроз), спинномозговых нервов
(радикулит) и сосудов нижних сегментов туловища (варикозное
расширение вен). Частота подобной патологии у препо-
давателей достаточно велика.
При длительном удержании какой-либо позы происходит
статическое перенапряжение и повышение тонуса определенных
групп мышц. В них развиваются биохимические процессы, ха-
|
рактерные для состояния утомления мышцы, появляются соот-
ветствующие клинические признаки.
Так, при длительном сидении возникает чувство тяжести,
напряжения, ощущение «онемения», «ползания мурашек», по-
является боль в области задней поверхности шеи, надплечий,
пояснице, в нижних конечностях. У человека появляется желание
разогнуться, сменить позу, потянуться, встать. Часто повторя-
ющееся статическое перенапряжение может привести к патологи-
ческим изменениям костно-суставной системы и, прежде всего, со
стороны позвоночника.
Позвоночник человека состоит из 33-34 позвонков, проч-
но соединенных друг с другом посредством межпозвоночных
дисков, суставов между отростками позвонков. Укрепляют поз-
воночный столб мощный связочный аппарат и мышцы. Дуги
позвонков, отходящие от тела позвонка, располагаясь друг над
другом, образуют спинномозговой канал, в котором находятся
спинной мозг и отходящие от него спинномозговые нервы.
Межпозвоночные диски структурно представлены проч-
ной волокнистой оболочкой (капсулой), содержащей пульпоз-
ное (студенистое, желатинообразное) ядро. Такое строение
8 5
межпозвоночного диска делает его идеальным амортизатором меж-
ду соседними позвонками, обеспечивает некоторую подвижность
соседних позвонков относительно друг друга. В то же время, сум-
мируясь, эта подвижность позвонков обеспечивает достаточный
объем движения позвоночного столба в целом. Распределение на-
грузки на межпозвоночный диск при любом движении (сгибание
вперед, в стороны, разгибание) неравномерно. Происходит преиму-
щественное приложение силы на определенный отдел дискового
кольца и его сжатие. При этом противоположный участок испыты-
вает растяжение. Нормальное функционирование межпозвоночных
дисков зависит от сохранения ими постоянного химического соста-
ва и структурной целостности.
Причиной развития патологии могут служить различные об-
менные заболевания, нарушение кровообращения, острые травмы
и длительные статические нагрузки. При длительной статической
нагрузке к концу дня часто наблюдается укорочение позвоночного
столба за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков. Кро-
ме того, наступает довольно выраженное и раннее «возрастное ста-
рение» дисков. Первые дефекты фиброзного кольца в виде микро-
трещин отмечаются уже к 25 годам. Постепенное замещение эла-
стичного желатинозного содержимого грубыми соединительно-
тканными волокнами вследствие склероза питающих диск сосудов
происходит с 40-45 лет. Эти процессы значительно ухудшают
биомеханические свойства позвоночника.
Длительная и часто повторяющаяся статическая нагрузка,
позное напряжение и сопряженное с этим вынужденное положе-
ние позвоночника, повышенный тонус мышц-сгибателей, дей-
ствие которых не уравновешивается мышцами-разгибателями,
вызывает ухудшение кровоснабжения и обменных процессов в
межпозвоночных дисках, связочном аппарате позвоночника и в
позвонках. Постепенно происходит повышенное отложение со-
лей, возникновение дистрофических (дис - нарушение, трофика -
питание) явлений в костной, хрящевой и соединительной тканях
этих структур. Подобный механизм лежит в основе развития ос-
теохондроза позвоночника у педагогов. По мере прогрессиро-
8 6
вания процессов и особенно на фоне возрастных изменений может
произойти смещение позвонков относительно друг друга, образова-
ние костных выростов, шипов, нарушение подвижности между от-
дельными позвонками. На этой стадии заболевания появляются сим-
птомы раздражения корешков спинномозговых нервов (радикулит) и
рядом расположенных сосудов, например, позвоночной артерии, ко-
торая снабжает кровью ткань головного мозга. Признаки остеохонд-
роза позвоночника зависят от преимущественной локализации про-
цесса. Чаше встречается остеохондроз шейного и поясничного отде-
лов.
При шейном остеохондрозе периодически появляются жа-
лобы на болезненность в области шеи, усиливающуюся при
поворотах головы. Ощущение «хруста» при движении головой.
Могут быть односторонние боли в области надплечья и мыш-
цах плечевого пояса. При обострении процесса воспалительно-
го и травматического происхождения боли могут быть очень
сильными. Появляется резкое ограничение о6ъема движений
головы и шеи, значительно нарушается трудоспособность.
Наряду с болевыми проявлениями шейный остеохондроз
может вызвать неврологические симптомы и нарушения со сто-
роны слуха и вестибулярного аппарата. Появляются головная боль,
боли в затылочной области, головокружение, шум в ушах, сниже-
ние слуха на одно или оба уха. Признаки шейного остеохондроза не
постоянны, могут быть обострения процесса или уменьшение его
симптомов.
Если патологические изменения выражены в поясничном
отделе позвоночника, то возникает симптоматика поясничного
остеохондроза и пояснично-крестцового радикулита. Это ог-
раничение подвижности в поясничной области, болезненность
при наклонах вперед-назад и в стороны. Боль может отдавать в
ногу, вплоть до невозможности движения из-за болей. Харак-
терны болевые «прострелы» при неловком движении, фи-
зической нагрузке.
Кроме патологии позвоночника, лица, труд которых
сопряжен с длительным малоподвижным пребыванием на но-
8 7
гах или в положении сидя, подвержены развитию варикозного рас-
ширения вен. Эта склонность особенно усиливается, если они ве-
дут малоподвижный образ жизни, имеют признаки гипокинезии и не
проходят целенаправленную профилактику заболевания. В этом
отношении труд педагога является фактором риска для возникно-
вения данной патологии.
Варикозное расширение вен - это заболевание, характери-
зующееся изменением и перерастяжением стенки венозных кро-
веносных сосудов, уменьшением эластичности и увеличением
размеров вен. Один из основных предрасполагающих факто-
ров - это профессиональные особенности рабочей позы.
Преимущественному изменению подвержены вены нижне-
го сегмента тела (геморроидальные и вены нижних конечно-
стей). Связано это с особенностями строения венозной стенки
(отсутствие или малое количество мышечных элементов), склон-
ностью ее к растяжению. Кроме того, давление в венах нижнего
сегмента туловища зависит от гидростатического (гравитаци-
онного) давления венозной крови, которое обусловлено высо-
той и диаметром гравитационного столба крови и действует в
направлении к земной поверхности. Максимальной величины
гидростатическое давление достигает в вертикальном положении
тела с расслабленной мускулатурой, создавая наиболее невыгод-
ные условия для оттока крови из венозной системы нижних конеч-
ностей. Вначале при возникновении варикозного расширения вен
нижних конечностей жалобы сводятся к неприятным ощущени-
ям, чувству тяжести в области икроножных мыши, которое по-
является к концу рабочего дня и исчезает после отдыха. Затем
появляется быстрая утомляемость ног, тупые боли в области го-
лени, судороги в икроножных мышцах. При осмотре под кожей
просвечивают и набухают извитые с мешковидными расшире-
ниями вены, которые легко спадаются при нажатии на них паль-
цем. К вечеру, особенно в жаркое время года, может возникать
отечность в области тыльной поверхности стопы, голеностоп-
ного сустава, которая исчезает после ночного отдыха.
8 8
В более поздних стадиях происходит изменение кожи нижних
конечностей. Она становится сухой, беспокоит зуд, может изме-
няться окраска. Появляется ломкость ногтей, выпадение волосков,
чувство зябкости.
У полных женщин варикозные вены могут быть скрыты в
подкожной жировой клетчатке и при осмотре не видны. Про-
исходит увеличение окружности и объема пораженной конеч-
ности. Если заболевание прогрессирует, то может осложниться
oбразованием трофических язв кожи. Причина возникновения
их - нарушение питания и обменных процессов в коже и под-
кожной клетчатке (трофика - питание). Тяжелейшими _;_=_ослож-
нениями являются развитие тромбоза (закупорки) и тромбоф-
лебита (воспаления) сосудов нижних конечностей.
Если изменению подвергаются венозные сосуды в облас-
ти прямой кишки, то возникает заболевание геморрой, в основе
которого лежит изменение вен подслизистого слоя прямой киш-
ки и анального канала. Способствует развитию геморроя дли-
тельное пребывание на ногах или в положении сидя, малопод-
вижный образ жизни, запоры, беременность, роды, постоян-
ные натуживания при так называемой двухмоментной дефека-
ции. Характерны ощущения дискомфорта после дефекации, зуд зад-
него прохода. Из заднего прохода периодически выделяется слизь,
раздражая кожу анальной области. Возможны различные ос-
ложнения (сильные боли, лихорадочное состояние, развитие остро-
го тромбофлебита). Повреждение поверхностно расположенных вен
геморроидальных узлов во время дефекации приводит к возникнове-
нию главного симптома геморроя - ректальных кровотечений.
Профилактика гипокинезии. Основа профилактики гипо-
кинезии - достаточная двигательная активность, оптимизация
двигательного режима. Физическая активность может осуще-
ствляться в различных формах. Оптимальная физическая актив-
ность достигается путем правильного сочетания всех видов
физической деятельности. Основными формами занятий физи-
ческой культурой могут быть утренняя гимнастика, дозирован-
ная ходьба (самостоятельная или на работу и с работы), заня-
8 9
тие оздоровительным бегом, посещение плавательного бассейна,
групп здоровья, занятия каким-либо видом массового спорта.
С пользой для своего здоровья обязательно должны про-
водиться выходные дни и время трудового отпуска. Работа на
дачном участке, туристические походы, рыбная ловля, сбор гри-
бов и ягод - вот не полный перечень рационального использо-
вания своего свободного времени.
Профессиональная деятельность учителя (исключая учи-
телей физкультуры и трудового обучения) не дает больших воз-
можностей для проявления физической активности. Но могут
быть использованы «малые формы» и «незаметная гимнасти-
ка» во время урока, физическая активность во время перемены.
Преподавателю необходимо планомерно осуществлять
гигиенические и профилактические меры, направленные на то,
чтобы избежать патологии позвоночника и венозных сосудов.
Подобные меры должны включать:
1) оптимизацию статической рабочей позы при сидении и
в положении стоя;
2) разгрузку мышц спины и шеи, позвоночника в ходе урока,
во время перемены и после окончания рабочего дня;
3) укрепление мышечного каркаса позвоночника;
4) освоение техники самомассажа спины и шеи;
5) правильное поднятие тяжести.
Как правильно сидеть? Удержание тела в положении сидя -
активный мышечный процесс, но преобладает в нем статическое
сокращение определенных групп мышц. Преимущественно на-
пряжены мышцы спины. Для уменьшения неблагоприятного воз-
действия статической нагрузки на опорно-двигательный аппа-
рат, для создания наиболее благоприятных условий деятельнос-
ти сердечно-сосудистой, дыхательной систем и органа зрения в
положении сидя за столом должно быть правильное взаимораспо-
ложение туловища, головы и конечностей относительно друг
друга, т. е. должна сохраняться правильная поза. Наиболее оп-
тимальная поза характеризуется следующими признаками:
· бедра примерно на 2/3 должны находиться на сидении
9 0
стула;
· спина пояснично-крестцовой областью опирается на
спинку стула;
· корпус прямой, несколько наклонен вперед;
· между туловищем и передним краем стола расстояние
около 4-5 см;
· у головы небольшой наклон вперед;
· предплечья свободно лежат на столе, надплечья на-
ходятся на одном уровне;
· ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах под
углом почти 90°;
· ступни опираются на пол или подставку.
Для выработки и закрепления правильной позы учителю
следует позаботиться о размерах и форме своего рабочего сто-
ла и стула в классе и дома. Для индивидуального подбора сле-
дует руководствоваться следующим и правилами:
· высота сиденья должна быть равна длине голени и сто-
пы _____в обуви;
· глубина сиденья стула на 5-б см меньше длины бедра (при-
мерно от 2/3 до 3/4 длины);
· у стула должен быть соответствующий профиль сиденья
и спинки;
· расстояние от пола до переднего края крышки стола дол-
жно быть на 5-6 см больше, чем расстояние от пола до локтя
человека, сидящего на столе с опущенными руками.
Взаиморасположение стола должно соответствовать та-
ким требованиям:
· расстояние от переднего края стола до спинки стула дол-
жно быть на 5-6 см больше, чем передне-задний размер груд-
ной клетки сидящего человека;
· передний край стула должен быть задвинут за ве-
ртикальную плоскость, проходящую через передний край сто-
ла на 4-8 см.
Как правильно стоять? Во время урока учителю достаточ-
но часто приходится стоять. Удержание данной позы тоже от-
9 1
носится к статической нагрузке, поэтому для уменьшения ее не-
благоприятного действия на организм следует выработать у себя
правильную осанку. В положении стоя необходимо придерживаться
следующих правил:
· стопы должны быть параллельны друг другу и должны
стоять на одном уровне на ширине бедер;
· ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах;
· туловище и голова находятся в одной, строго ве-
ртикальной плоскости;
· надплечья должны находиться на одном уровне;
· плечи несколько развернуты, отведены назад и расслаб-
лены.
Для закрепления такой осанки рекомендуется представить,
что через позвоночник пропущена струна, которая «пронизы-
вает» голову и как бы тянет туловище вверх. Периодически во
время урока нужно проверять осанку этим несложным приемом.
При длительном стоянии желательно для разгрузки поя-
сничного отдела позвоночника ставить одну ногу на подстав-
ку, использовать малейшую возможность для замены мышечной
нагрузки на динамическую.
Разгрузку позвоночника и мышц, находящихся в стати-
ческом напряжении в положении сидя и стоя, следует прово-
дить по ходу каждого урока, в течение перемены и по оконча-
нию рабочего дня. Осуществляться это может при ходьбе и вы-
полнении специальных физических упражнений. Учителю З_›Љ|сле-
дует использовать любую возможность во время урока, чтобы
не оставаться в неподвижном состоянии.
Как правильно ходить? Ходить надо так, чтобы это при-
носило максимальную пользу всему организму. При правиль-
ной ходьбе ощутимое положительное влияние оказывается
практически на всю скелетную мускулатуру и суставы, улучша-
ется работа сердца и движение крови по сосудам, облегчается
дыхание и деятельность желудочно-кишечного тракта, дости-
гается психологическое расслабление.
Наиболее физиологичен следующий способ ходьбы:
9 2
· во время движения должна сохраняться правильная осанка
(голова и туловище должны находиться в одной вертикальной плос-
кости);
· выносимая вперед нога должна ставиться на пятку под
углом 45° к плоскости пола или земли, перед тем, как она начи-
нает опускаться, должен быть момент ее полного выпрямления;
· подъем и вынесение вперед ноги, оставшейся сзади, осу-
ществляется за счет работы мышц бедра и энергичного оттал-
кивания пальцами этой ноги от пола или земли;
· бедро согнутой в коленном суставе выносимой вперед
ноги должно выдвинуться за находящуюся спереди ногу, и толь-
ко затем нога выпрямляется;
· вес тела должен во время шага плавно «перетекать» от одной
опорной ноги, выносимой вперед, к другой по стороне последней;
· руки должны быть расслаблены и двигаться в плечевых
и локтевых суставах в такт шагам с умеренной амплитудой, при
вынесении вперед ноги выносится вперед рука с противополож-
ной стороны.
Профилактика варикозного расширения вен нижних ко-
нечностей. Для нейтрализации факторов риска педагогического тру-
да (повторяющаяся статическая нагрузка, необходимость длительно
находиться в положении стоя и сидя) следует проводить специальные
профилактические мероприятия и устранить все дополнительные фак-
торы, нарушающие и затрудняющие отток венозной крови из нижних
конечностей. Следует обязательно использовать во время работы
сменную обувь. Лучше, если это будут туфли не на очень высоком
каблуке. Сменная и уличная обувь не должна быть тесной, особенно
сапоги. Во время урока при объяснении нового материала, опросе сле-
дует прохаживаться по классу, периодически несколько приподнима-
ясь и покачиваясь на носках.
Если приходится длительное время сидеть за столом, ну-
жно выполнять специальные упражнения - вместе или по-
переменно выпрямлять ноги, разогнув их в коленном суставе,
напрягать мышцы голени, оттягивая носок стопы от себя и при-
водя к себе, напрягать мышцы бедра. Такую «незаметную» гим-
9 3
настику следует делать один-два раза во время каждого урока.
Во время перемены нужно постараться побольше похо-
дить или 10-15 раз приподняться и покачаться на носках. Если
есть возможность, можно сесть в удобной позе на стул, диван, в
кресло, приподняв повыше вытянутые ноги. После работы луч-
ший отдых для ног - медленная, спокойная прогулка на неболь-
шое расстояние. Хорошим профилактическим эффектом обла-
дает прохладное или контрастное обливание ног, которое ре-
комендуется делать ежедневно перед сном.
Профилактика патологии зрения. Труд педагога связан с
необходимостью выполнения большого объема напряженной
зрительной работы. Это проверка письменных работ учащихся,
чтение специальной литературы и периодических изданий, са-
мообразование, написание конспектов, планов и т.д. Если при
этом не соблюдаются элементарные правила гигиены зрения, не
осуществляются целенаправленные профилактические меропри-
ятия, то велика вероятность возникновения патологических из-
менений и заболеваний со стороны зрительного анализатора.
Симптомами перенапряжения зрения могут быть признаки
«утомления» аккомодационных цилиарной и наружных мышц глаза.
В глазах появляется ощущение рези, тяжести, чувство «песка», сни-
жается острота зрения, может появиться покраснение век, уста-
лость мышц шеи, неприятные ощущения или боли в области глаз,
лба. Причиной подобных изменений служит спастическое сокра-
щение цилиарной и наружных глазодвигательных мышц, повыше-
ние внутриглазного давления.
Если подобное перенапряжение зрения повторяется доста-
точно часто, это приводит к развитию близорукости или мио-
пии (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение).
Ведущий симптом близорукости – снижение остроты зре-
ния. Человек вынужден непроизвольно приближать рассматри-
ваемый объект к глазам, появляется манера прищуриваться,
низко наклонять голову над текстом. Это улучшает зрительное
восприятие, но ценой повышенной нагрузки на аккомодацион-
ные и глазодвигательные мышцы, происходит ухудшение кро-
9 4
воснабжения головного мозга из-за вынужденного сгибания шей-
ного и грудного отделов позвоночника. В свою очередь подобная
ситуация приводит к дальнейшему ухудшению зрения, развитию
патологии позвоночника (остеохондроз шейного и грудного отде-
лов). Частым симптомом становится головная боль, ухудшение
общего самочувствия, снижение работоспособности.
Основой профилактики патологии зрительного анализатора
являются:
· создание условий «зрительного комфорта»;
· правильный режим зрительной работы;
· выполнение специальных лечебно-профилактических
процедур;
· овладение приемами и методами сохранения и улучше-
ния зрения (офтальмотренаж).
Необходимые условия зрительной работы. См. в разделе:
«Факторы рациональной организации жизнедеятельности ра-
ботника умственного труда».
Оптимизация режима зрительной работы. Если зритель-
ная работа значительна по продолжительности, необходимо через
каждые 40-50 минут делать небольшие перерывы, во время кото-
рых выполнять упражнения для позвоночника и глаз. Крайне вред-
но выполнять такую работу в поздние вечерние и ночные часы.
При состоянии общей усталости, помимо неблагоприятного действия
на общее состояние человека, происходит значительное перенапря-
жение зрения в процессе выполнения работы в поздние часы.
Техника офтальмотренажа. Аккомодационную способ-
ность глаз можно улучшить с помощью специальных упражне-
ний. В процессе тренировки происходит воздействие на цили-
арную мышцу. Она то напрягается, то расслабляется, осуще-
ствляется ее своеобразный физиологический массаж.
В домашних условиях можно проводить следующее упраж-
нение. На оконном стекле на уровне глаз наклеивают кружок (луч-
ше красного цвета) диаметром 5-8 мм. Встают на расстоянии 30-
35 см от окна и мысленно как бы продолжают линию взора по-
верх кружка к какому-либо объекту, находящемуся на далеком
9 5
расстоянии (окно дома, дерево за окном и пр.). Затем переводят
взгляд на кружок и вновь на дальний объект. Это упражнение
тренирует цилиарную мышцу. При взгляде вдаль она расслабля-
ется, при взгляде на кружок – напрягается. Упражнение прово-
дят ежедневно по 5-10 минут в течение 20-30 дней.
КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ
Составной частью современных офисных помещений, дошкольных и школьных учреждений, ВУЗов является использование компьютерной техники. Персональные компьютеры занимают достойное место и в наших квартирах. Однако немногие осведомлены о том, что в помещениях, где находится и работает компьютерная техника, создаются специфические условия окружающей среды, обусловленные работой электронно-лучевой трубки компьютера: изменяется температурно-влажностная и химическая характеристика воздуха, уровень и спектр шума. На состояние здоровья оператора могут влиять такие вредные факторы, как длительное неизменное положение тела, вызывающее мышечные скелетные нарушения; постоянное напряжение глаз; воздействие радиации, электростатических и электромагнитных полей.
Наиболее опасным для здоровья является не сам компьютер, а монитор. Принцип работы монитора одинаков с принципом работы телевизора. Разница лишь в том, что от телевизора мы сидим на расстоянии нескольких метров, а от монитора – на расстоянии нескольких сантиметров. Поэтому электромагнитные поля не успевают рассеиваться и поглощаются телом оператора. Видеомонитор компьютера создает вокруг себя электромагнитное поле как низкой, так и высокой частоты (в диапазоне 20 Гц – 400 кГц), что способствует появлению электростатического поля и ведет к деионизации воздуха вокруг монитора, а это в свою очередь влияет на развитие клеток тканей организма, увеличивает вероятность развития катаракты.
Электромагнитные поля воздействуют на нервную, иммунную, эндокринную и половую системы.
Согласно данным Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, у людей, работающих на компьютере от 2 до 6 часов в сутки, функциональные нарушения ЦНС происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах, болезни сердечн<
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!