Профессиональная патология верхних дыхательных путей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Профессиональная патология верхних дыхательных путей

2019-12-19 168
Профессиональная патология верхних дыхательных путей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и голоса у преподавателей. Повышенная голосовая нагрузка у лиц

7 9

голосо-речевых профессий является фактором риска и предраспола-

гает к развитию патологии со стороны верхних дыхательных путей и

голоса. Основным фактором является преимущественно ротовое

дыхание во время речи, когда выключаются защитные механизмы,

обеспечиваемые слизистой оболочкой полости носа. Недостаточно

согретый, не полностью очищенный и увлажненный воздух контакти-

рует со слизистой оболочкой полости рта, глотки, гортани и трахеи,

что и приводит к ряду неблагоприятных эффектов. Изменяются фи-

зико-химические свойства слизи, которая покрывает эти органы из-

нутри. Она становится более густой, вязкой. Ее количество либо

уменьшается, либо увеличивается. Происходит ухудшение питания

слизистой оболочки в результате сужения или расширения кровенос-

ных сосудов. Появляется пересыхание в горле, першение, ощущение

«комка», нарушение голоса. У преподавателей, которым во время

урока приходится еще и много писать мелом, все эти явления значи-

тельно усиливаются от вдыхания меловой пыли.

Повышенная голосовая нагрузка предполагает значитель-

ное напряжение нервно-мышечного аппарата гортани и глот-

ки. При несоблюдении простейших гигиенических и профилак-

тических мер подобные факторы риска приводят к нарушению

тонуса мышц и кровоснабжения слизистой оболочки верхних

дыхательных путей, а в дальнейшем – к развитию профессио-

нальной патологии органов дыхания и голоса.

Таким образом, непосредственной причиной (фактором рис-

ка) профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей у

преподавателей является длительная, чрезмерная голосовая нагруз-

ка, ведущая к перегрузке голосовых мышц, переутомлению нервно-

мышечного аппарата гортани, перенапряжению и ухудшению функ-

ционирования слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Усугубляющими факторами являются: внешние физические

условия голосовой деятельности (температура, влажность, запы-

ленность воздуха, акустические параметры помещения), неправиль-

ная организация труда, грубые погрешности в технике голосообра-

зования и голосоведения, несоблюдение гигиены голоса и верхних

дыхательных путей, острые простудные и гриппоподобные заболе-

8 0

вания.

Все заболевания и патологические состояния голоса и

верхних дыхательных путей можно подразделить на острые и

хронические.

Острые заболевания возникают быстро, неожиданно, час-

то на фоне полного благополучия. Проявляются они резким

ухудшением голоса, от небольшой охриплости и глухости, из-

менения силы и тембра до афонии (полного отсутствия звучно-

го голоса). Это сопровождается ощущением сухости, першения

в горле и носоглотке, чувством «заложенности» горла, может

быть повышенное количество вязкой мокроты и кашель. Если

это простудное гриппоподобное заболевание, то имеются бо-

левые ощущения в горле, усиливающиеся при глотании, зало-

женность носа, насморк, повышение температуры тела, недо-

могание и головная боль. Если причина чисто профессиональ-

ная (перенапряжение голоса), то данных воспалительных сим-

птомов нет.

Острые проявления могут быть признаками довольно

большого числа патологических состояний функционального

характера (рабочее утомление мышц гортани, нарушение со

стороны нервно-мышечного аппарата гортани в виде понижен-

ного тонуса голосовых складок) или нарушений органическо-

го происхождения (кровоизлияние в голосовые складки, отслойка

слизистой оболочки голосовых складок и другие).

В любом случае при подобной острой симптоматике сле-

дует обратиться к врачу отоларингологу. Нельзя пытаться фор-

сировать голос, продолжать голосовую нагрузку.

Хроническая патология верхних дыхательных путей раз-

вивается медленно, постепенно, исподволь. Характерны охрип-

лость, снижение силы, выносливости, быстрая утомляемость

голоса, неприятные ощущения в области глотки (сухость, сад-

нение, першение, щекотание, жжение, ощущение комка в горле

или «стягивающего воротничка» в области шеи, желание от-

кашляться, «прочистить горло»). Происходит нарушение сек-

реторной функции верхних дыхательных путей, изменение ко-

8 1

личества и консистенции слизи. Чаще встречается увеличение ко-

личества мокроты, она становится вязкой и тягучей, плохо

отхаркивается, создается ощущение инородного тела в горле,

что может провоцировать периодический кашель с выделени-

ем мокроты беловато-серого или желтого цвета (особенно пос-

ле ночного сна). Все перечисленные признаки то усиливаются,

то их интенсивность уменьшается. Довольно часто больные

подозревают у себя рак горла, т.к. такой симптом, как ощуще-

ние комка, инородного тела, чего-то постороннего в горле, весь-

ма четко выражен. Однако обычно подобная симптоматика –

это проявление хронического фарингита (трофические наруше-

ния слизистой оболочки глотки) или хронического ларингита

(изменения слизистой оболочки гортани).

Обязательным при хронических заболеваниях является:

- периодическое поддерживающее лечение;

- безусловное соблюдение гигиены голоса и верхних ды-

хательных путей.

Коллективные меры профилактики заболеваний верхних

дыхательных путей и голоса – это предмет заботы администра-

ции школы. Комплекс мероприятий включает в себя:

1. Правильное планирование учебной нагрузки для каж-

дого преподавателя в течение каждого учебного дня, учебной

недели, четверти и всего года. Рекомендуемая учебная нагрузка

для преподавателей – не более четырех академических часов

подряд с 10-15-минутными перерывами между ними. Желательно

равномерное распределение нагрузки на протяжении всего учеб-

ного года.

2. Всемерное улучшение акустических особенностей класс-

ных комнат, аудиторий, лекционных залов. Снижение уровня

постороннего шума, правильная расстановка мебели, оптималь-

ное число учеников в классе, применение звукоусиливающей

аппаратуры.

3. Соблюдение показателей микроклимата помещений (со-

здание температурного комфорта, систематическое проветри-

вание, борьба с пылью, влажная уборка).

8 2

4. Профилактика мелового запыления классов (применение

специальных гигиенических видов мела, обязательное наличие лотка

и ящика для мела у классных досок, наличие влажной тряпочки для

стирания с доски).

5. Создание благоприятных условий для отдыха препода-

вателей во время перемен (оборудование комнат психофизио-

логической разгрузки, ингалятория, наличие удобной мебели в

учительской, возможность принять горячую пищу).

6. Организация санитарно-просветительской работы в

педагогическом коллективе на медико-гигиенические темы.

Индивидуальная профилактика включает в себя следующие

мероприятия:

1. Реальная оценка возможностей голосового аппарата

при выборе профессии (при поступлении в педагогический вуз).

Если у абитуриента есть или были заболевания верхних дыха-

тельных путей, патология голоса и речи, прежде чем выбрать

педагогическую профессию, следует посоветоваться с врачом.

2. За годы учебы в вузе обязательное овладение рацио-

нальной техникой речи и постановка голоса.

3. Систематический врачебный контроль у отоларинго-

лога. Обязательная консультация у этого специалиста, если

появились какие-либо изменения, неприятные ощущения и па-

тологические симптомы со стороны верхних дыхательных путей

или голоса.

4. Соблюдение охранительного режима голосообразова-

ния. Ограничение голосовой нагрузки в выходные дни и нера-

бочее время. Соизмерение силы своего голоса с объемом класс-

ной комнаты. Следует избегать перенапряжения голоса в шум-

ной обстановке.

5. Ограничение употребления блюд, раздражающих сли-

зистую оболочку верхних дыхательных путей (острые, соленые,

пряные блюда, крепкий чай), исключение слишком холодных и

чрезмерно горячих блюд, отказ от алкогольных напитков и ку-

рения.

6. Перед уроками необходимо разогревание голосо-рече-

8 3

вых мышц путем выполнения одного-двух дыхательных, артикуля-

ционных и резонаторных упражнений.

7. После интенсивной голосовой нагрузки не следует упот-

реблять холодного питья, не рекомендуется выходить сразу на

улицу (особенно в холодное время года).

8. Овладение техникой выполнения простейших лечебно-

профилактических процедур и приемов, направленных на улуч-

шение функций голосообразующих органов.

Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздей-

ствия статической нагрузки. Характерной особенностью труда

педагога (кроме учителей физкультуры и трудового обучения)

является сочетание длительной, повторяющейся статической

нагрузки с незначительной общефизической нагрузкой и дефи-

цитом двигательной активности. Чаще всего у лиц, занятых

педагогическим трудом, имеет место недостаточная двигатель-

ная активность - гипокинезия.

Комплекс неблагоприятных изменений, наблюдаемых при

гипокинезии, называется гипокинетическая болезнь, xapaктерными

признаками которой являются изменения в центральной нервной

и эндокринной системах, приводящие к эмоциональной неустой-

чивости, расстройствам обмена веществ. Наряду с этим происхо-

дит снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой

и дыхательной систем, уменьшение мышечной массы на фоне со-

хранения или даже увеличения веса тела. Одновременно наруша-

ется деятельность желудочно-кишечного тракта, появляются зас-

тойные явления в кровеносных сосудах, особенно нижней половины

туловища. Повышается заболеваемость многими инфекционными,

простудными, острыми респираторными заболеваниями. Снижает-

ся работоспособность.

Действие длительной статической нагрузки. По роду про-

фессиональной деятельности педагогу приходится часто и дли-

тельно находиться в положении сидя или стоя. Подобное поло-

жение тела относится к статической нагрузке и требует полно-

го напряжения мышц. Например, в положении сидя в статичес-

8 4

ком напряжении находятся около 250 скелетных мышц, преимуще-

ственно мышц плечевого пояса, шейных мышц, мышц-разгибате-

лей спины и мышц тазового пояса.

Длительное полное статическое напряжение скелетной

мускулатуры может неблагоприятно отражаться на состоянии

костно-мышечной и сосудистой систем организма человека.

Если эго неблагоприятное влияние активно не коррегируется

или не нейтрализуется, то могут возникнуть различные заболе-

вания позвоночника (остеохондроз), спинномозговых нервов

(радикулит) и сосудов нижних сегментов туловища (варикозное

расширение вен). Частота подобной патологии у препо-

давателей достаточно велика.

При длительном удержании какой-либо позы происходит

статическое перенапряжение и повышение тонуса определенных

групп мышц. В них развиваются биохимические процессы, ха-

рактерные для состояния утомления мышцы, появляются соот-

ветствующие клинические признаки.

Так, при длительном сидении возникает чувство тяжести,

напряжения, ощущение «онемения», «ползания мурашек», по-

является боль в области задней поверхности шеи, надплечий,

пояснице, в нижних конечностях. У человека появляется желание

разогнуться, сменить позу, потянуться, встать. Часто повторя-

ющееся статическое перенапряжение может привести к патологи-

ческим изменениям костно-суставной системы и, прежде всего, со

стороны позвоночника.

Позвоночник человека состоит из 33-34 позвонков, проч-

но соединенных друг с другом посредством межпозвоночных

дисков, суставов между отростками позвонков. Укрепляют поз-

воночный столб мощный связочный аппарат и мышцы. Дуги

позвонков, отходящие от тела позвонка, располагаясь друг над

другом, образуют спинномозговой канал, в котором находятся

спинной мозг и отходящие от него спинномозговые нервы.

Межпозвоночные диски структурно представлены проч-

ной волокнистой оболочкой (капсулой), содержащей пульпоз-

ное (студенистое, желатинообразное) ядро. Такое строение

8 5

межпозвоночного диска делает его идеальным амортизатором меж-

ду соседними позвонками, обеспечивает некоторую подвижность

соседних позвонков относительно друг друга. В то же время, сум-

мируясь, эта подвижность позвонков обеспечивает достаточный

объем движения позвоночного столба в целом. Распределение на-

грузки на межпозвоночный диск при любом движении (сгибание

вперед, в стороны, разгибание) неравномерно. Происходит преиму-

щественное приложение силы на определенный отдел дискового

кольца и его сжатие. При этом противоположный участок испыты-

вает растяжение. Нормальное функционирование межпозвоночных

дисков зависит от сохранения ими постоянного химического соста-

ва и структурной целостности.

Причиной развития патологии могут служить различные об-

менные заболевания, нарушение кровообращения, острые травмы

и длительные статические нагрузки. При длительной статической

нагрузке к концу дня часто наблюдается укорочение позвоночного

столба за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков. Кро-

ме того, наступает довольно выраженное и раннее «возрастное ста-

рение» дисков. Первые дефекты фиброзного кольца в виде микро-

трещин отмечаются уже к 25 годам. Постепенное замещение эла-

стичного желатинозного содержимого грубыми соединительно-

тканными волокнами вследствие склероза питающих диск сосудов

происходит с 40-45 лет. Эти процессы значительно ухудшают

биомеханические свойства позвоночника.

Длительная и часто повторяющаяся статическая нагрузка,

позное напряжение и сопряженное с этим вынужденное положе-

ние позвоночника, повышенный тонус мышц-сгибателей, дей-

ствие которых не уравновешивается мышцами-разгибателями,

вызывает ухудшение кровоснабжения и обменных процессов в

межпозвоночных дисках, связочном аппарате позвоночника и в

позвонках. Постепенно происходит повышенное отложение со-

лей, возникновение дистрофических (дис - нарушение, трофика -

питание) явлений в костной, хрящевой и соединительной тканях

этих структур. Подобный механизм лежит в основе развития ос-

теохондроза позвоночника у педагогов. По мере прогрессиро-

8 6

вания процессов и особенно на фоне возрастных изменений может

произойти смещение позвонков относительно друг друга, образова-

ние костных выростов, шипов, нарушение подвижности между от-

дельными позвонками. На этой стадии заболевания появляются сим-

птомы раздражения корешков спинномозговых нервов (радикулит) и

рядом расположенных сосудов, например, позвоночной артерии, ко-

торая снабжает кровью ткань головного мозга. Признаки остеохонд-

роза позвоночника зависят от преимущественной локализации про-

цесса. Чаше встречается остеохондроз шейного и поясничного отде-

лов.

При шейном остеохондрозе периодически появляются жа-

лобы на болезненность в области шеи, усиливающуюся при

поворотах головы. Ощущение «хруста» при движении головой.

Могут быть односторонние боли в области надплечья и мыш-

цах плечевого пояса. При обострении процесса воспалительно-

го и травматического происхождения боли могут быть очень

сильными. Появляется резкое ограничение о6ъема движений

головы и шеи, значительно нарушается трудоспособность.

Наряду с болевыми проявлениями шейный остеохондроз

может вызвать неврологические симптомы и нарушения со сто-

роны слуха и вестибулярного аппарата. Появляются головная боль,

боли в затылочной области, головокружение, шум в ушах, сниже-

ние слуха на одно или оба уха. Признаки шейного остеохондроза не

постоянны, могут быть обострения процесса или уменьшение его

симптомов.

Если патологические изменения выражены в поясничном

отделе позвоночника, то возникает симптоматика поясничного

остеохондроза и пояснично-крестцового радикулита. Это ог-

раничение подвижности в поясничной области, болезненность

при наклонах вперед-назад и в стороны. Боль может отдавать в

ногу, вплоть до невозможности движения из-за болей. Харак-

терны болевые «прострелы» при неловком движении, фи-

зической нагрузке.

Кроме патологии позвоночника, лица, труд которых

сопряжен с длительным малоподвижным пребыванием на но-

8 7

гах или в положении сидя, подвержены развитию варикозного рас-

ширения вен. Эта склонность особенно усиливается, если они ве-

дут малоподвижный образ жизни, имеют признаки гипокинезии и не

проходят целенаправленную профилактику заболевания. В этом

отношении труд педагога является фактором риска для возникно-

вения данной патологии.

Варикозное расширение вен - это заболевание, характери-

зующееся изменением и перерастяжением стенки венозных кро-

веносных сосудов, уменьшением эластичности и увеличением

размеров вен. Один из основных предрасполагающих факто-

ров - это профессиональные особенности рабочей позы.

Преимущественному изменению подвержены вены нижне-

го сегмента тела (геморроидальные и вены нижних конечно-

стей). Связано это с особенностями строения венозной стенки

(отсутствие или малое количество мышечных элементов), склон-

ностью ее к растяжению. Кроме того, давление в венах нижнего

сегмента туловища зависит от гидростатического (гравитаци-

онного) давления венозной крови, которое обусловлено высо-

той и диаметром гравитационного столба крови и действует в

направлении к земной поверхности. Максимальной величины

гидростатическое давление достигает в вертикальном положении

тела с расслабленной мускулатурой, создавая наиболее невыгод-

ные условия для оттока крови из венозной системы нижних конеч-

ностей. Вначале при возникновении варикозного расширения вен

нижних конечностей жалобы сводятся к неприятным ощущени-

ям, чувству тяжести в области икроножных мыши, которое по-

является к концу рабочего дня и исчезает после отдыха. Затем

появляется быстрая утомляемость ног, тупые боли в области го-

лени, судороги в икроножных мышцах. При осмотре под кожей

просвечивают и набухают извитые с мешковидными расшире-

ниями вены, которые легко спадаются при нажатии на них паль-

цем. К вечеру, особенно в жаркое время года, может возникать

отечность в области тыльной поверхности стопы, голеностоп-

ного сустава, которая исчезает после ночного отдыха.

8 8

В более поздних стадиях происходит изменение кожи нижних

конечностей. Она становится сухой, беспокоит зуд, может изме-

няться окраска. Появляется ломкость ногтей, выпадение волосков,

чувство зябкости.

У полных женщин варикозные вены могут быть скрыты в

подкожной жировой клетчатке и при осмотре не видны. Про-

исходит увеличение окружности и объема пораженной конеч-

ности. Если заболевание прогрессирует, то может осложниться

oбразованием трофических язв кожи. Причина возникновения

их - нарушение питания и обменных процессов в коже и под-

кожной клетчатке (трофика - питание). Тяжелейшими _;_=_ослож-

нениями являются развитие тромбоза (закупорки) и тромбоф-

лебита (воспаления) сосудов нижних конечностей.

Если изменению подвергаются венозные сосуды в облас-

ти прямой кишки, то возникает заболевание геморрой, в основе

которого лежит изменение вен подслизистого слоя прямой киш-

ки и анального канала. Способствует развитию геморроя дли-

тельное пребывание на ногах или в положении сидя, малопод-

вижный образ жизни, запоры, беременность, роды, постоян-

ные натуживания при так называемой двухмоментной дефека-

ции. Характерны ощущения дискомфорта после дефекации, зуд зад-

него прохода. Из заднего прохода периодически выделяется слизь,

раздражая кожу анальной области. Возможны различные ос-

ложнения (сильные боли, лихорадочное состояние, развитие остро-

го тромбофлебита). Повреждение поверхностно расположенных вен

геморроидальных узлов во время дефекации приводит к возникнове-

нию главного симптома геморроя - ректальных кровотечений.

Профилактика гипокинезии. Основа профилактики гипо-

кинезии - достаточная двигательная активность, оптимизация

двигательного режима. Физическая активность может осуще-

ствляться в различных формах. Оптимальная физическая актив-

ность достигается путем правильного сочетания всех видов

физической деятельности. Основными формами занятий физи-

ческой культурой могут быть утренняя гимнастика, дозирован-

ная ходьба (самостоятельная или на работу и с работы), заня-

8 9

тие оздоровительным бегом, посещение плавательного бассейна,

групп здоровья, занятия каким-либо видом массового спорта.

С пользой для своего здоровья обязательно должны про-

водиться выходные дни и время трудового отпуска. Работа на

дачном участке, туристические походы, рыбная ловля, сбор гри-

бов и ягод - вот не полный перечень рационального использо-

вания своего свободного времени.

Профессиональная деятельность учителя (исключая учи-

телей физкультуры и трудового обучения) не дает больших воз-

можностей для проявления физической активности. Но могут

быть использованы «малые формы» и «незаметная гимнасти-

ка» во время урока, физическая активность во время перемены.

Преподавателю необходимо планомерно осуществлять

гигиенические и профилактические меры, направленные на то,

чтобы избежать патологии позвоночника и венозных сосудов.

Подобные меры должны включать:

1) оптимизацию статической рабочей позы при сидении и

в положении стоя;

2) разгрузку мышц спины и шеи, позвоночника в ходе урока,

во время перемены и после окончания рабочего дня;

3) укрепление мышечного каркаса позвоночника;

4) освоение техники самомассажа спины и шеи;

5) правильное поднятие тяжести.

Как правильно сидеть? Удержание тела в положении сидя -

активный мышечный процесс, но преобладает в нем статическое

сокращение определенных групп мышц. Преимущественно на-

пряжены мышцы спины. Для уменьшения неблагоприятного воз-

действия статической нагрузки на опорно-двигательный аппа-

рат, для создания наиболее благоприятных условий деятельнос-

ти сердечно-сосудистой, дыхательной систем и органа зрения в

положении сидя за столом должно быть правильное взаимораспо-

ложение туловища, головы и конечностей относительно друг

друга, т. е. должна сохраняться правильная поза. Наиболее оп-

тимальная поза характеризуется следующими признаками:

· бедра примерно на 2/3 должны находиться на сидении

9 0

стула;

· спина пояснично-крестцовой областью опирается на

спинку стула;

· корпус прямой, несколько наклонен вперед;

· между туловищем и передним краем стола расстояние

около 4-5 см;

· у головы небольшой наклон вперед;

· предплечья свободно лежат на столе, надплечья на-

ходятся на одном уровне;

· ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах под

углом почти 90°;

· ступни опираются на пол или подставку.

Для выработки и закрепления правильной позы учителю

следует позаботиться о размерах и форме своего рабочего сто-

ла и стула в классе и дома. Для индивидуального подбора сле-

дует руководствоваться следующим и правилами:

· высота сиденья должна быть равна длине голени и сто-

пы _____в обуви;

· глубина сиденья стула на 5-б см меньше длины бедра (при-

мерно от 2/3 до 3/4 длины);

· у стула должен быть соответствующий профиль сиденья

и спинки;

· расстояние от пола до переднего края крышки стола дол-

жно быть на 5-6 см больше, чем расстояние от пола до локтя

человека, сидящего на столе с опущенными руками.

Взаиморасположение стола должно соответствовать та-

ким требованиям:

· расстояние от переднего края стола до спинки стула дол-

жно быть на 5-6 см больше, чем передне-задний размер груд-

ной клетки сидящего человека;

· передний край стула должен быть задвинут за ве-

ртикальную плоскость, проходящую через передний край сто-

ла на 4-8 см.

Как правильно стоять? Во время урока учителю достаточ-

но часто приходится стоять. Удержание данной позы тоже от-

9 1

носится к статической нагрузке, поэтому для уменьшения ее не-

благоприятного действия на организм следует выработать у себя

правильную осанку. В положении стоя необходимо придерживаться

следующих правил:

· стопы должны быть параллельны друг другу и должны

стоять на одном уровне на ширине бедер;

· ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах;

· туловище и голова находятся в одной, строго ве-

ртикальной плоскости;

· надплечья должны находиться на одном уровне;

· плечи несколько развернуты, отведены назад и расслаб-

лены.

Для закрепления такой осанки рекомендуется представить,

что через позвоночник пропущена струна, которая «пронизы-

вает» голову и как бы тянет туловище вверх. Периодически во

время урока нужно проверять осанку этим несложным приемом.

При длительном стоянии желательно для разгрузки поя-

сничного отдела позвоночника ставить одну ногу на подстав-

ку, использовать малейшую возможность для замены мышечной

нагрузки на динамическую.

Разгрузку позвоночника и мышц, находящихся в стати-

ческом напряжении в положении сидя и стоя, следует прово-

дить по ходу каждого урока, в течение перемены и по оконча-

нию рабочего дня. Осуществляться это может при ходьбе и вы-

полнении специальных физических упражнений. Учителю З_›Љ|сле-

дует использовать любую возможность во время урока, чтобы

не оставаться в неподвижном состоянии.

Как правильно ходить? Ходить надо так, чтобы это при-

носило максимальную пользу всему организму. При правиль-

ной ходьбе ощутимое положительное влияние оказывается

практически на всю скелетную мускулатуру и суставы, улучша-

ется работа сердца и движение крови по сосудам, облегчается

дыхание и деятельность желудочно-кишечного тракта, дости-

гается психологическое расслабление.

Наиболее физиологичен следующий способ ходьбы:

9 2

· во время движения должна сохраняться правильная осанка

(голова и туловище должны находиться в одной вертикальной плос-

кости);

· выносимая вперед нога должна ставиться на пятку под

углом 45° к плоскости пола или земли, перед тем, как она начи-

нает опускаться, должен быть момент ее полного выпрямления;

· подъем и вынесение вперед ноги, оставшейся сзади, осу-

ществляется за счет работы мышц бедра и энергичного оттал-

кивания пальцами этой ноги от пола или земли;

· бедро согнутой в коленном суставе выносимой вперед

ноги должно выдвинуться за находящуюся спереди ногу, и толь-

ко затем нога выпрямляется;

· вес тела должен во время шага плавно «перетекать» от одной

опорной ноги, выносимой вперед, к другой по стороне последней;

· руки должны быть расслаблены и двигаться в плечевых

и локтевых суставах в такт шагам с умеренной амплитудой, при

вынесении вперед ноги выносится вперед рука с противополож-

ной стороны.

Профилактика варикозного расширения вен нижних ко-

нечностей. Для нейтрализации факторов риска педагогического тру-

да (повторяющаяся статическая нагрузка, необходимость длительно

находиться в положении стоя и сидя) следует проводить специальные

профилактические мероприятия и устранить все дополнительные фак-

торы, нарушающие и затрудняющие отток венозной крови из нижних

конечностей. Следует обязательно использовать во время работы

сменную обувь. Лучше, если это будут туфли не на очень высоком

каблуке. Сменная и уличная обувь не должна быть тесной, особенно

сапоги. Во время урока при объяснении нового материала, опросе сле-

дует прохаживаться по классу, периодически несколько приподнима-

ясь и покачиваясь на носках.

Если приходится длительное время сидеть за столом, ну-

жно выполнять специальные упражнения - вместе или по-

переменно выпрямлять ноги, разогнув их в коленном суставе,

напрягать мышцы голени, оттягивая носок стопы от себя и при-

водя к себе, напрягать мышцы бедра. Такую «незаметную» гим-

9 3

настику следует делать один-два раза во время каждого урока.

Во время перемены нужно постараться побольше похо-

дить или 10-15 раз приподняться и покачаться на носках. Если

есть возможность, можно сесть в удобной позе на стул, диван, в

кресло, приподняв повыше вытянутые ноги. После работы луч-

ший отдых для ног - медленная, спокойная прогулка на неболь-

шое расстояние. Хорошим профилактическим эффектом обла-

дает прохладное или контрастное обливание ног, которое ре-

комендуется делать ежедневно перед сном.

Профилактика патологии зрения. Труд педагога связан с

необходимостью выполнения большого объема напряженной

зрительной работы. Это проверка письменных работ учащихся,

чтение специальной литературы и периодических изданий, са-

мообразование, написание конспектов, планов и т.д. Если при

этом не соблюдаются элементарные правила гигиены зрения, не

осуществляются целенаправленные профилактические меропри-

ятия, то велика вероятность возникновения патологических из-

менений и заболеваний со стороны зрительного анализатора.

Симптомами перенапряжения зрения могут быть признаки

«утомления» аккомодационных цилиарной и наружных мышц глаза.

В глазах появляется ощущение рези, тяжести, чувство «песка», сни-

жается острота зрения, может появиться покраснение век, уста-

лость мышц шеи, неприятные ощущения или боли в области глаз,

лба. Причиной подобных изменений служит спастическое сокра-

щение цилиарной и наружных глазодвигательных мышц, повыше-

ние внутриглазного давления.

Если подобное перенапряжение зрения повторяется доста-

точно часто, это приводит к развитию близорукости или мио-

пии (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение).

Ведущий симптом близорукости – снижение остроты зре-

ния. Человек вынужден непроизвольно приближать рассматри-

ваемый объект к глазам, появляется манера прищуриваться,

низко наклонять голову над текстом. Это улучшает зрительное

восприятие, но ценой повышенной нагрузки на аккомодацион-

ные и глазодвигательные мышцы, происходит ухудшение кро-

9 4

воснабжения головного мозга из-за вынужденного сгибания шей-

ного и грудного отделов позвоночника. В свою очередь подобная

ситуация приводит к дальнейшему ухудшению зрения, развитию

патологии позвоночника (остеохондроз шейного и грудного отде-

лов). Частым симптомом становится головная боль, ухудшение

общего самочувствия, снижение работоспособности.

Основой профилактики патологии зрительного анализатора

являются:

· создание условий «зрительного комфорта»;

· правильный режим зрительной работы;

· выполнение специальных лечебно-профилактических

процедур;

· овладение приемами и методами сохранения и улучше-

ния зрения (офтальмотренаж).

Необходимые условия зрительной работы. См. в разделе:

«Факторы рациональной организации жизнедеятельности ра-

ботника умственного труда».

Оптимизация режима зрительной работы. Если зритель-

ная работа значительна по продолжительности, необходимо через

каждые 40-50 минут делать небольшие перерывы, во время кото-

рых выполнять упражнения для позвоночника и глаз. Крайне вред-

но выполнять такую работу в поздние вечерние и ночные часы.

При состоянии общей усталости, помимо неблагоприятного действия

на общее состояние человека, происходит значительное перенапря-

жение зрения в процессе выполнения работы в поздние часы.

Техника офтальмотренажа. Аккомодационную способ-

ность глаз можно улучшить с помощью специальных упражне-

ний. В процессе тренировки происходит воздействие на цили-

арную мышцу. Она то напрягается, то расслабляется, осуще-

ствляется ее своеобразный физиологический массаж.

В домашних условиях можно проводить следующее упраж-

нение. На оконном стекле на уровне глаз наклеивают кружок (луч-

ше красного цвета) диаметром 5-8 мм. Встают на расстоянии 30-

35 см от окна и мысленно как бы продолжают линию взора по-

верх кружка к какому-либо объекту, находящемуся на далеком

9 5

расстоянии (окно дома, дерево за окном и пр.). Затем переводят

взгляд на кружок и вновь на дальний объект. Это упражнение

тренирует цилиарную мышцу. При взгляде вдаль она расслабля-

ется, при взгляде на кружок – напрягается. Упражнение прово-

дят ежедневно по 5-10 минут в течение 20-30 дней.

 

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ

Составной частью современных офисных помещений, дошкольных и школьных учреждений, ВУЗов является использование компьютерной техники. Персональные компьютеры занимают достойное место и в наших квартирах. Однако немногие осведомлены о том, что в помещениях, где находится и работает компьютерная техника, создаются специфические условия окружающей среды, обусловленные работой электронно-лучевой трубки компьютера: изменяется температурно-влажностная и химическая характеристика воздуха, уровень и спектр шума. На состояние здоровья оператора могут влиять такие вредные факторы, как длительное неизменное положение тела, вызывающее мышечные скелетные нарушения; постоянное напряжение глаз; воздействие радиации, электростатических и электромагнитных полей.

Наиболее опасным для здоровья является не сам компьютер, а монитор. Принцип работы монитора одинаков с принципом работы телевизора. Разница лишь в том, что от телевизора мы сидим на расстоянии нескольких метров, а от монитора – на расстоянии нескольких сантиметров. Поэтому электромагнитные поля не успевают рассеиваться и поглощаются телом оператора. Видеомонитор компьютера создает вокруг себя электромагнитное поле как низкой, так и высокой частоты (в диапазоне 20 Гц – 400 кГц), что способствует появлению электростатического поля и ведет к деионизации воздуха вокруг монитора, а это в свою очередь влияет на развитие клеток тканей организма, увеличивает вероятность развития катаракты.

Электромагнитные поля воздействуют на нервную, иммунную, эндокринную и половую системы.

Согласно данным Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, у людей, работающих на компьютере от 2 до 6 часов в сутки, функциональные нарушения ЦНС происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах, болезни сердечн<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.34 с.