Начало периода становления проповеднической деятельности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Начало периода становления проповеднической деятельности.

2019-11-28 271
Начало периода становления проповеднической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вернулся из Басры через Эль-Хасу в Хураймалу, где проживал его отец. С его прибытием в родное селение начинается новый, формативный период
его проповеднической деятельности. Можно сказать, что время, проведенное шейхом в Хураймале и продлившееся около пятнадцати лет (с момента его прибытия туда в 1139 году Хиджры и до отъезда в Уяйну в 1153 году), стало временем подготовки к тому великому взлету, который ему предуготовило и на который его вдохновило Божественное Провидение.

 

И в самом деле, шейх Мухаммад не предался безмятежному покою, но вместе со своим отцом продолжал учиться и учить других. Увиденное им воочию невежество, в котором пребывали жители Хураймалы, усилило его решимость избавить своих соотечественников от незнания основ религии. Он обращается с публичным призывом вернуться к Корану и Сунне, к праведным традициям. Но недждийское общество не было готово внять проповеди шейха.

 

Люди противились тому, к чему он их звал, и пытались избавиться от инициатора призыва. Когда для Абдуль-Ваххаба стало очевидным, насколько его сын исполнен решимости проповедовать и насколько одновременно люди противятся его проповеди и только и ждут подходящего момента, чтобы навредить ему, он испугался за него и посоветовал ему проявлять умеренность и не спешить со своим призывом.

Шейх Мухаммад прислушался к мнению своего отца, но после его смерти в 1153 году Хиджры активно возобновил свой призыв, отдавая ему всю свою энергию и душевные силы. Весть о шейхе разнеслась по всей округе: люди передавали известия о призыве и его проповеднике, многие вняли ему и последовали за ним, начали посещать его собрания, где он увещевал людей, наставляя их на истинный путь. Затем он начал направлять своих агитаторов и рассылать проповеди и послания в соседние области, чтобы распространить свой призыв и на них.

 

Вот текст его первого послания, направленного жителям Арида:
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – всем мусульманам, которых достигнет это послание:

Мир вам, милость и благословение Аллаха! Знайте, да будет милостив к вам Аллах, что Он направил к людям Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) для благовествования и увещевания, дабы возвестил он своим последователям о рае и предостерег от ада тех, кто за ним не следует. Вам известно, как и всякому, обладающему знанием, что единобожие, которое он прояснил для людей, есть то, с чем Аллах направлял к людям всех Своих посланников. Возобладавшая же среди большинства людей вера в праведников и им подобных является многобожием, о котором Аллах сказал: "Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище его – огонь" [Коран, Сура 5 – "Трапеза", аят 72].

Если вы осознаете все это, для вас должно стать понятным, что стоит жителям Арида [оазис в Центральном Неджде со столицей в Эр-Рияде] оставить свои обвинения в неверии и отказаться от своей воинственной вражды [...в отношении Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его призыва], как они снова окажутся в лоне религии Аллаха и Его Посланника. Мы пришли к вам не для обвинения в неверии и не ради сражения, но дабы наставить вас в том, что вы безусловно уже приняли как религию Аллаха и Его Посланника, чтобы вы обучались ей, если вы являетесь общиной (умма) Мухаммада как по своим убеждениям, так и внешне.

Поясню вам сказанное на примере вопроса о кибле. [Кибла (кыбла) – направление, в сторону которого обращает свой взор мусульманин, становясь на молитву].

 

Все молятся: и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со своей общиной, и христиане; и у тех, и у других есть своя кибла. Кибла Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его общины – Кааба, кибла же христиан – место восхода солнца. То есть все мы молимся, но расходимся во мнении о кибле. И вот если кто-нибудь, принадлежащий к общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и относящий себя к ней, ненавидел бы того, кто, молясь, обращается к мусульманской кибле, а любил бы того, кто обращается на восток, посчитали бы вы его мусульманином? А ведь как раз в таком положении мы и находимся сейчас.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был послан Аллахом, чтобы возвестить о единобожии и чтобы не возносились мольбы ни к кому, кроме Аллаха, – ни к пророку, ни к кому-либо еще. Христиане же молятся Исе – посланнику Аллаха – и святым, говоря: “Да заступятся они за нас пред Богом!”.

 

И коль скоро всякий покорный* признаёт единобожие, так уподобьте единобожие кибле, а многобожие – обращению при молитве на восток, помня, что вопрос о единобожии гораздо важнее вопроса о кибле.

 

*[...Аллаху и Его Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Такая покорность как непременное условие подлинной веры подчеркивается в Коране неоднократно. См., например: Сура 3 – "Семейство Имрана", аяты 32 и 132; Сура 8 – "Добыча", аяты 1 и 46; Сура 24 – "Свет", аяты 54 и 56; Сура 47 – "Мухаммад", аят 33; Сура 58 – "Препирательство", аят 13 и др.].


Обращаюсь к вам с советом и взываю к вашему чувству гордости: не теряйте своего удела у Аллаха и не любите религию христиан больше, чем религию вашего Пророка, ибо что вы скажете о том, кто предстал бы пред Аллахом, зная в сердце своем, что единобожие – это Его вера и вера Его Пророка, но ненавидя одновременно и единобожие, и того, кто ему следует: уж не полагаете ли вы, что Аллах простит такое? Так что данный совет – для тех, кто боится мучений в мире вечном (аль-ахира). Но если пусто сердце, то нет у нас средства для него.
[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»), под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада. Бейрут, Дар аш-Шарк, Изд. 3-е, 1414 г., стр. 316-317].


Во время своего пребывания в Хураймале шейх Мухаммад не ограничивался лишь сказанным. В тот период он пишет свою ценнейшую книгу «Таухид аль-лязи хува хакк Аллах ‘ала-ль-‘абид» («Единобожие – право Аллаха по отношению к рабам») [Источник: Ибн Ганнам. – «Раудат аль-афкар» («Сад мыслей»), т.1, стр.30]. Излагая в ней принципы своего призыва и с исчерпывающей ясностью объясняя исламское вероучение на основе Священного Корана и Благородной Сунны.

 

Его метод состоит в том, что он начинает с аята, призывающего к единобожию и раскрывающего его сущность, после чего приводит соответствующий достоверный хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и уже затем наглядно показывает, что же исказило мусульманское вероучение и привело людей к многобожию.

 

Примером может служить выдержка из “Главы о том, что причиной неверия сынов Адама и оставления ими своей религии стало чрезмерное преклонение перед праведниками": “Говорит Аллах, всемогущ Он и велик: "О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии…" [Коран, Сура 4 – "Женщины", аят 171].

 

А в достоверном хадисе от Аббаса и его сына Абдаллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах!) по поводу слов Всевышнего Аллаха "И сказали: Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда, и Сува’, и Йагуса, и Йа’ука, и Насра". [Коран, Сура 71 – "Нух", аят 23].

 

Абдаллах объясняет: “Это – имена праведных людей из племени Нуха. Когда они погибли, то внушил шайтан их соплеменникам воздвигнуть на тех местах, где они собирались когда-то, идолов и назвать их именами, что они и сделали, хотя и не поклонялись им. Когда же они и сами умерли и покрылось забвением знание о случившемся, люди начали поклоняться тем идолам. Согласно хадису от Ибн Умара, «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не превозносите меня, как превозносят христиане сына Марьям [т.е. Иисуса Христа], ибо я лишь раб Аллаха”, – говорите же: “...раб Аллаха и Его Посланник”». Именно такому методу и следовал Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в своей книге при объяснении сущности единобожия. Его усилия в Хураймале дали благие результаты, он получил поддержку и содействие людей, поверивших в правдивость и искренность его проповеди. Но были и такие, что противостояли его призыву, считая шейха неразумным и дерзким выскочкой и борясь с ним.

Неспокойная политическая обстановка в Хураймале помогла одной из двух противоборствующих группировок большого местного племени одержать победу в борьбе за лидерство, в ходе которой главенство переходило то к одним, то к другим, хотя при этом правившая ветвь была не в состоянии ни приказывать, ни запрещать второй. А та, стремясь к власти, была подобна современной оппозиционной партии, правда, такой, что зиждется на смуте, вражде и пороке.

[Источник: Али ат-Тантави. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», том 2, стр.22].

 

У ветви, правившей во времена Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, были сильные, жестокие и порочные рабы, бесчинствовавшие и притеснявшие народ. Число их преступлений росло. Когда шейх осудил их беззакония, это вызвало у них озлобление, и они, решив напасть на него, начали плести заговор, чтобы покончить с ним.

 

Однажды ночью они залезли на стену его дома и убили бы его, если бы их не увидел один из соседей, своим криком поднявший людей, так что нападавшие вынуждены были бежать.

 

После этого заговора шейх понял, что ему больше нельзя оставаться в Хураймале и что для него самого и для его дела будет лучше, если он отправится в Уяйну – место, где прошло его детство и где находились его семья и друзья. Эмиром Уяйны тогда был Осман ибн Муаммар, объявивший, что он поддерживает и принимает призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

Подводя итог сказанному, правомерно сделать вывод о том, что время, проведенное шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом в Хураймале, стало периодом становления его призыва, первым этапом его реформаторской программы, в ходе которого шейх подготовил себя к будущему великому взлету.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.