Молодые годы шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Молодые годы шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

2019-11-28 493
Молодые годы шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Его происхождение.


Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ибн Барид ибн Мушриф ат-Тамими родился в 1110 году Хиджры (1703 г. от Р.Х.).
Его род принадлежал к племени тамим, которое обитало в области Неджд. Закрепившись там и перейдя к оседлости, это племя оставило образ жизни бедуинов и занялось сельским хозяйством и торговлей.

[Махмуд Таха. – «Джуграфийят шибхи аль-джазира аль-арабийя» («География Аравийского полуострова»), ч. 2, Каир, 1965, стр.145].

О семье шейха известно то, что никакая другая семья в Неджде не дала за предыдущие пять веков столько алимов, сколько она. Его дед, Сулейман ибн Али, был в свое время авторитетным алимом, к которому обращались за фетвами* и к которому стремились алимы и ученики.

 

*[Фетва (фатва) – богословско-юридическое оценочно-инструктивное заключение, даваемое с позиций исламского закона (шариата) предстоятелем мусульманской общины или целого государства в отношении какого-либо социально-правового акта или казуса].

 

Он был факихом [богослов-законовед, знаток фикха – комплекса богословско-юридических наук], сведущим во всех мазхабах.

[Имеются в виду четыре основных богословско-правовых толка в ислам – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский, названные соответственно по именам их основателей – Абу Ханифы (83/702–150/767), Малика ибн Анаса (93/711–179/792), Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (150/76–204/820) и Ахмада ибн Ханбала (164/780–241/855). Каждый мусульманин-суннит следует какой-либо из этих четырех школ, которые все одинаково верны, несмотря на известные различия между ними в практике отправления мусульманского культа].

 

Как говорит Ибн Бишр: “Его высокочтимый дед, Сулейман ибн Али, был в свое время ведущим алимом Неджда. Он был весьма сведущ в мусульманских науках. Авторитетнее его не было в Неджде. К нему устремлялись издалека на верблюдах. Он был автором ряда сочинений и издавал фетвы. Алимы Неджда в то время обращались к нему по всем вопросам фикха и других наук. И сам он приобрел знания у знаменитых алимов, среди которых был шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Мушриф и другие”. Источник: Амин Саид. – «Сират аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнеописание шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Ширкат ат-таузи‘а аль-арабийя, 1384 г., стр.8.

У Сулеймана было двое сыновей – Абдуль-Ваххаб и Ибрахим. Оба они занимались исламскими науками и добились успехов в них. Но если Ибрахим ограничился собственно изучением наук и обучением и, подобно отцу, издавал фетвы и преподавал, то Абдуль-Ваххаб стал кадием (судьей) Уяйны в правление эмира Абдаллаха ибн Хамада ибн Муаммара. Однако впоследствии, когда эмиром Уяйны стал Мухаммад ибн Хамад, он был смещен с этой должности.

У Абдуль-Ваххаба также было двое сыновей – Мухаммад и Сулейман. Сулейман* стал алимом-факихом и, как и его отец, занимал пост кадия в Хураймале [оазис в Неджде].

 

*[Сулейман выступил против своего брата и противодействовал его призыву, помогая его врагам. Однако впоследствии он сам прибыл к брату и присягнул ему на верность].

 

Первоначально он выступал как один из упорнейших противников салафитского призыва, однако впоследствии Аллах наставил его на истинный путь.

Что же касается Мухаммада, то он стал инициатором реформаторского религиозного призыва в Неджде, о чем подробно будет рассказано в последующих разделах.

Шейх Мухаммад родился в Уяйне в 1110 году Хиджры (1703 год от Р.Х.), когда его отец Абдуль-Ваххаб был ее кадием. Помимо своих должностных обязанностей кадия он занимался еще преподаванием хадисов* и тафсира [толкование Корана как отрасль исламских наук] по мазхабу Ахмада ибн Ханбала.

 

*[Хадис (букв. ‘новость’, ‘известие’, ‘рассказ’, ‘повествование’) – сообщение о словах и делах Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), служащее поучительным примером для мусульман. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них построена Сунна (см. выше), которая содержит в себе, таким образом, значительную часть идей и принципов ислама].

 

Его дом был тем местом, куда направлялись ищущие знаний и уже сложившиеся ученые. Здесь они проводили время в обсуждении вопросов фикха и в религиозных дискуссиях. Когда мальчик немного повзрослел и стал подростком, отец позволил ему присутствовать на таких собраниях, держа его поблизости от себя и давая ему молча внимательно слушать беседы и споры присутствующих.

[Источник: Доктор Абдуль-Хамид аль-Батрик. – «Аль-ваххабийя дин ва дауля» («Ваххабизм – религия и государство»). Исследование, опубликованное в Ежегоднике Женского факультета Университета «Айн-Шамс», 1964 г, стр. 42].

Таким образом, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вырос хорошо образованным человеком по сравнению с большинством своих современников. Он сумел выучить наизусть Коран, не достигнув еще и десяти лет от роду, отличался острым умом, обладал прекрасной памятью и был красноречив. “Его брат Сулейман рассказывал, что отец возлагал на него большие надежды, поражаясь его умственным способностям, необычным для столь юного возраста.
Более того, отец извлекал для себя много полезного из суждений своего сына”.

[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 75].

Признаки даровитости юного Мухаммада проявились во всей своей ясности и полноте, когда он едва достиг двенадцати лет. Кругозор его стал необычайно широк, а мышление глубоким, что дало ему уже тогда осознать, какое зло несли его обществу царившие в нем порочные новшества, вымыслы и заблуждения. При этом его не устраивала позиция невозмутимости и спокойствия, которой придерживались в то время алимы Неджда. Он принял решение следовать по пути благочестивых предков и призывать к отказу от порочных новшеств и очищению ислама от облепивших его заблуждений и суеверий. Обнаружив, Однако, с каким равнодушием его соотечественники в Уяйне относятся к призывам к истине, он решил оставить Неджд и направиться к святыням Хиджаза, во-первых, – для совершения хаджа*, и во-вторых, – в поисках знаний.

*[Хадж – паломничество в Мекку, причисленное к одному из столпов (аркян) ислама. Вместе с тем, в отличие от других четырех столпов – шахады (свидетельства веры), пятикратной ежедневной молитвы, закята (очистительного взноса с имущества в пользу мусульманской общины) и поста в священный месяц Рамадан – обязательность хаджа не абсолютна, но обусловлена материальными и физическими возможностями человека (см. Коран, Сура 3 – “Семейство Имрана”, аят 97)].

 

Поездка в Хиджаз.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб испросил у своего отца разрешения отправиться в Хиджаз, и тот дал ему свое благословение, снабдив его всем необходимым для путешествия. В первую очередь он посетил Высокочтимую Мекку, совершив там обряды хаджа и, одновременно, познакомившись с образом жизни местных мусульман. Затем он отправился в Пресветлую
Медину, где познакомился с двумя выдающимися алимами, которым суждено было оказать
большое влияние на его жизнь и образ мыслей.

Первым из них был недждийский шейх из уважаемой и знатной семьи города Эль-Маджма‘а [Административный центр области Судайр, расположенный на расстоянии 225 км к северу от Эр-Рияда] – мудрый алим, один из тех, кто усердно изучал труды Ибн Таймийи* и был его преданным последователем.

 

*[Таки ад-дин Ахмад ибн Таймийя (1263–1328 Р.Х.) – теолог и правовед ханбалитского толка. В XVIII в. идеи Ибн Таймийи, возрожденные Мухаммадом ибн аль-Ваххабом, были положены им в основу своего исламского призыва].

 

Речь идет о шейхе Абдаллахе ибн Ибрахиме ибн Сайфе. Он с горечью воспринимал доходившие до него известия о ситуации в Неджде, где царило невежество, распространялось беззаконие* и отход от единобожия.

 

*[Имеется в виду образ жизни и поведения, противоречащий Божественному Закону, данному в Священном Коране и идеально реализованному в Сунне].

 

Осуждая такое положение дел, он стремился покончить с невежеством с помощью доводов и убеждений. Он считал, что лучшее средство для осуществления таухида – это путь пропаганды, наставления и распространения знаний.

 

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вспоминал впоследствии: “Однажды я был у шейха Абдаллаха, и он сказал мне: "Хочешь, я покажу тебе оружие, которое мы приготовили для Эль-Маджма‘а?". Я ответил утвердительно. Тогда он взял меня за руку и провел в комнату, где было множество книг и сказал: "Вот что мы приготовили для Эль-Маджма‘а"”.

В Медине же Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб встретился и со вторым уважаемым алимом - шейхом Мухаммадом ибн Хайятом ас-Синди*, родом из Индии, убежденным салафитом.

 

*[Он был автором книги под названием «Тухфат аль-анам фи-ль-амаль би-хадис ан-набийи алейхи салям» и комментатором известного сборника «Сорока хадисов» ан-Навави].

 

Он был тесно связан с Ибн Сайфом, который и познакомил его с шейхом Мухаммадом. Ас-Синди открыто порицал предосудительные новшества (бид‘а), что способствовало укреплению духовной привязанности шейха к нему, когда он стал его учеником. Ас-Синди оказал на него большое влияние.

Вместе с тем совершенно очевидно, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб не ограничился знаниями, полученными от двух вышеупомянутых алимов. Он приобретал знания и у других ученых, живших в Пресветлой Медине, например, у шейха ад-Дагестани и у Исмаила аль-
Аджлуни.

Порочные новшества, увы, были распространены и в Медине. Однажды, проходя мимо могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб увидел около святыни группу людей, обращавшихся к гробнице с мольбами и просьбами о помощи, совершая то, что противоречило тому, с чем пришел к людям Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Он мягко и тактично осудил то, чему стал свидетелем. Заметив приближающегося к нему одного из наиболее видных алимов Медины, шейха ас-Синди, он спросил его: “Что ты скажешь об этих людях?” – и в ответ услышал: "У сих погублено будет то, чего они держатся, и тщетно то, что творили они!".

[Коран, Сура 7 – "Преграды", аят 139. См.: Али ат-Тантави. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – Силсилят иалям ат-тарих» (Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – цепь исторических сведений). Дамаск, Дар аль-фикр, 1381 г., стр. 17].

Путешествие шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Хиджаз, несомненно, принесло ему большую пользу.

 

Он узнал о жизни различных народов исламского мира, которых представляли паломники, совершавшие хадж к Священному Дому Аллаха; познакомившись с учеными Высокочтимой Мекки и Пресветлой Медины, он почерпнул от них много необходимых знаний. Достигнув своей цели от поездки в Хиджаз, шейх решил вернуться в Неджд, простившись в Медине со своими наставниками и шейхами, которые обратились к Аллаху с мольбой даровать ему успех и следование верному пути.

Возвращение в Неджд.


В Неджд шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб возвращался счастливым, поскольку его поездка в Хиджаз оказалась весьма полезной для него: он выполнил одну из обязанностей мусульманина (фарида) – хадж, посетил Город Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Медину, набрался знаний у ученых Священных городов. Вернувшись в родные стены Уяйны, он усердно продолжает учиться у своего отца, занимаясь вместе с ним проблемами фикха в русле мазхаба имама Ахмада ибн Ханбала. Он собственноручно и быстро записывал содержание их совместных бесед и уроков, заполняя в течение одного занятия прекрасным почерком целую тетрадь и не чувствуя ни утомления, ни усталости.

[Источник: Хусейн Халяф аш-Шейх Хазаль. – «Хайят аш-Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Изд-во Дар аль-кутуб, 1967 г.р.х., стр. 60].

Так продолжалось до тех пор, пока шейх не принял решение побывать в Ираке, чтобы познакомиться с тамошними алимами для пополнения своих знаний. В 1136 году (1724 г. от Р.Х.) он покидает Уяйну, направляясь в Ирак.

Шейх Мухаммад в Басре.


По прибытии в Басру шейх Мухаммад встретил алима-салафита, шейха Мухаммада аль-Маджмуи [Данное прозвище (нисба) происходит от названия одного из кварталов Басры – аль-Маджмуа], у которого начал брать уроки арабского языка и изучать хадисы: "В течение определенного времени он учился у этого шейха, отвергая и осуждая всякие признаки многобожия и порочных новшеств к удовольствию своего наставника, который признал за ним твердую позицию единобожия и сам извлек для себя пользу от общения с учеником".

[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»). Под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада, стр. 26].

Следует отметить, что шейх Мухаммад во время своего пребывания в Басре не ограничился одной лишь учебой, но активно боролся против таких нововведений со стороны крайних шиитов, как, например, почитание гробниц и поклонение святым. У него вызывали ужас и негодование те вымыслы и порочные новшества, которые облепили истинную веру и которые, будучи наследуемыми людьми из поколения в поколение, стали представляться им очевидной и твердой истиной. Шейх Мухаммад открыто осуждал подобные новшества, возвещая на своих встречах с людьми то, что открылось ему из истин таухида. Вот как он лично описывает такие встречи: “Люди из числа многобожников Басры приходили ко мне со всякими ложными наветами на меня. Я же отвечал им, сидевшим предо мной, что бесполезно какое бы то ни было поклонение, кроме как Аллаху. Это застигало их врасплох, и возразить им было нечего”. [Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»). Под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада, стр. 26].

Так шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб начал осуждать порочные новшества, творившиеся в Басре, подобно тому, как ранее он поступал в Хиджазе и Уяйне. Часть жителей Басры, которым не могло понравиться, что шейх Мухаммад отвергал их негодные убеждения, пытались приводить его в замешательство, ставя перед ним каверзные вопросы. Однако на них
следовали точные ответы, снимавшие всякое сомнение, высвечивавшие истину и развенчивавшие ложные домыслы (шубухат). Лейтмотивом ответов шейха было его утверждение: “Негодно любое поклонение, кроме как одному Аллаху и никому другому, и греховно ошибается тот, кто обращается с мольбой еще к кому-либо, кроме Него”. [Источник: Хусейн Халяф. – «Хайят аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»), стр. 62].

В Басре шейх встретил не только враждебно настроенных крайних шиитов, но и единомышленников, которые восприняли его призыв и стали поддерживать его. Однако врагов
оказалось больше, нежели друзей. И они устроили заговор против него, решив покончить с ним. “Некоторые из них пришли к нему среди дня, не скрывая злобы на своих лицах, и потребовали, чтобы он покинул Басру, угрожая в противном случае убить его. Шейх предпочел
обезопасить себя и избежать расправы, а потому покинул Басру”.

[Источник: Хусейн Халяф. – «Хайят аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»), стр. 62].

Оставив из-за этого заговора Басру, шейх в одиночку и пешком направился в Эз-Зубайр*, не имея с собой ни провизии, ни вьючного животного.

 

*[Эз-Зубайр – большое селение, жители которого придерживались благочестивых убеждений. Оно выросло на месте старой Басры. В нем находилась могила сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) аз-Зубайра ибн аль-Аввама, по имени которого оно и получило свое название].

 

Мучимый жаждой, он мог просто погибнуть, если бы Аллах не смилостивился над ним: ему повстречался человек из Эз-Зубайра
по имени Абу Хумейдан, который из сострадания к шейху довез его на своем осле до родного
селения.

Пробыв некоторое время в Эз-Зубайре, шейх затем решил отправиться в Сирию. Однако те средства, которые у него имелись прежде, были отняты неразумными жителями Басры, изгнавшими его. Кроме того, до него дошли сведения о переезде его отца из Уяйны в Хураймалу вследствие конфликта, возникшего между ним и эмиром Уяйны Мухаммадом ибн Хамадом ибн Муаммаром. Тогда шейх принял решение вернуться в Неджд.

Путь Мухаммада Абдуль-Ваххаба в Неджд лежал через область Эль-Хаса*, где он остановился у шейха Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Абдуль-Лятыфа аль-Ахсаи, оказавшего ему радушный прием.

 

*[Эль-Хаса – область на востоке Аравийского полуострова, прилегающая к побережью Персидского залива; называется также аль-Ахса и Лахса].

 

У него шейх Мухаммад прожил некоторое время, усердно занимаясь чтением и изучением литературы, а затем покинул гостеприимную Эль-Хасу и прибыл к своему отцу в оазис Хураймала.
 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.