Правда о взаимоотношениях Османа ибн Муаммара и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Правда о взаимоотношениях Османа ибн Муаммара и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

2019-11-28 293
Правда о взаимоотношениях Османа ибн Муаммара и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Ни один беспристрастный исследователь, занимающийся историей призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Уяйне, не может отрицать ту великую роль, которую сыграл Осман ибн Муаммар для самого призыва и для его провозвестника.

 

Ибн Муаммар способствовал призыву, делал все, что было в его силах, для его защиты и успеха, поддерживал шейха в радости и горе, был вместе с ним, когда тот искоренял порицаемое, когда наказывал по шариату, прислушался к его мнению, когда тот указал ему на обязательность совместных молитв, и принял его совет отменить незаконные поборы.

Такова истина о взаимоотношениях шейха и Османа, как свидетельствует о том история. Однако некоторые ученые, занимающиеся жизнеописанием шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, возводят на Ибн Муаммара то, что не подтверждается фактами и неприемлемо для беспристрастного исследователя, утверждая, что Осман ибн Муаммар хотел убить шейха, когда тот направился в Дир‘ию.

 

Источником этой ошибки является сообщение историографа из Неджда Османа ибн Бишра в его книге «Унван аль-маджд фи тарих Наджд» («Символ славы в истории Неджда»), в которой он пишет: “Ибн Муаммар послал за шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом и сказал: "Сулейман приказал нам убить тебя, и мы не можем прогневать его и противиться его повелению, так как нет у нас сил воевать с ним. Однако не будет в твоем убийстве на нашей земле ни благородства, ни мужества. Так что предоставляем тебя самому себе, и покинь нашу землю”.

С ним он отправил всадника, наказав ему: “Садись на коня и доставь этого человека туда, куда он пожелает”. Шейх выразил желание направиться в Дир‘ию. Всадник оседлал своего коня, а он пошел впереди него пешком, имея при себе лишь веер – и это в разгар лета! Всаднику Ибн Муаммар приказал: “Когда прибудешь к брату его Якубу, убей его там". Так они отправились в путь: впереди шел, не оборачиваясь, шейх, за ним следовал его спутник. И когда он было собрался убить шейха, Аллах удержал его руку, вселив ужас в его сердце, так что он не мог и шагу ступить. Развернув своего коня, он направился обратно в Уяйну, где признался Ибн Муаммару: “Поразил меня великий ужас”.[Источник]: Ибн Бишр, указ. соч., стр.19].

То, что Осман ибн Бишр приписывает Ибн Муаммару, не соответствует историческим фактам. Современники Мухаммада Абдуль-Ваххаба, составлявшие его прижизненную биографию, ни разу не сообщают о преведенном выше эпизоде. Биограф и ученик шейха Хусейн ибн Ганнам, автор книги «Раудат аль-афхам», не упоминает о нем ни словом. А ведь если бы это было правдой, Ибн Ганнам знал бы об этом раньше, чем живший позднее Ибн Бишр, который лично никогда не видел шейха и не учился у него. Кстати, и сам Ибн Бишр в конечном счете отказался от своей версии событий, опровергнув ее лично. Вот что он пишет: “Знай, да будет с тобой милость Аллаха, что я упомянул в первом чистовом варианте некоторые дошедшие до меня сведения об Османе ибн Муаммаре и его всадниках и о том, что он приказал убить шейха по дороге и тому подобное. Впоследствии я обнаружил, что для подобной истории нет никакого основания и исключил ее из окончательного варианта”. [Источник]: Ибн Бишр, указ. соч., стр.15].

 

И тем не менее, несмотря на личное опровержение Ибн Бишром написанного им, некоторые историки продолжают писать об упомянутом событии как о твердо установленном факте.

И в самом деле, нельзя приписывать Осману ибн Муаммару нечто подобное, коль скоро история свидетельствует, что он был первым, кто поддержал призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, встал на его защиту и помог ему в выполнении его реформаторской программы в Уяйне.

 

Ибн Ганнам пишет: “Затем он решился уехать оттуда и обосноваться в Уяйне. Так он поступил после того, как Всевышний Аллах подвигнул Османа ибн Муаммара принять эту светлую религию, когда она так или иначе смогла войти в его сердце и когда он объявил своим людям о своей близости к шейху и любви к нему. Когда шейх обосновался во владениях Османа, тот вставал и садился вместе с ним, усердно помогал ему, наказывал людям следовать за ним, не противиться и не спорить с ним, обязывал и знать, и простонародье подражать его слову и делу, следовать по праведному пути и проявлять к нему почтение и уважение. В результате такого заинтересованного и ответственного отношения во владениях Османа воцарились порядок и дисциплина. Шейха здесь почитали повсеместно, прислушивались к его слову, трепетно внимали ему и повиновались, что было во благо обладающим верой. И именно отсюда началось исправление положения в целом, именно с той поры начала распространяться истина, стало утверждаться и приобретать всеобщую известность дело шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба”.[Источник]: Хусейн ибн Ганнам. – «Раудат аль-афкар ва-ль-афхам», т.1, стр.31].

Осман не ограничился содействием призыву шейха только в собственных владениях. Когда тот переселился в Дир‘ию и обосновался там, эмир был среди первых, кто направил туда делегацию для принесения шейху присяги, предложив ему даже вернуться в Уяйну. Вот почему мы можем утверждать, что Осман ибн Муаммар помогал призыву и его провозвестнику не просто на личной основе, но мобилизуя для этого и свою власть, и свои средства. Как же в таком случае можно допустить, что он приказал убить шейха, когда тот решил отправиться в Дир‘ию? Да, все обстоятельства были против них обоих, и шейх должен был уехать. Но Ибн Муаммар дал ему одного из своих всадников, чтобы тот сопровождал его до Дир‘ии – вот истина об их взаимоотношениях, когда шейх жил Уяйне и когда покидал ее.

5 Шейх в Дир‘ие.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб покинул Уяйну в 1157 году Хиджры и прибыл в Дир‘ию к послеполуденной молитве. “В первую ночь он остановился в доме у Абдаллаха ибн Сувайлима, который сразу же заполнили люди, пришедшие поприветствовать шейха, так что Ибн Сувайлим даже встревожился по поводу возможной негативной реакции со стороны эмира Дир‘ии Мухаммада ибн Сауда. Но шейх вразумил и успокоил его.

На следующий день он перебрался в дом своего ученика Ахмада ибн Сувайлима, который опять-таки заполнился сторонниками и последователями его призыва. Среди них были Сунайян и Мишари – братья эмира Мухаммада ибн Сауда, которые убеждали последнего встретиться с шейхом.

 

Сначала тот колебался. Тогда они пошли к его жене Мауди бинт Аби Ватбан – разумной и набожной женщине. Они рассказали ей о том, где остановился шейх, о сути его призыва, заронив в ее сердце любовь к шейху и желание помочь ему.

 

И когда к ней пришел ее муж Мухаммад ибн Сауд, она сказала ему: “Этого человека направил к тебе Аллах. Он – находка, так воспользуйся же тем, что послал тебе Аллах”.

[Источник]: Хусейн ибн Ганнам. – «Раудат аль-афкар ва-ль-афхам», т.1, стр.11].

 

Согласившись с ней, эмир вызвал к себе своего брата Мишари, и попросил его пригласить шейха для встречи. Однако Мишари посоветовал, чтобы эмир сам отправился на встречу с шейхом, сказав ему: “Иди к нему сам и прояви почтение и уважение, дабы избавился он от людских обид” [Источник]: Осман ибн Бишр, указ. соч., стр.11].

Встреча и договор.


Эмир Мухаммад ибн Сауд сам пришел в дом Ахмада ибн Сувайлима, где приветствовал шейха, заявив ему: “Обрадуйся земле, лучшей, чем твоя земля, и обрадуйся мощи ее и неприступности!” – на что шейх ответил: “Я тоже обрадую тебя мощью и прочной крепостью, каковыми являются слова "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!". Придерживающийся и отстаивающий их получает власть над страной и Божьими рабами. Они суть слова таухида! Они – первое, к чему призывали все посланники”. [Источник]: Осман ибн Бишр, указ. соч., стр.11].

 

Затем он разъяснил ему суть того, чего придерживался и к чему призывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чего придерживались благочестивые предки, что они повелевали, а что запрещали, рассказывал, что всякое порочное новшество есть отклонение от истинного пути. Он показал ему, как Аллах усилил правоверных джихадом на Его пути и обогатил их, сделав братьями; остановился на раздорах и разногласиях, на многобожии, порочных новшествах, невежестве и тирании, которые были присущи тогда жителям Неджда. Выслушав шейха, эмир сказал: “О шейх, несомненно, это и есть религия Аллаха и Его Посланника. Я окажу помощь тебе, поддержу твое дело и буду вести джихад против того, кто будет поступать вопреки религии единобожия. Однако же я хочу поставить два условия:

1 Если мы будем помогать тебе и начнем джихад на пути Аллаха, и Аллах дарует земли для тебя и для нас, то опасаюсь я, что ты покинешь нас и променяешь нас на других.
2 У меня есть налог на жителей Дир‘ии, который я получаю с них от их урожая. И я боюсь, что ты скажешь: “Не бери от них ничего!”
.

Шейх ответил: “О, эмир, что касается первого условия, то вот моя рука с клятвой кровь за кровь, смерть за смерть. Что же до второго условия, то, возможно, Аллах дарует тебе победы и наделит тебя наилучшей военной добычей”.

 

Тогда эмир Мухаммад протянул свою руку и поклялся шейху отстаивать религию Аллаха и Его Посланника, вести джихад на пути Аллаха, утверждать исламские установления, соблюдать принцип поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, после чего шейх обосновался у эмира и между ними был заключен союз ради торжества истины и борьбы с многобожием.

 

Так Мухаммад ибн Сауд присоединился к призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Его соглашение с шейхом стало фундаментом, на котором было возведено здание первого государства Саудидов.

 

И едва известие о соглашении, заключенном в 1157 году Хиджры (1746 году от Р.Х.) начало распространяться в селениях Неджда, как начали прибывать люди для присяги в Дир‘ию, превратившуюся в религиозную, политическую и военную столицу региона. Дома ее заполнились многочисленными последователями шейха, переселившимися сюда из Уяйны и других недждийских селений.

 

В то время Дир‘ия и те, кто в нее переселился, находились в стесненном материальном положении. Однако вскоре ситуация изменилась к лучшему благодаря военной добыче и закяту, который она начала взимать с зависимых селений. Когда же Осман ибн Муаммар узнал о соглашении двух Мухаммадов, он горько пожалел об уходе шейха из его селения и попросил того вернуться, обещая ему помощь и надежную безопасность.

 

Однако шейх ответил: “Решение принадлежит не мне, а Мухаммаду ибн Сауду. Если он захочет, чтобы я пошел с тобой, я пойду, а если захочет, чтобы я остался с ним – останусь. Не поменяю я на другого того, кто приветил меня”.

[Источник]: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 82].

2 Деяния, совершенные шейхом в Дир‘ие.


А) Уроки таухида.

Обосновавшись в Дир‘ие, шейх отдает все свои силы обучению, как делал он это всегда: и когда был в Басре, и в Хураймале, и в Уяйне. Он учил людей таухиду, начав, по свидетельству всех хронистов, обучение жителей Дир‘ии с разъяснения смысла слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”: «Они содержат отрицание и утверждение. Слова “Нет божества, кроме” отрицают наличие любых иных объектов поклонения, а слова “кроме Аллаха” утверждают поклонение одному лишь Всевышнему Аллаху, хвала Ему, у Которого нет сотоварища». Он говорил, что познание Аллаха осуществляется через Его знамения и творения, такие как солнце, луна и звезды, ночь и день. Также он учил пониманию значения Ислама, подчеркивая, что оно заключено в предании себя Аллаху посредством таухида и повиновения. Он же давал людям знание и о Сире [‘жизнеописание’, ‘житие’, ‘биография’] Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), его миссии, об усилиях, приложенных им для распространения исламского призыва, и о его хиджре. [Хиджра – исход Пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 г.Р.Х.].

 

Шейх объяснял им, что суть его собственного призыва заключена в словах “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!”. Кроме того, он занимался сочинительством, написав целый ряд книг и посланий, которые демонстрируют всю глубину понимания им целей шариата. Таковыми оставались его занятия вплоть до кончины – да пребудет с ним милость Аллаха!
 

 

Б) Переписка с жителями других стран.

Когда шейх Мухаммад несколько освободился от своих дел в Дир‘ие, жителям которой он указал путь к верному таухиду, он открывает новую страницу в истории своего призыва, начиная направлять послания обитателям сопредельных районов, таких как Хураймала и Эр-Рияд, тамошним эмирам, судьям и тем, кто претендовал на обладание знанием. В таких посланиях он призывал всех их вернуться к единобожию и истинному исламу.

 

Ниже приводится одно из них – то, что было направлено к ас-Сувайди, ученому из Ирака, и стало ответом на его письмо, содержавшее вопросы, задаваемые людьми по поводу шейха и его учения:

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – Абдур-Рахману ибн Абдаллаху.
Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение!

Достигло меня твое послание, став усладой души, да сделает тебя Аллах одним из благочестивых имамов и проповедников религии Господина посланников.

[Т.е. Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Извещаю тебя, что я (хвала Аллаху!) следую традиции, а не выдумываю недозволенные новшества; вера и религия, которую я исповедаю перед Аллахом, – это учение людей Сунны и согласия, которое разделяется имамами мусульман, такими как четыре имама*, и их последователями вплоть до Дня воскресения.

 

*[Имеются в виду четыре великих законоучителя суннитского ислама – имамы Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘ии и Ахмад ибн Ханбал, основатели четырех богословско-правовых школ в исламе].

 

Вместе с тем я разъяснил людям, что религия принадлежит лишь Аллаху, и запретил им обращаться с мольбами к праведникам – как живым, так и мертвым, и поклоняться им так, как поклоняются Аллаху: приносить жертвы, давать обеты, уповать на них, преклонять колени в молитве, – то есть все, право на что принадлежит лишь Аллаху и что не может разделить с Ним ни приближенный ангел, ни направленный к людям пророк.

 

Именно к этому призывали все посланники, от первого до последнего, и того же придерживаются люди Сунны и согласия. Я показал им, что первыми, кто принес многобожие в мусульманскую общину, были проклятые рафидиты*, которые взывают к Али и другим, прося у них исполнить их желания и развеять их печали.

 

*[Рафидиты (букв. ‘оставляющие’, ‘отвергающие’) – одно из распространенных прозвищ шиитов, особенно имамитов. Неизменно отстаивая принцип наследования верховной власти прямыми потомками Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то есть теми, чья родословная напрямую шла от брака его дочери Фатимы и ее мужа – четвертого праведного Халифа Али, рафидиты доходили до отрицания законности всех остальных праведных Халифов].

 

Я обладаю определенным положением в своем селении, и к словам моим прислушиваются, хотя это и отрицается некоторыми власть имущими, поскольку противоречит тому порядку, на котором они держатся. Также я сделал обязательным выполнение молитвы, выплату закята* и другие предписания Аллаха, запретив им ростовщичество (риба), употребление алкоголя и прочие греховные деяния.

 

*[Закят – предписываемый исламом очистительный налог с капитализированного имущества или с доходов от предпринимательской деятельности в пользу мусульманской общины].

 

Всего этого не могут ни осуждать, ни порицать власть имущие, поскольку речь идет о том, что одобряется массой простых людей. Вот почему они порицают и подвергают нападкам то, что предписывается мною для соблюдения единобожия и запрещения многобожия, представляя для простонародья дело так, будто бы это противоречит тому, чего придерживается большинство людей. Разрослась смута, и привлекли они против нас все средства сатаны вплоть до такой клеветы, которую разумный человек постыдился бы не то что придумать, а даже повторить.

 

Примером служит упомянутое вами утверждение, будто я объявляю неверующими всех людей, кроме своих последователей, и провозглашаю, что заключенные ими браки недействительны. Просто удивительно, как такое может прийти в голову разумному человеку! Кто же говорит подобное – верующий или неверный, человек в здравом уме или же безумец?!

Таковы же и их измышления о том, будто бы я говорил, что если бы мог разрушить гробницу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то разрушил бы ее. Что же до сочинения «Дала’ил ал-хайрат», то здесь все дело заключается в том, что я предостерег одного из своих братьев от того, чтобы эта книга не заняла в его сердце место более высокое, чем Книга Аллаха и чтобы он не подумал, что ее чтение могло бы заменить чтение Корана.

 

А россказни о ее сожжении и о моем запрете призывать благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)* – это явная небылица.

 

*[Мусульмане должны благословлять Пророка Мухаммада при каждом его упоминании, следуя предписанию Священного Корана: "Истинно, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Благословляйте его и усердно приветствуйте!" (Сура 33 – “Сонмы”, аят 56)].

 

Словом, клеветой является все, что было упомянуто о нас, кроме нашего призыва к таухиду и запрета на многобожие. Подобное может быть скрытым для кого-нибудь другого, но только не для Вашего достоинства.

 

Если бы нашелся в вашей стране человек, пусть даже весьма почитаемый и уважаемый людьми, который, побуждая их быть искренними в вере, запретил бы им обращаться с мольбами к обитателям гробниц, но у которого были бы враги и завистники, обладающие большей властью и имеющие больше сторонников, то они непременно стали бы обвинять его в том, что вы слышите, и убеждать людей, что его требования сводятся к уничижению праведников, тогда как взывание к ним, мол, служит их средством их возвеличивания и проявлением уважения к ним.

 

Но при всем том надлежит верить в то, что принес Посланник, и споспешествовать этому, следуя тому, что возложил Всевышний Аллах на пророков, живших до него, и на их народы: "И вот взял Аллах договор с пророков: "Вот то, что Я дарую вам из писания и мудрости... потом придет к вам посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы обязательно уверуете в него и будете ему помогать” [Коран, Сура 3 –“Семейство Имрана”, аят 81].

Даровав веру, Аллах не дозволил отступать от нее.
Молю Аллаха, чтобы Он удостоил тебя чести помочь Его религии, религии Его Пророка в меру твоих возможностей, пусть лишь одним только сердцем и молитвой. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если вам повелено что-либо, делайте из него то, что вам по силе». Если сочтешь нужным передать эти мои слолва тем из наших братьев, которые, на твой взгляд, согласятся с ними, то – Аллах не оставит без награды делающего доброе дело.

Более всего удивили меня власть имущие из числа моих оппонентов вот чем. Я разъяснил им следующие слова Аллаха и то, что сказано о них толкователями: «Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе» [Коран, Сура 17 – «Перенес ночью», аят 57];

«И говорят: «Это – наши заступники у Аллаха» [Коран, Сура 10 – «Йунус», аят 18];

«Мы поклоняемся им только затем, чтобы они теснее приблизили нас к Аллаху» [Коран, Сура 39 – «Толпы», аят 3]; и то, что сказал Аллах, убеждая неверующих: «Скажи: кто посылает нам удел с неба и земли?» [Коран, Сура 10 – «Йунус», аят 31].

 

Они же в ответ на это сказали: «Нельзя нам и таким, как мы, действовать в соответствии ни с Кораном, ни со словом Посланника, ни со словами древних. Не станем мы подчиняться ничему, кроме того, что сказано в недавние времена».

 

Я сказал им: «Я противопоставляю ханафиту слова позднейших ханафитов. И маликиту, и шафииту, и ханбалиту – всем я готов возразить тем, что сказано в книгах их позднейших алимов, на которых они ссылаются.

 

Когда же они отвергли это, я привел им высказывания алимов, принадлежащих к каждому из мазхабов, передал то, что было сказано ими после того, как появились случаи молитвы у гробниц и обращения к ним за помощью. Когда это сделалось ведомо алимам и они убедились в этом, в них лишь возросло отвращение к подобным вещам.

Что же касается обвинения в неверии, то я обвиняю в нем тех, кто познал веру Посланника Аллаха, а затем – уже познав ее – стал поносить ее, отвращать от нее людей и враждовать с теми, кто следовал ей. Вот кого я обвиняю в неверии. Большинство членов уммы не таковы, благодарение Аллаху.

 

Что касается сражения, то до сих пор мы ни с кем не сражались по своей воле. Это они приходили в наши дома и не оставляли нам другой возможности, кроме как сражаться с ними, ведь «за злое воздается подобным». То же с теми, кто хулил религию Пророка после того, как познал ее».

[Источник]: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Неджд», стр. 302 – 322].

 

 

В) Призыв к джихаду.

Когда Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб убедился, что враги его призыва не ограничиваются тем, что просто отвергают его, но насмехаются над ним, клевещут на тех, кто воспринял его, и доходят до явной враждебности, то призвал своих последователей к джихаду, дабы распространить призыв и защитить его. И они откликнулись на его призыв, сознавая, что истина нуждается для своей защиты в силе, ибо даже самая высокая истина не имеет поддержки, пока не защищает ее меч.

 

Так началась череда сражений с соседними племенами и сопредельными странами, беспрерывно продолжавшихся с 1160 г. Хиджры вплоть до самой смерти шейха и даже после нее: не успевало закончиться одно, как начиналось другое. Первый поход последователей призыва произошел в мухарраме [Первый месяц мусульманского календаря] 1159 г. Хиджры.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.