БисмиЛляхи Ррахмааани Ррахиим. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

БисмиЛляхи Ррахмааани Ррахиим.

2019-11-28 198
БисмиЛляхи Ррахмааани Ррахиим. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БисмиЛляхи Ррахмааани Ррахиим.

Жизнь шейха Ат-Тамими

Автор:

Сулейман ибн Абдур-Рахман аль-Хукайль

Содержание:

Предисловие. Стр. 3.


Часть первая: Религиозная ситуация в исламском мире в целом, и в Неджде в частности, ко времени начала призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 7.
1 Молодые годы шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 10.

Его происхождение. Стр. 10.

Поездка в Хиджаз. Стр. 12.

Возвращение в Неджд. Стр. 14.

Шейх Мухаммад в Басре. Стр. 14.

Свидетельства того, что шейх Мухаммад не бывал в Персии. Стр. 15.

Факторы, оказавшие влияние на шейха Мухаммада и сделавшие его религиозным реформатором. Стр. 17.

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в Хураймале. Стр. 18.

Начало периода становления проповеднической деятельности. Стр. 18.

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в Уяйне. Стр. 21.

Реформаторская деятельность Шейха в Уяйне: устранение порицаемого. Стр. 22.

Вырубка деревьев, к которым обращались за благословением. Стр. 23.

Разрушение надгробий. Стр. 23.

Применение наказания за прелюбодеяние. Стр. 25.

Совместная молитва. Стр. 27.

Шейх покидает Уяйну. Стр. 27.

Правда о взаимоотношениях Османа ибн Муаммара и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр.  28.

5 Шейх в Дир‘ие. Стр. 29.

Встреча и договор. Стр. 30.

2 Деяния, совершенные шейхом в Дир‘ие. Стр. 31.

А) Уроки таухида. Стр. 31.

Б) Переписка с жителями других стран. Стр. 31.

В) Призыв к джихаду. Стр. 34.

Сочинения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 34.

Кончина шейха. Стр. 36.

Имамы из семейства Саудидов, поддержавшие призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 37.

Имам Мухаммад ибн Сауд. Стр. 37.

Распространение салафитского призыва в правление Мухаммада ибн Сауда. Стр. 38.

Имам Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Сауд – второй основатель первого Саудовского государства. Стр. 39.

Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм. Стр. 40.

Часть вторая: Сущность призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 42.
1 Истинные цели, которые преследуют противники призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, называя его “ваххабизмом” и покушаясь тем самым на истину, факты и историю. Стр. 43.

1 Антиисторичность термина ваххабизм. Стр. 45.

Разъяснение учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 45.


3 Разъяснение общих оснований, из которых исходит призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 52.

Борьба с недозволенными новшествами и суевериями. Стр. 53.

Восстановление обязанности повеления совершать одобряемое и запрета на порицаемое. Стр. 54.

Необходимость вынесения суждений на основе того, что ниспослано Аллахом. Стр. 55.

Опора призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба на Коран и Сунну. Стр. 57.

Открытие врат иджтихада. Стр. 60.


4 Объяснение целей призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 61.


Часть третья: Ложные домыслы, возникшие вокруг призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и их опровержение. Стр. 64.
1 Масштабы противодействия, с которым столкнулся исправительный призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и его важнейшие проявления. Стр. 64.

Причины возникновения оппозиции салафитскому призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 66.

Наиболее известные противники салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 69.

Основные ложные домыслы, возникшие вокруг призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и их опровержение. Стр. 73.

Непричастность шейха к хариджитам-рустамидам, и о европейских коллонизаторах которые противостояли призыву шейха. Стр. 91.

Обвинение в адрес шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей в том, что они объявляют мусульман неверными, и опровержение этого обвинения. Стр. 94.


Часть четвертая: Итоги и влияние салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и примеры объективных характеристик, даваемых ему беспристрастными учеными. Стр. 101.

Важнейшие причины и факторы успеха салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Стр. 101.

Итоги и последствия призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Неджде, и на Аравийском полуострове в целом. Стр. 102.

Распространение призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в исламском мире.

Стр. 107.

4 Высказываний некоторых ученых и историков о шейхе и его призыве. Стр. 111-114.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

Предисловие.


Аллаху истинно хвала! – Ему мы возносим хвалу, к Нему за помощью обращаемся, у Него прощения просим! К Аллаху мы прибегаем от зла в наших душах, от дурного в наших делах. Кого Аллах ведет по верному пути, того с него никто не собьет, а кого Он сбивает с него, тому нет верного проводника. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, Которому нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Посланник Его!

 

[Представляется уместным обратить внимание русскоязычного читателя, незнакомого со стилистическими особенностями арабо-мусульманских сочинений, на то, что текст традиционно открывающего их непременного зачина славословия Аллаху и Пророку Мухаммаду (саллАлаху алейхи ва сяллям – да благословит его Аллах и приветствует) представляет собой перифраз специально подбираемых фрагментов из Священного Корана, в которых при их внимательном прочтении можно обнаружить явные или неявные намеки на главные идеи, которые двигали автором при написании им данного конкретного сочинения].

В основу настоящей книги «Жизнь шейха * Ат-Тамими и правда о его религиозном призыве» положено исследование, представленное мною в 1393 году по Хиджре** Университету «Аль-Азхар» на соискание степени магистра в области культурологии и истории.

 

*[Шейх (букв. ‘старик’, ‘старейшина’, ‘старец’) – в самом общем значении титул патриарха семьи, рода или племени; почетное прозвище крупных религиозных авторитетов, знатоков богословских наук, глав суфийских братств и торгово-ремесленных корпораций, наставников и учителей. Для некоторых выдающихся деятелей Исламского мира этот титул стал непременным атрибутом, например, ‘два шейха’: шейх аль-Бухари и шейх Муслим].

 

**[Хиджра – переселение Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб) в 622 г. р.х. после его многолетнего противостояния с мекканцами, не принимавшими его мусульманской проповеди. Хиджра сыграла решающую роль в распространении Ислама. При втором праведном халифе Омаре (Умаре) ибн аль-Хаттабе аль-Фаруке (ок. 585-644) была принята за отправную точку нового (мусульманского) летоисчисления, основанного на лунном календаре с длиной года в 354 дня. В дальнейшем изложении даты по Хиджре будут даваться без специальных разъяснительных помет. Даты по европейскому летоисчислению будут сопровождаться пометой р.х. (от Рождества Христова)].


Я решил опубликовать данное исследование, исправив и дополнив его новыми темами, чтобы пролить дополнительный свет на жизнь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, его религиозный призыв, его деятельность и его джихад [1], а также для того, чтобы поведать о тех усилиях, которые приложили его сподвижники из рода Aль [2] Сауд [3] для утверждения, защиты и распространения этого благословенного призыва.

[1] [Джихад (букв. ‘высшая мобилизация сил’) – необычайно емкий по своему содержанию термин ислама, в своем самом общем употреблении означающий ‘борьбу за веру’, что подразумевает и ‘джихад сердца’ (борьба с собственными предосудительными наклонностями), и ‘джихад языка’ (проповедь одобряемого и запрещение порицаемого), и ‘джихад меча’ (вооруженная защита веры) и т.д. В европейском общественном сознании за джихадом закрепилось в первую очередь и главным образом представление, соответствующее джихаду меча, хотя, согласно Пророку Мухаммаду, такой джихад квалифицировался лишь как малый джихад, в отличие от великого джихада, подразумевавшего борьбу за духовное самосовершенствование].


[2] [Aль (с долгим а) – ‘семья’, ‘род’, ‘династия’ (не смешивать с определенным артиклем аль- (с кратким а), который может принимать различные позиционно обусловленные звучания: аль-, ар-, ас-, ан- и т.д.) В отличие от этого, слово Aль никогда не меняет своего звучания].


[3] [В исконном произношении название рода звучит как Aль Су‘уд. Но в русскоязычной литературе, как, впрочем, и в западноевропейской, утвердилось диалектное произношение Aль Сауд, которому и будет следовать настоящий перевод].

 

Книга также ставит своей целью показать подлинную суть салафитского* религиозного призыва путем разъяснения его основ, благородной цели, послужившей причиной его возникновения, и высоких задач, на решение которых он был направлен.

*[Салафиты (от арабского салаф – букв. ‘предки’, ‘предшественники’) – общее название мусульманских религиозных подвижников, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на религиозную практику первой мусульманской общины праведных предков (ас-салаф ас-салихун), рассматривая как предосудительные, порочные новшества (бид‘а) все позднейшие нововведения, не согласовывавшиеся с установлениями Корана и не подтверждавшиеся Сунной, то есть практикой самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)].

 

В дополнение к сказанному книга призвана развенчать ложные домыслы (шубухат), возникшие вокруг призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и дать на них методически точный научный ответ.

 

Наконец, перед книгой стоит цель повышения культурного уровня мусульманина при помощи достоверных сведений об истинной сущности салафитского призыва и его верной направленности.

 

Чтобы мусульманин мог предоставить надежную информацию о нем тем, кто пребывает в неведении относительно сути этого призыва, и достойным образом ответить его противникам, которые сегодня делятся на два вида.

К первому относятся те, кто ничего не знает о самой сути призыва и получает ложные сведения о нем от его явных врагов, стремящихся очернить как сам призыв, так и его основоположника, его последователей и ориентирующееся на него государство.

 

Очевидно, что такого рода противники скорее оказываются жертвами враждебной пропаганды, нацеленной против призыва, нежели являются собственно его противниками; будучи введенными в заблуждение, они нуждаются в том, чтобы их ознакомили с правдой о салафитском призыве.

Ко второй категории противников относятся те, кто знает истину о салафитском призыве, однако испытывает к нему, к его основоположнику и его последователям вражду по причине своего слепого фанатизма, дурных помыслов, злобности и ревности, недоброжелательности к другим, собственного тщеславия и нежелания думать о последствиях...

 

Тому, кто стремится противостоять утверждениям такого рода противников, требуется широкая образованность, дабы отвечать аргументом на аргумент, доказательством на доказательство.

 

При этом не приходится сомневаться в том, что тот, кто узнал правду о салафитском призыве и вооружился соответствующим полезным знанием, непременно сможет находить более весомые доказательства, более очевидные и исчерпывающие аргументы, нежели его противники, как бы они ни стремились ввести в заблуждение и какую бы ложь ни измышляли.

 

Отсюда проистекает важность обогащения знаний мусульманина относительно салафитского призыва, чтобы он знал его истинную сущность и мог разумно и сознательно выступать в его защиту.

Настоящая книга, призванная способствовать достижению перечисленных выше благородных целей, состоит из четырех глав.

Первую главу я посвятил общему обзору религиозной ситуации в исламском мире в целом, и в Неджде [родовое название Центральной Аравии] в частности, ко времени начала призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

 

В ней также повествуется о его происхождении, детских и юношеских годах, о его путешествиях в поисках знаний, об исторической встрече между имамом Мухаммадом ибн Саудом, правителем Дир‘ии [один из главных городов Неджда во времена шейха Ибн Абдуль-Ваххаба], и шейхом и о том, что последовало за той благословенной встречей.

 

Кроме того, в главе разъясняется программа реформ шейха, выдвинутая им в Уяйне [оазис в Центральной Аравии, центр одноименного эмирата во времена шейха Ибн Абдуль-Ваххаба] и Дир‘ии, даются сведения о его важнейших сочинениях.

Глава завершается биографическим рассказом о двух правителях из рода Aль Сауд, современником которых был шейх, – о Мухаммаде ибн Сауде, основателе первого государства Саудидов, и Абдуль-Азизе ибн Мухаммаде ибн Сауде – его втором правителе.

Вторая глава посвящена рассказу об истинной сути призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, сводящейся, если говорить кратко, к тому, что он не был основателем какого-то нового мазхаба*, а его призыв заключался лишь в очищении принципа единобожия (таухид) от примесей многобожия (ширк).

 

*[Мазхаб – многозначное слово, в узком терминологическом смысле означающее ‘богословско-юридический толк, направление’; ‘правовая школа’].

 

Для разъяснения подлинной сущности призыва шейха я, в частности, рассматриваю в данной главе четыре темы.

 

Первая касается разъяснения истинных целей того, почему салафитский призыв был назван его недругами ваххабизмом.

 

Затем я разбираю его доктрину через анализ как его собственных сочинений, так и сочинений его последователей, вскрывая те общие положения, из которых исходил призыв, ту благородную конечную цель, ради которой он был провозглашен, и те высокие задачи, к решению которых стремился шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб.

В третьей главе я рассказываю о ложных домыслах (шубухат), которые возникли в отношении салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба среди его противников, выявляя как масштабы оппозиции, которую встретил его призыв, так и ее причины с характеристикой ее наиболее известных представителей.

 

Завершается глава итоговым обзором основных ложных спекуляций, возникших вокруг призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

 

Поскольку письмо Сулеймана ибн Сухейма, разосланное им по различным городам и областям с целью опорочения салафитского призыва и его глашатая, концентрировало в себе основные из них, я счел необходимым привести его полностью, после чего привел ответ шейха, сопроводив его также опровержениями, с которыми выступили люди, знающие правду о призыве.

В рассматриваемой главе я сосредоточил свое внимание на опровержении двух главных измышлений, поскольку именно они до сих пор используются противниками салафитского призыва во многих мусульманских странах.

Первое из них заключается в обвинении шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей в приверженности хариджизму [1], в том, что его призыв является продолжением призыва Абдуль-Ваххаба ибн Рустама аль-Хариджи [2], основателя государства Рустамидов [3] в Магрибе.

[1] [Хариджизм – самое раннее военно-политическое течение в Исламе, отколовшееся в 657 г. в ходе борьбы имама Али за Халифат].


[2] [Абдуль-Ваххаб ибн Рустам аль-Хариджи – брат Абд-ар-Рахмана ибн Рустама аль-Хариджи – основателя государства Рустамидов в Магрибе в в 777 г.].


[3] [Рустамиды – династия имамов и эмиров Тахерта, крошечного государства в горах Алжирского Атласа, возникшего в ходе активной хариджитской проповеди среди местных берберов в 777 г. Эмират Рустамидов сыграл важную роль в истории Ислама в Африке из-за своего месторасположения (между шиитским государством Идрисидов и суннитским – Аглабидов) и идеологической ориентации; он просуществовал до 909 г., когда был поглощен растущим государством Фатимидов].

 

 

Второе ложное измышление сводится к обвинению шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей в том, что они объявляют мусульман неверными.

 

[Безосновательное обвинение мусульманина в неверии (такфир) со стороны другого мусульманина считается одним из тягчайших грехов, влекущих за собой самые серьезные общественно-правовые последствия в мусульманской среде].

В четвертой главе я веду речь о благодатных последствиях деятельности шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, разъясняя причины успеха его салафитского призыва и отмечая степень его распространения в Неджде, а также на Аравийском полуострове и в исламском мире в целом.

 

В завершение главы приводятся высказывания ученых в пользу шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, а также данные ими характеристики подлинной сути его призыва.

В заключение настоящего предисловия я прошу Аллаха Всевышнего Всемогущего очистить наши труды пред священным ликом Его, сделать нашу работу полезной для людей, и поместить все это на чашу весов в числе наших добрых дел в тот День, когда они будут установлены. Истинно, слышащий Он, внимающий мольбе! И да благословит Аллах и да приветствует нашего Пророка, род его и всех его сподвижников.

Проф., д-р Сулейман ибн Абдур-Рахман аль-Хукайль.

 

Эр-Рияд, 8/11/1418 года Хиджры.
 

 

 

Его происхождение.


Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ибн Барид ибн Мушриф ат-Тамими родился в 1110 году Хиджры (1703 г. от Р.Х.).
Его род принадлежал к племени тамим, которое обитало в области Неджд. Закрепившись там и перейдя к оседлости, это племя оставило образ жизни бедуинов и занялось сельским хозяйством и торговлей.

[Махмуд Таха. – «Джуграфийят шибхи аль-джазира аль-арабийя» («География Аравийского полуострова»), ч. 2, Каир, 1965, стр.145].

О семье шейха известно то, что никакая другая семья в Неджде не дала за предыдущие пять веков столько алимов, сколько она. Его дед, Сулейман ибн Али, был в свое время авторитетным алимом, к которому обращались за фетвами* и к которому стремились алимы и ученики.

 

*[Фетва (фатва) – богословско-юридическое оценочно-инструктивное заключение, даваемое с позиций исламского закона (шариата) предстоятелем мусульманской общины или целого государства в отношении какого-либо социально-правового акта или казуса].

 

Он был факихом [богослов-законовед, знаток фикха – комплекса богословско-юридических наук], сведущим во всех мазхабах.

[Имеются в виду четыре основных богословско-правовых толка в ислам – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский, названные соответственно по именам их основателей – Абу Ханифы (83/702–150/767), Малика ибн Анаса (93/711–179/792), Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (150/76–204/820) и Ахмада ибн Ханбала (164/780–241/855). Каждый мусульманин-суннит следует какой-либо из этих четырех школ, которые все одинаково верны, несмотря на известные различия между ними в практике отправления мусульманского культа].

 

Как говорит Ибн Бишр: “Его высокочтимый дед, Сулейман ибн Али, был в свое время ведущим алимом Неджда. Он был весьма сведущ в мусульманских науках. Авторитетнее его не было в Неджде. К нему устремлялись издалека на верблюдах. Он был автором ряда сочинений и издавал фетвы. Алимы Неджда в то время обращались к нему по всем вопросам фикха и других наук. И сам он приобрел знания у знаменитых алимов, среди которых был шейх Ахмад ибн Мухаммад ибн Мушриф и другие”. Источник: Амин Саид. – «Сират аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнеописание шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Ширкат ат-таузи‘а аль-арабийя, 1384 г., стр.8.

У Сулеймана было двое сыновей – Абдуль-Ваххаб и Ибрахим. Оба они занимались исламскими науками и добились успехов в них. Но если Ибрахим ограничился собственно изучением наук и обучением и, подобно отцу, издавал фетвы и преподавал, то Абдуль-Ваххаб стал кадием (судьей) Уяйны в правление эмира Абдаллаха ибн Хамада ибн Муаммара. Однако впоследствии, когда эмиром Уяйны стал Мухаммад ибн Хамад, он был смещен с этой должности.

У Абдуль-Ваххаба также было двое сыновей – Мухаммад и Сулейман. Сулейман* стал алимом-факихом и, как и его отец, занимал пост кадия в Хураймале [оазис в Неджде].

 

*[Сулейман выступил против своего брата и противодействовал его призыву, помогая его врагам. Однако впоследствии он сам прибыл к брату и присягнул ему на верность].

 

Первоначально он выступал как один из упорнейших противников салафитского призыва, однако впоследствии Аллах наставил его на истинный путь.

Что же касается Мухаммада, то он стал инициатором реформаторского религиозного призыва в Неджде, о чем подробно будет рассказано в последующих разделах.

Шейх Мухаммад родился в Уяйне в 1110 году Хиджры (1703 год от Р.Х.), когда его отец Абдуль-Ваххаб был ее кадием. Помимо своих должностных обязанностей кадия он занимался еще преподаванием хадисов* и тафсира [толкование Корана как отрасль исламских наук] по мазхабу Ахмада ибн Ханбала.

 

*[Хадис (букв. ‘новость’, ‘известие’, ‘рассказ’, ‘повествование’) – сообщение о словах и делах Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), служащее поучительным примером для мусульман. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них построена Сунна (см. выше), которая содержит в себе, таким образом, значительную часть идей и принципов ислама].

 

Его дом был тем местом, куда направлялись ищущие знаний и уже сложившиеся ученые. Здесь они проводили время в обсуждении вопросов фикха и в религиозных дискуссиях. Когда мальчик немного повзрослел и стал подростком, отец позволил ему присутствовать на таких собраниях, держа его поблизости от себя и давая ему молча внимательно слушать беседы и споры присутствующих.

[Источник: Доктор Абдуль-Хамид аль-Батрик. – «Аль-ваххабийя дин ва дауля» («Ваххабизм – религия и государство»). Исследование, опубликованное в Ежегоднике Женского факультета Университета «Айн-Шамс», 1964 г, стр. 42].

Таким образом, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вырос хорошо образованным человеком по сравнению с большинством своих современников. Он сумел выучить наизусть Коран, не достигнув еще и десяти лет от роду, отличался острым умом, обладал прекрасной памятью и был красноречив. “Его брат Сулейман рассказывал, что отец возлагал на него большие надежды, поражаясь его умственным способностям, необычным для столь юного возраста.
Более того, отец извлекал для себя много полезного из суждений своего сына”.

[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 75].

Признаки даровитости юного Мухаммада проявились во всей своей ясности и полноте, когда он едва достиг двенадцати лет. Кругозор его стал необычайно широк, а мышление глубоким, что дало ему уже тогда осознать, какое зло несли его обществу царившие в нем порочные новшества, вымыслы и заблуждения. При этом его не устраивала позиция невозмутимости и спокойствия, которой придерживались в то время алимы Неджда. Он принял решение следовать по пути благочестивых предков и призывать к отказу от порочных новшеств и очищению ислама от облепивших его заблуждений и суеверий. Обнаружив, Однако, с каким равнодушием его соотечественники в Уяйне относятся к призывам к истине, он решил оставить Неджд и направиться к святыням Хиджаза, во-первых, – для совершения хаджа*, и во-вторых, – в поисках знаний.

*[Хадж – паломничество в Мекку, причисленное к одному из столпов (аркян) ислама. Вместе с тем, в отличие от других четырех столпов – шахады (свидетельства веры), пятикратной ежедневной молитвы, закята (очистительного взноса с имущества в пользу мусульманской общины) и поста в священный месяц Рамадан – обязательность хаджа не абсолютна, но обусловлена материальными и физическими возможностями человека (см. Коран, Сура 3 – “Семейство Имрана”, аят 97)].

 

Поездка в Хиджаз.


Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб испросил у своего отца разрешения отправиться в Хиджаз, и тот дал ему свое благословение, снабдив его всем необходимым для путешествия. В первую очередь он посетил Высокочтимую Мекку, совершив там обряды хаджа и, одновременно, познакомившись с образом жизни местных мусульман. Затем он отправился в Пресветлую
Медину, где познакомился с двумя выдающимися алимами, которым суждено было оказать
большое влияние на его жизнь и образ мыслей.

Первым из них был недждийский шейх из уважаемой и знатной семьи города Эль-Маджма‘а [Административный центр области Судайр, расположенный на расстоянии 225 км к северу от Эр-Рияда] – мудрый алим, один из тех, кто усердно изучал труды Ибн Таймийи* и был его преданным последователем.

 

*[Таки ад-дин Ахмад ибн Таймийя (1263–1328 Р.Х.) – теолог и правовед ханбалитского толка. В XVIII в. идеи Ибн Таймийи, возрожденные Мухаммадом ибн аль-Ваххабом, были положены им в основу своего исламского призыва].

 

Речь идет о шейхе Абдаллахе ибн Ибрахиме ибн Сайфе. Он с горечью воспринимал доходившие до него известия о ситуации в Неджде, где царило невежество, распространялось беззаконие* и отход от единобожия.

 

*[Имеется в виду образ жизни и поведения, противоречащий Божественному Закону, данному в Священном Коране и идеально реализованному в Сунне].

 

Осуждая такое положение дел, он стремился покончить с невежеством с помощью доводов и убеждений. Он считал, что лучшее средство для осуществления таухида – это путь пропаганды, наставления и распространения знаний.

 

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вспоминал впоследствии: “Однажды я был у шейха Абдаллаха, и он сказал мне: "Хочешь, я покажу тебе оружие, которое мы приготовили для Эль-Маджма‘а?". Я ответил утвердительно. Тогда он взял меня за руку и провел в комнату, где было множество книг и сказал: "Вот что мы приготовили для Эль-Маджма‘а"”.

В Медине же Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб встретился и со вторым уважаемым алимом - шейхом Мухаммадом ибн Хайятом ас-Синди*, родом из Индии, убежденным салафитом.

 

*[Он был автором книги под названием «Тухфат аль-анам фи-ль-амаль би-хадис ан-набийи алейхи салям» и комментатором известного сборника «Сорока хадисов» ан-Навави].

 

Он был тесно связан с Ибн Сайфом, который и познакомил его с шейхом Мухаммадом. Ас-Синди открыто порицал предосудительные новшества (бид‘а), что способствовало укреплению духовной привязанности шейха к нему, когда он стал его учеником. Ас-Синди оказал на него большое влияние.

Вместе с тем совершенно очевидно, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб не ограничился знаниями, полученными от двух вышеупомянутых алимов. Он приобретал знания и у других ученых, живших в Пресветлой Медине, например, у шейха ад-Дагестани и у Исмаила аль-
Аджлуни.

Порочные новшества, увы, были распространены и в Медине. Однажды, проходя мимо могилы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб увидел около святыни группу людей, обращавшихся к гробнице с мольбами и просьбами о помощи, совершая то, что противоречило тому, с чем пришел к людям Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Он мягко и тактично осудил то, чему стал свидетелем. Заметив приближающегося к нему одного из наиболее видных алимов Медины, шейха ас-Синди, он спросил его: “Что ты скажешь об этих людях?” – и в ответ услышал: "У сих погублено будет то, чего они держатся, и тщетно то, что творили они!".

[Коран, Сура 7 – "Преграды", аят 139. См.: Али ат-Тантави. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – Силсилят иалям ат-тарих» (Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – цепь исторических сведений). Дамаск, Дар аль-фикр, 1381 г., стр. 17].

Путешествие шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Хиджаз, несомненно, принесло ему большую пользу.

 

Он узнал о жизни различных народов исламского мира, которых представляли паломники, совершавшие хадж к Священному Дому Аллаха; познакомившись с учеными Высокочтимой Мекки и Пресветлой Медины, он почерпнул от них много необходимых знаний. Достигнув своей цели от поездки в Хиджаз, шейх решил вернуться в Неджд, простившись в Медине со своими наставниками и шейхами, которые обратились к Аллаху с мольбой даровать ему успех и следование верному пути.

Возвращение в Неджд.


В Неджд шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб возвращался счастливым, поскольку его поездка в Хиджаз оказалась весьма полезной для него: он выполнил одну из обязанностей мусульманина (фарида) – хадж, посетил Город Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Медину, набрался знаний у ученых Священных городов. Вернувшись в родные стены Уяйны, он усердно продолжает учиться у своего отца, занимаясь вместе с ним проблемами фикха в русле мазхаба имама Ахмада ибн Ханбала. Он собственноручно и быстро записывал содержание их совместных бесед и уроков, заполняя в течение одного занятия прекрасным почерком целую тетрадь и не чувствуя ни утомления, ни усталости.

[Источник: Хусейн Халяф аш-Шейх Хазаль. – «Хайят аш-Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Изд-во Дар аль-кутуб, 1967 г.р.х., стр. 60].

Так продолжалось до тех пор, пока шейх не принял решение побывать в Ираке, чтобы познакомиться с тамошними алимами для пополнения своих знаний. В 1136 году (1724 г. от Р.Х.) он покидает Уяйну, направляясь в Ирак.

Шейх Мухаммад в Басре.


По прибытии в Басру шейх Мухаммад встретил алима-салафита, шейха Мухаммада аль-Маджмуи [Данное прозвище (нисба) происходит от названия одного из кварталов Басры – аль-Маджмуа], у которого начал брать уроки арабского языка и изучать хадисы: "В течение определенного времени он учился у этого шейха, отвергая и осуждая всякие признаки многобожия и порочных новшеств к удовольствию своего наставника, который признал за ним твердую позицию единобожия и сам извлек для себя пользу от общения с учеником".

[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»). Под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада, стр. 26].

Следует отметить, что шейх Мухаммад во время своего пребывания в Басре не ограничился одной лишь учебой, но активно боролся против таких нововведений со стороны крайних шиитов, как, например, почитание гробниц и поклонение святым. У него вызывали ужас и негодование те вымыслы и порочные новшества, которые облепили истинную веру и которые, будучи наследуемыми людьми из поколения в поколение, стали представляться им очевидной и твердой истиной. Шейх Мухаммад открыто осуждал подобные новшества, возвещая на своих встречах с людьми то, что открылось ему из истин таухида. Вот как он лично описывает такие встречи: “Люди из числа многобожников Басры приходили ко мне со всякими ложными наветами на меня. Я же отвечал им, сидевшим предо мной, что бесполезно какое бы то ни было поклонение, кроме как Аллаху. Это застигало их врасплох, и возразить им было нечего”. [Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»). Под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада, стр. 26].

Так шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб начал осуждать порочные новшества, творившиеся в Басре, подобно тому, как ранее он поступал в Хиджазе и Уяйне. Часть жителей Басры, которым не могло понравиться, что шейх Мухаммад отвергал их негодные убеждения, пытались приводить его в замешательство, ставя перед ним каверзные вопросы. Однако на них
следовали точные ответы, снимавшие всякое сомнение, высвечивавшие истину и развенчивавшие ложные домыслы (шубухат). Лейтмотивом ответов шейха было его утверждение: “Негодно любое поклонение, кроме как одному Аллаху и никому другому, и греховно ошибается тот, кто обращается с мольбой еще к кому-либо, кроме Него”. [Источник: Хусейн Халяф. – «Хайят аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»), стр. 62].

В Басре шейх встретил не только враждебно настроенных крайних шиитов, но и единомышленников, которые восприняли его призыв и стали поддерживать его. Однако врагов
оказалось больше, нежели друзей. И они устроили заговор против него, решив покончить с ним. “Некоторые из них пришли к нему среди дня, не скрывая злобы на своих лицах, и потребовали, чтобы он покинул Басру, угрожая в противном случае убить его. Шейх предпочел
обезопасить себя и избежать расправы, а потому покинул Басру”.

[Источник: Хусейн Халяф. – «Хайят аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»), стр. 62].

Оставив из-за этого заговора Басру, шейх в одиночку и пешком направился в Эз-Зубайр*, не имея с собой ни провизии, ни вьючного животного.

 

*[Эз-Зубайр – большое селение, жители которого придерживались благочестивых убеждений. Оно выросло на месте старой Басры. В нем находилась могила сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) аз-Зубайра ибн аль-Аввама, по имени которого оно и получило свое название].

 

Мучимый жаждой, он мог просто погибнуть, если бы Аллах не смилостивился над ним: ему повстречался человек из Эз-Зубайра
по имени Абу Хумейдан, который из сострадания к шейху довез его на своем осле до родного
селения.

Пробыв некоторое время в Эз-Зубайре, шейх затем решил отправиться в Сирию. Однако те средства, которые у него имелись прежде, были отняты неразумными жителями Басры, изгнавшими его. Кроме того, до него дошли сведения о переезде его отца из Уяйны в Хураймалу вследствие конфликта, возникшего между ним и эмиром Уяйны Мухаммадом ибн Хамадом ибн Муаммаром. Тогда шейх принял решение вернуться в Неджд.

Путь Мухаммада Абдуль-Ваххаба в Неджд лежал через область Эль-Хаса*, где он остановился у шейха Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Абдуль-Лятыфа аль-Ахсаи, оказавшего ему радушный прием.

 

*[Эль-Хаса – область на востоке Аравийского полуострова, прилегающая к побережью Персидского залива; называется также аль-Ахса и Лахса].

 

У него шейх Мухаммад прожил некоторое время, усердно занимаясь чтением и изучением литературы, а затем покинул гостеприимную Эль-Хасу и прибыл к своему отцу в оазис Хураймала.
 

 

 

 

 

Разрушение надгробий.


Вторым шагом, предпринятым шейхом, стало уничтожение надгробий, из-за которых люди сбивались с праведного пути. Он обсудил этот вопрос с эмиром Османом ибн Муаммаром, и тот согласился с ним. В области Эль-Джубайла существовало надгробие над могилой, принадлежавшей, как думали, Зайду ибн аль-Хаттабу. Оно считалось священным, и к нему совершались «паломничества». К надгробию прикладывали руки, проводили подле него время. Решив разрушить его, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб обратился за советом к Осману ибн Муаммару, на что тот ответил: "Возьми и уничтожь его!".

 

Шейх высказал Осману свои опасения по поводу реакции жителей Эль-Джубайлы и попросил его помощи. В итоге они отправились туда вместе, взяв с собой почти шестьсот человек сопровождения. При их приближении жители Эль-Джубайлы начали угрожать им применением силы, и Осман приготовился к отпору, выстроив свое войско с оружием наизготовку. Увидев, что эмир полон решимости сражаться, они отказались от сопротивления, не прекращая, однако, выражать своего недовольства и запугиват последствиями.

 

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, внимательно сле


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.