Комниновское искусство ХII века . — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Комниновское искусство ХII века .

2019-11-28 263
Комниновское искусство ХII века . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная тенденция в искусстве ХII в. - все большая спиритуализация образа и стиля. Постепенность этого процесса в первой половине ХII в. и активность его во второй половине ХII в. Различные методы и приемы мастеров, возникавшие для достижения этой цели.

Первая половина ХII в. Основные художественные направления.

1). Классические принципы в искусстве и способы их трансформации. Мозаики в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, в церкви Митрополии в Серрах.

2). Ориентация на искусство первой половины Х1 века типа мозаик в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Причины использования таких образцов. Фрески на Кипре (в Асину, в Амасгу); мозаики в Италии (капелла Зен в соборе Сан Марко в Венеции, базилика св. Урсиана в Равенне, собор в Триесте); фрески в Новгороде (София Новгородская, Николо-Дворищенский собор, Антониев монастырь). Существование таких традиций также и в искусстве второй половины ХI века, в период уже полного приоритета развитого комниновского стиля. Мозаики в соборе Сан Марко в Венеции (главный портал и алтарь) и в церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло. Фрески в церкви св. Леонтия в Водоче и в кафоликоне монастыря Елеусы в Велюсе. Фрески в нартексе собора св. Софии в Фессалониках.

3). Поиски новой выразительности образа и стиля. Напряженность и экспрессия. Иллюстрированные кодексы: сочинение Евфимия Зигавина “Догматическое всеоружие” в Ватикане (gr. 666), Евангелие 1112 г. в Ватикане (cod. Urb. 2), Евангелие 1133 г. (лист в музее Каннелопулоса в Афинах) и др. Группа рукописей с миниатюрами типа двух кодексов Омилий Иакова Кокинавафского в Париж. Нац. б-ке и в Ватиканской б-ке.

Середина и вторая половина ХII века.

Продолжение, вплоть до конца ХII века, классического направления византийской живописи. Работы константинопольских мастеров в 1140-50-х гг. в Сицилии. Мозаики собора в Чефалу, Палатинской капеллы и церкви Санта Мария дель Амиральо (Мартораны) в Палермо. Фрески в церкви Осиос Давид в Фессалониках (1180-е) и Димитровского собора во Владимире (ок. 1195). Классические принципы и их небольшие видоизменения. Эволюция образа и стиля в искусстве такого типа на протяжении ХII века.

Другие художественные направления второй половины ХIIв.:

“Динамический”, или “экспрессивный” стиль. Роль света. Линейная стилизация. Экспрессия образов и всех форм. Росписи церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164). Иконографическая программа, ее символика. Многоаспектный характер росписи. Различные типы образов, их содержание; стилистические новации. Ключевой памятник эпохи второй половины ХII в. Другие ансамбли “динамического” стиля: фрески в монастырях Рабдуху и Ватопед на Афоне, в монастыре св. Неофита на Кипре, в церкви Джурджеви Ступови (Столпы св. Георгия) в Расе в Сербии, в церквях Новгорода (Аркажи, Нередица) и в Старой Ладоге, в базиликах Италии (фрески в Аквилее, мозаики собора в Монреале).

"Маньеристический" стиль, или так называемый “позднекомниновский маньеризм” (фрески в церквах: Свв. врачей, Св. Стефана и св. Николая Касници в Кастории, св. Георгия в Курбинове, Панагии ту Лагудера на Кипре).

Особое направление искусства позднего ХII века - фрески в монастыре св. Иоанна на Патмосе. Монументализация. Вновь обращение к традициям искусства первой половины ХI в., однако без аскетических установок последнего. Формирование понятий, которые будут свойственны искусству ХIII в.

Иконы комниновской эпохи

Собрания икон в монастырях Афона, Синая, Патмоса. Размеры и назначение. Алтарные и храмовые образы. Двусторонние иконы. Чины с двунадесятыми праздниками, страстным циклом. Иконы -минологии. Иконы с образами Христа и Богоматери. Иконографические типы. Прославленные и чудотворные иконы. Мозаические и темперные иконы. Технические средства и стилистические приемы. Отражение в иконописи тех же процессов, что в настенной живописи.

Иконы конца ХI - первой половины ХII вв. Идеальный византийский образ и стиль. Икона Владимирской Богоматери Елеусы (Умиление). Другие иконы такого содержания и стилистического круга. Мозаическая икона Богоматери Одигитрии из греческого патриархата в Стамбуле и другие образы такого типа.

Иконы середины и второй половины ХII века. Наиболее классическое направление искусства этого периода. "Св. Георгий" и "Св. Дмитрий", в рост - две мозаические иконы из монастыря Ватопед на Афоне; "Христос Пантократор" -две мозаические иконы (Берлин и Флоренция); "Лествица", "Чудо архангела Михаила в Хонах" и другие иконы из монастыря св. Екатерины на Синае; икона св. Григория Чудотворца из Эрмитажа, и др. Иконы наиболее классического направления комниновского искусства.

Иконы экспрессивного стиля позднего ХII в. "Праздники" из монастыря св. Екатерины на Синае. "Маньеристический" вариант искусства такого типа. Икона "Благовещение" (Синай).

Антепендиумы. Венецианская Pala d'oro; византийские эмали. Малый иконостас или антепендиум. Алтарные преграды, размещение в них икон.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.