Введение в изучение искусства Средневековья . — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Введение в изучение искусства Средневековья .

2019-11-28 255
Введение в изучение искусства Средневековья . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в изучение искусства Средневековья.

Понятие “Средневековье”. Христианское вероучениpе и основные догматы. Специфика христианской культуры в отличие от культуры Древнего мира. Хронологические границы.

Две половины христианского мира: православный Восток и католический Запад. Разница исторических судеб. Две параллельные культуры; сходство их основ. Особенности средневекового искусства в целом. Содержание и типология образов. Иконография, ее символика, основные ее законы. Основы художественного языка, общие для искусства восточного и западного христианства.

Исторические особенности развития искусства в Византии и Западной Европе; роль античных традиций. Метод работы средневековых мастеров. Художественные артели. Роль канона в искусстве Византии и Западной Европы. Существенные различия искусства двух половин христианского мира.

Позднеантичное и раннехристианское искусство.

Введение

Понятие “раннехристианский период”; его хронологические границы. Постепенное обособление Западной и Восточной половин Римской империи. Основание Константинополя и его роль (330). Официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную (395). Общность архитектуры и искусства на территориях классического Средиземноморья, в западной и восточной половинах империи. Особенности процесса формирования здесь новой христианской культуры. Пути развития искусства в раннехристианский период на восточных окраинах Византийской империи в отличии от средиземноморского ареала.

Кризис античной культуры и раннехристианское искусство.

Кризис античной культуры и его проявления. Сдвиги в античном мировоззрении. Религиозные и философские течения поздней античности. Мистериальные культы, стоицизм, гностицизм, учение Плотина и неоплатонизм. Христианство.

Позднеантичное искусство.

Поздний фаюмский портрет (кон. II - III вв.). Мозаики римских вилл. Мозаические полы на вилле Максимина Геркулия в Пьяцца Армерине (конец III - середина IV вв.), в Северной Африке, Сирии. Отход от классических основ. Изменения образа и стиля во всех видах художественного творчества. Различные способы изменения классического стиля.

Позднеантичная скульптура.

Традиции римского скульптурного портрета и тенденции позднеантичной скульптуры. Портреты III - V вв. из Рима, Афин, Константинополя, Малой Азии, Египта. Погребальные портреты из Пальмиры. Статуи тетрархов из собора Сан-Марко в Венеции и Ватикана (кон. IIIв.). Рельефы триумфальной арки Константина (315). Колосс Константина (320-егг.). Портрет императора Аркадия из Стамбула (390-егг.). Портрет магистрата из Эфеса (нач. V в.). Саркофаги III - IV вв.; новые сюжеты, новая выразительность. Консульские диптихи IV - У вв. "Языческое возрождение" в Риме в кон. IV - нач. V вв.

Раннехристианское искусство до официального признания христианства

Изменения в содержании и типологии образов по сравнению с современным позднеантичным искусством. Новые психологические и стилистические черты, обусловленные христианским мировоззрением.

Росписи синагоги и христианской церкви в Дура Европос (ок. 232). Живопись катакомб (II - IV вв.). Катакомбы Рима. История изучения искусства катакомб, различия в истолковании его (“христианская античность” или “новое искусство”). Труды Вильперта. Работа Дворжака. Связь с языческой декоративной живописью, отличия от нее.Античные и христианские мотивы. Символика и аллегория. Особенности стиля: традиционные черты и новые, неантичные принципы.

Раннехристианское искусство после официального признания христианства

Перелом в религиозной политике Римской империи в раннем IV в., официальное признание христианства (313). Возникновение христианской архитектуры. Широкое строительство церквей начиная с IV в., его интенсивность на протяжении всего раннехристианского периода.

Архитектура

Базилики IV - VI вв. План, конструкции, внешний вид, организация интерьера, символика его частей. Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальные отличия от нее. Новое понимание ритма, массы, пластики; особая роль внутреннего пространства.

Базилики Рима (Сан Джованни ин Латерано, Сан Паоло фуори ле муре, Сан Пьетро, Санта Мария Маджоре, Санта Сабина). Широкое распространение типа римской базилики в землях средиземноморской классической культуры и в Европе. Разнообразие вариантов. Базилики IV - VI вв. в Иерусалиме, Вифлееме, Фессалониках, Константинополе, в Западной Европе, в Северной Африке.

Базилики на христианском Востоке (Сирия, Армения, Малая Азия, Месопотамия, Египет), их отличия от римского базиликального типа. Сирийские базилики в Турманине, Тафке, Калб-Лузе, архитектурный ансамбль в Калат-Семане. Белый монастырь в Египте. Планы, строительный материал, конструкции, особенности внешнего вида и интерьера, композиции масс, организация пространства, образная выразительность.

Базилики Равенны VI в. (Сан Джованни, Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе). Особенности типологии; сочетание в них черт римской и сирийской архитектурных школ с элементами центризма столичной архитектуры.

Искусство V в.

Церковная борьба в V в. Эфесский (431) и Халкидонский (451) (III и IV Вселенские) соборы, осудившие несторианство. Церковный раскол в результате Халкидонского собора, учение монофизитов, церковное обособление Сирии, Египта, Армении. Христианское учение о единстве двух природ во Христе, божественной и человеческой. Значение этого догмата для развития искусства, для формирования христианского образа и стиля.

Создание новых иконографических программ мозаических декораций храмов. Иллюстративно-историческая тематика. Эпические циклы. Наставительные, поучительные мотивы. Прообразовательная тематика. Большие параллельные циклы композиций на темы Ветхого и Нового Заветов в мозаиках базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Символическая тематика. Композиции: Христос - Добрый пастырь, Тraditio legis, Церковь и Синагога, Небесный Иерусалим и др.

Декорации погребальных капелл (Сан Аквилино в Милане) и капелл, посвященных свв. мученикам (Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Дальнейшее развитие в Византии и в Средневековой Европе этих иконографических тем (исторической, символической, прообразовательной).

Иконографические программы мозаик V в. в базиликах Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, в мавзолее Галлы Плацидии, в Баптистериях православном и арианском в Равенне, в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Роль античной аллегории и новые христианские аллегории и символы. Характер образов и особенности стиля в искусстве Ув. Привязанность к античному наследию и необходимость выразить аскетическое содержание христианского образа. Различные способы преодоления этого противоречия. Роль восточных элементов в сложении стиля христианского искусства Греции и Италии. Синтез эллинистических, римских и восточных традиций.

Эволюция искусства на протяжении V в. Близость к античным понятиям и вкусам в первой трети века (мозаики базилик Санта Мария Маджоре, Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, баптистерия православных и мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. капеллы Сан Аквилино в Милане, ротонды св. Георгия в Фессалониках).

Изменение характера искусства во второй половине Ув и особенно в конце V в. Перелом около середины V в. (мозаики капеллы Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Мозаики позднего V в. в Равенне (Арианский баптистерий, Архиепископская капелла). Проблема датировки мозаик в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Новое содержание образов и новые свойства художественного языка в мозаиках второй половины Ув. Отход от принципов античной классики. Элементы стилизации и аскетизации; акцент на духовном содержании образа.

Локальные черты мозаик V в. в Фессалониках, Риме, Милане, Равенне. Разница мозаик Греции и Италии. Различные пути и способы отхода от классической основы; различия самой классической основы.

Различия между мозаическими мастерскими Италии: в Риме, Милане, Равенне. Раннехристианское искусство Рима, его наибольшая приверженность античным традициям; роль Рима в утверждении и распространении иконографических формул. Генезис стиля равеннских мозаик (история вопроса). Проблема восточных влияний (Сирия). Роль греческих мастеров. Византийский экзархат в Равенне. Равенна - очаг византийского искусства в Италии на протяжении последующих веков, вплоть до конца ХII в. Мозаики Равенны позднего V в. как произведения ранневизантийского искусства; сложение в них основных черт византийского стиля.

Византийское искусство

Вступление.

Византийская империя, ее территории, входящие в ее состав народы. Хронологические границы. Периодизация византийского искусства. Особенности византийского общества и византийской культуры. Государство и Церковь. Роль города. Характер образования. Элитарная городская культура.

Православный монастырь, тип монастырской жизни и сознания. Понятия аскезы и духовного созерцания, исихия. Значение этих понятий для византийского искусства.

Два полюса византийской жизни: “империя и пустыня”, город и монастырь, культура и аскеза, их частое взаимопроникновение и его результаты.

Константинополь и периферия. Понятие “восточно-христианское искусство". Роль местных школ в разные периоды. Восточные регионы: Армения, Грузия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Месопотамия, коптский мир. Славянские страны: Болгария, Сербия, Русь. Работы греческих мастеров в разных странах византийской ориентации и на латинском Западе.

Идейные и эстетические основы византийского искусства. Роль античных культурных традиций. Изучение античности в системе византийского образования. Значение античности для искусства Византии на протяжении всей его истории. Специфика использования в Византии классического культурного наследства. Периоды повышенного интереса к эллинскому художественному наследию, его причины, проблема византийских “ренессансов”.

Иконография византийского искусства. Устойчивость иконографических типов. Идея идентичности образа с “божественным прототипом”. Сложение иконографии отдельных образов, сцен и ансамблей росписей храмов. Иконография знаменитых чудотворных икон Христа и Богоматери, варианты этих иконографических типов. Античные прототипы христианской иконографии. Роль искусства христианского Востока в процессе создания иконографических схем.

Понятие византийского стиля. Этапы высшей его зрелости. Классическая его основа. Способы видоизменения классических черт в целях спиритуализации образа и дематериализации форм. Эллинистические и восточные черты стиля, их синтез. Символика черт византийского стиля.

Архитектура VI в.

Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания. Оформление христианской литургии. Роль восточных традиций в архитектуре VI в. Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в.). Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения в отличие от западно-христианского и соответствующего ему базиликального архитектурного типа.

Центрическая архитектура. Церковь свв. Сергия и Вакха в Константинополе. Сходство типологии с центрической архитектурой Сирии (церковь св. Георгия в Эзре) и принципиальные отличия от нее. Соотношение пространства и массы. Особенности пространственной композиции. Способы “дематериализации” стен. Церковь Сан Витале в Равенне. Сходство типологии с церковью свв. Сергия и Вакха. Видоизменение константинопольского образца в Италии; различия в плане, конструкциях, в стиле и образной выразительности.

София Константинопольская. Время и история строительства. Архитекторы. План. Уникальность типологии. Конструктивные особенности. Материал. Организация внутреннего пространства, его образная выразительность и символика. Оформление внутреннего пространства, опоры, стены и внутренние перегородки. Колонны, их тектоническая и ритмическая роль в центральном нефе и на галереях. Использование мотивов светского дворцового зодчества. Особенности стиля. Эстетическая выразительность. Идейное содержание архитектурного образа Софии.

Купольная базилика - основной тип зодчества VI в. Видоизменение принципов купольной базилики V в. Идейный смысл этого процесса. Конструктивные трудности. Базилика “В” в Македонии, ее конструктивная несостоятельность и гибель. Церковь св. Ирины в Константинополе, история постройки, перестройка в VIII в., реконструкция её облика VI в.

Купольные базилики центрического типа. Храмы свв. Апостолов в Константинополе и св. Иоанна в Эфесе, соединение базилики, крестообразных и купольных зданий.

Тип компактной купольной базилики. Дворцовая церковь в Каср-ибн-Вардане (Сирия) и церковь Марии в Эфесе. Оригинальность конструкции, черты ее сходства с конструкцией Софии Константинопольской. Приближение к крестово-купольной системе. Перспектива развития.

Вариант купольной базилики типа церкви св. Тита в Гортине (Крит).

Архитектура VI в. в Армении и Грузии. Центрические постройки. Типология. Сходство с архитектурой Сирии и отличия от нее. Местный стиль.

Общие черты церковного зодчества юстиниановской эпохи.

Светское дворцовое строительство. Раскопки Большого императорского дворца в Константинополе.

Живопись VI в.

Окончательное оформление всех черт византийского художественного образа и стиля. Спиритуалистическое содержание образа. Создание особого стиля, такому содержанию адекватного. Завершение процесса, начавшегося во второй половине V в. и усилившегося к концу V в. (мозаики Арианского баптистерия и Архиепископской капеллы в Равенне).

Мозаики первой половины VI в. в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе), в монастыре св. Екатерины на Синае, на Кипре (церковь Панагии Канакарии), в Паренцо (базилика св. Евфрасия). Проблема мастеров. Роль Константинополя. Императорские заказы.

Мозаики в базиликах свв. Косьмы и Дамиана и в Сан Теодоро в Риме. Близость византийскому искусству. Особенности римских мастерских.

Символический характер иконографических программ. Отказ от повествовательных исторических циклов. Теофания. Прообразовательная символика. Тема Страшного Суда и Небесного Иерусалима. Тема жертвы. Литургический аспект. Роль и место образов мучеников. Патрональные и донаторские темы.

Несохранившиеся мозаики VI в. в храме Софии и в церкви свв. Апостолов в Константинополе. Их описания и символика.

Художественное единство образов и стиля в мозаиках VI в. Типология образов, их содержание. Идеалы восточного христианского монашества и отшельничества в Египте, Сирии, Палестине. Понятие аскезы и духовного восхождения. Влияние “пустыни” на искусство Империи. Имперский компонент в византийском искусстве VI в., его риторичность, триумфальность, роскошь. Столичное происхождение такого искусства.

Генезис стиля мозаик VI в. Роль восточно-христианских и римских традиций, переосмысление каждого из них, оригинальный результат. Аскетический характер такого стиля. Неоднократная реставрация его в разные периоды жизни византийского искусства. Причины таких реставраций. Отражение в нём важнейших сторон византинизма.

Коптское искусство

Копты; особенности исторического пути, культуры и искусства. Фрески в монастыре Бауит VI в.; особенности иконографической программы и стиля. Коптские иконы ("Христос и св. Мина", "апа Авраам" и др.). Коптские ткани, изделия из кости и металла, резьба по дереву. Иконография и стиль. Античные мотивы в искусстве коптов. Общность с искусством всего восточно-христианского круга.

Древнейшие иконы.

Происхождение иконы, роль моленного образа. Теологическая концепция иконы. Мистическая идентичность образа с божественным прототипом. Черты сходства с фаюмским портретом и существенные отличия от него. Техника древних икон. Эллинистические и восточно-христианские черты в ранних византийских иконах. Стилистические группы среди икон VII-VII вв., их связь с художественными направлениями монументальной живописи.

Монастырь св. Екатерины на Синае - хранилище древнейших икон (иконы Христа Пантократора, апостола Петра, Богоматери со свв. Федором и Георгием и др.). Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, находящиеся в Киеве (иконы: свв. Сергия и Вакха, мученика и мученицы, Иоанна Предтечи, Богоматери с младенцем).

Иконы Рима конца VII - начала VIII вв. Икона Богоматери Одигитрии в базилике Санта Мария Нуова (Санта Франческа). Вопрос о происхождении (греческое, римское или палестинское). Икона Богоматери - Царицы небесной (Мария Регина) в базилике Санта Мария ин Трастевере. Сходство и различия с византийским образцом.

Архитектура IX - XII вв.

Константинополь.

Возникновение в столице особого вида крестово-купольного храма - так называемого “храма типа вписанного креста”, или “храма на четырех колоннах”. Его отличия от основной крестово-купольной архитектуры. Зальный характер. Колонна как основной тектонический и эстетический элемент. Изменения в интерьере, отпадение хор.

Первая сохранившаяся постройка нового типа - северная церковь монастыря Липса (908). План. Реконструкция Миго, ее обоснование. Архитектурная композиция. Внешний облик. Внутреннее пространство. Элементы декора. Идейное осмысление.

Другие константинопольские постройки этого периода: Мирелейон (Будрум - Джами, 930 -е гг.); церковь Христа Всевидящего (Эски Имарет Джами, ок. 1087); церковь св. Федора (Килиссе Джами, ок. 1100); Календер Джами (начало ХII в.); церкви монастыря Пантократора (Дзейрек Джами, ХII в.). Общие черты стиля столичной архитектурной школы. Индивидуальные особенности каждой из построек. Эволюция константинопольской архитектуры на протяжении Х-ХII вв.

Тип крестово-купольного октогонального храма на тромпах.

г). Собор монастыря Неа Мони на Хиосе. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Церковь Успения в монастыре Дафни.

Архитектура Греции средневизантийского периода.

Эволюция архитектурных форм на протяжении ХI - ХII вв. Афины: церковь свв. Апостолов, церковь свв. Федоров, Капникарея, Малая Митрополия. Фессалоники: церковь Панагии тон Халкеон. Территория Греции: церковь Богоматери в монастыре Осиос Лукас в Фокиде, церковь в Мербаке, церковь в Элисе (Гастунь). Общие особенности архитектуры Греции в отличие от Константинополя.

Архитектура в Малой Азии, Армении, Грузии.

Особенности крестово-купольного типа, строительных материалов и архитектурного стиля в каждом из этих регионов.

Византийская архитектура в Италии.

Венеция, собор Сан Марко. История постройки. Её прототипы. Особенности плана, типологии, конструкций, внутреннего пространства. Оригинальность архитектурных задач и их решения. Сицилия. Соединение романских, византийских и арабских элементов. Собор в Чефалу. Строительство в Палермо: церковь Санта Мария дель Амиральо (Марторана), Палатинская капелла, церковь Сан Катальдо, собор в Монреале.

Иконы комниновской эпохи

Собрания икон в монастырях Афона, Синая, Патмоса. Размеры и назначение. Алтарные и храмовые образы. Двусторонние иконы. Чины с двунадесятыми праздниками, страстным циклом. Иконы -минологии. Иконы с образами Христа и Богоматери. Иконографические типы. Прославленные и чудотворные иконы. Мозаические и темперные иконы. Технические средства и стилистические приемы. Отражение в иконописи тех же процессов, что в настенной живописи.

Иконы конца ХI - первой половины ХII вв. Идеальный византийский образ и стиль. Икона Владимирской Богоматери Елеусы (Умиление). Другие иконы такого содержания и стилистического круга. Мозаическая икона Богоматери Одигитрии из греческого патриархата в Стамбуле и другие образы такого типа.

Иконы середины и второй половины ХII века. Наиболее классическое направление искусства этого периода. "Св. Георгий" и "Св. Дмитрий", в рост - две мозаические иконы из монастыря Ватопед на Афоне; "Христос Пантократор" -две мозаические иконы (Берлин и Флоренция); "Лествица", "Чудо архангела Михаила в Хонах" и другие иконы из монастыря св. Екатерины на Синае; икона св. Григория Чудотворца из Эрмитажа, и др. Иконы наиболее классического направления комниновского искусства.

Иконы экспрессивного стиля позднего ХII в. "Праздники" из монастыря св. Екатерины на Синае. "Маньеристический" вариант искусства такого типа. Икона "Благовещение" (Синай).

Антепендиумы. Венецианская Pala d'oro; византийские эмали. Малый иконостас или антепендиум. Алтарные преграды, размещение в них икон.

Искусство ХIII в.

Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. Сожжение и разграбление города. Гибель памятников и художественных мастерских. Последствия для всей последующей византийской культуры.

Латинская империя на территории Византии. Образование самостоятельных греческих государств (Эпир, Фессалия, Морея, Никейская и Трапезундская империи) на свободных от латинской оккупации территориях. Роль Никеи, атмосфера её культуры.

Эмиграция греческих мастеров. Широкое проникновение византийского искусства в славянские страны и на Запад. Роль местных художественных школ. Особое значение сербской школы.

Архитектура ХIII в.

Отсутствие церковного строительства в Византии в период Латинской империи. Расцвет архитектуры в Сербии. Начало сербской архитектурной школы: возведение церкви Богоматери (Великой церкви) в монастыре Студеница при Стефане Немани (1183). Оригинальность типологии, отличия от византийского крестово-купольного храма, элементы базиликальной архитектуры, черты европейской романской архитектуры во внешней декорации фасадов, порталов и окон. Типология храмов Рашской школы. Церкви в Милешеве, Градаце, Сопочанах. Типология византийской архитектуры в Эпире. Церковь Богоматери Перигоритиссы в Арте и проблема влияний романской архитектуры; оригинальность архитектурного облика и организации внутреннего пространства. Традиционный тип крестово-купольного храма на Балканах в ХIII в. Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде.

Живопись ХIII в.

Проблематика искусства ХIII в. Греческое искусство на оккупированных землях. Византийское искусство на чужой, негреческой почве. Инициативность искусства ХIII в., его цельность. Обращение к эллинистическим традициям и его причины. Работа греческих мастеров на латинских заказчиков. Мастерские крестоносцев. Процесс сложения нового, палеологовского стиля к концу ХIII - началу ХIV в. Вопрос о месте сложения нового стиля. Различные интерпретации искусства ХIII в. Концепции К. Вайцмана, В. Н. Лазарева, О. Демуса, Св. Радойчича.

Основные черты искусства ХIII в. Монументальность, классический стержень, новый тип образа, его отличия от всего предшествующего византийского искусства.

Периодизация искусства ХIII в., особенности разных его фаз. События 126I г. Перелом в судьбах Византии, вновь ведущая роль Константинополя.

Первый этап. Искусство первой четверти ХIII в.

Фрески в церкви Богоматери монастыря Студеница. Архиепископ Савва, его роль в сербской церковной жизни и культуре; приглашение им греческих мастеров. Иконографические особенности ансамбля. Старые, позднекомниновские, и новые особенности в типологии образов и в чертах стиля. Фрески Студеницы как памятник, стоящий у истоков новых путей развития искусства в ХIII в.

Иконы начала ХIII в. Понятие "искусство около 1200 г. ". Иконы на Кипре и в монастыре св. Екатерины на Синае.

Иллюстрированные рукописи первой четверти ХIII в. Евангелия ГРБ, cod. gr. 9, Евангелия cod. Iviron 55, и др. Традиции позднекомниновского маньеризма, их видоизменение под влиянием новых принципов искусства ХIII в.

Второй этап. Искусство второй четверти ХIII в.

Фрески в монастыре Милешево. Особенности иконографии. Донаторская композиция. Портреты персон сербской династии Неманичей. Особенности стиля фресок Милешева, его генезис. Общевизантийские черты, характерные для раннего этапа классики ХIII в. Местные элементы.

Третий этап. Искусство 60х-70х гг. ХIII в.

Отвоевание Константинополя в 126I г. Новая, палеологовская династия. Особенности атмосферы культуры при Михаиле Палеологе.

Полная зрелость классического стиля ХIII в. Отличия от понимания классики во всех предшествующих периодах византийского искусства.

Фрески в монастыре Сопочаны - высшая точка в развитии искусства ХIII в. Фрески в церкви Апостолов в монастыре Печ. Сходство и различие с фресками Сопочан. Группа иллюстрированных кодексов типа Евангелия Paris gr. 54, Iviron 5, Athen 118, и др. Проблемы их датировки. Общее с живописью Сопочан.

Последний, четвёртый этап. Искусство 80-90х гг. ХIII в.

Мозаики в церкви Богородицы Перигоритиссы в Арте. Фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, иконографическая программа ансамбля, особенности иконографии в росписи нартекса; ветхозаветные прообразовательные сюжеты; гимнографические сюжеты. Художники Михаил и Евтихий из Фессалоник. Стиль их искусства. Приписываемые им иконы конца ХIII в. Другие иконы и иллюстрированные рукописи позднего ХIII в.

Специфические особенности искусства этого периода. Усложнение иконографических программ; новые темы, их истоки и символика, их корни в искусстве ХII в. и перспективы развития в поздней византийской живописи. Характер образа и стиля. Подражание образцам Македонского Ренессанса и одновременно поиски новой выразительности. Классицизм и повышенная монументальность. Ораторский пафос искусства позднего ХIII в., его причины.

Заключение

Византийское искусство как идеальное отражение православной духовности и православного типа сознания. Его соотношение с искусством европейского Средневековья.

 

Введение в изучение искусства Средневековья.

Понятие “Средневековье”. Христианское вероучениpе и основные догматы. Специфика христианской культуры в отличие от культуры Древнего мира. Хронологические границы.

Две половины христианского мира: православный Восток и католический Запад. Разница исторических судеб. Две параллельные культуры; сходство их основ. Особенности средневекового искусства в целом. Содержание и типология образов. Иконография, ее символика, основные ее законы. Основы художественного языка, общие для искусства восточного и западного христианства.

Исторические особенности развития искусства в Византии и Западной Европе; роль античных традиций. Метод работы средневековых мастеров. Художественные артели. Роль канона в искусстве Византии и Западной Европы. Существенные различия искусства двух половин христианского мира.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.