Миниатюры македонского периода — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Миниатюры македонского периода

2019-11-28 384
Миниатюры македонского периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие “Македонский ренессанс”. Копирование эллинистических и раннехристианских образцов. Деятельность придворного скриптория во второй половине IХ в. и в первой половине Х в. Личность Константина Порфирородного и его роль в византийской культуре первой половины X в. Иллюстрированные рукописи этого времени. Литургические книги. Манускрипты для частного пользования. Принципы иллюстрирования Четвероевангелия и Евангелия-апракос, Псалтири, различных книг Ветхого Завета, проповеднических сочинений (Слова Григория Назианзина, Слова Иоанна Златоуста), богословских и исторических трактатов (Sacra parallela, сочинения Косьмы Индикоплова и др.). Иконографический состав миниатюр к этим кодексам. Стиль миниатюр периода Македонского Ренессанса.

Перелом в искусстве миниатюры во второй половине X в. Иллюстрированные Минологии. Миниатюры в рукописях второй половины Х - первой половины ХI вв. Отход от принципов классицизма, новая стилистика, ее характерные черты. Процесс спиритуализации образа и стиля. Использование иных, чем в искусстве мозаики и фрески, приемов для достижения новой выразительности.

Иконы Македонского периода (Х - первой половины ХI вв.).

Изменение техники иконописания. Темпера. Иконы из монастыря св. Екатерины на Синае. Период "Македонского ренессанса": Четырехчастная икона с изображением Истории царя Авгаря; "Омовение ног". Вторая половина X в.: "Апостол Фома", "Свв. Николай Чудотворец и Зосима". Конец X - начало XI в.: "Св. Николай Чудотворец". Появление типологии большого храмового образа с изображениями на полях.

Художественные ремесла Македонского периода. Расцвет искусства резьбы по слоновой кости. Глиптика. Эмали. Предметы церковного и светского назначения.

Искусство христианского Востока в Македонский период

Фрески пещерных храмов Каппадокии Х в. (Токкале Килиссе, Эль Назар, Агиос Евстатиос, Чауш Ин и др.). Чуждость константинопольскому классицизму. Архаичность. Старые восточно-христианские традиции. Отголоски столичных художественных норм (Кушлук в Келеджларе, капелла св. Варвары в Сонгале и др.).

Живопись IХ - Х вв. в Грузии (фрески в Давид Гареджи) и в Армении (миниатюры иллюстрированных манускриптов). Общее с искусством Каппадокии и особенности локальных школ.

Искусство Комниновского периода (середина ХI - ХII вв.)

Общая характеристика культуры Комниновского периода. Отточенность всех категорий византийского искусства, иконографии, образа и стиля. Масштаб понятия “искусство византийского круга”. Включение в него искусства православных славянских стран и стран кавказского региона. Очаги византийского искусства в Италии. Многосоставность искусства этого периода, сложность процессов. Национальные школы. Константинополь и периферия. Многообразие художественных направлений. Эволюция искусства и ее фазы. Главные тенденции.

Искусство раннекомниновского периода. Вторая половина ХI в.

Перемены в искусстве Византии в середине ХI в. Схизма 1054 г. и вопрос о её роли в истории византийской культуры. Начало правления комниновской династии. Новые установки в сравнении с аскетическим направлением первой половины (особенно второй четверти) ХI в. Роль классической модели. Соотношение христианского спиритуализма и классической гармонии. Период наибольшего равновесия этих понятий в византийском искусстве. Отличия от классицизма Македонского ренессанса.

Монументальная живопись. Мозаики в церкви Успения в Никее, Софии Константинопольской, в монастыре Дафни. Фрески в монастыре Бачково в Болгарии и проблема их датировки.

Иллюстрированные рукописи. Расцвет искусства миниатюры во второй половине ХI в. Столичные мастерские. Скрипторий при императорском дворце. Скрипторий Студийского монастыря. Типология иллюстрирования манускрипта этого периода. Миниатюры листовые, на полях (маргинальные) и среди текста. Орнаменты, их типы и стиль, их символика. Иллюстрирование Евангелий, Псалтири, книг Ветхого Завета, Минологиев, Сборников Слов и поучений и др. Миниатюры: Слова Иоанна Златоуста, Париж. Нац. б-ка, gr. 79 (I078 г.); Евангелие Афинской Нац. б-ки, 57; Евангелие из Гос. Ист. Музея, Син. 5I8; Новый Завет с Псалтирью из Б-ки МГУ (1072 г.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.