Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв . — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв .

2019-11-28 325
Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Символика центрического здания. Перспективы развития. Мартирии, мавзолеи, центрические церкви, баптистерии. Мавзолей Елены на Лабиканской дороге (320), мавзолей Константины (Санта Костанца) (IV в.), церковь-ротонда Сан Стефано (Ув.) в Риме, Сан Лоренцо (370) в Милане. Особенности конструкции, специфика пространства. Стилистическая общность с базиликами римского типа. Баптистерии Vв. в Равенне (крещальни православных и ариан), особенности архитектурного типа и его символика. Античные мотивы в декорации интерьера Баптистерия православных. Крестовые в плане сооружения (Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Центрические постройки на христианском Востоке (церкви в Эсре и Босре в Сирии, начало VI в.), отличия от центрической архитектуры Италии и Константинополя, конструктивные новшества, стилистическое сходство с сирийскими базиликами.

Купольные базилики раннехристианского периода. Появление в V в. нового архитектурного типа - купольной базилики: Мериамлик и Алахан-манастир в Малой Азии. Проблема существования купола в базиликальном комплексе Калат-Семан. Причины, приведшие к переформированию базиликального сооружения в купольный тип. Особенности конструкции, ее трудности, способы их разрешения. Перспектива развития такого архитектурного типа.

Раннехристианское искусство IV - начала У вв.

Создание в IV в. мозаической декорации церковных стен. Задачи монументального церковного искусства. Первые программы живописных ансамблей церковных интерьеров. Главные идеи и темы. Вознесение. Теофания. Небесный Иерусалим. Учительные и проповеднические темы, их варианты (Христос - Добрый пастырь, Христос - судия с апостолами, Передача Закона (Traditio legis) и ключей, и др.). Образы мучеников. Эсхатологические мотивы в декорации храмов (феникс, апокалиптические старцы, символические изображения семи церквей Апокалипсиса, Этимасия).

Формирование нового художественного языка в искусстве всех христианских стран. Различия вариантов этого процесса в искусстве на территориях классического Средиземноморья (Италия, Греция, Малая Азия) и в землях христианского Востока (Сирия, Палестина, Месопотамия, глубинные районы Малой Азии, Египет). Разница художественных традиций. Различия в понимании художественного образа.

Раннехристианские мозаики Сирии и Палестины. Пути развития христианского искусства в Италии и Греции. Приспособление наследия языческой культуры к потребностям христианства. Использование художественного стиля античного искусства. Вместе с этим - недоверие к возможности воплощения священного образа в антропоморфном облике. Иконоборческие настроения в первой половине IV в. (как пример - письмо Евсевия Кесарийского к Константине, дочери Константина Великого, об иконе Христа). Декоративные, буколические и аллегорические мотивы в римских мозаиках первой половины IV в. (мавзолей Санта Костанца; Баптистерий Сан Джованни ин Латерано).

Перелом в отношении к антропоморфному христианскому образу после середины IV в., его причины и результат. Роль Никейского (325) и Константинопольского (381) (I и II Вселенских) соборов, осуждение арианства. Формулирование основных критериев и догматов христианской веры; ортодоксальный Символ веры. Значение их для утверждения антропоморфных христианских образов.

Искусство второй половины IV - раннего У вв. Широкое использование традиций античного искусства. Реконструкции декорации фасадов римских базилик (Сан Пьетро, Сан Паоло фуори ле муре и др.). Мозаики в мавзолее Санта Костанца (вторая половина IV в.), в базилике Санта Пуденциана (402 - 417) в Риме, в баптистерии Сан Джованни ин фонте в Неаполе (конец IV - начало У вв), в капелле Сан Аквилино при церкви Сан Лоренцо в Милане (начало V в.). Мозаики Ротонды св. Георгия в Фессалониках (около 400 или 430); реконструкция иконографической программы. Образы мучеников в раннехристианской иконографии, их место в художественных ансамблях храмов IV - начала VI вв.

Характеристика образа и стиля мозаик IV - начала У вв. Античный художественный язык и первые попытки найти новые, неантичные средства выразительности.

Искусство V в.

Церковная борьба в V в. Эфесский (431) и Халкидонский (451) (III и IV Вселенские) соборы, осудившие несторианство. Церковный раскол в результате Халкидонского собора, учение монофизитов, церковное обособление Сирии, Египта, Армении. Христианское учение о единстве двух природ во Христе, божественной и человеческой. Значение этого догмата для развития искусства, для формирования христианского образа и стиля.

Создание новых иконографических программ мозаических декораций храмов. Иллюстративно-историческая тематика. Эпические циклы. Наставительные, поучительные мотивы. Прообразовательная тематика. Большие параллельные циклы композиций на темы Ветхого и Нового Заветов в мозаиках базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Символическая тематика. Композиции: Христос - Добрый пастырь, Тraditio legis, Церковь и Синагога, Небесный Иерусалим и др.

Декорации погребальных капелл (Сан Аквилино в Милане) и капелл, посвященных свв. мученикам (Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Дальнейшее развитие в Византии и в Средневековой Европе этих иконографических тем (исторической, символической, прообразовательной).

Иконографические программы мозаик V в. в базиликах Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, в мавзолее Галлы Плацидии, в Баптистериях православном и арианском в Равенне, в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Роль античной аллегории и новые христианские аллегории и символы. Характер образов и особенности стиля в искусстве Ув. Привязанность к античному наследию и необходимость выразить аскетическое содержание христианского образа. Различные способы преодоления этого противоречия. Роль восточных элементов в сложении стиля христианского искусства Греции и Италии. Синтез эллинистических, римских и восточных традиций.

Эволюция искусства на протяжении V в. Близость к античным понятиям и вкусам в первой трети века (мозаики базилик Санта Мария Маджоре, Санта Пуденциана и Санта Сабина в Риме, баптистерия православных и мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. капеллы Сан Аквилино в Милане, ротонды св. Георгия в Фессалониках).

Изменение характера искусства во второй половине Ув и особенно в конце V в. Перелом около середины V в. (мозаики капеллы Сан Витторе ин чьело д'оро в Милане). Мозаики позднего V в. в Равенне (Арианский баптистерий, Архиепископская капелла). Проблема датировки мозаик в церкви Осиос Давид в Фессалониках. Новое содержание образов и новые свойства художественного языка в мозаиках второй половины Ув. Отход от принципов античной классики. Элементы стилизации и аскетизации; акцент на духовном содержании образа.

Локальные черты мозаик V в. в Фессалониках, Риме, Милане, Равенне. Разница мозаик Греции и Италии. Различные пути и способы отхода от классической основы; различия самой классической основы.

Различия между мозаическими мастерскими Италии: в Риме, Милане, Равенне. Раннехристианское искусство Рима, его наибольшая приверженность античным традициям; роль Рима в утверждении и распространении иконографических формул. Генезис стиля равеннских мозаик (история вопроса). Проблема восточных влияний (Сирия). Роль греческих мастеров. Византийский экзархат в Равенне. Равенна - очаг византийского искусства в Италии на протяжении последующих веков, вплоть до конца ХII в. Мозаики Равенны позднего V в. как произведения ранневизантийского искусства; сложение в них основных черт византийского стиля.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.