Византийское искусство VI - VII веков — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Византийское искусство VI - VII веков

2019-11-28 162
Византийское искусство VI - VII веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Империя Юстиниана, ее территории, масштаб. "Симфония" Юстиниана; централизация власти, Церкви, культуры. Константинополь - центр византийской культуры. Реставраторские тенденции культуры юстиниановского периода. Ориентация на древний Рим. Вместе с тем - оформление византийского стиля, соответствующего спиритуалистическому характеру христианского образа.

Архитектура VI в.

Распространение купольного типа зодчества и причины его преобладания. Оформление христианской литургии. Роль восточных традиций в архитектуре VI в. Ведущая роль Константинополя в истории византийской архитектуры (с VI в.). Сводчатая архитектура как отражение особенностей восточно-христианского мировоззрения в отличие от западно-христианского и соответствующего ему базиликального архитектурного типа.

Центрическая архитектура. Церковь свв. Сергия и Вакха в Константинополе. Сходство типологии с центрической архитектурой Сирии (церковь св. Георгия в Эзре) и принципиальные отличия от нее. Соотношение пространства и массы. Особенности пространственной композиции. Способы “дематериализации” стен. Церковь Сан Витале в Равенне. Сходство типологии с церковью свв. Сергия и Вакха. Видоизменение константинопольского образца в Италии; различия в плане, конструкциях, в стиле и образной выразительности.

София Константинопольская. Время и история строительства. Архитекторы. План. Уникальность типологии. Конструктивные особенности. Материал. Организация внутреннего пространства, его образная выразительность и символика. Оформление внутреннего пространства, опоры, стены и внутренние перегородки. Колонны, их тектоническая и ритмическая роль в центральном нефе и на галереях. Использование мотивов светского дворцового зодчества. Особенности стиля. Эстетическая выразительность. Идейное содержание архитектурного образа Софии.

Купольная базилика - основной тип зодчества VI в. Видоизменение принципов купольной базилики V в. Идейный смысл этого процесса. Конструктивные трудности. Базилика “В” в Македонии, ее конструктивная несостоятельность и гибель. Церковь св. Ирины в Константинополе, история постройки, перестройка в VIII в., реконструкция её облика VI в.

Купольные базилики центрического типа. Храмы свв. Апостолов в Константинополе и св. Иоанна в Эфесе, соединение базилики, крестообразных и купольных зданий.

Тип компактной купольной базилики. Дворцовая церковь в Каср-ибн-Вардане (Сирия) и церковь Марии в Эфесе. Оригинальность конструкции, черты ее сходства с конструкцией Софии Константинопольской. Приближение к крестово-купольной системе. Перспектива развития.

Вариант купольной базилики типа церкви св. Тита в Гортине (Крит).

Архитектура VI в. в Армении и Грузии. Центрические постройки. Типология. Сходство с архитектурой Сирии и отличия от нее. Местный стиль.

Общие черты церковного зодчества юстиниановской эпохи.

Светское дворцовое строительство. Раскопки Большого императорского дворца в Константинополе.

Живопись VI в.

Окончательное оформление всех черт византийского художественного образа и стиля. Спиритуалистическое содержание образа. Создание особого стиля, такому содержанию адекватного. Завершение процесса, начавшегося во второй половине V в. и усилившегося к концу V в. (мозаики Арианского баптистерия и Архиепископской капеллы в Равенне).

Мозаики первой половины VI в. в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе), в монастыре св. Екатерины на Синае, на Кипре (церковь Панагии Канакарии), в Паренцо (базилика св. Евфрасия). Проблема мастеров. Роль Константинополя. Императорские заказы.

Мозаики в базиликах свв. Косьмы и Дамиана и в Сан Теодоро в Риме. Близость византийскому искусству. Особенности римских мастерских.

Символический характер иконографических программ. Отказ от повествовательных исторических циклов. Теофания. Прообразовательная символика. Тема Страшного Суда и Небесного Иерусалима. Тема жертвы. Литургический аспект. Роль и место образов мучеников. Патрональные и донаторские темы.

Несохранившиеся мозаики VI в. в храме Софии и в церкви свв. Апостолов в Константинополе. Их описания и символика.

Художественное единство образов и стиля в мозаиках VI в. Типология образов, их содержание. Идеалы восточного христианского монашества и отшельничества в Египте, Сирии, Палестине. Понятие аскезы и духовного восхождения. Влияние “пустыни” на искусство Империи. Имперский компонент в византийском искусстве VI в., его риторичность, триумфальность, роскошь. Столичное происхождение такого искусства.

Генезис стиля мозаик VI в. Роль восточно-христианских и римских традиций, переосмысление каждого из них, оригинальный результат. Аскетический характер такого стиля. Неоднократная реставрация его в разные периоды жизни византийского искусства. Причины таких реставраций. Отражение в нём важнейших сторон византинизма.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.