работающем по программе «Развитие» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

работающем по программе «Развитие»

2019-11-28 164
работающем по программе «Развитие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам образовательной деятельности с детьми происходит по нескольким направлениям.

Первое – знакомство родителей с правилами, существующими в группе, а так же способами их усвоения. Обычно родителей знакомят с правилами пребывания детей в ДОУ, связанными с режимными моментами: время прихода и ухода, время обеда, сна; видами одежды, необходимой для нахождения в ДОУ, на физкультурных занятиях, на прогулке. Однако само пребывание детей в ДОУ сопряжено с рядом ограничений или правил пребывания. Это, например, способы удобного расположения предметов в шкафу для одежды ребенка, правила одевания (снятия) одежды и обуви (последовательность, способ действия с каждым предметом), правила мытья рук, правила поведения на улице, правила коммуникации детей с взрослыми и детьми в ДОУ и многое другое. Правила эти вводятся педагогами для детей и осваиваются детьми во время пребывания в ДОУ. (Часто и педагоги не вводят правила, не формулируют их детям, предполагая, что дети откуда-то их знают или могут понять, как нужно действовать, наблюдая за поведением взрослого или других детей. Педагоги не учитывают, что правила, как и способы познавательных действий – процесс, формирующийся по законам развития психики: поэтапно и последовательно.) Однако гораздо эффективнее, если родители будут знакомы с этими правилами, будут устанавливать их и дома (например, правило мытья рук), спрашивать о них детей, помогать детям осваивать правила (например, правила одевания, обращения с предметами, правила вежливого обращения). Можно также сказать родителям, что им следует быть терпеливыми и сдержанными в таком взаимодействии с детьми.

Второе – привлечение родителей к образовательной работе с детьми по развитию познавательных способностей. По конкретному заданию педагогов родители дома проводят с детьми наблюдения, например, изучают вместе с детьми, где в окружающем встречаются числа и цифры, меряют шагами и вычерчивают периметр комнаты (рисуют комнату сверху), читают детям литературные произведения из предложенного списка, вспоминают родственников и наклеивают их фотографии в альбом и др. Такие задания даются родителям довольно редко, в основном образовательная работа ведется педагогами.

Третье направление – создание родителями ситуаций, организация родителями деятельности детей таким образом, что это позволяет реализовывать детям сформированные у них способы деятельности, овладевать новыми способами. ДОУ предлагает для этого выполнение дома родителям с детьми различных поделок с целью демонстрации их в дальнейшем в ДОУ. Для того, чтобы мотивировать родителей на такое взаимодействие с детьми, ДОУ организует различные выставки работ родителей и детей, выполненных на определенную тему дома («Украсим Чудо-дерево». «Осенние фантазии», «Счастливый выходной день», «Здравствуй масленица», «Окно в прекрасный мир», «Бессмертный полк», «На работе у папы (мамы)» и др.), проводит тематические встречи («Сделаем маску для карнавала», «Модное дефиле» и др.), организует взаимодействие родителей и детей в детском саду («Построим дом», «Построим сказочный город», «Мы вместе с мамой творим волшебство» и др.). Родителям иногда не просто найти совместное с ребенком дело, зачастую они не владеют техниками создания поделок. Воспитатели и специалисты ДОУ могут предложить родителям информационные стенды и мастер-классы по овладению некоторыми способами, техническими приемами изготовления поделок из природного или бросового материала, крупы, бумаги, знакомство родителей с опытом родителей детей, вышедших сада.

Можно также предложить родителям вместе с детьми изготовление альбомов – проектов на какую-то тему, например, «Я знаю, как это устроено (бывает, называется)».

Четвертое направление работы с родителями в ДОУ – это помощь родителям в овладении способами позитивной коммуникации с детьми, коммуникации направленной на развитие ребенка. Для того, чтобы научить ребенка способам выполнения деятельности, правилам поведения, способам коммуникации, взрослый должен обладать специальными навыками и умениями. Т.е. это работа по воспитанию родителей. Предлагать такую работу родителям стоит, конечно, только специально подготовленным педагогам, психологам.

В литературе описаны различные формы психологической работы с родителями, формы «воспитания» родителей.

«Воспитание родителей» – международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Воспитание родителей должно, прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других на его интеллектуальном развитии, в-третьих – на развитии социальной компетентности личности.

Необходимость работы по «воспитанию родителей» основывается, на потребности родителей в поддержке, на потребности самого ребенка в образованных родителях, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

Влияние родителей на становление психических качеств ребенка, особенностей его личности является неоспоримым фактом современной образовательной системы. В отечественной и зарубежной психологической литературе роль семьи, родителей в развитии детей изучена с разных сторон. Все авторы отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя его нравственные нормы, ценностные ориентиры и стандарты поведения.

Таким образом, целью образовательной работы с родителями, является развитие у взрослых способов коммуникации с детьми на основе понимания ребенка, как обладающего определенными особенностями: возрастными, личностными, эмоциональными.

В общении с ребенком, взрослый выступает не только как посредник между ним и теми культурными нормами и способами деятельности, которыми ему предстоит овладеть. Прежде всего, он сам - человек, со своими личностными чертами, переживаниями, представлениями, эмоциями. Родитель должен суметь ощутить себя и пользоваться этим в общении с ребенком.

Каждый взрослый становится таким родителем, каким ему позволяет быть его опыт собственного проживания детства, его личностные черты, и еще многое другое. Со своими детьми взрослые поступают так, как считают правильным, так как умеют.

В каждодневном общении ребенок знакомится с теми способами взаимодействия, которые транслируются ему родителями. Ребенок усваивает не столько правила и способы коммуникации, которые озвучиваются взрослыми, но прежде всего усваивает их в опыте, в непосредственном контакте со взрослыми, т.е. усваиваются способы.

Во многом отношение к родительству зависит от тех эмоций, которые переживают родители в процессе взаимодействия с детьми. Поведенческие реакции также зависят от эмоций, которые в определенный момент переживает человек. В целом само родительство может быть также наполнено для взрослого тем или иным эмоциональным содержанием. Родителю важно уметь замечать свои эмоции и находить адекватную форму их выражения.

Часто, ставя перед собой нереалистичные задачи в родительстве, жертвуя собой и игнорируя собственные чувства в общении с детьми, родители все менее эффективно могут взаимодействовать с ними. Эмоциональный образ этого взаимодействия становится все более негативным, а дети, взрослея, нуждаются в более разнообразном общении с родителями, и важно, если это взаимодействие не столько обучающее, а прежде всего, эмоционально-принимающее. Это качество взаимодействия ребенка с родителем, а именно способность родителя вступать с ребенком в отношения сотрудничества как родителя, удерживающего задачу помощи ребенку, развития ребенка. В то же время, взрослые, которые внимательны к себе самим, также уважительно и с интересом могут относиться к детям, к их чувствам и желаниям.

Эмоциональные образы, присутствующие у родителя в контакте с ребенком, в большой степени влияют на этот контакт и в частности на эмоциональные образы, возникающие у ребенка. Ведь родители являются самыми близкими для ребенка людьми, а в дошкольном возрасте связь между ними еще очень тесна.

Для родителей сложностью может быть как само принятие задачи на взаимодействие с ребенком (из-за негативных эмоциональных образов этого контакта), так и недостаток эффективных способов для этого взаимодействия. Родителю важно быть внимательным к проявлениям ребенка, к его возрастным особенностям, к тому, какая поддержка ему нужна, а также осознавать себя, свое состояние, свою задачу во время взаимодействия, иметь в своем арсенале такие способы взаимодействия с ребенком, которые помогли бы сотрудничать с ним в процессе общения и взаимодействия.

Гармоничное взаимодействие между взрослым и ребенком возможно в том случае, если взрослые могут видеть ребенка и его потребности, а также учитывать свое состояние и учитывать свои человеческие желания.

Если родитель внимателен к проявлениям ребенка, то он может, замечая эмоции ребенка, поддержать его, заметить его успехи, похвалить.

Отношения с родителями - это самые первые и, пожалуй, самые значимые отношения для любого человека, в них ребенок получает знание о себе и о другом, знакомится с ценностями и правилами жизни, приобретает тот опыт взаимодействия с другим человеком, который он потом применяет в общении с другими людьми.

Родители часто бывают растеряны и встревожены, не зная как поступать правильно, как взаимодействовать с ребенком и понимать его. Если раньше родители могли больше опираться на ясные нормы и правила, существующие в обществе, то в настоящее время эти понятия размыты.

В такой ситуации еще более актуален, на наш взгляд, вопрос об образовательной работе с родителями, в процессе которой родители могли бы почувствовать себя более уверенно и взаимодействовать с детьми с большей эффективностью и с удовольствием.

Чем более адекватен родительский образ у взрослого, тем более реалистичные задачи он может ставить перед собой во взаимодействии с ребенком. Однако, наряду с этим, необходимо учить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, так как они должны осваиваться не за счет представлений, а за счет реальных действий.

Современные родители часто знакомы с различной психологической литературой, обладают теоретическими знаниями о развитии детей, но столь же часто демонстрируют растерянность в общении и обращении к ребенку, особенно дошкольного возраста, в элементарных бытовых ситуациях.

Знания и представления взрослых о том, как правильно воспитывать детей, взаимодействовать с ними, о причинах поведения детей, часто остаются на уровне знаний, мало влияют на реальный опыт общения родителей с ребенком. Нередко, замечая это расхождение между тем как взаимодействовать «правильно» и как это происходит реально, родители начинают чувствовать себя виноватыми, плохими родителями, но при этом плохо представляют себе как ситуацию изменить.

Самой большой сложностью в работе с родителями является процесс переноса многочисленных знаний на конкретные действия, обучение родителей конкретным способам развивающего взаимодействия с детьми. Поэтому необходимо учить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми. Они могут осваиваться не только за счет представлений, а за счет реальных действий.

Процесс коммуникации родителей с детьми состоит из нескольких составляющих. В нем присутствуют:

- образ ребенка (представления взрослых о детстве, о возрасте ребенка, о его способностях и возможностях).

- образ себя как родителя (представления взрослого о себе как о родителе, о своей роли, задачах во взаимодействии с ребенком).

- обращение к ребенку (наличие у родителей адекватных способов обращения к ребенку, как вербальных, так и невербальных).

- наблюдение за реакцией ребенка (способность родителей видеть проявления ребенка, быть внимательными к ним).

- способы реагирования родителя на поведение ребенка (представление родителей о своих эмоциональных и поведенческих реакциях, проявляющихся в коммуникации с ребенком).

- оценивание своих реакций (установки родителя в отношении воспитания ребенка, способность оценивать последствия своих действий, критичность)

- оценивание реакций ребенка (понимание смысла поступков и действий ребенка, причин его поведения).

Часть из них характеризует представления и способы действий, относящиеся к ребенку, часть – к себе, как родителю.

Задача нашей образовательной работы - развитие представлений родителей о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, адекватных способах коммуникации с детьми и формирование конкретных способов развивающего взаимодействия с детьми.

1. Одной из форм психологической работы являются лекции, посвященные разным аспектам детско-родительского взаимодействия, так например, возрастным особенностям детей разного возраста, адаптации ребенка к детскому саду, особенностям поведения детей со взрослыми и сверстниками. Такой формат позволяет познакомить родителей с важной для них информацией о себе и о своих детях, восполнить необходимые знания.

2. Следующей формой работы являются тематические дискуссии с родителями на разные темы. Например, на занятиях, посвященных представлению участников о себе как о родителях, могут быть затронуты следующие вопросы:

Что приносит удовольствие в родительстве?

Чего не хватает для себя как для человека?

Какова цель родительства?

Что вам нужно, чтобы чувствовать удовлетворение как родителю?

Что вам важно как для человека?

Что получается хорошо, как у родителя, а что плохо на взгляд самого родителя?

Этот блок вопросов позволяет актуализировать представления родителей о себе, своей родительской роли, задуматься о своих ценностях, возможно, пересмотреть их, познакомиться с разными взглядами людей на одни и те же вопросы. Важной задачей такой работы является концентрация внимания участников на себе, а не на ребенке. Взаимодействуя с детьми, родители намного лучше видят поведение или эмоции ребенка, чем замечают свой вклад в сложившуюся ситуацию. Это приводит к тому, что оказываясь в сложной ситуации взаимодействия, родители стремятся менять поведение ребенка, и не склонны меняться сами. Задумываясь о себе, о своем взгляде на родительство, взрослые видят картину взаимодействия шире, что позволяет им находить больше возможных выходов из конфликтной ситуации.

На других занятиях в подобной форме затронуты в разных аспектах образ ребенка и особенности происходящего между взрослыми и детьми взаимодействия.

3. Следующей формой работы, проходящей на групповых встречах с родителями, является групповое обсуждение различных проблемных ситуаций, актуальных для участников. Такой формат работы сформировался исходя из основной мотивации, существующей у родителей, приходящих на занятия: решение конкретной проблемы, существующей в настоящее время в семье. Как правило, основной проблемой, с которой родители обращаются за помощью, является нежелательное поведение ребенка. Приведем ниже наиболее часто предъявляемые родителями сложности:

- непослушание ребенка;

- жадность;

- ссоры между сиблингами;

- нежелание или неумение ребенка делать что-то самостоятельно;

- агрессивное поведение ребенка (дерется, кричит, обзывается и т.п.);

- сложности в общении со сверстниками (чрезмерная застенчивость, неумение налаживать отношения);

- сложности сепарации (ребенок не хочет оставаться без мамы дома или в детском саду, спать один и т.п.).

Как видно из этого перечня сложностей, все они формулируются родителями как нежелательное поведение ребенка, нежели представляются как какая-то сложность или развивающая задача родителя. Если переформулировать вышеназванные проблемы в задачи, стоящие перед родителями в этом случае, мы можем получить следующее:

Для того, чтобы разрешить вышеперечисленные проблемы, родителям необходимо:

- уметь договариваться с детьми о чем-либо и научить детей следовать этим договоренностям;

- замечать личное пространство ребенка, его место, вещи, принадлежащие ему, игрушки и относиться к этому с вниманием;

- разрешать конфликты, возникающие между ними и детьми, помогать детям во время сложных ситуаций взаимодействия друг с другом;

- учить ребенка необходимым навыкам самообслуживания: предлагать в каждой ситуации определенную последовательность действий, проговаривать ее ребенку или напоминать до тех пор, пока ребенок не усвоит навык;

- быть внимательным к чувствам ребенка, принимать само чувство и предлагать детям приемлемую, на взгляд родителей, форму их выражения;

- задумываться о причинах, приводящих к тому или иному поведению ребенка, а не только о способах изменения нежелательного поведения;

- замечать собственные чувства и отношение к тем или иным проявлениям ребенка, найти комфортные для себя и ребенка способы их выражения.

Для того чтобы названные умения и навыки у родителей формировались, чтобы родители учились видеть за конкретным поведением ребенка его чувства и потребности, предлагаем обсуждать в группе конкретные ситуации по следующей схеме:

1. Что ребенок делает в ситуации, что он чувствует?

2. Действия взрослого, что он чувствует в ситуации по отношению к ребенку?

3. Чего хочет ребенок в этот момент?

4. Предлагаем взрослым вспомнить себя в детстве в подобной ситуации. Чего хотелось от родителей в такой момент?

5. Как можно обратиться к ребенку, с какими словами или действиями, чтобы он почувствовал себя понятым и принятым? (называем желание ребенка или чувство, затем напоминаем правило поведения).

Эффективные способы взаимодействия осваиваются людьми не только за счет представлений, но во многом за счет реальных действий. Для этого предлагаем родителям различные упражнения и ролевые игры.

Ролевые игры, во-первых, дают родителям возможность почувствовать себя на месте детей, идентифицироваться с ними, чтобы лучше понять их. Во-вторых, это возможность попробовать новые, непривычные способы взаимодействия с ребенком, обратить внимание на себя самого, на то, как я действую как родитель.

6. Еще одной формой работы образовательной программы для родителей, могут быть совместные занятия родителей и детей. На этих занятиях можно предложить различные формы совместной деятельности (рисование, лепка, работа с конструктором, игра в лото, подвижные игры, где дети и родители по очереди становятся ведущими и др.). На наш взгляд, во время этих занятий родители и дети имеют возможность получить положительные эмоции от совместной деятельности. При этом, в моменты возникновения каких-то сложных ситуаций взаимодействия, ведущий может непосредственно включиться в коммуникацию и помочь маме или папе наладить контакт с ребенком, предлагая попробовать различные способы взаимодействия.

Привлечение родителей к образовательной работе с детьми, помощь родителям в освоении способов позитивной коммуникации с детьми окажут значительную помощь педагогам ДОУ в решении их основных профессиональных задач - задач развития детей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.