Ознакомление с пространственными отношениями — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ознакомление с пространственными отношениями

2019-11-28 698
Ознакомление с пространственными отношениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомление детей дошкольного возраста с пространственными отношениями начинается со средней группы (5-й год жизни). Это важная составляющая образовательной работы с детьми в этот период их развития. Пространство, наряду со временем, – основная форма существования окружающей материальной действительности. Пространственными характеристиками являются ориентация объектов в пространстве, положения тел относительно друг друга, расстояния между объектами. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к другим телам. Существуют три измерения пространства, два – создающие плоскость, третье – создающее объем. Овладение детьми представлениями об окружающем пространстве, ориентировкой в пространственных отношениях вводит ребенка в окружающую предметную действительность, вносит вклад в создание у детей полноценной картины мира. Ориентировка в пространстве происходит с помощью представлений о нем в виде наглядных образов того или иного соотношения объектов и с помощью речи в виде пространственных предлогов и наречий (за, перед, слева, справа, между, сверху, снизу и др.). Развитие пространственных представлений детей в период дошкольного детства создает основу для дальнейшего познания действительности.

В то же время, пространственные отношения, легко обозначаемые в виде наглядных пространственных моделей при ознакомлении с ними, содержат возможность для развития познавательных способностей. Одним из частных проявлений этой способности будет способность к наглядному моделированию пространственных отношений. Ее развитие связано в первую очередь с выделением направлений пространства и пространственных отношений между предметами, с их отделением от разных, в том числе и пространственных, свойств самого предмета. Понимание и использование детьми планов разных пространственных ситуаций приводит к формированию способности к наглядному моделированию пространственных отношений.

Работа по данному разделу рассчитана на три года обучения (средняя, старшая и подготовительная группа) и предусматривает освоение заданий разной степени сложности. У прошедших обучение детей обнаруживаются гибкие и расчлененные пространственные представления, которые позволяют им свободно ориентироваться в таких пространственных ситуациях, как различные помещения детского сада, участок для прогулок, район, местность.

Обучение составлению и использованию планов не случайно начинается в средней группе. В этом возрасте усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений. Однако само по себе усвоение словесных обозначений не служит показателем уровня развития пространственных представлений: ребенок оценивает пространственные отношения только со своей позиции, не понимая, что если смотреть с другой стороны, то отношения меняются (то, что было сзади, окажется спереди, то, что справа, будет слева и т. д.). Более того, обозначенное словом отношение закрепляется, становится для ребенка постоянным и мешает ему понять, почему то, что для него находится спереди, слева, для другого находится сзади, справа. Именно поэтому детей с четырех лет следует начинать знакомить с разными пространственными ситуациями, учить ориентироваться в одном и том же пространстве, находясь в разных его точках, разных пространственных позициях, разных местах.

Программа для средней группы предполагает последовательное усложнение заданий по ряду параметров. Первым из этих параметров является величина отображаемого планом пространства. Здесь предполагается переход от «игрушечного» пространства кукольной комнаты к пространству реальной комнаты (часть групповой комнаты, вся групповая комната); пространству нескольких помещений детского сада, открытому пространству (участок для прогулок, весь участок детского сада). Что касается используемого плана, то с самого начала он дается в определенном масштабе (1:10), затем масштаб меняется в зависимости от увеличения отображаемого планом пространства (1:15 и более).

Постепенно, в результате накопления различных представлений о тех или иных пространствах, ребенок переходит к ориентировке в непосредственно не воспринимаемом в данный момент пространстве (пространстве всех групповых помещений, пространстве этажа детского сада и др.).

Вторым параметром усложнения заданий является последовательность введения разных действий с планом и их сочетание. После заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану вводятся задания на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в пространстве, задания на изображение плана пространства по памяти.

Третьим параметром усложнения является введение заданий, в которых отражаются разные варианты пространственных связей между ребенком (его местоположением) и объектом (пространством). Для определения взаимного расположения объектов в пространстве нужна система отсчета. Обычно в качестве ее исходной точки дети используют свою собственную позицию наиболее часто занимаемую, более знакомую детям. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве предполагает изменения исходной позиции, т. е. ориентировку в знакомом пространстве с разных позиций, не совпадающих с часто занимаемой позицией ребенка. Это предполагает особые условия использования плана: ориентировку его относительно основных ориентиров пространства.

В реальном процессе работы с детьми все указанные параметры усложнения заданий переплетаются друг с другом и не могут быть реализованы в «чистом» виде. Усложнение заданий по одному из параметров обычно вызывает необходимость их временного упрощения по другим. Например, изобразить план групповой комнаты с 10 - 15 предметами мебели дети не могут, но ориентироваться по готовому плану группы могут. Изобразить же план небольшого пространства (участок для прогулки) с небольшим количеством предметов (3-5) они могут. Для изображения такого плана достаточно обладать навыками изображения линий, точек и простых геометрических фигур (квадратов, кружков, прямоугольников, треугольников).

Реализация программы предполагает точное соблюдение последовательности намеченных типов развивающих заданий (см. планы образовательных ситуаций). Эта последовательность не случайна, а закономерно обусловлена этапами в развитии способности к наглядному моделированию пространственных отношений.

В средней группе ДОУ обучение детей начинается с развития у них пространственной ориентировки по освоению умения словесно и практически определять направления пространства.

На следующем этапе дети составляют план расстановки мебели в кукольной комнате, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Затем используют этот план для размещения мебели в комнате.

На следующем этапе дети переходят к ориентировке в игровом помещении группы, затем в спальне, всех помещениях группы, этаже, участке детского сада.

Все задания облечены в игровую форму (путешествий, поисков секретов, пряток и т. п.), которая может быть изменена по усмотрению воспитателя. Воспитатель может придумывать новое игровое обрамление занятий, творчески подойти к выбору соответствующих местным условиям пространственных ситуаций. Реализация программы предполагает также изготовление грамотных планов разных пространственных ситуаций. План является условным изображением пространства. В нем используются определенные обозначения. Образцами для изготовления планов могут служить поэтажный план, план всего участка, имеющиеся в каждом детском саду.

Обучение построению и использованию планов разных пространственных ситуаций, начатое в средней группе, продолжается и в старшей. Предлагаемая программа несколько усложняется, прежде всего, за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве (сначала ограниченном, потом открытом). В процессе обучения изображению планов разных пространственных ситуаций детям показывают условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане (например, дерево обозначается кружком, дом - прямоугольником и т.п.). Показ условных обозначений разных предметов всегда предшествует изображению детьми планов.

Значительная часть образовательных ситуаций организуется на улице.

Последний год (подготовительная группа) работы с детьми по данному разделу связан закреплением представлений об ориентировке в пространстве.

На этом этапе продолжается работа, как по использованию готовых планов различных пространств, так и построение планов различных помещений. Предлагается использование готовых планов участка детского сада, макета местности. Построение плана проводится в виде вычерчивания плана уже давно знакомого помещения – помещения группы, но в определенном масштабе, определяемом с помощью условной меры. Следующий этап - освоение ориентировки в карте, схеме родного города. Дети должны уметь отыскивать основные магистрали города, его центра, расположение своего детского сада, место собственного дома, некоторых достопримечательностей города. Этому в свою очередь предшествуют работа по освоению обозначений на карте различных объектов (улиц, домов, рельефа местности и др.), изображение карты с помощью координатной сетки и системы координат. Координатная сетка осваивается с применением игры «Морской бой». Завершается работа овладением детьми ориентировкой на листе бумаги, освоением пространственных характеристик листа: верх, низ, лево, право, вверх, вниз, влево, вправо. Овладение способами ориентировки на листе бумаги позволит детям ориентироваться на тетрадном листе при выполнении письменных заданий в школе.

Организуется также ориентировка на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.).

КОНСТРУИРОВАНИЕ

В общей системе образовательно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) значительное место отводится детскому конструированию как деятельности продуктивной, т.е. направленной на определенную цель: создаваемый продукт. Эта деятельность заключается в выполнении конструктивных задач на моделирование реальных объектов, т.е. на воспроизведение их свойств и структурных особенностей в постройках.

Программа предусматривает организацию деятельности детей с объемными деревянными строительными деталями простой геометрической формы, где все детали соразмерны кубу. Создание построек из такого материала - деятельность, способствующая развитию ребенка.

Центральной задачей программы по конструированию является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей и может служить своеобразным «полигоном» для отработки их психологического механизма. Оно позволяет ставить перед детьми целый ряд развивающих (проблемных) конструктивных задач и использовать для их решения имеющиеся в культуре эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий. К числу таких средств относятся сенсорные эталоны, наглядные пространственные модели предметов, символы, отражающие отношение человека к миру, а также речевые обозначения.

Освоение действий с такими средствами в процессе ориентировки в задаче и составляет основу развития указанных способностей. Программа предусматривает систематическое и планомерное применение этих средств в ходе работы с детьми по конструированию.

Основные направления работы, связанной с развитием указанных способностей, представлены в форме применения в конструировании действий с определенным видом средств:

1. Создание условий для развития у детей действий соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных отношений с реальными предметами для выделения в них этих свойств. В качестве эталонных средств используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, а также графические изображения этих деталей. Развивается главным образом восприятие.

2. Организация действий замещения и моделирования. Они осуществляются в двух формах: предметной и графической. Предметные модели объектов, по существу, создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей. Кроме предметных моделей, в конструировании используются графические модели (схематические изображения предметов), дающие более абстрактное и обобщенное представление об их свойствах. С такими моделями дети начинают работать в среднем дошкольном возрасте.

Сначала используются только готовые модели, затем дети в них вносят дополнения и отдельные незначительные изменения. Начиная со старшей группы, детей обучают действиям самостоятельного построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, сбоку, сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества. К концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей, удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла новой конструкции.

3. Организация условий для творческого построения конструкций, создаваемых детьми по собственному замыслу, в том числе с использованием литературных и музыкальных произведений и символических средств. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании.

4. Применение в конструировании речевых средств. В процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения.

Другой важной задачей программы является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования (соединение деталей, расположение их в пространстве) и графического изображения предметов и построек в виде простейших схематических рисунков. В помощь воспитателям и детям предлагаются специальные трафареты из прозрачного пластика с прорезями (окошками), которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. В процессе такого изображения у детей формируются точные графические действия и глазомерный контроль за движением руки, т. е. координация движений руки и глаза.

Обе задачи, поставленные в программе (развитие ориентировки в условиях деятельности и формирование технических навыков), взаимосвязаны и реализуются в работе с детьми одновременно.

Программа рассчитана на работу с детьми от трех до семи лет. Структура образовательных ситуаций по конструированию вариативна. Как правило, она включает 2-4 разных компонента. Основными из них являются: ознакомление детей с новой тематикой построек; освоение новых средств и способов ориентировки в материале; разработка детьми собственного замысла конструкции; игры-загадки (на продолжение незавершенной постройки; дополнение схемы предмета недостающим изобразительным элементом, угадывание по двум разным схемам предмета возможных вариантов его конструкции и т. д.); проводятся упражнения на закрепление усвоенного материала; упражнения на отгадывание деталей предмета по названию. Кроме того, возможно использование комплексных видов деятельности, объединяющих разработку детьми конструктивного замысла с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, проведением игр-драматизаций, а также включением заданий на конструирование по схемам в проведение праздничных аттракционов и вечеров досуга.

В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) дети осваивают действие практического моделирование предметов. Оно позволяет во внешней развер­нутой форме отрабатывать механизм развития познавательных способностей - моделирующее познавательное действие, которое состоит из следующих операций: анализ предмета как объекта в соответствии с его функциональным назначением и строением; замещения строительными деталями частей предмета; пространственного объединения деталей-заместителей в це­лостную структуру - конструкцию (модель) предмета; отнесения модели к реальности (т. е. использование ее в качестве образца для воспроизведения предмета) и преобразования модели (для создания нового представления о предмете).

Программа предусматривает использование в работе с детьми разных типов задач:

1. Обучение детей конструированию по показу способа построения,

2. Обучение детей конструированию по образцу постройки (основной вид задания для данной возрастной группы),

3. Обучение детей конструированию по словесно и наглядно обозначенным требованиям к продукту («конструирование по условиям»),

4. Обучение детей конструированию по замыслу (творческие задания): конструирование по собственному замыслу; символическое изображение предмета, персонажа, ситуации; дополнение незавершенных конструкций; перестройка образца и др.

Работа с детьми среднего дошкольного возраста предусматривает решение следующих задач:

1.Обучение детей конструированию с использование графических моделей

- схематическое изображение деталей конструктора;

- выбор из нескольких построек постройки, подходящей к схеме, конструирование по схеме;

- использование готовых графический схем для построения конструкций (основной тип задач для детей данного возраста).

2. Обучение детей конструированию по замыслу. Такие действия направлены на создание новых образов предметного мира путем преобразования имеющихся о нем представлений. Для этой цели используются разные типы творческих заданий: на разработку собственного замысла конструкции, на завершение незаконченной постройки, на дополнение и изменение заданного образца новыми элементами.

3. Обучение детей конструированию путем символизации. Дети овладевают умением создавать творчес­кие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру. Такие символические конструкции создаются детьми в процессе специальных игровых заданий на символическое замещение одних предметов другими и создание построек по мотивам музыкальных и литературных произведений.

В средней группе при обучении детей решению разных задач начинают использоваться графические модели предметов (и построек), т. е. их упрощенные схематические изображения с какой-то одной условной позиции (вид спереди, вид сверху, вид сбоку). Изображения даются на листе бумаги и строятся с определенной позиции под прямым углом к соответствующей плоскости предмета. Такие схемы, как правило, предлагаются детям в готовом виде, но иногда создаются ими самостоятельно в процессе работы над собственным замыслом конструкции. Графические модели (схемы) служат средством предварительной ориентировки в том материале, из которого будет построен предмет, и в самом предмете - продукте деятельности, который будет получен в ходе практического конструирования. Сначала схемы применяются наряду с конкретным образцом. Перед сооружением постройки ее конкретный образец и ее графическая модель сопоставляются между собой. В качестве образца дается либо реальный предмет во всем многообразии его индивидуальных признаков, либо постройка, составленная из определенных строительных элементов. В результате само конструирование осуществляется по графической схеме.

Дети средней группы приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (вид сверху, сбоку, спереди), дети также подводятся к умению объединять в графическом изображении 2-3 структурных элемента. При обучении графическому изображению деталей строителя используют трафареты, изготовленные из прозрачного пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. Опыт таких графических действий помогает детям при «чтении» готовых моделей и определении их состава. С помощью схемы удается привлечь внимание детей к главному: важности применения специальных средств для анализа особенностей предмета и определения способа его воспроизведения в постройке.

В старшей группе в качестве основных предусмотрены следующие виды работы:

1. Закрепление представлений детей об особенностях простейших графических моделей (схемы предмета, схемы-развертки).

2. Обучение детей способам применения готовых графических моделей для ориентировки в особенностях конструируемого предмета, конструирование по готовым схемам.

3. Обучение действиям построения графических моделей объектов с помощью специальных трафаретов с вырезами, соответствующими по форме основным деталям строителя. Обучение составлению графических моделей проводится на основе анализа конкретного образца предмета или постройки (основной тип задач для детей данного возраста).

4. Обучение детей внесению в конструкции и их графические изображения элементов символизации и художественной выразительности.

Следует иметь в виду, что конструирование из строительного материала хорошо сочетается со многими другими видами детской деятельности и может быть включено в сюжетную игру и игру-драматизацию, в проведение аттракционов на вечерах досуга и оформление различных помещений и игровых уголков, в проведение комплексных занятий, объединяющих эту деятельность со слушанием музыки или литературных произведений, изготовлением аппликаций, поделок из природного и бросового материала и др.

Работа по конструированию в подготовительной к школе группе направлена, главным образом, на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенную интериоризацию этих действий, т.е. их перевод в умственный план. В ходе организации этой деятельности создаются условия для развития творческого конструирования.

В работе с детьми этой возрастной группы можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели предмета или его конструкции. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала с одной, затем с двух и трех позиций, необходимо в процессе обучения вводить действия по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.

Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению и соотнесению между собой схематических изображений постройки с трех разных позиций (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных сторон, получать о нем более полную информацию, соотносить между собой разные его изображения, проделывать ряд сложных интегрирующих (объединяющих) операций с полученными образами в уме.

Основные типы обучающих заданий:

1.Графическое схематическое изображение конструкции, создание схемы конструкции по предметному изображению (рисунку).

2. Перевод схем одного вида в схемы другого вида (контурных – в расчлененные, вид сбоку – в вид спереди и сверху (основной тип задач для детей данного возраста).

3. Создание постройки по двум схемам (вид сбоку и сверху, сверху и спереди, сбоку и спереди).

4. Знакомство с элементами архитектуры, включение элементов различных архитектурных стилей в постройки.

Благодаря использованию разнообразных форм работы с графическими моделями у детей этого возраста интенсивно формируется «внутренний план действий», т.е. способность конструировать объекты «в уме», в плане воображения. Одновременно существенно повышается и возможность самостоятельно разрабатывать собственный конструктивный замысел во всех его звеньях, в том числе наиболее трудном для дошкольников звене предварительного планирования способов построения будущей конструкции. К концу обучения дети, как правило, могут заранее предусмотреть не только тему постройки, но и способ ее сооружения, могут заранее спланировать этапы работы над конструкцией, обозначить ее составные части, материал и способ его размещения.

Их конкретизация зависит от особенностей продвижения детей группы и характера строительного материала, которым располагает детское учреждение. В любом случае не следует стремиться к использованию на занятиях усложненных многоэлементных конструкций. Главное – а)научить детей четко анализировать предложенный им конкретный или графический образец постройки, б)выделять моделируемые в нем существенные для предмета связи, в)использовать схематические изображения в качестве внешней опоры при создании конструкции в уме и соотносить созданный образ предмета с реальными условиями конструктивной деятельности, г)вносить в него изменения, соответствующие новым условиям задачи.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.