Художественное конструирование — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Художественное конструирование

2019-11-28 150
Художественное конструирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественное конструирование детей 3 – 7 лет направлено на создание художественных композиций и поделок из разных по форме, цвету, величине природных и бумажных заместителей: самостоятельно вырезанных или готовых геометрических фигур, комочков, полосок, клочков, жгутиков и других элементов. Из них, как из кирпичиков, дети конструируют предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные работы на разнообразных по цвету, форме, величине фоновых поверхностях – материале, принятом за фон (плотная бумага, ткань).

Выбор материала для конструирования, а также цвет, форма, величина конструкционных элементов обусловлен теми задачами, которые перед собой ставит ребенок. Материал соотносится как с замыслом, так и его реализацией в процессе создания композиции.

Художественное конструирование в значительной степени, является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с игрой, экспериментированием, изобразительной деятельностью (аппликацией, художественным трудом и дизайнерской деятельностью детей), но в то же время имеет свои особенности. В процессе конструирования художественных композиций, дети, создавая образы, не ограничиваются передачей общего вида объекта. Они моделируют изображение объекта – передают его структуру (основные части и дополнительные элементы). В полученном изображении одного объекта или всей многопредметной композиции одни части доступны для зрительного восприятия, другие – нет.

Процесс практического конструирования художественного образа (выразительного изображения) включает в себя два дополняющих друг друга компонента: моделирующий и художественный.

Моделирующий компонент художественно-конструкционного действия – это необходимый компонент конструирования – создание схематического изображения, передающего обобщенное представление о структуре объекта, а не только контур, как в аппликации. Этот компонент действия конструирования делает изображение схожим с отображаемым объектом.

Моделирование (конструирование) плоскостного схематического изображения объекта из бумажных или природных элементов направлено на отображение как видимых, так и скрытых основных частей его конструкции с их внешними характеристиками. В изображении объекта передаются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками.

Каждый элемент художественной композиции выражается в плоскостной форме и вместе с тем служит трехмерной характеристикой предмета. Ребенок «переводит» на плоскость фона трехмерный мир. При таком способе конструирования изображения неизбежно допускается некоторая условность в отображении объемных предметов и объектов. Установление сходства осуществляется путем сравнения и идентификации структурных признаков отображаемого объекта с его изображением. Для достижения зрительного единства всех изображений, включенных в одну работу, важно чтобы плоскостное изображение каждого объекта художественной композиции было создано только в одной из двух проекций (вид спереди или сбоку), или все объекты были представлены только сверху.

Однако правильное моделирование предметного изображения и всей многопредметной композиции еще недостаточно для художественного отображения реальной или сказочной действительности.

Художественный компонент художественно-конструкционного действия отражает эстетическое отношение ребенка к миру (понимание прекрасного) и его умение использовать средства символической выразительности для создания выразительной и гармоничной композиции, поделки. Данный компонент конструкционного действия предполагает преобразование структуры обобщенного изображения (предметного или многопредметного) в выразительную целостность с помощью самостоятельно выбранных автором работы выразительных и изобразительных средств.

Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному или сказочному миру в работе, максимально используя символические средства.

Художественное конструирование – развивающаяся деятельность. Ее развитие проходит путь от манипулирования с конструкционными элементами и возникновения ассоциативных образов (в оценке которых применяется только первоначальный критерий – узнавание объекта по форме) к функциональному применению их в творческой деятельности. Дети переходят к намеренному построению сначала обобщенных изображений, схематически передающих структуру определенного класса объектов (человек, животное, растение, здание и др.), затем – к построению все более выразительных художественных композиций и поделок.

Формирование и развитие художественного конструирования у детей 3 – 7 лет осуществляется по трем основным направлениям.

1. ​ Развитие умственных способностей детей. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

- восприятия – освоение действий с сенсорными эталонами цвета, формы, величины

для более точного восприятия объекта, выделения его внешних и структурных свойств (в процессе целостно-расчлененного обследования), а также для подбора необходимых элементов к каждой основной части объекта, из которых будет конструироваться изображение и для практического воплощения образа;

- мышления – освоение действий замещения, моделирования для построения и использования наглядных моделей (предметных, графических), в которых при помощи условных заместителей в конструкции или схеме представлены основные отношения их элементов;

- воображения – освоение действий («опредмечивание», «детализация», «гиперболизация»), которые активизируют развитие творческих способностей – помогают ребенку понять, эмоционально «прожить» определенную ситуацию и отобразить с помощью символических средств в художественной композиции.

2.​ Художественно-эстетическое развитие детей. В это направление включаются задания на

- ознакомление детей с разными сторонами действительности: природными явлениями, произведениями искусства, детской художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, загадки и т. п.), раскрывающие детям понятие красоты, формирующие их собственные переживания;

-осмысленный подбор и активное использование изобразительных средств (точка, линия, форма, цвет, величина, композиция и др.) для построения художественного изображения объекта (и всей композиции) и для передачи разных действенных и эмоциональных отношений между людьми, человеком и природой и др.

3. Развитие собственно конструкционной деятельности и технических навыков и приемов конструирования. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

- обобщенных способов конструирования плоскостного изображения объекта на фоновой поверхности и объемных поделок и игрушек;

-технических действий изготовления бумажных элементов без инструментов (разрывание, сминание, скручивание, сгибание) и с помощью ножниц (приемы разрезания бумаги и вырезание фигур разной формы).

Конструирование детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет) организуется на фоновых композициях (незавершенных работах), выполненных заранее педагогом на цветном фоне большого формата для организации коллективной практической деятельности подгруппы детей. Фоновая композиция условно передает сезонные признаки и место действия (например, лес, сад, улица города). Она «подсказывает» детям тему и характер действий. Деятельность детей направляется на коллективное достраивание и преобразование незавершенного изображения. Каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельно дополнить недостающие элементы.

Образовательная работа с детьми четвертого года жизни (младшая группа) предполагает:

- ознакомление детей со свойствами плотной и мягкой бумаги в процессе экспериментирования с ней (комкается, скручивается, рвется);

- овладение способом «сминания», «разрывания» и «скручивания» бумаги;

- достраивание незавершенной фоновой композиции;

- конструирование изображений объектов (простых по форме и составу частей) из готовых и самостоятельно созданных элементов, включение их в общую фоновую композицию.

В процессе выбора материала (его цвета, формы, величины, фактуры), практического конструирования изображения и детализации образа для выражения эмоционального отношения к изображаемому объекту, событию дети овладевают художественными средствами выразительности

В работе с детьми пятого года жизни (средняя группа) к проводимой ранее работе добавляется:

- конструирование динамичных изображений людей и животных (стоит, лежит, идет, играет в мяч и др.) и преобразование изображения одного движения в другое в двух проекциях (вид спереди, сбоку);

- создание выразительного изображения объекта (человека, животного) путем детализация его образа, внесения разнообразных элементов одежды взрослых людей и детей в соответствии с сезонными изменениями в природе;

- конструирование и преобразование декоративного узора – создание разных вариантов его цветового решения, расположения и сочетания элементов узора на одинаковых или разных по форме листах в соответствии с собственным замыслом;

- использование готовых графических изображений узора (схем) в процессе конструирования декоративных композиций; преобразование изображения узора в соответствии с изменениями, внесенными в демонстрационное графическое изображение (схему) узора;

- создание скульпторским способом объекта из корнеплодов, конфигурация формы которых приблизительно соответствует внешнему виду конкретного объекта (медвежонка, поросенка и др.);

- овладение способом создания объемной поделки из бумаги (складывание пополам и по диагонали листа бумаги квадратной формы, разработан Л.А. Парамоновой);

- овладение приемом разрезания бумаги: разрезать на квадраты бумажную полоску, сложенную пополам; разрезать на треугольники бумажные квадраты, сложенные по диагонали; срезать у квадрата и прямоугольника углы (делать косые срезы), слегка поворачивая бумагу в руке, и получать фигуру округлой формы (кружок, овал);

Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) конструируют художественные композиции только на фоне – цветной фоновой поверхности листа плотной бумаги или тканевой поверхности. Фоновые композиции, выполненные педагогом, в работе с детьми данного возраста не используются.

Образовательная работа с детьми шестого года жизни (старшая группа) предполагает:

- конструирование многопредметной художественной работы по готовому графическому изображению, условно передающему ее композиционное решение (количество и определенное объединение всех ее объектов);

- отображение структуры узора декоративной композиции в графическом изображении (схеме) после построения декоративной композиции;

- использование в процессе конструирования серии графических изображений человека без детализации образа (окружность - голова, туловище, руки, ноги - линии разной длины), условно передающих разные варианты его основных движений в двух проекциях (вид спереди, сбоку);

- использование адекватных образно-символических средств для передачи характерных эмоциональных и личностных особенностей каждого персонажа, отличающих его от других героев сказок (веселый, добрый, красивый, смелый и др.);

​- формирование обобщенного способа изготовления объемной игрушки из самостоятельно созданных детьми бумажных цилиндров и конусов (Л.А. Парамонова);

- овладение многократными действиями сгибания бумажного листва в разных направлениях; совершенствование приемов вырезания фигуры определенной формы из сложенной бумаги.

Образовательная работа с детьми седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) предполагает:

- конструирование декоративных, пейзажных и сюжетных композиций без опоры на графическое изображение (схему);

- конструирование сложной ситуации (соревнования, спортивной игры или циркового представления) путем изображении характерных особенностей слаженных движений детей, взрослых людей, животных (играющих в футбол, хоккей, выступающих на арене цирка) с использованием и без него готовых графических изображений (схем);

- изображение (с помощью педагога и самостоятельно) наглядного плана сказки (пространственно-временной модели) после конструирования серии художественных композиций, объединенных одной темой;

- построение (с помощью педагога и самостоятельно) наглядного плана сказки (нескольких взаимосвязанных графических изображений) до практической деятельности;

- конструирование из различного материала изображений, передающих характерные особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы (Арктика, Тундра, Тайга, Саванна, Пустыня, джунгли);

- конструирование декоративных изображений, передающих характерные элементы узора, их чередование, использование определенных цветовых решений («Хохлома», «Городецкая роспись» и др.);

- конструирование объемной бумажной игрушки в технике «Оригами», «Киригами» с использованием схемы-разверстки;

- конструирование из природного материала конструкционным способом фигурок сказочных персонажей, объединяя их одним содержанием в объемную сюжетную композицию.

Действия построения плоскостного или объемного художественного изображения объекта (композиции) из бумаги и природного материала, которыми овладели дети каждой возрастной групп в организованном образовательном процессе, переносятся ими в самостоятельную творческую деятельность из данных видов конструкционного материала и из других материалов. Дети упражняются в создании разнообразных объемных конструкций из песка и снега.

Развитие у детей различных видов музыкальной деятельности, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений, самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей предлагается осуществлять по программам «Гармония» и «Синтез», разработанных под руководством К.В.Тарасовой.

«Гармония» - это программа по музыкальному воспитанию дошкольников (от 3-х до 7-ми лет), основанная на психологических закономерностях возрастного развития музыкальных способностей. Их изучению были посвящены многолетние исследования авторов программы: К.В. Тарасовой, Т.Г.Рубан, М.А.Трубниковой, Т.В.Нестеренко.

В «Гармонии» пять основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Логика становления этих видов деятельности сочетается в программе с логикой возрастных этапов развития музыкальных способностей. Особое внимание уделяется детскому музыкальному творчеству.

Музыкальный репертуар программы включает высокохудожественные произведения классики разных эпох и стилей, народную и современную музыку. Музыкальный руководитель, решая задачи, поставленные в программе, может выбрать произведения, соответствующие уровню развития большинства детей той или иной группы.

«Гармония» представлена по возрастным группам, начиная со второй младшей, и полностью методически обеспечена. В комплект материалов для каждой группы, наряду с программой и методиками по видам деятельности, входит «Хрестоматия музыкального репертуара» и CD диски с записью музыки для слушания и движения.

«Синтез» - это программа развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста на основе синтеза трех искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.

Авторы программы - К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л.Петрова. Разработана для детей 5-го, 6-го и 7-го годов жизни.

В программу включены произведения выдающихся композиторов, художников, поэтов и прозаиков, вошедшие в золотой фонд мировой художественной культуры.

В музыкальный репертуар программы «Синтез» вошли не только камерные и симфонические произведения композиторов XYIII – XX веков, но и, впервые, оперная и балетная классика.

Видеоряд программы включает в себя высокохудожественные произведения изобразительного искусства, соответствующие музыке по содержанию и настроению. Это произведения отечественной и зарубежной классики, фольклора, русского средневековья, лучшие образцы современного искусства.

Литературные произведения программы - это древнерусский фольклор и поэзия XIX века, русский «авангард» начала XX века и «новая волна» в детской поэзии (80-е – 90-е годы). Многие из них в целях сокращения даны во фрагментах.

Программа «Синтез», как и «Гармония», полностью методически обеспечена. В пакет материалов для каждой возрастной группы входят: программа, методика и подробные конспекты занятий с детьми, «Хрестоматия» музыкального репертуара, учебные CD и DVD курсы.

Как показал опыт работы по программам «Синтез», у детей формируются: высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, драгоценный запас музыкальных впечатлений, начала музыкального мышления и художественной культуры в целом.

Программы можно приобрести в «Центре Гармония», сайт www.harmonia-centre.ru

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Понимание физического развития как «совокупности морфологических и функциональных свойств организма» (БСЭ, 1975г.) предполагает создание образовательных условий для сохранения и развития организма человека и физиологического функционирования его различных систем. Одной из основных систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, является двигательная система. Ее развитие традиционно рассматривается как доступное внешним воздействиям, в том числе специально организованным. Полноценное физическое развитие человека будет происходить, таким образом, при создании условий для оптимального развития как собственно организма, так и адекватного функционирования двигательной системы, движений человека.

Последовательность движений, необходимых для выполнения какой-либо определенной задачи, называется моторикой. Различают крупную, мелкую моторику, моторику определенных органов (например, желудочно-кишечного тракта).

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, ползание, ходьба, наклоны, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует в определенной последовательности у всех людей.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Дошкольная образовательная система направлена на поддержание здоровья и жизнедеятельности детей, т. е. развитие всего организма, в том числе с особым вниманием - на развитие двигательной сферы организма.

В исследованиях развитие мелкой моторики напрямую связывается с развитием речи детей. Так, известный физиолог М.М.Кольцова (Кольцова М. М. Движение и развитие моторной речи М., 1973) считает, что «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат». Подобный взгляд на роль мелкой моторики в развитии ребенка позволил нам проводить образовательную работу по развитию мелкой моторики совместно с развитием речи (см. образовательную область «Речевое развитие»).

Развитие крупной моторики традиционно проводится как организация движений детей на специальных занятиях, в подвижных играх, путем создания условий для реализации естественных потребностей детей в двигательной активности. В ДОУ предлагается организация специальных условий для двигательной активности, движений детей. Это приводит к приобретению детьми определенных физических качеств, таких как координация, гибкость, чувство равновесия и др., которые в свою очередь становятся показателями как физического развития, так и состояния здоровья человека.

Организация движений детей (таких как ходьба, бег, построение-перестроение, прыжки, метание, лазание и др.) могут проводиться в ДОУ по методике, предложенной М.Д.Маханевой (Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1997).

Здоровье детей обеспечивают такие компоненты образовательной системы как режим дня, включающие питание, прогулки, сон, подготовительные процедуры для проведения этих мероприятий (одевание-раздевание, мытье рук и др.), специальные оздоровительные мероприятия. Организация в ДОУ режимных моментов сопровождается определенными действиями детей, и их освоение становится специальной образовательной задачей ДОУ.

Истоки бережного отношения к своему здоровью, забота о здоровье могут быть заложены уже в дошкольном возрасте. С этой целью программой предлагается следующие направления образовательной работы:

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Развитие двигательной сферы предполагает развитие крупной моторики тела и мелкой моторики обеих рук. В образовательной работе для развития мелкой моторики предлагается система упражнений крупной моторики происходит благодаря специально организованной работе по выполнению различных движений. А также благодаря созданию условий для реализации естественной активности детей.

Младшая группа

Формирование культурно-гигиенических навыков

На четвертом году жизни ребенка продолжаем совершенствовать освоенные им культурно-гигиенические навыки и умения. По сравнению с третьим годом жизни, количество навыков у ребенка не увеличиваются, а усовершенствуются.

В этом возрасте освоенные гигиенические действия ребенок может использовать самостоятельно.

Он полощет рот после еды и под контролем взрослого может чистить зубы. Пользуется мылом, насухо вытирается полотенцем.

Во время еды: аккуратно ест, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, салфеткой, не роняет пищу, применяет и другие простейшие правила поведения за столом.

Работа с родителями предполагает организацию консультаций, на которых большое внимание уделяется закреплению дома культурно-гигиенических навыков и умений, которыми ребенок овладевает в детском саду. Родителям предлагается проводить с ребенком совместные игры, помогающие закрепить освоенные навыки: «Умой куклу», «Одень куклу», «Покорми куклу», «Кукла помогает убирать игрушки» и др.

Родителям следует напоминать о соблюдении режима сна и бодрствования, стремлении к преобладанию в общении с ребенком положительных эмоций – одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Учить различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Познакомить с понятием полезной и вредной пищи, дать знания об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья, вести здоровый образ жизни.

Сообщить о необходимости бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей, о необходимости сообщать взрослым о своем самочувствии, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, помогать осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Для решения данной задачи необходимо выстроить оздоровительно-воспитательную работу с детьми. Для построения этой работы педагогам и медицинскому персоналу необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, климатогеографические особенности региона и ориентированность семьи ребенка на решение проблем здоровья.

Оздоровительно-воспитательная работа в группе строится на следующих принципах: организация двигательной активности ребенка в течение дня, обеспечения полноценного питания, реализации системы эффективного закаливания и организации в соответствии с сезонными особенностями оздоровительного режима в группе, создание благоприятного психологического климата. Выявление в связи с этим факторов, способствующих возникновению и развитию невротических состояний у детей, создание условий для преобладания положительных эмоций в режиме дня. Использование психогигиенических и психопрофилактических средств и методов (индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые игры, музыкотерапия, продуктивные виды деятельности детей, отдельные приемы психотерапии).

Организация двигательной активности ребенка в течение дня. Утренняя гимнастика. Проведение подвижных игр: в утреннее время, во время организованной образовательной деятельности (после каждого занятия), во время прогулки, после сна, в свободной деятельности. Включение в режим дня циклических упражнений: ходьба, бег, плавание и др.

Реализации системы эффективного закаливания. Закаливание строится на следующих принципах: учет индивидуальных особенностей ребенка, постепенность и систематичность. Прежде всего, используются факторы внешней среды в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Закаливание ребенка проводится под наблюдением медицинского персонала.

Воздушные ванны. Контрастные воздушные ванны проводятся в «теплом» (температура 25-26 градусов) и «холодном» (22-23 градуса) помещении, начальная разница температур составляет 3-5 градусов. В течение 1,5 – 2 месяцев разница температур может увеличиться до 10 градусов. Подвижные игры на прогулке и в помещении в свободной, не перегревающей одежде.

Водные процедуры. Полоскание ротовой полости. Умывание лица и кистей рук при температуре 26-28 градусов с постепенным снижением до 18-20 градусов, после умывания вытирание досуха полотенцем. Влажное обтирание проводится махровой рукавичкой при температуре воды 33-36 градусов и заканчивается растиранием сухим мягким полотенцем.

Контрастные ножные ванны могут проводиться путем попеременного местного обливания водой ног из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. Начинаем с контраста в 5-7 градусов (от 36-37 градусов до 31-33 градуса) и трех-четырехкратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 10-12 градусов при шестикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.

Контрастный душ. Ребенок обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через полторы-две недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно доводится до 10 градусов в течение двух-трех месяцев. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится перед сном.

Плавание в бассейне также способствуют закаливанию при использовании контрастного душа до и после окончания занятия.

Солнечные ванны могут быть не безопасными и проводятся под руководством медицинского персонала.

Хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +20 градусов. Вначале в носках (в течение 5-7 дней), затем полностью босиком по 1-2 минуты. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 минуту и постепенно доводится до 10 минут.

Работа с родителями. Организация консультаций по особенностям развития ребенка четвертого года жизни. Совместное освоение режимных моментов и проведение оздоровительных мероприятий дома. Семейные проекты: стенгазета или фотоальбом «Спорт в нашей семье», «Мой выходной день».

Средняя группа

Формирование культурно-гигиенических навыков

На пятом году жизни при самообслуживании ребенок становится более самостоятельным. Поощряем опрятность и привычку следить за своим внешним видом. Без напоминания дети этого возраста моют руки по мере загрязнения, перед едой, после туалета, пользуются расческой и носовым платком.

Приучаются при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Во время еды: пищу брать понемногу, тщательно пережевывать, не разговаривать, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой.

Работа с родителями. Организация консультаций по закреплению дома культурно-гигиенических навыков и умений, проведению совместных игр, помогающих закрепить освоенные навыки: «Ужинаем в ресторане», «Кто быстрее уберет в комнате», «Самый лучший помощник», «Как вести себя культурно (ребенок и родитель меняются ролями)» и др.

Напоминание о соблюдении режима сна и бодрствования, о стремлении к преобладанию положительных эмоций – одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Продолжать знакомить с частями тела и органами чувств человека. Дать представление о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека: руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат. Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить.

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Дать представление детям о необходимых телу человека веществах (белки, жиры, углеводы) и витаминах (А,С,В,D). Расширять представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»)

Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Учить заботиться о своем здоровье.

Дать представление о составляющих здорового образа жизни. Воспитывать потребность быть здоровым. Дать представление о значении физических упражнений для организма человека (как называется упражнение, для чего упражнение необходимо, что укрепляет, как заниматься им безопасно). Продолжать знакомить с физическими упражнениями для укрепления своих органов и систем.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Добавляются игры с элементами спорта.

Применяются средства формирования полноценного дыхания: а) выполнение упражнений во время бега, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка соответствующих певческих навыков.

Закаливание, воздушные ванны и водные процедуры проводятся так же, как в младшей группе.

Хождение босиком увеличивается до 10-15 минут.

Работа с родителями. Организация консультаций по особенностям развития ребенка пятого года жизни. Совместное освоение режимных моментов и проведение оздоровительных мероприятий дома. Семейные проекты: стенгазета или фотоальбом «Спорт и я вместе навсегда», «Семейные спортивные традиции».

Старшая группа

Формирование культурно-гигиенических навыков

На шестом году жизни взрослые способствуют формированию у детей гигиенических привычек: следить за чистотой тела, за внешним видом (одежда, обувь, прическа), при кашле и чихании отворачиваться и закрывать рот платком. Гигиенические привычки будут лучше формироваться, если их подкрепляют дома.

Совершенствуются культурные навыки во время еды: есть аккуратно, бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, соблюдать правильную осанку за столом.

Работа с родителями. Организация консультаций по совершенствованию культурно-гигиенических навыков и умений дома, организации совместных игр, помогающих закрепить освоенные навыки: «На ужине у королевы», «Дежурный по …..» «Как вести себя культурно» и др.; соблюдению режима сна и бодрствования, роли положительных эмоции, как одного из основных требований гигиены нервной системы ребенка.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Расширять знания об особенностях функционирования организма. Расширять представление о целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности своего организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки».)

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни - правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – «наши лучшие друзья» и факторах разрушения здоровья. Формировать установки, направленные на неприятие вредных привычек (затрудняется проникновение в организм воздуха, работа сердца, ухудшается состояние кожи и т.д.).

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.

Расширять представление об определении качества продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека.

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Расширять элементарные знания детей о том, как предупреждать и лечить некоторые болезни. Учить характеризовать свое самочувствие.

Дать представление о правилах выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.

Обучать использованию доступных физических упражнений и закаливающих процедур как средства укрепления здоровья.

Дать знания об основах техники безопасности и правилах поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Раскрыть возможности здорового человека.

Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредит


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.