Развитие изобразительной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие изобразительной деятельности

2019-11-28 161
Развитие изобразительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изобразительная деятельность занимает особое место в жизни ребенка.

Изодеятельность – это искусство отображать окружающее в виде художественного образа с помощью определенного «языка», имеющегося в культуре (линия, цвет, цветовой и линейный ритм, композиция).

Включаясь в мир изобразительного искусства, ребенок выражает свои эмоциональные состояния, настроения, переживания, передаёт свои знания о мире (то, каким он видит этот мир) и свое, подчас не выразимое словами, отношение к нему - личностное мироощущение. Он учится тонко чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме, на языке живописи и графики. С одной стороны, ребенок, рисуя, как бы моделирует окружающее; с другой – эмоционально проживает различные ситуации, стараясь выразить своё отношение к тому, что пытается изобразить.

Программа развития изобразительной деятельности детей предполагает создание детьми художественных образов действительности и обучение способам их изображения с помощью художественных средств.

Работа по данному разделу организуется следующим образом.

Вначале осваивается предметный рисунок - изображение простейших объектов (живых и неживых), обладающих ритмической структурой: запутавшийся клубок ниток, дорожки, колючки свернувшегося в клубок ёжа и др.

Затем осваивается работа с цветом – создание на листе гармоничного цветового пространства в виде различных пятен, линий, цветовых переходов (беспредметное изображение). Такое цветовое изображение символически связано с событиями в окружающем ребенка мире или его отношением к ним (например: осень, праздник).

Задача следующего этапа – соединение этих двух подходов в одной работе: создание художественного образа средствами предметной и беспредметной живописи одновременно, благодаря введению тем, которые провоцируют это соединение.

Задача развития познавательных и творческих способностей в изобразительной деятельности решается путем овладения ребенком модельными и художественно-символическими средствами.

Для развития познавательных способностей ребенка важно овладение модельным опосредованием. В младшем и среднем дошкольном возрасте вводится предварительное изображение структуры объекта углем или простым карандашом. Такое изображение объекта в модельной форме отображает выделенные и переданные в форме графического изображения его существенные характеристики.

В старшем возрасте дети моделируют отношения между объектами, что является более сложной задачей.

Графическое моделирование композиционных отношений – важнейшее звено в развитии у старших дошкольников способности к планированию, так как позволяет ребенку создать образ будущего композиционного изображения.

Для выражения эмоциональных состояний и личностного мироощущения в изобразительной деятельности важно овладеть символической формой опосредования.

Вначале ребенок овладевает художественно-символическими средствами в живописных беспредметных композициях через символику цвета. Позже символические средства используются в предметной живописи для выражения отношения к изображаемым персонажам. Этот этап относится к младшему и среднему дошкольному возрасту.

Следующий этап в овладении художественно-символическими средствами относится к старшему дошкольному возрасту. Ребенок создает предметный образ в цветовом пространстве и через символику цвета учится передавать смысловые характеристики героев, эмоциональную окраску персонажей, отношение к ним.

Форма освоения языка изобразительного искусства и средств художественной выразительности (равно как и овладение техническими навыками и умениями) в нашей программе подчинено решению творческих задач. Ребенку не показывают ни образцов для подражания, ни специальных технических приемов, ни жестко фиксированных способов владения инструментами. Взрослый общается с ребенком индивидуально и показывает что-либо, исходя из особенностей поставленной творческой задачи и потребностей каждого.

Еще один важный аспект изобразительного образования – знакомство с произведениями изобразительного искусства. На начальных этапах работы рекомендуется использовать книжные иллюстрации, встречающиеся при чтении художественной литературы. Наиболее подходящими для рассматривания являются те, где хорошо передан характер, фактура, движение настроение изображаемого объекта. Блестящим примером таких иллюстраций являются рисунки Е. Чарушина. Далее детей знакомят с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, искусство дизайна, народные промыслы и т.д.). Эта работа проводится постоянно: в повседневной жизни дети привыкают обращать внимание на эстетику быта, красивые изделия, оформление различных уголков детского сада и прогулочных площадок.

Хорошо иметь в ДОУ мини-галерею, где будут представлены картины известных художников. Например, «Алёнушка», «Ковер-Самолет», «Богатыри» и др. (В.Васнецова,); «Утро в сосновом лесу», «Рожь» и др. (И. Шишкина); «Девочка с персиками» (В. Серова); «Березовая роща». «Март» и др. (И.Левитана); «Девятый вал» (И. Айвазовского) и многое другое. Дети рассматривают их, запоминают названия и имена художников.

Младшая группа

Основная задача – соединение предметного (графического) рисунка с цветовой живописной организацией листа (вначале два этих слагаемых существуют как отдельные задачи).

Вначале – освоение предметного рисунка посредством обогащения и упорядочивания знаний об окружающем ребенка мире, изучения структуры простейших объектов (живых и неживых). Овладение способом графического замещения предмета – заполнением листа линиями разного типа: округлыми («запутавшийся клубок ниток»); прямоугольными («окна домов»), ломаными («ветки деревьев») и т.д..

Следующий этап – работа с цветом, создание на листе гармоничного цветового пространства (без предметов). Овладение способом смешения красок и размывания их от пятна к пятну. Создание живописной беспредметной композиции в соответствии с выбранной творческой задачей («осенний парк», «салют» и др.).

Далее – соединение предметного рисунка с цветовой живописной организацией листа. Это достигается путем подбора тем, провоцирующих соединение двух задач в одной работе: рисунка с цветовой организацией листа («жучки на песке», «рыбки в аквариуме» и т. п.), Дети осваивают также создание простейших цветовых и предметных композиций.

Основные виды работы ведутся на мольбертах (дети при этом стоят). Педагог не даёт образцов, конкретных указаний относительно творческой работы ребенка, ведет индивидуальную работу, при необходимости помогает советом.

Средняя группа

В средней группе задачи усложняются и развиваются по тем линиям, которые были подробно раскрыты в работе с младшими дошкольниками.

В развитии познавательных способностей – это, по-прежнему, моделирование объекта в предметном рисунке. Главным направлением становится выделение и передача в графическом изображении движения живого объекта (животное, человек), его функций. Важнейшим условием этого этапа является работа с натурой. Вначале дети осваивают способы изображения движущихся живых объектов в пластике (работа с пластилином), а затем – в графике. После этого перед детьми ставится решение таких творческих задач: изобразить «растрёпанную ворону», «прыгающих воробьёв», «человека с барабаном» и т.д.

Продолжается работа по развитию творческих способностей детей и овладению ими действиями символизации, начатая в младшей группе. Дети продолжают работать с цветом и создавать живописные композиции. Особое внимание уделяется изображению контрастных состояний, настроений (грустно – весело; солнечный день – осенний вечер и др.), контрастных персонажей (Буратино и Пьеро и т.п.). Опираясь на предыдущий опыт работы, дети учатся соотносить предмет с пространством листа, компоновать его в графике и живописной среде.

Новым является введение специальной проработки дополнительных элементов в предметном рисунке (детализация): аксессуаров и атрибутов одежды изображаемых персонажей. Вводятся творческие задачи, в которых надо одновременно изобразить контрастных, оппозиционных персонажей, например «Буратино убегает от Карабаса». В этом случае более выраженным становится композиционное и колористическое противопоставление персонажей, более насыщенным весь образный строй работы.

Старшая группа

Основная задача – развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето-ритмической структуры изображения.

Композиционные задачи включают в себя расположение объектов относительно друг друга и решаются путем построения графического рисунка с последующим соединением предметного рисунка с живописной организацией листа.

Особо выделяется задача композиционного преобразования пространственных взаиморасположений (композиционная вариативность). Средством решения этой задачи может быть создание детьми цикла композиций на одну тему, но с разных точек зрения и сообразно этому моделируется композиционно-пространственная ситуация.

Задания такого типа предполагают многоразовую работу над композицией. В работе используются различные художественные техники: лепка и графический рисунок, посредством которых осваивается форма, пропорции, пластика, также действия преобразования изображения объекта (сидит, стоит, протянул руку и т.д.) и характеристики отношений с другими объектами; живопись, посредством которой достигается художественная выразительность образов.

Подготовительная группа

Основная развивающая задача для ребенка – передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (между человеком и окружающим миром, отношения в мире людей, эмоциональные чувства и настроения и др.), символизирующие отношения самого ребенка к миру.

В качестве основного структурообразующего начала композиции выдвигается задача выбора сюжета, что соответствует стадии формирования художественного замысла.

Темы, выбранные для будущих композиций, должны способствовать расширению кругозора ребенка, обеспечивать освоение общекультурных ценностей и давать возможность передавать авторское видение мира, личностное мироощущение.

Культурный подход к теме композиции делает одинаково интересным воплощение замысла ребенка в любой форме: натурной («Праздник в городе»), исторической («Строительство нашего города»), сказочно-фантазийной («Иван-царевич в замке Кащея»).

В качестве средства развития художественного замысла используется серьезная многоразовая работа над композицией (проработка композиции), включающая изучение и познание мира, истории, культуры; эскизная проработка сюжета, необходимая для уточнения смысловых, ролевых взаимоотношений персонажей, обогащение символического строя работы.

Успешность работы обеспечивают использование исторических материалов, натурные наблюдения, фотоальбомы. Используется весь арсенал имеющихся в культуре художественных средств: графические наброски и зарисовки с натуры, по памяти и по представлению, эскизы в живописи, проработка деталей с помощью разнообразных форм декоративно-прикладного искусства (роспись, аппликация, вышивка, изделия из подсобного и природного материала и т.д.), более полное использование языка символов, выразительности цвета и формы.

Важно партнерское взаимодействие, взаимопонимание педагога и ребенка, творческие обсуждения по ходу работы.

Результатом такой серьезной многоразовой работы является тематическая выставка композиций.

 

Список литературы для чтения детям к разделу «Развитие изодеятельности»

 

1. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

2. А. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»: «Уж небо осенью дышало…».

3. Русская народная сказка «Волк и лиса».

4. Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…».

5. Я. Аким. «Осень», «Девочка и лев».

6. В. Сутеев «Что это за птица?».

7. Д. Хармс «Очень страшная история», «Кошки», «Бульдог и таксик».

8. Индийская сказка «Мотхо и Мунго».

9. Д. Хармс «Миллион», «Врун», «Веселые чижи», «Что это было?».

10. И. Одоевский «Мороз Иванович».

11.Г. Сапгир «Ночь и день», «Тень-олень», «Тучи», «Про овечку и человечка», «Сны».

12.С. Маршак «Двенадцать месяцев» (возможен вариант народной сказки).

13.Г. Сапгир «Удивительный день», «Людоед и принцесса», «Месяц», «Семья».

14.Г. Сапгир «Лошарик».

15.А. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

16.Ш. Перро «Красная Шапочка».

17.Американские народные песенки, считалки и загадки. «Енот и опоссум». Перевод А. Сергеева.

18.А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

19.Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

20.А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

21.Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

22.В. Левин «Сундук», «Мистер Квакли», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство».

23.Русская народная сказка «Сивка-бурка».

24.В. Левин «Мистер Сноу», «Бычок», «Джо Билл», «Ночная история».

25.Е. Миханова «Что такое Новый год».

26.Л. Окнин «Зима».

27.К. Чуковский «Елка».

28.Русская народная сказка «По щучьему велению».

29.А. Барто «В защиту Деда Мороза».

30.Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

31.С. Черный «Детям», «Про Катюшу», «Когда никого нет дома», «Что кому нравится», «Приставалка».

32.М. Крюгер «Принцесса Белоснежка».

33.О. Дриз «Семицветная страна», «Как сделать это утро волшебным», «Птичьи ватрушки», «Волшебные тени», «Ветер-ветерок».

34.Р. Киплинг «Слоненок».

35.О. Дриз «Цирк», «Игра», «Горячий привет», «На что похож павлиний хвост».

36.Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

37.Г. Кружков «Подледный лов», «Кросс», «Грозная хозяйка», «Стихи о чистой посуде».

38.В. Гауф «Маленький Мук».

39.А. Кушнер «Большая новость», «Корабли», «Марка», «Что я узнал».

40.Ш. Перро «Кот в сапогах».

41.А. Кушнер «Облака Кино», «Почему я от всего отказался».

42.Ш. Перро «Кот в сапогах».

43.И.. Пивоварова «Волшебная палочка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не мог…».

44.Е. Чарушин «Яшка», «Глупые обезьянки», «Захочешь есть – говорить научишься».

45.И. Пивоварова «Жили-были пони», «Стихи про Лошадку», «Месяц-козлик», «Если…».

46.Е. Чарушин «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?».

47.Б. Заходер «Повара».

48.Э. Успенский «Если бы я был девчонкой».

49.В. Берестов «Восьмое марта».

50.С. Аскаков «Аленький цветочек».

51.Я. Аким «Мой верный чиж», «Яблоко», «Весело мне».

52.А. Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро».

53.Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

54.Л. Квитко «Кисонька», «Чудо».

55.Е. Чарушин «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр».

56. Квитко «Бабушкины руки», «Из Бембы в Дрембу».

57.Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

58.А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».

59.Г. Скребицкий «Ворона», «Галка», «Грач».

60.Ф. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан».

61.Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».

62.Г. Скребицкий «Сорока», «Воробей», «Синица».

63.Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

64.А. К. Толстой «Колокольчики мои…»

65.Г. Скребицкий «Скворец», «Ласточка».

66.Н. Некрасов «Зеленый шум».

67.Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

68.Г. Остер «Вредные советы».

69.Ш. Перро «Золушка».

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.