Что ты можешь сказать об этих русалках? — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Что ты можешь сказать об этих русалках?

2019-11-19 183
Что ты можешь сказать об этих русалках? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

          

 

                             Станция следующая.

              Современная авторская сказка, какая она?

- Иногда мне так грустно, что хочется плакать. Я не знаю, что это: большая белая стена беды - и я, один во всём мире...

 - Ты знаешь, малыш, мир населён сказками... Они рождаются каждый миг и прямо на наших глазах! Их продолжают сочинять. Писатели всей планеты - детские и взрослые, грустные и весёлые, понятные и не очень - протягивают к нам руку в наше одиночество. А в этой руке -СКАЗКА!

Раньше писатели брали (иногда даже для этого со-бирали) народные сказки и их обрабатывали, переделывали. Таковы сказки Шарля Перро. Так поступали авторы-собиратели братья Гримм. Так писал сказки друг Пушкина Владимир Даль.

Потом на их основе стали сочинять свои. Авторская сказка превращалась в причудливое дерево, ствол которого - это сюжет какой-либо народной сказки, а ветви, листья -витиевато изогнуты, это наслоения, добавления писателя-сказочника, его эмоции, отношение к рассказываемому. Вспомни андерсеновские сказки!

А современная авторская сказка очень далеко отошла от народной. ЖАНР, оказывается, тоже может изменяться со временем. И сказке «тесно» стало в «детских штанишках» народной, с её Кощеями и Бабами Ягами, эльфами и великанами, обязательной свадьбой в конце и раскрытием всех и всяческих тайн. Главным в ней становится не само волшебство, а отношение к этому волшебству. Со стороны героев. Интересны сами герои, их характеры, их душа.

- А герои кто?

- Чаще всего обычные современные люди, со своими сегодняшними мыслями, заботами и проблемами.

- Но чудеса-то в этих сказках есть!

 - Иногда и не бывает. Вот такие это странные современные сказки. Почитаем одну из них.

 

Морис Карем. (перевод М. Яснова) ДЕДУШКА (в сокращении)

Я делала уроки, когда он постучался в дверь нашей кухни. Это был маленький, незаметный, сгорбленный от времени старичок. Сколько я себя помню, он всегда жил у нас в мансарде, но я ещё никогда не видела его так близко.

Каждый вечер, затемно, он откуда-то возвращался и в тени лестницы бесшумно проскальзывал к себе наверх, как летучая мышь. Я никогда не слышала, чтобы он ходил по комнате, разговаривал или передвигал мебель. Он жил, как живёт тишина... (+++Какое красивое сравнение, не правда ли? Прямо готовая строчка для стихотворения!)+++

Он склонился над моей тетрадью и с улыбкой сказал:

 - Какой у вас красивый почерк, мадмуазель! И пишете вы без ошибок!

 - Э, если бы ещё она так же хорошо считала! - заметил мой отец. - Перед каждой пустяковой задачей она застревает, как упрямый ослик. А экзамены уже на носу!

 - Вот как! - удивился дедушка, заглянул мне прямо в глаза и совсем тихо спросил:

- Какой же подарок ты хотела бы получить больше всего?

 - Двух красных рыбок в аквариуме, - почти беззвучно ответила я. - Такие рыбки есть у цветочницы.

 - Ну что ж, - сказал дедушка, - я надеюсь, она сделает всё возможное и успешно справится с экзаменами. А я раздобуду для неё красных рыбок.

Он потрепал меня по щеке, взглянул на отца и незаметно исчез. +++А что бы ты попросил у дедушки?+++

И вот экзамены позади! Я вернулась домой, сияя от радости:

- Только я вспомнила об обещании этого старого господина, который живёт у нас в мансарде, как решение само собой пришло мне в голову!

В тот же вечер отец отправил меня благодарить дедушку. Я долго стояла перед его дверью, прислушиваясь к ударам собственного сердца.

Наконец, я постучала. И так перепугалась, что мои тихие удары показались мне барабанной дробью. Я в ужасе застыла...

Прошла целая вечность, как вдруг совершенно бесшумно отворилась дверь и в луче света появился дедушка.

- Очень, очень хорошо! - сказал дедушка. - Сейчас я подарю тебе обещанных рыбок.

- Сейчас? - вскричала я, не веря своим ушам.

 Дедушка принёс из угла большую банку, покрытую толстым слоем пыли, тщательно её обтёр и понёс к водопроводному крану. Вода бесшумно наполнила банку. Потом дедушка поставил её на стол и сказал:

Сначала мы посадим водоросли.

Он опустил в банку сухие стебельки цветов, и они превратились в зелёную шевелюру, которая тотчас завилась в воде.

- А теперь, - продолжал дедушка, - мы поселим сюда рыбок.

Он раскрыл ладонь, и из неё выскользнули прямо в банку две ярко-красные рыбки. Это были, наверное, самые красные рыбки на свете, и, когда лампа осветила их плавники, во все стороны брызнул дождь слепящих искр.

 -...Я дарю тебе таких рыбок, за которыми совсем не нужно ухаживать. Они живут так долго, что ты успеешь справиться со всеми трудными задачками в своей жизни. Бери их, и пусть они принесут тебе счастье!

Я бросилась ему на шею, а он улыбнулся, погладил меня по голове и приподнял абажур на лампе, чтобы осветить мне дорогу. 

- Постойте, - воскликнула я, - эта банка такая большая, и в ней так много воды! Я никогда не смогу поднять её!

-А ты попробуй! - рассмеялся дедушка.

Я собрала все силы - и чуть не выпустила банку из рук: она была настолько легкой, что казалась пустой.

- Я обо всём позаботился, - сказал дедушка напоследок.

И, прижав драгоценный подарок к груди, я спустилась на кухню и поставила банку на подоконник.

- Посмотрите, каких прекрасных рыбок подарил мне дедушка! - закричала я родителям, танцуя от радости.

- Рыбки? - удивился отец. - Где же они?

- Да вот здесь, в банке!

- Ты смеёшься над нами. В банке никого нет.

 - Послушай, папа, - изумилась я, - ты что, их не видишь?

 -А ты видишь каких-нибудь рыбок в этой банке? - спросил он, поворачиваясь к маме.

 - Нет, я тоже ничего не вижу, - ответила мама. А поскольку я упорно стояла на своём, добавила, бледнея:

 - Как ты себя чувствуешь? Дай-ка лоб: мне кажется, у тебя температура!

Надувшись, я ускользнула от её рук, поставила стул около банки и весь вечер любовалась моими рыбками, которые весело плавали вокруг пышных водорослей. +++Как думаешь, плавали рыбки в банке на самом деле или нет?+++

Мама тревожно следила за мной, а папа, обеспокоенный моим молчанием, повторял:

- Ну, хочешь, мы купим тебе велосипед, настоящий велосипед, самой новой марки?

В самом деле, мне купили велосипед. Это было замечательно! Теперь я обгоняла всех моих одноклассников... Но едва я возвращалась домой, как тут же забывала обо всём на свете и снова принималась разглядывать рыбок. Они меня уже узнавали. И когда я прижималась лицом к банке, дружелюбно глядели большими выпуклыми глазами. А потом опять начинали плавать и кружиться.

Но родители мои по-прежнему говорили, что банка пуста.

Однажды, когда в кухне скопилось много пара и чада, мама неосторожно распахнула окно и уронила банку.

Я в ужасе вскрикнула и бросилась на помощь рыбкам. Я обшарила всю кухню, перевернула каждый осколок стекла на полу - всё было напрасно: рыбки и водоросли исчезли. Я ревела, а мама меня пыталась утешить...

Вечером я побежала к дедушке. Я плакала и жаловалась на родителей. И тогда он сказал:

 - Никогда ни в чём не вини своих родителей, девочка. Их руки погрубели от ежедневного труда, волосы поседели от забот, а их усталые глаза уже не могут видеть того, что видят дети. Не отчаивайся: я тебе сделаю подарок ещё лучше! +++Пофантазируй, что на этот раз подарит девочке дедушка.+++

Дедушка вынес деревянную клетку с позолоченной решёткой и протянул её мне. А потом подозвал меня к столу и показал большую книгу с картинками. В книге были нарисованы птицы на любой вкус.

- Какая тебе нравится больше всех? - спросил дедушка.

Самой красивой показалась мне маленькая птичка с острым клювом, синими крыльями и сиреневой грудкой. Длинные перья её хвоста были скрещены наподобие ножниц. +++Вылепи её из пластилина!+++

Я нерешительно ткнула пальцем в картинку.

Дедушка положил руку на книгу - и произошло чудо. Птица на картинке шевельнулась, вытянула лапку, расправила крылья, потом спрыгнула со страницы на стол и спокойно устроилась в открытой клетке. Я во все глаза глядела то на чистую страницу, то на дедушку, то на клетку... А птица уже запела. Ну и удивительной была эта песня! Её звуки, как маленькие серебряные ложечки, вливали в мир покой и радость. +++Найди дома книгу, картинки в которой тебе хотелось бы «оживить». Какую именно картинку?+++

  Я не знала, чем отблагодарить дедушку. А он как ни в чём не бывало приподнял абажур на лампе и снова осветил мне дорогу, чтобы я не споткнулась на лестнице.

Я вбежала в кухню с моим сокровищем.

- На этот раз ты возвратилась с пустой клеткой, - заметил папа, откладывая газету.

Я припомнила всё, что сказал мне дедушка, не стала спорить.

И весь вечер я разговаривала с моей птицей.

Прошло время.

Скоро уже все ребята нашего квартала знали, что у меня в позолоченной клетке живёт сиреневая птица, которая поёт лучше соловья. Все, кто были допущены посмотреть на неё, уходили в восхищении. Мои друзья передавали на ушко друг другу, что птица невидима для взрослых, и посвященные были горды обладать таким секретом.

И вдруг моё счастье рухнуло.

Как-то вечером, сев за свои уроки, я взглянула на клетку - и остолбенела: она была пуста!

Я бросилась к отцу:

 - Это ты выпустил птицу?

 - Какую птицу?

 - Мою, из клетки!

 - Ну что ты, я никогда не видел птицы в этой клетке!

Я выскочила из кухни и взлетела вверх по лестнице на мансарду. На стук мой никто не отозвался. Тогда я сама открыла дверь и увидела дедушку: он сидел за столом, уронив голову на руки. Я позвала его, но он не шелохнулся. Яркий свет освещал толстую книгу, раскрытую перед ним. Моё горло сжалось. На странице снова, как прежде, была нарисована моя птица. Она глядела на меня невидящими чёрными глазами.

- Дедушка, вы мне её отдадите, ведь правда? - закричала я.

В ответ только холодный сквозняк дунул из угла и шевельнул страницы волшебной книги...

Сказка прочитана. Но что-то остаётся ещё неразгаданным: она как бы продолжает мерцать волшебным светом...

 - Куча «ПОЧЕМУ?» остаётся после этой сказки.

 +++А у тебя, малыш? Что удивляет тебя в сказке Карема?+++

- Я бы не назвал эту историю «сказкой». Она вполне могла бы произойти и в действительности. Всё в ней «настоящее», современное: и уроки, и экзамены в школе, и спор с родителями. И даже «чудесные подарки» дедушки какие-то сомнительные: то ли они есть, то ли их нет. Если смотреть на всё глазами мамы и папы, то и рыбки, и птица их дочке только КАЖУТСЯ.

- Почему девочка видела то, чего не могли, как ни старались, увидеть её родители?

+++Найди в тексте ответ на этот вопрос. Чем вообще различаются взгляд детей и взгляд взрослых? Приведи примеры из жизни, когда тебе приходилось сталкиваться с такой «разницей в зрении». Можно ли на основе этого сочинить сказочную историю? Попробуй.+++

Обрати внимание на постоянно повторяющийся МОТИВ ЗРЕНИЯ (видящих и невидящих глаз) в этой сказке: дедушка заглянул прямо в глаза героини; мама говорит, что она ничего не видит в банке; девочка во все глаза глядела на клетку с птицей; рыбки дружелюбно глядели большими выпуклыми глазами; а птица, возвратившись на страницу книги, глядела невидящими чёрными глазами. Конечно же, это не случайный мотив: он может помочь нам найти смысл сказки.

 - Надо уметь СМОТРЕТЬ! Тот, кто ХОЧЕТ увидеть ЧУДО, кто верит в него -обязательно его и встретит. Кто умеет вглядываться - тому оно и покажется, откроется.

 - И не обязательно для этого быть ребёнком.

 -Ой, я, кажется вспомнил одну сказку Козлова - «Голубой звон». Его тоже не каждый слышал (вернее, не каждый ПОНИМАЛ., зачем он нужен) Там нужен был специальный слух, настроенный на красоту мира, а здесь -особое ЗРЕНИЕ, настроенное на чудо. И никакое оно не волшебное, а просто - ЧУТКОЕ.

 +++Вглядись в окружающий тебя мир. Какие чудеса ты в нём видишь? Постарайся заметить их как можно больше, заселить мир своими маленькими чудесами. (Кто живёт в чашке из-под молока? Чей голос раздаётся из старого кресла? Кто вчера в коридоре взмахивал огромными теплыми крыльями? Чьи крошечные следы ведут к баночке с вареньем? Как переговариваются по ночам наши сны?)+++


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.