Потеряло бы произведение своё очарование, если бы Пушкин написал его именно так? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Потеряло бы произведение своё очарование, если бы Пушкин написал его именно так?

2019-11-19 159
Потеряло бы произведение своё очарование, если бы Пушкин написал его именно так? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                     Станция следующая. Такие разные русалки.

Всегда интересно сравнивать! Похожее на первый взгляд вдруг при повторном чтении начинает различаться, появляются новые оттенки смысла. Посмотрим, как немецкий поэт Генрих Гейне пересказал по-своему народную немецкую ЛЕГЕНДУ о деве-чаровнице Лоре, которая своим прекрасным пением заманивала и губила рыбаков.

 - А что это такое - легенда?

 - Это почти сказка, но связанная с жизнью. Иногда легенда объясняет происхождение или название города, острова, реки, горы. На самом деле существовала скала Лур-лей на берегах реки Рейн. Очень часто в этом месте непостижимым образом гибли рыбачьи парусники. Вот и родилась легенда о деве, сидящей на этой скале.

 Средневековым легендам и преданиям много сотен лет. Их складывали в Западной Европе (найди на карте, какие это страны). Они рассказывали о верной любви и героической смерти, о таинственных событиях и рыцарских подвигах. Сюжет их красив и загадочен. Позднее поэты, художники и музыканты, очарованные волшебным вымыслом легенд, любили на свой лад излагать эти сюжеты (ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ на стихи, на музыку): получались поэтические ПЕРЕЛОЖЕНИЯ легенд.                                                           

 

Старинная народная легенда                                    Г. Гейне

          ЛОРЕЛЕЯ                                   ЛОРЕЛЕЯ 

Едва засеребрится                       Не знаю, что стало со мною,

Высокая луна,                              Печалью душа смущена,

С утёса в Рейн глядится              Мне всё не даёт покою

Красавица одна                            Старинная сказка одна.

 

То глянет вверх незряче,             Прохладен воздух, темнеет,

То вновь посмотрит вниз            И Рейн уснул во мгле,

На парусник рыбачий...              Последним лучом пламенеет

Пловец, остерегись!                    Закат на прибрежной скале.

 

Краса её заманит                         Там девушка, песнь распевая,                   

Тебя в пучину вод,                      Сидит на вершине крутой.

Взгляд - сладко одурманит,        Одежда на ней золотая,

Напев с ума сведёт.                     И гребень в руке - золотой.

 

Не зря с тоской во взоре             И кос её золото вьётся,

Она глядит окрест.                      И чешет их гребнем она,

Не верь прекрасной Лоре,          И песня волшебная льётся,

Беги от этих мест!                       Неведомой силы полна.

 

От песни и от взгляда                 Охвачен безумной тоскою,

Спеши уплыть скорей,                Гребец не глядит на волну,

Спастись от водопада                 Не видит скалы пред собою,

Златых её кудрей.                        Он смотрит туда, в вышину.  

 

Не одного сгубила                        Я знаю, река, свирепея,         

Русалка рыбака.                            Навеки сомкнётся над ним,

Черна в волнах могила,                И это всё Лорелея

Обманчива река.                           Сделала пеньем своим.

 

- Чем же различаются эти два произведения?

- Трудно сказать. Они очень похожи! Вечером выходит на скалу красавица, завлекает, сводит с ума своей песнью бедного рыбака, и тот гибнет.

 -Да, одинаков сюжет, цепочка событий, которые ты перечислил.

 Но... скажи, к какому из стихотворений тебе хочется нарисовать иллюстрацию? +++А тебе, малыш? Почему, подумай. Какие краски ты возьмёшь?+++

 Одинаково ли построены оба стихотворения? Вглядись повнимательнее в начало каждого. И ты сразу поймешь, что создано раньше, а что - позднее, на его основе.

 - В первом случае сразу начинается действие: на утёсе появляется дева. Во втором - сначала вступление, кто-то нас предупреждает, что будет рассказывать печальную старинную сказку.

 - Кто же это? А, РАССКАЗЧИК! У Гейне появляется рассказчик. Он и в конце снова говорит: я знаю, что дальше случится.

 - Сама легенда заключена внутри стихотворения. Рассказчик её вроде не меняет, но - вот чудеса! - она как бы... красивее стала, что ли...

 - Верно. Поэт Гейне не жалеет слов для описания и самой девы, и ПЕЙЗАЖА, на фоне которого она сидит. +++Посчитай-ка, сколько строф это занимает?+++

 -Больше половины всего содержания! Потому и легко нарисовать Лорелею Гейне: она подробно описывается. Здесь много золотой краски. +++Подчеркни красивые выражения, МЕТАФОРЫ+++

( Проверь себя: Рейн уснул; пламенеет закат; золото кос; песня льётся - всё это не обычные словосочетания. Слова уснул, пламенеет, золото, льётся здесь кажутся странными, потому что употреблены в ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ. Река не может заснуть, она не живое существо, но как поэтичен образ спящего Рейна! (Вспомним, как оживает природа в стихах.) Это подчёркивает тишину, окутывает нас сказочной таинственностью, готовит к дальнейшему повествованию. Разбери другие словосочетания.)

 - А народная легенда почти не описывает красавицу Лору.

- Постойте, но и там есть водопад златых кудрей!

- Конечно, Гейне ведь и вдохновлялся этими словами, когда рисовал свою красавицу. Но он этот образ развернул, расширил. Учёные говорят, сделал АКЦЕНТ на красоте загадочной певицы.

 -А в народной легенде, наверное, это не было главным. Да и настроение в ней другое. Она больше пугает.

 - Скорее, предостерегает, стращает рыбаков. Ведь прямо к рыбаку обращены слова: Пловец, остерегись! +++Найди в тексте другие призывы. Какое настроение они создают?+++

   +++Скажи, Малыш, где больше сочувствия к пловцу?

Народная легенда жалеет рыбака и желает ему избегнуть горькой участи. А Гейне...тоже жалеет, печалится, но больше - преклоняется перед необъяснимой силой красоты, влечения, которое ведёт к смерти. Он говорит о неизбежности горя, трагического финала в любви. Гейне ведь романтически смотрел на мир, на людей и их страсти. Он был поэтом-РОМАНТИКОМ.

 - А кто это?

 - Поэт, воспевающий не обычные, а возвышенные чувства, и героев, которые попадают под власть этих чувств, таинственных сил.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.