Что же мы видим? Один и тот же сюжет по-разному преподносят народная легенда и литературное произведение. Поэт как бы в «одежды» старинной песни одевает свои мысли, своё собственное восприятие мира. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Что же мы видим? Один и тот же сюжет по-разному преподносят народная легенда и литературное произведение. Поэт как бы в «одежды» старинной песни одевает свои мысли, своё собственное восприятие мира.

2019-11-19 170
Что же мы видим? Один и тот же сюжет по-разному преподносят народная легенда и литературное произведение. Поэт как бы в «одежды» старинной песни одевает свои мысли, своё собственное восприятие мира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 -Легенда пугает,предостерегает. Стихотворение поэта-романтика - воспевает. В этом и есть главное отличие!

Существует, кроме легенды о красавице Лорелее, сходный сюжет о русалке: чарующаяпеснь речной красавицы завлекает в пучину, а потом губит юношу. Для начала прочтём стихотворение ещё одного немецкого поэта Гёте.                             

                                  РЫБАК

                  Бежит волна, шумит волна;              

                  Задумчив над рекой,

                  Сидит рыбак; душа полна            +++Обрати внимание на

                  Прохладной тишиной.                     словосочетание

                  Сидит он час, сидит другой.         прохладная тишина.

                  Вдруг шум в волнах притих...           Бывает ли такое?+++

                         И влажною всплыла главой

                         Красавица на них.

                          

                          Глядит она, поёт она:               +++Сочини свою русалочью

                         «Зачем ты мой народ                              песню+++

                          Манишь, влечёшь с родного дна

                          В кипучий жар из вод?

                          Ах, если б знал, как рыбкой жить

                          Привольно в глубине,

                            Не стал бы ты себя томить

                          На знойной вышине!

 

                            Не часто ль солнце образ свой

                    Купает в лоне вод?

                    Не свежей ли горит красой

                    Его из них исход?

                    Не с ними ли свод неба слит

                    Прохладно-голубой?

                    Не в лоно ль их тебя манит

                    И лик твой молодой?»

 

                    Бежит волна, шумит волна...

                    На берег вал плеснул...

                    В нём вся душа тоски полна,

                    Как будто друг шепнул.

                    Она поёт, она манит -

                    Знать, час его настал!

                    К нему она, он к ней бежит...

                    И след навек пропал.

                                                               И.-В. Гёте(перевод В.А. Жуковского)

+++ О чём поёт свою песню красавица-русалка и зачем она её поёт? Почему такое большое место отводится этой песенке?+++

Найди строчки, в которых говорится о жаре, зное и, наоборот, о свежести, прохладе. Как тебе кажется, важна ли эта тема в стихотворении?+++

Как ты представил себе гётевскую героиню? Нарисуй её.

Похожа ли она на Лорелею? Что их роднит? +++

  Настрой свой микроскоп! Что дважды повторяется в этом тексте? С какой целью это повторено?

- Не дважды, а четырежды!

 -Тс-с!

...Интересно, что русский поэт Михаил Лермонтов продолжает тему русалки по-своему. Его русалка тоже поёт свою чудесную песнь, но её песня иная...

                                                    РУСАЛКА

                                                1

                                  Русалка плыла по реке голубой, 

                                        Озаряема полной луной;

                                   И старалась она доплеснуть до луны

                                          Серебристую пену волны.

                                                                     2

                                   И шумя и крутясь, колебала река

                                           Отражённые в ней облака;

                          И пела русалка - и звук её слов

                                Долетал до крутых берегов.

                                                  3

                          И пела русалка: «На дне у меня

                                 Играет мерцание дня;

                           Там рыбок златые гуляют стада;

                                 Там хрустальные есть города;

                                                   4

                          И там на подушке из ярких песков

                                 Под тенью густых тростников

                          Спит витязь, добыча ревнивой волны,

                                 Спит витязь чужой стороны.

                                                     5

                           Расчёсывать кольца шелковых кудрей

                                  Мы любим во мраке ночей,

                           И в чело и в уста мы в полуденный час

                                  Целовали красавца не раз.

                                                     6

                           Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,

                                  Остаётся он хладен и нем;

                           Он спит - и, склонившись на перси ко мне,

                                   Он не дышит, не шепчет во сне!..»

                                                      7

                            Так пела русалка над синей рекой,

                                   Полна непонятной тоской;

                            И, шумно катясь, колебала река

                                   Отражённые в ней облака.

                                                                     М.Ю. Лермонтов

   - Ну как вам лермонтовская русалка?

 - Эта русалка не завлекает, а рассказывает. Описывает свой подводный мир. И характер у неё, кажется, другой: она добрая!

 - Пусть малыш расскажет нам об этой героине. Может, он хочет у неё что-нибудь спросить? +++Какие бы вопросы ты задал русалке?+++

 +++Обрати внимание на цвет, свет и звук в стихотворении Лермонтова+++

-И здесь тоже, как и у Гёте, есть повторы в начале и конце стихотворения.

 - Видимо, «русалочья тема» (плавное течение реки, нежная песня) располагает поэтов к ритмическому покачиванию стиха.

- Он как бы закруглён: начало сходится с концом. Точно русалка появляется - и вновь исчезает.

 -Ой, смотрите, красавец витязь ожил! Он смотрит «снизу», со дна реки, и описывает всё, что чувствует.

                                                      Казалось мне,

                      Что я лежу на влажном дне

                      Глубокой речки - и была

                      Кругом таинственная мгла.

                      И, жажду вечную поя,

                      Как лёд холодная струя,

                     Журча, вливалася мне в грудь...

                      И я боялся лишь заснуть, -

                      Так было сладко, любо мне...

                      А надо мною в вышине

                      Волна теснилася к волне

                      И солнце сквозь хрусталь волны

                      Сияло сладостней луны...

                      И рыбок пёстрые стада

                      В лучах играли иногда.

                      И помню я одну из них:                                

                      Она приветливей других

                      Ко мне ласкалась. Чешуёй

                      Была покрыта золотой

                      Её спина. Она вилась

                      Над головой моей не раз,

                      И взор её зелёных глаз

                      Был грустно нежен и глубок...

                      И надивиться я не мог:                  

                      Её сребристый голосок        +++Что же пела рыбка?   

                      Мне речи странные шептал, Сочини её речь (сказку)+++

                      И пел, и снова замолкал.                

                                                      М.Ю. Лермонтов. МЦЫРИ (фрагмент)

Это кусочек из другого произведения Лермонтова. Вспомнили, как поэт может менять точку зрения? В одном месте он - русалка, в другом - прекрасный утонувший юноша, в третьем -ещё кто-нибудь... Поэт - маг и чародей!

А вот ещё две русалки, пушкинская и бальмонтовская:

                               РУСАЛКА (отрывок)

                           ...Дубровы вновь оделись тьмою;

                                Пошла по облакам луна,

                       И снова дева над водою      

                                Сидит, прелестна и бледна.

          

                                 Глядит, кивает головою,              

                        Целует издали шутя,

                        Играет, плещется волною,

                        Хохочет, плачет, как дитя,

                        Зовёт монаха, нежно стонет...

                       « Монах, монах! Ко мне, ко мне!..»

                        И вдруг в волнах прозрачных тонет;

                        И всё в глубокой тишине....

                                                                 А.С. Пушкин

 

                               РУСАЛОЧКА (из книги «Фейные сказки»)

                 Русалка с звонким хохотком,                

                 Таким хрустально-чистым,

                 И в этом воздухе ночном,               +++Каковы здесь звук,

                 Так лунно-серебристом,                             свет?+++

                            Меня звала и мне плела

                            Такие небылицы,

                            Моя разумность вдруг прошла,

                            И стал я легче птицы.

                 И в воду, прямо в воду к ней, -      

                 Удержат ли обрывы!     

                 Но, горе храбрости моей, 

                 Русалочки смешливы.

                            Я захлебнулся, чуть дышу,

                            Они меня щекочут,

                            Как лягушонок, я пляшу,

                            А им-то что, хохочут.

                  И надавали мне шлепков                   

                  Таких, сказать обидно.

                  Мелькнул их рой, и был таков.

                  Я - мокрый! Как мне стыдно!

                                                          К.Д. Бальмонт


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.