Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-11-19 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Шесть мыШат в камыШах ШурШат +++А здесь?+++
Знаешь ли ты ещё какие-нибудь скороговорки со звукоподражанием?
А теперь осталось ответить, для чего же вообще нам нужны скороговорки, и -придумать свою!
Ответь на вопрос, только честно: ты часто обижаешься?
- Бывает....
- Хочешь, подскажу выход из обид? Обзывайся! Только обзываться надо с умом: в рифму. Тогда получается весело и необидно, все вокруг хохочут. На подмогу нам может прийти ДРАЗНИЛКА - смешной стишок. А знаешь секрет дразнилки? Ну, послушай, и может быть, ты его разгадаешь:
*** ***
Лёшка-лепёшка, Ваня, Ваня, простота!
Голова с лукошко, Купил лошадь без хвоста!
Шапка колышком, Сел задом наперёд
Ноги брёвнышком. И поехал в огород.
*** ***
Борис-барбарис Обманули простака -
На верёвочке повис. На четыре кулака,
Как верёвка оборвётся, На щелбан и на подушку,
Так Борис перевернётся. На зелёную лягушку.
В дразнилках совсем нет смысла, просто к имени прибавляется чепуха, нелепица. Чем нелепее - тем лучше, смешнее. Главное - чтобы было складно, в РИФМУ.
- А что такое рифма?
- Это созвучие на концах строк. Слушай: ЛЁШКА - лепЁШКА - лукОШКО; колЫШКОМ - брёвнЫШКОМ. +++Найди такие созвучия во всех дразнилках. Добавь к ним свои слова с такими же окончаниями+++
В дразнилках можно преувеличивать или преуменьшать до бесконечности, как угодно переворачивать действительность, рифмованные слова могут быть самыми неправдоподобными!
+++Продолжи дразнилки:
*** ***
Федя-медя требуха, Николай-басурай,
|
Съел корову и быка... Опрокинул наш сарай...
-А если тебя самого дразнят? Что делать?
-Уж конечно, не стоит обижаться. Ведь нельзя всерьёз принимать... воздушный шарик. Лопнет - и всё! Так и дразнилка - пустая РИФМА, не наполненная никаким значением.
- Выходит, самое лучшее - рассмеяться! Или сочинить в ответ свой стишок.
+++ Что ж, потренируемся! Получится ли дразнилка на самого себя? Как твоё имя, малыш? Начинай!..+++
Итак, считалки, скороговорки и дразнилки имеют одну серьёзную особенность: в них не важен смысл, значение слов. Важна внешняя, звуковая «оболочка» стихов. Для считалок это ритм, для скороговорок - звук, для дразнилок - рифма.
Станция следующая. Слово-запрет, слово-приказ.
Страшилки, молчанки, колыбельные.
- Часто ли тебе в жизни приходится делать то, что ты терпеть не можешь?
- Ещё бы! Но тяжелее, когда наоборот, - хочется чего-нибудь, а нельзя! Папа так и говорит: «Есть такое слово - НЕЛЬЗЯ». Вчера вот так хотелось с мальчишками в футбол погонять, а родители не пустили: площадка далеко, через три двора идти...
- А знаешь, как в старину детей приучали к запретам? Сочиняли разные пугающие стишки - СТРАШИЛКИ, которые и запрещали, и объясняли, и сулили наказание в случае нарушения запрета. Вот послушай:
*** ***
Уж ты, Васенька, дружок, Не ходи за селом,
Ты не бегай на лужок, Там баба-яга с помелом,
На крутой бережок - Не ходи впотьмах,
Тебя мышка съест, Ходит страх на ногах!
Либо ласточка, (Здесь даже о наказании не сказано:
Либо серенький волчок разумеется, будет что-то ужасное!)
Из-за кустичка.
Обе страшилки -это приказ чего-то НЕ делать, иначе говоря - запрет.
- Вспомнил! И знаменитая «Коза рогатая» - тоже страшилка!
|
- Верно! +++Что же она запрещает и чем грозит ребёнку?+++
Прочитай её выразительно, пугающе:
Идёт коза рогатая, Глазками хлоп-хлоп,
Идёт коза бодатая Кто каши не ест
За малыми ребятами Молока не пьёт,
Ножками топ-топ, Забодает, забодает, забодает!
- Сейчас-то мне и не страшно вовсе, а даже очень смешно!
- Страшилки и не были рассчитаны на настоящее запугивание детей. Они как бы шутя предупреждали о том, чего делать нельзя, а что - обязательно надо. «Страшные» стихи содержали элементы смешного, и запрет не был обидным, смягчался.
- Так же, как в дразнилках: «сердитые» стихи наполнены смехом!
+++Попробуй сочинить свою страшилку, нарисуй к ней иллюстрацию. Кому? Да себе самому! Вспомни, что тебе запрещают родители и «напугай» сам себя!+++
Нередко из страшилок вырастали народные сказки. Учёные доказали, что страшилка лежит в основе некоторых сказок. Вспомни: достаточно только нарушить запрет - и начнётся... сказать страшно что.
+++Назови сказки, где происходит нарушение запрета. Попробуй «свернуть» эту сказку в страшилку - сократить так, чтобы от сказки остался «страшный» стишок, запрещающий что-либо. А может, у тебя получится обратное: «развернуть» страшилку в большую сказку. Придумай сказочный сюжет из такой страшилки: Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт. +++
Есть одна интересная разновидность страшилок - МОЛЧАНКИ:
*** ***
Ехали бояре, Шла бабка Ксения,
Кошку потеряли. Разлила варенье.
Кошка сдохла, Кто слово скажет,
Хвост облез, Тот нос намажет!
Кто промолвит,
Тот и съест.
+++Что в этих стихах напоминает страшилки? Есть ли в них смеховой элемент?+++
Молчанки - тоже запрет. Он призывал детей к тишине и порядку, дисциплинировал детский коллектив.
- Правильно, ведь надо уметь вовремя остановиться, замолчать, выслушать других.
- Иногда молчанки строились по-другому. Сравни с двумя предыдущими такую, например: Венчики, венчики,
|
Летали бубенчики
+++В чём её особенность? По травке и росе,
На какие две части она По чужой стороне.
делится?+++ Собирали орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
-Эта молчанка не содержит угрозы наказания. Сначала в ней даётся картинка: какие-то загадочные бубенчики летают. А потом вдруг рассказик резко обрывается, нам приказано замолчать.
-В этой молчанке всё окутано таинственностью, наверное, чтобы заинтересовать нас, привлечь внимание, и - сделать послушными.
- Ага, загипнотизировать! Заговорить. И ритм подходящий.
+++Прочти выразительно последнюю молчанку. Какой вид молчанок тебе больше нравится: с наказанием или без? Сочини свою.+++
...И попугали сегодня тебя, и загипнотизировали, и вот ты уже зеваешь. Спать пора!
*** ***
Котя, котинька-коток, Баю-баю, баиньки,
Котя - серенький хвосток! Купим сыну валенки,
Приди, котик, ночевать, Наденем на ноженьки
Мою детоньку качать, Пустим по дороженьке.
Прибаюкивать Будет наш сынок ходить,
Уж как я тебе, коту, Новы валенки носить.
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока!
Это колыбельные песенки. +++Постарайся их спеть по-разному, на разные мелодии.+++ Можно ли их назвать приказом? Запретом? Почему?
- Да, это скорее просьба. Мягкая мелодичная просьба мамы или бабушки. И «пахнут» колыбельные чем-то тёплым, молочным. +++А тебе как кажется, какой у них запах? В каких цветовых тонах ты бы нарисовал колыбельную?+++
-Что представляет из себя известная песенка «Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю - Придёт...»? Неужели тоже колыбельную? Не хотел бы я, чтобы меня так убаюкивали!
|
+++Вспомни эту песенку, малыш, и подумай, на что она похожа.
Что в ней всё-таки сохранилось от колыбельной?+++
« Учёный»разговор в промежутке между станциями.
- Чуть не забыл спросить: а как это всё назвать одним словом?
- Что - всё?
- Все детские стишки, которые мы встретили на этой станции: считалки, дразнилки, страшилки, колыбельные...
- Это называется жанрами. ЖАНР - это вид художественного произведения, его форма. Каждое создание имеет свою форму.
- Похоже на то, как мама печёт: тесто одно, а выходят из него и булочки с изюмом, и пончики, и пирожки! Вкус у каждого изделия свой. Построены-то они все по-разному!
- А в литературе тесто - это что? Ну конечно, СЛОВО!
-И вот из слов создаются произведения разной формы, разных жанров. Жанры имеют каждый свои законы, в одном позволено шутить, другой должен быть серьёзным, третий, как страшилка, пугает. Эти законы принято соблюдать. Нелепо ведь было бы пересолить булочки с изюмом!
- Это словно песня про серенького волчка, который схватит зо бочок.
- Верно, в ней смешаны два жанра: страшилки и колыбельной.
+++Подумай, какие жанры соединены в таком стихотворении:
Кони-огони - Чоби, ачоби,
Сидели на балконе, Челябичи и чоби!
Чай пили, Мы набрали в рот воды
Чашки били, И сказали всем:
По-турецки говорили: - Замри! +++
- Ещё вопрос: кто же это всё сочиняет? Кому принадлежат все эти милые стиш... то есть, простите, - жанры?
- А у них нет автора: слишком много людей, да что людей - поколений! - приложило к ним руку. Это УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. По-научному, ФОЛЬКЛОР. А наши любимые скороговорки, считалки, дразнилки, молчанки - МАЛЫЕ ЖАНРЫ фольклора. Они же маленькие!
- Люди творили и передавали их друг другу из уст в уста, не записывая?
-Совершенно верно. Малые жанры фольклора, так же, как сказки, былины переходили из поколения в поколение в течение сотен лет. Кто-то добавлял своё, где-то забывали слова, иногда чуть изменяли...
- Вот почему есть очень похожие сказки! И ещё, мы всегда спорим, как считаться: у кого слова правильные, у кого - нет.
-Все правы, бессмысленно спорить. Это до нас дошли разные ВАРИАНТЫ одной и той же считалки.
Станция следующая. Секреты комического.
Потешки, прибаутки, небылицы.
Комическая ситуация, комедия, актёр-комик... - что у них общего? Смех, смех!
-Наконец-то посмеёмся! Надоело о запретах да страшилках...
- Но сегодня мы будем не только смеяться. Очень полезно задать себе вопрос: отчего нам смешно, чем вызван смех.
- Прочь вопросы! Смешно - и всё!
|
-Смеяться можно по-разному. Глупый, пустой, злой смех, к сожалению, тоже бывает.
Мы же хотим научиться чувствовать и ценить юмор. В жизни, в фольклоре, в литературе. Чтобы самим уметь насмешить окружающих умной шуткой, передать смешное в слове. Не случайно смеху посвящены исследования крупных учёных. Одно из них так и называется - «Смех в Древней Руси». Ведь издревле люди любили и умели посмеяться.
- И приучали своих детей с улыбкой относиться к жизни?
- Да, начнём с улыбки. Первыми у колыбели нас встречают детские ПОТЕШКИ:
Сорока-белобока -Ладушки, ладушки!
Кашку варила. Где были?
Деток кормила. - У бабушки!
Этому дала... - Что ели?..
+++Продолжи их. Как ты будешь их исполнять?+++
- Руки так и тянутся мне помогать: играть в «Сороку», в «Ладушки».
- Именно играть, это очень точно подмечено. Потешка - это игра взрослого с маленьким ребёнком. Она сопровождается шутливыми жестами, движениями, похлопываниями...
- Зачем?
-Дети познают жизнь в игре, в движении. Ощупывая всё вокруг, они осваивают мир. Потешка - игра поучительная: она не только развлекает, но и учит. +++Чему учат первые две потешки, подумай +++
В каких ситуациях произносятся и какие навыки воспитывают следующие потешки:
*** ***
Чешу, чешу волосыньки, Катя, Катя маленька,
Расчёсываю косыньку: Катенька удаленька,
Расти коса до пояса, Пойди, Катя, горенкой,
Не вырони ни волоса. Топни, Катя, ноженькой.
***
Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
ПРИБАУТКА - это очень маленькое стихотворение. Но в нём -целая живая картинка, шутливый народный взгляд на мир:
*** ***
На болоте стоит пень, Сбил, сколотил - вот колесо,
Посмеяться ему лень. Сел да поехал - ах, хорошо!
Шея не ворочается, Оглянулся назад -
А посмеяться хочется. Одни спицы лежат.
*** ***
Из-за леса, из-за гор Свинка Ненила
Едет дедушка Егор. Сыночка хвалила:
Сам на лошадке, - То-то хорошенький,
Жена на коровке, То-то пригоженький:
Дети на телятках, Ходит бочком, ушки торчком,
Внуки на козлятках. Хвостик крючком, нос пятачком!
Прибаутка учит находить в привычном смешное, необычное. Оказывается, чтобы быть весёлым, надо уметь быть добрым, принимать этот мир таким, как он есть.
Забавное сравнение скрыто в первой прибаутке: смешно, если пень на болоте напоминает старикашку или старый дед неповоротлив и ленив, как пенёк. Мы не можем сдержать доброй улыбки, когда видим большое семейство дедушки Егора: каждому нашлось по скотинке, и все так важно выезжают из-за леса, из-за гор.
+++Попытайся объяснить, что нас смешит в остальных прибаутках+++
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!