Похоже на колокольный звон, разносящийся далеко-о-о) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Похоже на колокольный звон, разносящийся далеко-о-о)

2019-11-19 176
Похоже на колокольный звон, разносящийся далеко-о-о) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шесть мыШат в камыШах ШурШат +++А здесь?+++

Знаешь ли ты ещё какие-нибудь скороговорки со звукоподражанием?

 А теперь осталось ответить, для чего же вообще нам нужны скороговорки, и -придумать свою!

 Ответь на вопрос, только честно: ты часто обижаешься?

 - Бывает....

- Хочешь, подскажу выход из обид? Обзывайся! Только обзываться надо с умом: в рифму. Тогда получается весело и необидно, все вокруг хохочут. На подмогу нам может прийти ДРАЗНИЛКА - смешной стишок. А знаешь секрет дразнилки? Ну, послушай, и может быть, ты его разгадаешь:

                     ***               ***

   Лёшка-лепёшка,      Ваня, Ваня, простота!

   Голова с лукошко,   Купил лошадь без хвоста!

   Шапка колышком,  Сел задом наперёд

   Ноги брёвнышком.  И поехал в огород.

              ***                                    ***

   Борис-барбарис                  Обманули простака -

   На верёвочке повис.           На четыре кулака,

   Как верёвка оборвётся,      На щелбан и на подушку,

   Так Борис перевернётся.    На зелёную лягушку.

В дразнилках совсем нет смысла, просто к имени прибавляется чепуха, нелепица. Чем нелепее - тем лучше, смешнее. Главное - чтобы было складно, в РИФМУ.

 - А что такое рифма?

- Это созвучие на концах строк. Слушай: ЛЁШКА - лепЁШКА - лукОШКО; колЫШКОМ - брёвнЫШКОМ. +++Найди такие созвучия во всех дразнилках. Добавь к ним свои слова с такими же окончаниями+++

В дразнилках можно преувеличивать или преуменьшать до бесконечности, как угодно переворачивать действительность, рифмованные слова могут быть самыми неправдоподобными!

+++Продолжи дразнилки:

        ***                                                   ***

Федя-медя требуха,                    Николай-басурай,

Съел корову и быка...                Опрокинул наш сарай...

-А если тебя самого дразнят? Что делать?

 -Уж конечно, не стоит обижаться. Ведь нельзя всерьёз принимать... воздушный шарик. Лопнет - и всё! Так и дразнилка - пустая РИФМА, не наполненная никаким значением.

- Выходит, самое лучшее - рассмеяться! Или сочинить в ответ свой стишок.

+++ Что ж, потренируемся! Получится ли дразнилка на самого себя? Как твоё имя, малыш? Начинай!..+++

Итак, считалки, скороговорки и дразнилки имеют одну серьёзную особенность: в них не важен смысл, значение слов. Важна внешняя, звуковая «оболочка» стихов. Для считалок это ритм, для скороговорок - звук, для дразнилок - рифма.

               Станция следующая. Слово-запрет, слово-приказ.

                     Страшилки, молчанки, колыбельные.

 - Часто ли тебе в жизни приходится делать то, что ты терпеть не можешь?

   - Ещё бы! Но тяжелее, когда наоборот, - хочется чего-нибудь, а нельзя! Папа так и говорит: «Есть такое слово - НЕЛЬЗЯ». Вчера вот так хотелось с мальчишками в футбол погонять, а родители не пустили: площадка далеко, через три двора идти...

 - А знаешь, как в старину детей приучали к запретам? Сочиняли разные пугающие стишки - СТРАШИЛКИ, которые и запрещали, и объясняли, и сулили наказание в случае нарушения запрета. Вот послушай:  

                ***                                              ***

Уж ты, Васенька, дружок,            Не ходи за селом,

Ты не бегай на лужок,                  Там баба-яга с помелом,

На крутой бережок -                     Не ходи впотьмах,

Тебя мышка съест,                        Ходит страх на ногах!

Либо ласточка,                              (Здесь даже о наказании не сказано:

Либо серенький волчок                 разумеется, будет что-то ужасное!)

Из-за кустичка.

Обе страшилки -это приказ чего-то НЕ делать, иначе говоря - запрет.

- Вспомнил! И знаменитая «Коза рогатая» - тоже страшилка!

- Верно! +++Что же она запрещает и чем грозит ребёнку?+++

         Прочитай её выразительно, пугающе:             

           Идёт коза рогатая,         Глазками хлоп-хлоп,

           Идёт коза бодатая          Кто каши не ест 

    За малыми ребятами      Молока не пьёт,

    Ножками топ-топ,          Забодает, забодает, забодает!

- Сейчас-то мне и не страшно вовсе, а даже очень смешно!

- Страшилки и не были рассчитаны на настоящее запугивание детей. Они как бы шутя предупреждали о том, чего делать нельзя, а что - обязательно надо.  «Страшные» стихи содержали элементы смешного, и запрет не был обидным, смягчался.

- Так же, как в дразнилках: «сердитые» стихи наполнены смехом!

+++Попробуй сочинить свою страшилку, нарисуй к ней иллюстрацию. Кому? Да себе самому! Вспомни, что тебе запрещают родители и «напугай» сам себя!+++

Нередко из страшилок вырастали народные сказки. Учёные доказали, что страшилка лежит в основе некоторых сказок. Вспомни: достаточно только нарушить запрет - и начнётся... сказать страшно что.

+++Назови сказки, где происходит нарушение запрета. Попробуй «свернуть» эту сказку в страшилку - сократить так, чтобы от сказки остался «страшный» стишок, запрещающий что-либо. А может, у тебя получится обратное: «развернуть» страшилку в большую сказку. Придумай сказочный сюжет из такой страшилки:       Огуречик, огуречик!

                                        Не ходи на тот конечик -

                                        Там мышка живёт,

                                        Тебе хвостик отгрызёт. +++

 Есть одна интересная разновидность страшилок - МОЛЧАНКИ:

       ***                                         ***

Ехали бояре,                       Шла бабка Ксения,

Кошку потеряли.                Разлила варенье.

Кошка сдохла,                    Кто слово скажет,

Хвост облез,                        Тот нос намажет!

Кто промолвит,

Тот и съест.

+++Что в этих стихах напоминает страшилки? Есть ли в них смеховой элемент?+++

Молчанки - тоже запрет. Он призывал детей к тишине и порядку, дисциплинировал детский коллектив.

 - Правильно, ведь надо уметь вовремя остановиться, замолчать, выслушать других.

 - Иногда молчанки строились по-другому. Сравни с двумя предыдущими такую, например:   Венчики, венчики,

                                                              Летали бубенчики

+++В чём её особенность?                            По травке и росе,

На какие две части она                       По чужой стороне.

   делится?+++                               Собирали орешки,

                                                       Медок, сахарок -

                                                              Молчок!

 -Эта молчанка не содержит угрозы наказания. Сначала в ней даётся картинка: какие-то загадочные бубенчики летают. А потом вдруг рассказик резко обрывается, нам приказано замолчать.

 -В этой молчанке всё окутано таинственностью, наверное, чтобы заинтересовать нас, привлечь внимание, и - сделать послушными.

- Ага, загипнотизировать! Заговорить. И ритм подходящий.

+++Прочти выразительно последнюю молчанку. Какой вид молчанок тебе больше нравится: с наказанием или без? Сочини свою.+++

...И попугали сегодня тебя, и загипнотизировали, и вот ты уже зеваешь. Спать пора!

                          ***                                              ***

            Котя, котинька-коток,                  Баю-баю, баиньки,

            Котя - серенький хвосток!           Купим сыну валенки,

            Приди, котик, ночевать,              Наденем на ноженьки

            Мою детоньку качать,                 Пустим по дороженьке.

                    Прибаюкивать                    Будет наш сынок ходить,

            Уж как я тебе, коту,                    Новы валенки носить.

            За работу заплачу:

                     Дам кусок пирога

                     Да кувшин молока!

Это колыбельные песенки. +++Постарайся их спеть по-разному, на разные мелодии.+++ Можно ли их назвать приказом? Запретом? Почему?

 - Да, это скорее просьба. Мягкая мелодичная просьба мамы или бабушки. И «пахнут» колыбельные чем-то тёплым, молочным. +++А тебе как кажется, какой у них запах? В каких цветовых тонах ты бы нарисовал колыбельную?+++

-Что представляет из себя известная песенка «Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю - Придёт...»? Неужели тоже колыбельную? Не хотел бы я, чтобы меня так убаюкивали!

 +++Вспомни эту песенку, малыш, и подумай, на что она похожа.

Что в ней всё-таки сохранилось от колыбельной?+++

          « Учёный»разговор в промежутке между станциями.

 - Чуть не забыл спросить: а как это всё назвать одним словом?

 - Что - всё?

 - Все детские стишки, которые мы встретили на этой станции: считалки, дразнилки, страшилки, колыбельные...

- Это называется жанрами. ЖАНР - это вид художественного произведения, его форма.  Каждое создание имеет свою форму.

- Похоже на то, как мама печёт: тесто одно, а выходят из него и булочки с изюмом, и пончики, и пирожки! Вкус у каждого изделия свой. Построены-то они все по-разному!

- А в литературе тесто - это что? Ну конечно, СЛОВО!

 -И вот из слов создаются произведения разной формы, разных жанров. Жанры имеют каждый свои законы, в одном позволено шутить, другой должен быть серьёзным, третий, как страшилка, пугает. Эти законы принято соблюдать. Нелепо ведь было бы пересолить булочки с изюмом!

- Это словно песня про серенького волчка, который схватит зо бочок.

- Верно, в ней смешаны два жанра: страшилки и колыбельной.

+++Подумай, какие жанры соединены в таком стихотворении:

Кони-огони                         - Чоби, ачоби,

Сидели на балконе,               Челябичи и чоби!

Чай пили,                            Мы набрали в рот воды

Чашки били,                        И сказали всем:

По-турецки говорили:         - Замри! +++

                                       

- Ещё вопрос: кто же это всё сочиняет? Кому принадлежат все эти милые стиш... то есть, простите, - жанры?

- А у них нет автора: слишком много людей, да что людей - поколений! - приложило к ним руку. Это УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. По-научному, ФОЛЬКЛОР. А наши любимые скороговорки, считалки, дразнилки, молчанки - МАЛЫЕ ЖАНРЫ фольклора. Они же маленькие!

- Люди творили и передавали их друг другу из уст в уста, не записывая?

-Совершенно верно. Малые жанры фольклора, так же, как сказки, былины переходили из поколения в поколение в течение сотен лет. Кто-то добавлял своё, где-то забывали слова, иногда чуть изменяли...

 - Вот почему есть очень похожие сказки! И ещё, мы всегда спорим, как считаться: у кого слова правильные, у кого - нет.

 -Все правы, бессмысленно спорить. Это до нас дошли разные ВАРИАНТЫ одной и той же считалки.

                 Станция следующая. Секреты комического.

              Потешки, прибаутки, небылицы.

 Комическая ситуация, комедия, актёр-комик... - что у них общего? Смех, смех!

 -Наконец-то посмеёмся! Надоело о запретах да страшилках...

- Но сегодня мы будем не только смеяться. Очень полезно задать себе вопрос: отчего нам смешно, чем вызван смех.

 - Прочь вопросы! Смешно - и всё!

 -Смеяться можно по-разному. Глупый, пустой, злой смех, к сожалению, тоже бывает.

Мы же хотим научиться чувствовать и ценить юмор. В жизни, в фольклоре, в литературе. Чтобы самим уметь насмешить окружающих умной шуткой, передать смешное в слове. Не случайно смеху посвящены исследования крупных учёных. Одно из них так и называется - «Смех в Древней Руси». Ведь издревле люди любили и умели посмеяться.

 - И приучали своих детей с улыбкой относиться к жизни?

- Да, начнём с улыбки. Первыми у колыбели нас встречают детские ПОТЕШКИ:

   Сорока-белобока                        -Ладушки, ладушки!              

   Кашку варила.                             Где были?

   Деток кормила.                           - У бабушки!

   Этому дала...                               - Что ели?..

+++Продолжи их. Как ты будешь их исполнять?+++

- Руки так и тянутся мне помогать: играть в «Сороку», в «Ладушки».

- Именно играть, это очень точно подмечено. Потешка - это игра взрослого с маленьким ребёнком. Она сопровождается шутливыми жестами, движениями, похлопываниями...

- Зачем?

 -Дети познают жизнь в игре, в движении. Ощупывая всё вокруг, они осваивают мир. Потешка - игра поучительная: она не только развлекает, но и учит. +++Чему учат первые две потешки, подумай +++

 В каких ситуациях произносятся и какие навыки воспитывают следующие потешки:

                       ***                                           ***

       Чешу, чешу волосыньки,            Катя, Катя маленька,

       Расчёсываю косыньку:                    Катенька удаленька,

       Расти коса до пояса,                   Пойди, Катя, горенкой,

       Не вырони ни волоса.                 Топни, Катя, ноженькой.

                                             ***

                    Водичка, водичка, умой моё личико!

                 Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки алели,

                  Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

 

ПРИБАУТКА - это очень маленькое стихотворение. Но в нём -целая живая картинка, шутливый народный взгляд на мир:

              ***                                          ***

На болоте стоит пень,              Сбил, сколотил - вот колесо,

Посмеяться ему лень.               Сел да поехал - ах, хорошо!

Шея не ворочается,                  Оглянулся назад -

А посмеяться хочется.              Одни спицы лежат.

             ***                                            ***

Из-за леса, из-за гор                  Свинка Ненила

Едет дедушка Егор.                   Сыночка хвалила:

Сам на лошадке,                         - То-то хорошенький,

Жена на коровке,                       То-то пригоженький:

Дети на телятках,                       Ходит бочком, ушки торчком,

Внуки на козлятках.                 Хвостик крючком, нос пятачком!

 

Прибаутка учит находить в привычном смешное, необычное. Оказывается, чтобы быть весёлым, надо уметь быть добрым, принимать этот мир таким, как он есть.

Забавное сравнение скрыто в первой прибаутке: смешно, если пень на болоте напоминает старикашку или старый дед неповоротлив и ленив, как пенёк. Мы не можем сдержать доброй улыбки, когда видим большое семейство дедушки Егора: каждому нашлось по скотинке, и все так важно выезжают из-за леса, из-за гор.

+++Попытайся объяснить, что нас смешит в остальных прибаутках+++

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.