Движение к успеху, психологический рост и духовное развитие — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Движение к успеху, психологический рост и духовное развитие

2019-11-19 120
Движение к успеху, психологический рост и духовное развитие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Следует стремиться не к победе, а к битве. Природа сама рассудит, кто достоин победы; но если вы бу­дете с природой – победа рано или поздно будет за вами».

Брюс Ли

 

Cтраницы, которые вы сейчас читаете, направлены на пре­одоление в вашем сознании пропасти между двумя типа­ми знаний о человеке – знаний научных и знания духа.

Эта книга – мост. Она говорит и о психологическом, и о духовном.

Авторская концепция развития человека проста. Она от­ражает древнейшую формулу личного роста, дошедшую до нас с библейских времен. Согласно этой известной всем формуле – «возлюби ближнего своего, как самого себя», – человек сначала должен решить первую жизненную задачу, учась правильно относиться к себе и управлять собой, а также приносить себе пользу. Когда задача первого порядка в основном решена, он переходит к задаче второго порядка, пытаясь проделать то же самое с другими.

Необходимо достаточно достигнуть на пути психологичес­кого развития, чтобы количество перешло в качество. Невоз­можно полностью перейти к росту духовному, имея серьезные психологические проблемы. Невозможно заявить о неразре­шимых психологических проблемах, находясь на высокой ста­дии духовного развития. И потому важно вначале завершить свой психологический рост, свидетельством которого станет постоянно увеличивающееся количество радости и успехов в вашей жизни до тех пор, пока радость не станет вашим есте­ственным, повседневным состоянием. И тем не менее психо­логическое и духовное развитие человека могут и должны про­исходить параллельно. Эти два пути личного развития совер­шенно неоправданно разделены и обособлены в современной литературе психологического и духовного толка.

Идея единства психологического и духовного пути и со­ставляет центральную концепцию этой книги. Доказатель­ством правомерности такого взгляда на личное развитие человека служит только одно слово: Качества.

Это понятие является общим для обоих направлений лич­ного развиты. Ведь человек с развитыми личными качества­ми может быть и духовен, и успешен одновременно.

Качества человека и есть тот универсальный инструмент, которым можно измерить любую фазу его личного развития. Именно поэтому концепция личного развития, изложенная в этой книге, опирается на развитие качеств человека.

Как мы увидим из следующей главы, задача по развитию своих личных качеств в современном мире достаточно труд­на. Это происходит потому, что в реализации этой задачи не­возможно опереться на существующие в обществе механизмы традиционного образования.

Новое Образование для Человека Успеха

«Неверно, что победители приходят первыми. Они побеждают еще до на­чала игры».

Боб Харрингтон

 

Состояние образования в современном мире очень отли­чается от того, что существовало в древние времена, – и кое в чем далеко не в лучшую сторону. В древности, обучаясь сапожному ли делу, рыцарскому ли мастерству, – ученик, по­стоянно находившийся рядом с учителем, внимал не только словам Мастера, но и его делам, его стилю жизни, его поступ­кам. Все это приводило не только к усвоению определенного объема информации, но и к формированию определенных ка­честв ученика (например, Трудолюбия, Находчивости и т. п.), которые и обеспечивали Мастерство.

Образование нашего времени разделилось. Информирова­нием человека занимаются преподаватели – и они делают это почти всю его жизнь, от детского садика до профессиональ­ных семинаров и курсов переподготовки, которые мы посе­щаем едва ли не до пенсии. Развитием же качеств человека занимаются в основном его родители и воспитатели – и то только в раннем возрасте, причем делают это, большей частью, неправильно. Они называют этот процесс воспитанием – хотя ни по своей форме, ни по своему содержанию он не способен достичь тех целей, которые перед ним ставят.

Сегодня слово «воспитание» применяется все реже и реже из– за того, что само его значение вобрало в себя слишком много наси­лия. Лев Толстой в свое время писал: «Никакого воспитания не надо. Достаточно личного примера». С ним трудно поспорить – хочешь, чтобы твой ребенок не курил, – не кури сам. Хочешь, чтобы он учился, – чаще ходи на различные курсы и читай кни­ги. Хочешь, чтобы он молчал во время уроков, – построй заня­тие так, чтобы он мог говорить и двигаться столько же, сколь­ко и ты. Никакие запреты и принуждения здесь не помогут, – он все равно будет перенимать не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь, а если ты пожелаешь навязать ему образ жиз­ни, который отличается от твоего, – он закроется от тебя еще больше, хотя ты можешь и не увидеть этого. Правда, это будет хорошо видно со стороны.

Сегодняшний мир стал слишком информатизирован. Пре­подавателя, отчитавшего свой предмет, сменяет новый – ин­формация не успевает ни воплотиться в делах или поступках, ни привести к формированию умения или навыка, ни, тем более, сформировать у человека соответствующее качество. Недалек тот день, когда преподавателей конкретных дисцип­лин и вовсе заменят телевизоры с видеокурсами по Интерне­ту – но что произойдет тогда с формированием качеств чело­века, с его развитием?

Перекос современного мира в сторону излишней инфор­матизации вызывает кризис в существующей системе образо­вания. Лавина информации, захлестнувшая студентов, школь­ников и преподавателей, почти вышла из–под контроля. Бу­дущие специалисты уже сейчас подвержены перенапряжению и депрессии из–за колоссальных перегрузок, однако большая часть знаний, полученных ими в школах и институтах, при вступлении в реальную жизнь оказывается совершенно ненуж­ной. Предприятиям нужны люди менее информированные, но с более развитыми качествами – и более приспособленные к реальной жизни.

О кризисе современной системы образования свидетель­ствует еще один факт. Сегодня множится число профессий, где на первое место выходят не дипломы выпускников, а на­работанные в ходе собственного личного развития качества человека. И хотя, чтобы стать юристом или врачом, нужно по–прежнему обязательно и долго учиться, многие предпринима­тели, руководители и менеджеры продаж вообще обходятся без дипломов – и преуспевают при этом ничуть не хуже своих дипломированных коллег.

Кризис образования в современном мире можно было бы снять ответом на единственный вопрос: Кто возьмет на себя развитие качеств человека!

Судя по всему, пока еще бессмысленно ждать решения этой проблемы от государства и школы. Недаром во всех развитых странах успешного человека называют «сделавший себя сам». В этом определении нет места признанию заслуг общества.

Возможно, когда–нибудь в учебных заведениях будут си­деть не зависимые от директоров учебных заведений пси­хологи, а представители общественности – нечто вроде приемной комиссии по «качеству» выпускников, которые будут смотреть не только на уровень их информированно­сти, но и на человеческие качества, что и будет являться критерием оценки работы той или иной школы или вуза. На сегодняшний же день к жизни готовы лишь те, кто са­мостоятельно и осознанно занимался своим развитием. Ни в одном государстве ни одно учебное заведение не заинте­ресовано в реальном развитии личности, поскольку любо­му государству выгодно, чтобы его подданным с детства прививали инстинкт управляемых, а сидящий у власти клан вовсе не заинтересован в приходе новых конкурентов.

Хотя у тех же развитых стран ответ на этот вопрос есть. Впрочем, система развития человеческих качеств у них отнюдь не государственная. Не помогут в этом деле и частные учеб­ные заведения, перенявшие худшие свойства государственной системы обучения: принудительное посещение занятий, оце­ночно–экзаменационную систему проверки знаний, одинако­вые требования к школьникам и студентам и практическое игнорирование их мнения о нужности, качестве и объеме чи­таемых им курсов. Что же тогда?

На сегодняшний день единственной полноценной альтер­нативой «воспитательным» усилиям учебных заведений явля­ется частная платная или бесплатная общественная психоло­гическая помощь. Сюда входят психологические тренинги и консультации, регулярно действующие группы, которые ве­дут психологи и психотерапевты, а также группы само– и вза­имопомощи, службы и телефоны доверия – словом, все то, что способно воздействовать на человека не с позиций авто­ритарных оценочных систем, довлеющих в информационно– ориентированных схемах обучения и ориентированных на принудительные меры воздействия и одинаковые для всех объемы и сроки, а с позиций пробуждения самосознания, ис­ходящего из собственных, личных интересов самого челове­ка. Впрочем, поскольку образование, ориентированное на развитие качеств человека, может быть только добровольным (хотя оно не менее важно, чем информационная его часть), оно охватывает только тех людей, которые уже успели осоз­нать, что оно исключительно важно для их будущего успеха, и достаточно созрели для того, чтобы тратить на него свое вре­мя и свои деньги.

Проблема неразвитых стран, подобных странам СНГ, заклю­чается в низкой психологической культуре населения, что мож­но объяснить отсутствием давних традиций консультирования, приведшим к недостаточности практической базы для развития отечественной психологической науки. И потому сегодня нишу институтов личного развития, не занятую психологами, у нас за­нимают гадалки, священники и целители, а динамичную актив­ность европейцев и американцев – фаталистические представ­ления о судьбе или карме.

Возможно, эта книга еще раз привлечет внимание читате­лей к вопросам личного развития и ускорит формирование кри­тической массы людей с развиты» сознанием, которые будут способны изменить наше общество. Ведь человек с фаталисти­ческим видением мира мало способен прочувствовать значение таких феноменов, как Онассис, который из бедняка, не имевше­го ни связей, ни денег, ни образования, стал одним из самых бога­тых людей мира; как болезненный ребенок Дзигаро Кано, став­ший основателем борьбы дзю–do; как президент США Авраам Линкольн, занимавшийся в молодости самообразованием по но­чам, поскольку его день посвящался низкооплачиваемой физичес– койработе. Валерий Вруммель, Валентин Дикулъ, бросившие вы­зов болезням; богатейший человек планеты Вилл Гейтс, созда­вавший свое состояние с нуля, – да мало ли кто еще? Эти люди стремились, прежде всего, к своему личному успеху – но мир пос­ле них уже не мог стать таким, как прежде.

Итак, для движения к успеху следует, прежде всего, завер­шить свое жизненное образование, или, говоря иначе, – раз­вить свои качества. Как это сделать? Если в нашем близком окружении есть люди, достойные подражания, мы всегда мо­жем учиться у них; если их нет, но мы способны сформулиро­вать проблему и уже готовы заплатить за ее решение, мы мо­жем попытаться найти их в среде психологов, тренеров или консультантов, занимающихся вопросами личного развития профессионально; наконец, если вокруг нас нет ни людей, способных бесплатно помогать нам, ни денег, чтобы искать их, мы можем, по крайней мере, учиться через книги – поку­да не проявится какая–либо из первых двух возможностей в ель качествам возможно научиться большей частью через личное присутствие в своей жизни тех, кто уже выработал в себе то, что мы только еще стремимся получить.

Надеюсь, что эта книга окажет вам некоторую помощь не­зависимо от того, какую форму обучения жизненным каче­ствам вы избрали.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.