Роль европейцев на Востоке. Причины их неудач. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Роль европейцев на Востоке. Причины их неудач.

2019-11-19 213
Роль европейцев на Востоке. Причины их неудач. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже исследовали влияние, которое оказывал Восток по отношению к Востоку при посредничестве арабов. Будет небесполезно изучить обратное влияние.
Наблюдения показывают, что это влияние всегда было нулевым. Не стоило бы распространяться на эту тему, если бы не было интересно исследовать причины, по которым с такой твердостью Восток всегда отталкивал цивилизацию и верования пришедшие с Запада. Тогда как Запад легко принял все это пришедшее с арабами.
Среди общих причин бессилия европейцев в попытке внедрения своей цивилизации в другие страны нужно указать следующее: эта цивилизация-продукт эволюции длинного прошлого, и мы к ней пришли прогрессируя и пройдя необходимые для этого этапы. Желание обязать народ резко преодолеть эти этапы будет химерой, подобно тому, привести ребенка к зрелому возрасту минуя юность.
Но это не единственная причина. Ибо, среди элементов нашей цивилизации есть достаточно простые, которые они могли бы принять и приспособить к своим нуждам, но они тоже не принимаются. Следовательно, наш полный неуспех имеет другие мотивы.
Среди мотивов - исключительная сложность представления нашей цивилизации и множество искусственных требований, которые она создала. Эти искусственные требования, но решительные, ведет современного европейца к лихорадочной деятельности и труду, чтобы их удовлетворять. Такая интенсивная деятельность антипатична жителям Востока, нужды которых не совпадают с нашими. Материальная потребность китайцев, арабов, индусов и т.д. минимальны. Араб доволен, если у него есть кусок материи для одежды, вода и несколько штук фиников для питания. Индусу и китайцу требуется не больше. Немного риса и чая им хватает. Нетребовательность китайцев соединена с их мастерством в труде приводит к удивительному результату, когда случается, что на место рабочей нации претендует более высокообразованный и китаец, первый вынужден бывает уступить место китайцу. Африка и Австралия сегодня снизили ограничения азиатам на переезд на их территории.
Эта разница в потребностях жителей Востока и европейцев не менее большая чем между их способами мышления и чувствами, что создает между ними настоящую пропасть. Азиаты нисколько не желают нашу цивилизацию, посетив Европу хотят этого еще меньше. Впечатления от этих путешествий у них противоположные нашим предположениям. По их мнению, введение европейской цивилизации на Востоке было бы худшим из несчастий. Тот, кто образован, охотно приводит пример Индии. Впрочем, все едины в поддержке мнения, что жители Востока намного счастливее, более порядочны, более нравственны, чем европейцы, настолько, что они не контрастируются с последними.
Но есть очевидное несоответствие, которое существует между образом жизни, мыслями, чувствами жителей Востока и европейцем, достаточно для объяснения почему народы Востока безразличны к благодеяниям нашей цивилизации, этого недостаточно, чтобы объяснить отвращение, которое они испытывают по отношению к нашим институтам, нашей вере и нашей морали.
Было бы бесполезно скрывать причины этих чувств. Они попросту вытекают из одновременно коварного и жестокого поведения цивилизованного народа лицом к лицу с теми, кто не цивилизован или если цивилизован, то в меньшей степени.
По отношению к народам совсем нецивилизованным, то есть дикарям, результатом поведения европейцев явилось их быстрое истребление. В Америке и Океании судьба дикарей от контакта с цивилизованным человеком была идентичной с судьбой зайца приносящего ружье охотнику. Дикарей вскоре не стало: последние краснокожие исчезли, благодаря небольшой хитрости, которая состояла в отбирании охотничьих угодий, разместить их в резервациях, где нечего было есть, а потом расстреливать их как уток, когда голод заставлял их выйти оттуда. В Океании тоже тенденция к исчезновению дикарей. В Тасмании не осталось ни одного представителя местного населения.
Если поведение европейцев по отношению к дикарям не было нежными, их поведение по отношению к цивилизованным азиатам таким, как индусы и китайцы, не было чувствительно лучшим. Если даже абстрагироваться от наших войн, лишенных всякой справедливости, наше ежедневное поведение по отношению к ним, достаточно из нас делать непримиримых врагов. Кто побывал на Востоке знает, что самый последний европеец думает, что там ему все позволено. Когда азиат не эксплуатируется напрямую, как в Индии, где через налоги у него отбирают последний хлеб, это делается косвенно через обман в торговле с такой бессовестностью, которая показывает, насколько слой ласк нашего цивилизованного человека. Европеец на Востоке теряет все свои качества и опускается нравственно ниже эксплуатируемого им народа. Если бы в своих отношениях с Востоком европейские купцы были судимы по законам своих стран, мало кто из них избежал бы самого позорящего наказания.
Таким образом, не без причины азиаты имеют самое низкое мнение о нашей честности и нравственности. Рассказ об отношениях цивилизованной Европы с Китаем в 19-м веке будет одной из самых грустных страниц истории нашей цивилизации. Нашим потомкам может быть придется дорого заплатить за это. Что подумают в будущем об этой кровавой войне, названной опиумной, когда Китай заставили ударами палок согласиться на яд, которого англичане ввезли к ним и от которого китайское правительство отказывалось, испугавшись опасности от его употребления? Конечно, сегодня эта торговля приносит Англии 150 миллионов ежегодного дохода; но по самым скромным оценкам, например, доктора Христлиеба, опиум ежегодно уносит жизнь 600 тысячам китайцев. Кровавая опиумная война и насильственная торговля, следовавшая за ней, остаются в памяти китайцев как пример для разъяснения своим детям моральность Запада, которую они отвергают - и разве неправильно? - как варварскую. Когда английские миссионеры хотели их привлечь в свою веру, они отвечали: "Что! Вы нас отравили, чтобы нас уничтожить и после этого пришли нас обучать вере!" китайцы ошибаются думая так и не понимают, что англичане наследственно имеют жесткие правила специальной морали, которым они подчиняются, платя миссионерам обязанным подготовить азиатов к вечной жизни, к которой их отправляет с быстротой опиум, который они продают китайцам.
Чувства жителей Востока по отношению к европейцам поражало всех наблюдательных путешественников. Я бы цитировал среди них известного дипломата Де Рошешуарта. Заметив, в недавнем своем труде, что "удивляет иностранцев, ступивших ногой в Индию, это презрение туземцев своих хозяев", автор добавляет, что то же происходит в Китае: "Слуги белых стесняются своих соотечественников от того, что они вынуждены терпеть контакт с белыми."
Наше поведение оправдывает откровенное отвращение испытываемое по отношению к нам жителей Востока. Впрочем, я не колеблюсь добавить, естественно, ставя себя на их место, что, если бы даже показались в их глазах моделью добродетеля, они были бы заинтересованы нас отталкивать и отгородиться стеной, как это сделал однажды мудрый правитель, построив стену вокруг Поднебесной империи. Они правы, отталкивая цивилизацию, которая не отвечает их мыслям, чувствам и потребностям. На самом деле, какой интерес им отказываться от своих патриархальных институтов, от счастливого существования без притязаний и принять нашу нервную жизнь, нашу беспощадную борьбу, наше глубокое социальное неравенство, нищенское существование заводов и все различные нужды, которые порождает блестящая цивилизация.
Когда арабы завоевали Восток, они не могли принести туда плохое, о чем говорили завоеванные ими народы, были такими же жителями Востока как они, чувства, потребности и условия существования которые были сильно схожи. Пусть Индия, верхний Египте были завоеваны арабами, монголами и даже тюрками, их жители не испытали радикальных изменений при адаптации к новой цивилизации. В контакте с европейцами, наоборот, условия существования всего населения должны были измениться в корне. Слабые, чтобы конкурировать с ними, не имели другую судьбу, как индусы, черную нищету и яростные революции, которых порождала мрачная безысходность.
Губительное действие, которое осуществляется народами Востока, достаточно полно объяснено предыдущим. Чтобы оправдать ненасытную алчность европейцев, достаточно единственно сослаться на право, существующее с реальном мире: право сильного. Из всех древних убеждений, эти права хозяина еще живы. Современные нации имеют более серьезные заботы, это занятие цивилизацией другого народа, они должны думать о выживании. С возрастающей конкуренцией рас права одного народа целиком зависят от качества воинов и пушек, которыми они располагают. Никто сегодня не надеется на выживание, если он не достаточно силен. Победитель или побежденный, дичь или охотник. Таков закон современного мира. Когда речь идет об отношениях между народами, слово справедливость теряет значение и, следовательно, ценность. Это неясное определение аналогично нашим банальным заявлениям в конце наших писем. Все его используют: оно никого не обманывает. Поэты нам говорят о счастливом периоде, о золотом веке, где существовало всеобщее братство между людьми. Сомнительно, чтобы такой век был когда-либо. Очевидно, что он исчез навсегда. Обет мщения (Voe Victis) Бреннуса угрожающего римлянам на руинах Рима никогда так грозно не звучал, как в наше время. Человечество вошло в железный век, где слабые фатально должны погибнуть.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.