Арабские монументы в Испании. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Арабские монументы в Испании.

2019-11-19 228
Арабские монументы в Испании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше цитированными авторами архитектура арабов в Испании была разделена на три периода: византийский, переходный и мавританский. Хотя эта классификация была принята, я не вижу никакой серьезной причины, чтобы согласиться с этим. Слово мавританское, то есть берберское, примененной к архитектуре, мне кажется, не имеет никакого смысла, потому что ничто не указывает на то, что берберы когда-либо привнесли новые элементы в арабское искусство. Династии берберов правили над арабами Испании, как и черкасские династии над арабами Египта, но ни те, ни другие не создали ничего в их искусстве, и не было мавританской архитектуры в первой стране и черкасской во второй. Впрочем, мы знаем по свидетельству современников, что при династии берберов архитекторами были арабы. Вот что говорит по этому поводу автор той эпохи:

"Это из провинций Андалузии их империи в Магребе, писал Ибн Саид, эмиры Альмохадее Юсуф и Якуб ель-Мансур привезли архитекторов для построения сооружений в Марокко, в Робате, Фесе и Мансурии… С другой стороны, очевидно, что сегодня (1237) это процветание, блеск Марокко кажутся перенесенными в Тунис, султан которого строит монументы, дворцы, ботанические сады и виноградники как в Андалузии. Архитекторы, каменщики, плотники, художники, садовники все местные. Планы построений из Андалузии были скопированы с их монументов."

Самый старый арабский монумент Испании - это мечеть Кордовы. Она принадлежит периоду, который я бы назвал византийско-арабский, но не византийским, ибо ни один византийский монумент не похож на эту мечеть. Заимствование у византийцев (капитель в листьях, вязь, пальметта, завитки, мозаики и орнаменты на золотом фоне и т.д.) очевидно, но использование куфических букв для орнаментации, аркады в виде подковы наставленные друг на друге, разные мотивы орнаментации дают этому монументу печать оригинальности, настолько отчетливую, что его отличает от любого византийского строения.
Частное строительство, необходимость наставлять колонны, чтобы высоту конструкции привести в соответствие с шириной, давала внутренней части мечети аспект, который не встречался ни в одной конструкции до нее. Художественный вкус арабов проявляется в способе комбинирования аркад, чтобы маскировать эти наставления. Чтобы поддержать, что такая искусная идея византийская, нужно бы показать монументы, где они ими использовались.
Арабы Испании освободились от византийского влияния также быстро, как и от влияния Египта. Арабески и сталактиты заменили византийские орнаменты на золотом фоне: арка стала стрельчатой и украсилась деликатными гирляндами.
После монументов Кордовы самыми старыми являются монументы Толедо, причем очень интересными: ворота Бизагра, начатые в 9-м веке, ворота Солнце -11 век и т.д. Здесь можно проследить несколько этапов изменения арабского искусства.
Минареты старых испанских мечетей разрушены, остался только минарет Жиральда в Севилье 12-го века. Однако, можно утверждать, что они были квадратной формы, о которой я говорил выше по поводу Африки и это утверждение обосновано тем, что наподобие этих минаретов были построены башни церквей Толедо, которые еще стоят. В арабских деталях даже форма должна была быть такой же. Можно идти дальше и сказать, что Испания не знала минаретов подобных каирским, ибо иначе они также были бы имитированы христианами.
По мере продолжения арабов в в Испании, их архитектура становится все богаче и орнаментированней, и она вскоре совсем освободилась от посторонних влияний. Византийский орнамент, в частности, мозаика на золотом фоне, полностью исчезла, чтобы освободить место новым орнаментам. Два монумента Альказар в Севилье и Альхамбра в Гренаде показывает эту архитектуру в своем самом блестящем периоде.
Альказар был начат в 11-м веке, переделан в 12, 13 веках, не говоря уже о реставрациях во времена Карла V и Филиппа II и наши времена. Фасад 13-го века; патио de los munecos и зал послов и другие части считаются более ранней постройки.
В старой части Альказара не видно богатой орнаментации Альхамбры, ни куполов в сталактитах; но стили этих двух сооружений очень близки, различаются только в деталях. Высокие арки в Альхамбре очень редки, в Альказаре наоборот их много. Стрельчатые арки также мало использованы в Альхамбре, часто использованы в Альказаре. Потолок с нишами Алькаазра схожий с потолками старинных дворцов Каира и Дамаска.
В Альхамбре, строительство которого относится к 13-му веку, когда арабское искусство достигло в Испании наибольшего богатства. Орнаментация излишняя, но тонкий вкус управляет этим излишеством и невозможно подобное сооружение причислить к работам периода упадка.
Несмотря на то, что стены Альхамбры, вместо того, чтобы быть из резаного камня, построены из простого бетона, составленного из извести, песка, глины и гравия и что все орнаменты просто из гипса, сооружение очень крепкое, так как оно выдержало невзгоды в течение пяти веков, не нуждаясь в серьезных реставрациях.
Основные особенности специфичные архитектуре Альхамбры, которые отличаются от таковых Альказара следующее. Покрытые всей поверхности цветной лепниной, использование легких рифленых горизонтальных колонн и поддерживающих шапито, покрытое лепными украшениями и орнаментом виде листьев, окна, образованные аркадами почти круглой формы, тонко украшенными гирляндами, и окруженные прямоугольным обрамлением, потолок покрытый парусами свода в форме сталактитов.
В Египте сегодня не существует дворцов - современников Альхамбры, но если мы сравним его орнаменты с орнаментами мечетей, кажется очень вероятным, что должна была существовать большая разница между ними. Искусство арабов Испании и Египта, несомненно, родственны, но все периоды существования представляли только очень далекое средство.
Влияние архитектуры арабов на архитектуру христиан, которые заменили их, значительно. До их изгнания мусульмане часто использовались при постройке и ремонте христианских монументов. Комбинация двух искусства породила новый стиль, называемый mudejar. Мы дадим много примеров в главе, посвященной влиянию арабов в Европе.
Кроме стиля, о котором я только что говорил, в Испании еще встречается в старых синагогах особый стиль, впрочем, очень близкий к арабскому стилю и которого можно назвать иудео-арабским. Он едва отличается от первого только использованием в украшениях букв из иврита и различными орнаментами, заимствованными из растительного мира. Старинные синагоги ель Трансито и Санта-Мариа ля Бланка в Толедо представляют интересные образцы этого стиля. Там много напоминает византийскую эпоху.

Монументы Индии.

Изучение мусульманских монументов Индии представляет поразительный пример модификации, которой может подвергаться архитектура одного народа под влиянием другого, с которым контактирует.
Мы видели, что когда арабы прибыли в Индию, они встретились с древней и сильной цивилизацией; и если они сильно повлияли на эту цивилизацию с точки зрения языка, религии, искусства, то политическое влияние было бы слабым.
Наше описание мусульманских монументов в Индии нам показало, насколько история влияния народа написана на них. В первых сооружениях таких как ворота Аладина, взаимовлияние индусское и арабское сильно, византийские следы слабые. Позже, наоборот, византийское влияние в разных пропорциях с индийским превалирует: арабское влияние проявляется только в части аксессуаров таких, как использование надписей, сталактит как мотив орнаментации и форма аркад. Мавзолей Акбара, Тадж Махал, дворцы великих моголов и т.д. - примеры комбинации всех влияний. Суперпозиция стилей различных форм дает новый стиль, который можно назвать монгольский стиль Индии или индо-персидско-арабский. Его отличие выявляется, прежде всего, в минаретах. Обычно они конической формы, как персидские, но не эмалированные, часто покрыты каннелюрой и имеют несколько этажей. Их орнаментация и общая форма позволяют легко при первом же взгляде их отличие от аналогичных конструкций Испании, Африки и Каира.

Монументы Персии.

Персидские монументы времен Сасанидов, то есть времен арабского завоевания, сегодня представлены только через развалины. Большинство, построенных первыми халифами, в развалинах. Поэтому изучение истории персидской архитектуры и, прежде всего, истории влияния на арабскую вначале, позже наоборот, очень затруднительно.
Большинство важных сооружений Персии было построено при правлении шаха Аббаса в 16-м веке; но когда их сравнивают с руинами предыдущих монументов, видно, что они репродукции более древних моделей. Их стиль значительно отличается от стиля арабов; общее между ними в некоторых деталях орнаментации.
Ватисиер, в своей истории монументальной архитектуры говорит по поводу мечетей Персии, "что не кажутся отличными от мечетей Сирии." Я не знаю, на какую базу может опереться такое утверждение. Я со своей стороны не мог найти никакой схожести этих монументов. Старинные мечети Сирии, то есть Дамаска, Иерусалима и Хеврона не могут быть сравнены с мечетями Исфахана. Без сомнения, персидское искусство имеет родство с арабским: повлияв вначале на него, потом получило влияние от него, но его оригинальность мне не кажется спорной.
Отличительные особенности персидских мечетей многочисленны и на виду. Основные в форме минаретов, аркад, куполов и во внешней орнаментации.
Персидские минареты, даже самые старые, напоминают по форме наши заводские трубы. Они все конические, невысокие, с эмалированной поверхностью и, обычно, имеют только одну галерею в вершине. Таким образом, они сильно отличаются от квадратных минаретов Сирии, Африки и Испании и еще больше от египетских, представляющих из себя башни с несколькими галереями, с различными секциями на каждом этаже и которые украшены различными скульптурами.
Корпус персидских мечетей не менее характерен. Вход в монумент состоит из гигантских ворот, которые встречаются и в развалинах древних мечетей таких, как мечеть Хамадан. Высота ворот такая же как у фасада и в верхней части оканчиваются стрельчатой аркадой, утолщенной сбоку, совсем особой формы. Никакая арабская мечеть не имеет такого фасада.
Внешняя орнаментация персидских мечетей также особенная. Они покрыты эмалированным фаянсом с различными рисунками, в основном, цветами. Такая мода орнаментации присуща только персам, и когда они встречаются в некоторых арабских монументах, например, в мечети Омара, можно утверждать, что в строительстве участвовали персидские мастера.
Купола персидских мечетей луковицообразные, но мне кажется, что это простое преувеличение подковы или приподнятого и суживающей у основания купола арабских мечетей Каира. Увеличивая боковое утолщение стрелок, персы пришли к своим куполам, которые встречают в современных мечетях Багдада, и я их видел в России в большинстве церквях, прежде всего, в московских. Последних считают византийского стиля, но квалификация как византийско-персидский стиль будет более справедливой. Русские, как и тюрки, были неспособны иметь свой оригинальный стиль; но они отлично могли приспособить к своим нуждам, перемешивая их, элементы, заимствованные у архитектуры народов, с которыми они общались.
В развалинах старинных персидских мечетей не находят луковицевидных куполов. В большинстве мечетей Самарканда, Мешхеда, Султанисха, Верамина, Еревана и т.д., которые воспроизводят, без сомнения, предыдущие элементы, купола византийские или едва суженные в основании.
В персидских мечетях часто использованы парусные своды со сталактитами и надписи с арабскими буквами. Это основные элементы, взятые у арабов.
Читатель, который бы захотел дополнить предыдущие исследования изучением гравюр, представленных в этой книге, легко бы узнал, что арабская архитектура значительно меняется от страны к стране. И что нельзя собрать в одну квалификацию так непохожие друг на друга монументы так, например, под именем французского стиля собрать римские, готические монументы и монументы эпохи Возрождения, построенные в нашей стране.
Стиль византо-арабский Испании, представленный мечетью Кордовы и стиль византо-арабский Египта, представленный мечетями Амру и Тулуна, имеют очень отдаленную схожесть. Тоже самое можно сказать об арабской архитектуре Альхамбры и мечети Кит бея. Поэтому необходимо установить классификацию арабского стиля и за основу взять метод, который мы использовали для классификации рас, страны. Мы думаем, что при достигнутом уровне знаний, можно установить следующее разделение:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.