Словно легкая изгородь между небом — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Словно легкая изгородь между небом

2019-11-18 138
Словно легкая изгородь между небом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 и землёй вознёсся кверху храма

 многоярусный иконостас.

А там за иконостасом таинственный алтарь…

Точно из другого мира смотрят на

 вас с икон своих святые…

Е.Поселянин

    Холодный храм. Его внутреннее устройство: обстановка и убранство главного Николаевского алтаря и среднего храма.

    Холодный храм помещается в верхнем этаже церковного здания и имеет 3 престола. Главный в честь святителя Николая Чудотворца. Другие два в приделах: в честь Казанской иконы Б. Матери и великомученицы Екатерины.

    Внутреннее устройство храма холодного представляется в следующем виде: нижний притвор (паперть).

    Холодный храм имеет 2 паперти: верхнюю и нижнюю. Последняя расположена под колокольнею внутри нижнего колокольного яруса и представляет собою квадратное помещение, каждая сторона которого равна сажени аршина, с куполообразным сводом и 3 пролётами в северной, южной и западной стене. Из означенных пролётов два, западный и южный, в настоящее время заделаны деревянными щитами, причём в щите западного пролёта проделано окно для освещения паперти, а в северном пролёте устроены входные двери, о которых мы имеем случай упоминать.

    Высота паперти до свода около 4 сажен. В восточной стене высокая арка, ведущая вверх на лестницы.

    Пол паперти деревянный, окрашен охрой, от входных дверей возвышается на 5 ступеней.

    Стены отштукатурены, выкрашены синей масляной краской.

    На стенах и своде живописные клейма, а именно: на восточной стене свода изображена Пресвятая Троица; на западной – два ангела, несущие крест; на южной – два ангела с книгой, раскрытой на словах: «Вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем вам. Приступите к сионской горе и ко граду Бога живого и внидите и благословенны будете»; на северной стороне – два ангела, обращённые лицом к друг другу, держат в руках: один копиё и чубку на трости, другой потир, покрытый воздухом.

    На стенах паперти изображены: направо от входных дверей св. мученики Харлампий и Антипа, преподобный Кирилл Новоезерский, преподобный Кирилл Белоезерский с хартией, на которой написано: «Богомолец наш Кирилл благословляет вы Модест патриарх Иерусалимский и святой мученик Власий»; налево от входа очищение 10 прокажённых, св. Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и возвращение блудного сына к отцу своему.

    В арке восточной стены на верху живописное изображение Тольгской Б.М. с 2-мя коленопреклонёнными ангелами; ниже слова: «Сё схиния Божия утверждающая человеки», относящиеся конечно не к указанной иконе, а к храму в который ведёт арка. В самой арке изображены два ангела с хартиями. На хартии одного написано: «Освятил есть селение своё Вышний Святыня и великолепие во святилище Его. Сия врата Господня праведнии внидут». На хартии другого слова псалма: «Приидите чада Господня, послушайте мене страху Господню научу вас». Все означенные клейма в числе 19 писаны в 1861г. местным живописцем Стефаном Стыхиным.

    Из арки две широкие деревянные лестницы, в 22 ступени каждая, поставленные параллельно друг к другу; ведут на верхнюю паперть. Лестницы при спуске в арку делают поворот и одной стороной примыкают вплотную к каменной стене, а с другой стороны ограждены деревянными перилами, из точёных столбиков. Такие же перила и на верхней площадке вокруг лестничных спусков.

Верхний притвор

    Верхняя паперть расположена непосредственно перед входом в трапезу холодного храма и представляет собой палаты с плоским потолком и 4мя большими окнами (по 2 окна со стороны), причём окна без решёток.

    Длина паперти 3 сажени аршина, ширина 2 сажени аршина. Высота около 2х саженей. Потолок оклеен бумагой, стены отштукатурены, пол деревянный окрашен охрой, стены и потолок выбелены.

    В западной стене паперти справа дверь на колокольню, с небольшой лестницею, слева глубокая ниша с полукруглым верхом. В восточной стене высокая с полукруглым верхом арка, украшенная кирпичными выкладками в виде продольных поясов; в ней деревянные глухие двухстворчатые двери, обитые железом и запирающиеся внутренним запором и двумя большими висячими замками.

    По сторонам арки две иконы в киотах, писанные на цинке: налево святителя Николая, направо Богоматери (по картине Васнецова) Христос на руках у Богоматери. Она несёт Его к вам, но самому Христу не терпится: он рвётся из рук, напряжённо устремился на вас глазами; распростёр руки устремляясь и всем своим ещё детским тельцем к вам. (На подлиннике изображение этой иконы).

Алтарь

    Алтарь полукруглый с куполообразным сводом и с окнами с прочными железными решётками.

    В ширину имеет 9 арш. 3 четверти. В длину от царских врат до горнего места 10 аршин, высота до средины свода аршин. От среднего храма алтарь отделяется толстою, в 2 арш., каменной стеною с аркою посередине и 2 пролётами для пономарских дверей.

     Пол в алтаре деревянный, окрашен охрой. Стены и свод покрыты жёлтым колером. На своде живописные клейма: над горнем местом Тайная вечеря, писанная по картине Леонардо да Винчи: «Один из вас предаст меня, сказал Учитель ученикам, и вот одни из них как бы уйдя в себя проверяют в сосредоточенной задумчивости свою совесть, другие оживлённо говорят, делают догадки друг перед другом. Глаза спасителя полузакрыты, взор опущен от всей его фигуры, от божественно-светлого лица и от недоумевающе распростертых по столу рук веет всепрощающей любовной скорбью…».

    На правой стороне свода моление о чаше, на левой несение креста; над самым престолом Дух Святой в виде белого голубя в сиянии; на западной стене над аркою Господь вседержитель на троне в царском облачении.

    Все означенные клейма написаны в 1891 г. Иваном Николаевичем Чернышовым. Вокруг клейм и по краям свода уборка, сделанная на подобие лепкого узора; на стене написаны белые колонны как бы поддерживающие свод.

    На горнем месте в окне писанная на полотне световая картина Воскресения Христова, в деревянной крашеной раме. На тёмном фоне гробовой пещеры на большом поваленном камне стоит Сияющий Воскресший Христос. Правая рука его простёрта вверх, а в левой белая развевающаяся хоругвь.

    Направо от него коленопреклонённый ангел (светлый); внизу два воина: один в полусидячем положении и, по-видимому, только ещё проснулся, другой в глубоком обмороке лежит на щите, брошенном на землю.

    Картина написана в 1902 г. живописцем Владимиром Васильевичем Кустовым; размер ея 3 аршина 6 вершков в вышину и 2 аршина ширины.

    Престол и жертвенник в алтаре из простого дерева столярной работы, в указанную меру.

    Срачица на том и другом полотняная; одежда на престоле из золотой парчи, на жертвеннике из парчи с малиновой бархатной настилкой, крестами и цветами по золотому фону.

    Антиминс шёлковый жёлтого цвета, освящён Епископом Вологодским и Устюжским Феодосием в 1873 г.; завертывается в красный шёлковый плат.

    За престолом массивный медный высеребренный семисвечник с литым Распятием, пред которым имеется подставка ещё для восьмой свечи.

    Запрестольные крест и икона Богоматери деревянные с рукоятьями, в деревянных крашеных тумбах.

    Крест четырёхконечный с резным сиянием, весь вызолочен по полименту; на лицевой стороне его накладное Распятие, писанное на цинке, на обороте живописный медальон Воскресение Христово. Запрестольная икона Богоматери круглая в резной золочёной по полименту раме с короной на верху; на лицевой стороне иконы изображение Казанской Б.М., на обороте Николая Чудотворца. Означенные запрестольные образы заведены в 1888 г., в 1919 г. были вновь переписаны и вызолочены Евгением Григорьевичем Ермолиным.

    Направо от престола в стене большая четырёхугольная ниша. У северного алтарного окна жертвенник. Над жертвенником на стене старая напрестольная плащаница, писанная красками на полотне в крашеной раме под стеклом. Спаситель на ней изображён с предстоящими.

    За жертвенником в окне аналойная икона Николая Чудотворца, писанная в 1900 г. Владимиром Кустовым.

    На восточной стене алтаря направо от среднего окна икона (15×13 верш.) Успения Богоматери в ризе из серебряной фольги с золочёными фольговыми венчиками.

    Направо от жертвенника в стене две ниши, в простенке между аркой и северными дверями горно для раздувания кадила, а в простенке между аркой и южными дверями – казнохранилище с железной дверью под висячим замком.

Средний храм

Это светлый храм с прекрасным резонансом, длина его от предалтарного иконостаса до трапезной арки  аршин. Ширина 13 аршин, вышина около 10 сажен. Толщина стен арш. Купол шатрообразный, оканчивающийся узким и продолговатым фонарём.

Освещается средний храм двумя рядами окон (по 5 окон на стороне, 2 вверху и 3 внизу, четырьмя узкими окнами в фонаре купола).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.