Психоаналитические («глубинные») теории личности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психоаналитические («глубинные») теории личности

2019-09-26 338
Психоаналитические («глубинные») теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психоанализ, будучи на начальных этапах его становления в Европе непопулярным, критикуемым как со стороны психологов, так и со стороны философов и врачей, учением о личности, со временем, особенно после того, как его признали и приняли в США, приобрел не меньшее распространение, чем другие учения о личности.2

2 Тем не менее, после того как ученые-психологи выступили с резкой критикой психоанализа З. Фрейда как научно необоснованного учения, он фактически отделился от психологии и приобрел самостоятельность. В настоящее время психология и психоанализ – это не только два разных, практически не пересекающихся направления в учении о личности, но разная практика работы с людьми и даже разные специальности. Психологов и психоаналитиков сейчас готовят по разным программам и в разных учебных заведениях.

В связи с тем, что со многими положениями классического психоанализа З. Фрейда были несогласны не только ученые-психологи, но и первоначальные сотрудники и сторонники Фрейда (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и другие), они предпочли называть свои учения не психоаналитическими, а «глубинной» психологией личности. Тем самым они хотели подчеркнуть, что при изучении личности они, как и З. Фрейд, стремились проникнуть на пределы сознания в «глубины» бессознательного в психологии и поведении людей.

Из многочисленных, существующих в настоящее время психоаналитических (глубинных) теорий личности в первую очередь следует рассмотреть классическую психоаналитическую теория основателя этого учения З. Фрейда.

Структура личности в теории Фрейда представлена как состоящая из трех относительно независимых областей: бессознательного (Ид), сознания или самосознания (Эго) и сверхсознания (Супер-эго). В состав бессознательной части личности входят два основных инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Первый из названных инстинктов побуждает человека к сохранению и продолжению жизни, а второй — к ее уничтожению.

Эти инстинкты, согласно учению Фрейда, не осознаются человеком и не признаются как реально управляющие его поведением, но, тем не менее, побуждают человека искать способы их наиболее полного удовлетворения. Бессознательно реализуя эти инстинкты, следуя им, человек, говоря словами Фрейда, действует, исходя из «принципа удовольствия».

Ид - самая примитивная подсистема личности. Ей принадлежат основные биологические импульсы: есть, пить, освобождаться от продуктов

жизнедеятельности, обеспечивать физически благоприятные условия суще-

ствования, получать сексуальное удовольствие.

Однако, живя в человеческом обществе, находясь среди воспитанных, культурных людей, человек вынужден соблюдать принятые в нем правовые и моральные нормы, запрещающие открыто проявлять и удовлетворять свои инстинкты. Соответствующие социальные нормы, как и инстинкты, являются частью его личности и входят в ее состав под названием Супер-эго. Данная часть личности управляет поведением человека, исходя из принятых им правовых и моральных норм морали. Между Ид и Супер-эго, по Фрейду, существует изначальный и не разрешимый конфликт, который порождает у данного человека множество проблем психологического характера. Эти проблемы человеку в какой-то степени удается разрешать или, во всяком случае, сглаживать их остроту за счет обращение к третьей части своей личности – Эго. Эго представляет собой самосознание человека. В нем, в частности, находятся так называемые защитные психологические механизмы. Они являются приемлемыми с правовой или моральной точек зрения способы объяснения и оправдания человеком своего поведения, основанного на инстинктах. В отличие от Ид, Эго подчиняется принципу реальности, то есть стремиться согласовать импульсы, идущие со стороны Ид, с реальной действительностью.

Эго, согласно учению Фрейда, действует прагматично и расчетливо, допуская удовлетворение инстинктов и, вместе с тем, стремясь к тому, чтобы как можно меньше нарушать принятые человеком моральные и правовые нормы. Данная подструктура личности служит своеобразным посредником (арбитром) между двумя другими, несовместимыми друг с другом частями личности – Ид и Супер-эго.

Приведем описания некоторых из защитных психологических механизмов:

1. Отрицание. Когда реальная действительность оказывается неприятной для человека, он как бы закрывает на нее глаза, старается ее не замечать, отрицает сам факт ее существования или же стремится преуменьшить исходящую от нее угрозу.

2. Подавление (вытеснение). В отличие от отрицания подавление касается блокирования со стороны Эго внутренних импульсов, идущих от Супер-эго, и указывающих человеку на что-либо неприятное и неприемлемое для него в нем самом по моральным или этическим соображениям.

3. Рационализация. Это попытка разумного объяснения человеком своих поступков, которые нарушают принятые нормы, их оправдание на рациональной основе, как правило, уже после того, как поступок совершен. 4. Проекция. Действие этого защитного психологического механизма заключается в том, что человек собственные неприятные или нежелательные качества бессознательно приписывают другим людям, т. е. проецируют на них.

5. Замещение (сублимация). Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении нравственно неприемлемого для человека способа реализации инстинкта каким-либо другим, более или менее приемлемым с нравственной точки зрения.

Защитные психологические механизмы личности З. Фрейд (всего таких механизмов в его работах выделено и описано 12) рассматривал как сознательную или бессознательную стратегию эго человека, к которой он обращается, когда импульсы, идущие со стороны Ид, угрожают его психологическому благополучию, т.е. порождают у него состояние тревоги.

Основным средством познания бессознательного Фрейд считал толкование сновидений. Почти каждое сновидение, согласно его учению, может быть истолковано как способ удовлетворение какого-либо инстинкта,

заложенного в Ид.

К. Юнг разработал свою психоаналитическую концепцию, которую в отличие от теории Фрейда – психоанализа - он назвал аналитической психологией. Он предложил другую трактовку бессознательного. В его состав, по Юнгу, входят личное и коллективное бессознательное, причем последнее играет более важную роль в управлении психологией и поведением человека, чем первое.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, имеет исторический характер, уходит своими корнями вглубь веков. Оно включает в себя опыт, накопленный многими поколениями людей, зафиксированный в генотипе и передаваемый из поколения в поколение. Коллективное бессознательное состоит из устойчивых «первичных психических образов» - архетипов. Они представляют собой врожденные идеи, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать определенным образом на различные события в их жизни. Каждый архетип связан с тенденцией определенным образом выражать чувства и мысли человека в отношении соответствующего события, объекта или ситуации.

Архетипы могут иметь разную форму: образную, мысленную, или чувственную, т.е., проявляться во многих характерных для человека видах психических явлений. Все архетипические образы имеют, кроме того, древнее выражение в мифах, религиозных обрядах. При всем многообразии психики и поведения разных людей у них много общего, и это общее определяется, по Юнгу, именно архетипами. Архетипические образы и идеи нередко отражаются в сновидениях, встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии.

Душа (то же самое, что личность), по К. Юнгу, состоит из трех относительно независимых, но взаимодействующих друг с другом структур: Эго, индивидуального бессознательного (бессознательное по З. Фрейду) и коллективного бессознательного. Эго является центром сознания и самосознания человека. Согласно К. Юнгу, конечная жизненная цель человека - полная реализация его Я, т. е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в данном направлении уникально и продолжается на протяжении всей его жизни. Оно включает в себя процесс, обозначаемый как индивидуация. В конечном ее выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальности, полное развитие и выражение всех составляющих его личности или того, что Юнг называет самостью. Архетип самости является центральной частью личности и уравновешивает многие противоречивые качества, входящие в состав личности. Итог индивидуации — самореализация. Она достигается с трудом и доступна не всем личностям.

А. Адлер также создал свою оригинальную психоаналитическую теорию личности. Правда, сам автор не считал себя учеником и последователем З. Фрейда и предпочитал для обозначения созданной им теории личности пользоваться словами «индивидуальная психология».3 3 К. Юнг в отличие от А.Адлера не полностью отказался от названия «психоанализ», предложенного З. Фрейдом, только при обозначении своей теории переставил в нем слова местами. Если термин «психоанализ в его развертке означал «психологический анализ», то К. Юнг для обозначения своего учения предпочитал пользоваться словосочетанием «аналитическая психология».

Система взглядов Адлера на личность включает четыре ее составляющих: цель жизни, индивидуальный стиль жизни, социальный интерес и комплекс неполноценности. Кроме того, А. Адлер полагал, что многие люди в своем психологическом развитии стремятся к превосходству, к «завоеванию окружающей среды» и адаптации к ней. Адаптация к среде, по мнению Адлера, является фундаментальным законом жизни. В этом плане он солидаризировался с Ч. Дарвином, учение которого оказало заметное влияние на его взгляды.

Представление об адаптации в своей теории личности Адлер сочетал

с идеей о том, что человек стремится развиваться, самосовершенствоваться. В этом существенную роль играют разум, сознание и воля. Цели, которые люди ставят перед собой, индивидуально своеобразные пути их достижения дают ключ к пониманию личности.

Все люди обладают индивидуальной творческой силой (творческой потенцией), которая обеспечивает им возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Свободная, осознанная деятельность человека является определяющей чертой его личности. Убежденность в этом делает взгляды Адлера на личность более близкими к экзистенциальной или гуманистической психологии личности, чем к психоанализу.

Одной из главных идей в теории личности Адлера является положение

о том, что общество и личность положительно связаны друг с другом, и суть человеческой личности можно постичь через анализ ее социальных связей и отношений. Они могут быть позитивными, способствующими развитию человека, как личности, и негативными, препятствующими этому. Позитивные связи личности с обществом Адлер представляет через понятие социального интереса, то есть заинтересованности человека в благополучии общества, в котором он живет, и других людей.

Существенный вклад в разработку теории личности в ее психоаналитическом выражении внесли работы Адлера, посвященные комплексу неполноценности. Этот комплекс, по мнению Адлера, возникает у ребенка еще в детстве, когда он, сравнивая себя с взрослыми людьми и другими детьми, обнаруживает, что они в чем-то существенном превосходят его. У ребенка возникает желание избавиться от комплекса неполноценности, и это стремление становится основанием для того, что Адлер называет стремлением к превосходству. С появления комплекса неполноценности начинается длительная и трудная борьба человека за достижение превосходства над теми людьми, которые его превосходят в данный момент времени, и с которыми связан его комплекс неполноценности. Стремясь избавиться от комплекса неполноценности, человек вырабатывает собственные жизненные цели и планы, к реализации которых он с детства стремиться.

Цели жизни, которые выбирают и ставят перед собой дети, не есть нечто четко определенное, продуманное и реалистичное. Большинство из них представляют собой так называемые фикции, т.е. такие цели, которые или не достижимы, или достижение которых не избавит человека от комплекса неполноценности.

Для того чтобы достичь поставленной цели, человек строит далеко иду-

щие планы на будущее. Чтобы эти планы реализовать на практике, человек определяет для себя средства из достижения, которые становятся основой его стиля жизни.

Понятие стиля жизни – одно из основных в учении Адлера о личности. Под стилем жизни он понимал способ достижения человеком своих жизненных целей, включая совокупность средств, позволяющих ему это сделать в намеченные сроки. Стиль жизни включает в себя уникальное соединение свойств личности с особенностями ее поведения, привычками, которые в совокупности создают неповторимую картину жизни данного человека. Все, что делает человек, определяется и направляется его стилем жизни. От него, в частности, зависит, каким сторонам жизни данный человек уделяет повышенное внимание. Стилем жизни, по Адлеру, объясняется постоянство личности, ее направленность или ориентация по отношению к людям и окружающему миру.

Наличие социального интереса является основным критерием психического здоровья человека. Нормальные, здоровые, как личности, люди заботятся не только о себе, но и о других. Их стремление к превосходству, в конечном счете, направлено не только на себя, но и на благо других людей. Они понимают, что мир устроен не идеально, и берут на себя задачу его совершенствовать.

Концепция творческого Я также выступает одним из ключевых научных понятий в теории личности Адлера, причем, некоторые историки психологии считают разработку представления о творческом Я высшим научным достижением Адлера. В понятии творческого Я Адлера реализовалась идея активной организации жизни человека как личности. Творческое Я проявляется в том, что каждый человек сам для себя определяет стиль своей жизни, лично ответственен за то, что и как он делает. Творческое Я устанавливает способы достижения человеком своих целей, формирование и развитие у него социальных интересов. Оно же превращает человека в свободную, самоопределяющуюся личность.

В отличие от классического психоанализа З. Фрейда К. Хорни в своей теории личности сместила акцент с прошлого на настоящее. Прошлое, по ее мнению, выступает в личности и ее поведении не само по себе, а как то, что проявляется в настоящем, а настоящее, в свою очередь, это часть процесса реального психологического развития человека, мало связанного с прошлым.

Тем не менее, многие проблемы психологического характера, возникающие у взрослых людей в настоящем, Хорни связывает с их прошлым, в частности с опытом раннего действа, включающим в себя общение матери с ребенком. Причину детских неврозов Хорни видил не в сексуальности, как это делал З. Фрейд, а в совокупности детских переживаний, связанных с ранним опытом жизни. Если отношения матери с ребенком в раннем детстве складываются неблагополучно (мать не любит своего ребенка, пренебрегает им, бросает его одного, мало о нем заботится), то у ребенка возникает тяжелое, неприятное чувство, которое Хорни называет базальная тревога. Пытаясь избавиться от нее по мере взросления, сначала ребенок, а затем и взрослый человек находят решение проблемы либо в чрезмерной уступчивости (стремление к людям), либо в уединении (стремление от людей), либо в агрессивном поведении по отношению к людям (стремление против людей).

Таковы, по Хорни, основные межличностные защитные стратегии поведения, которые, однако, не решают проблему избавления от базальной тревоги, но могут превратить человека в невротика.4

4 Известная книга К. Хорни так и называется «Невротическая личность нашего времени». В ней Хорни подробно описывает и объясняет указанные процессы.

Еще один известный представитель психоанализа (правильнее было бы с учетом сделанного выше замечания относительно разногласий многих ранних представителей психоанализа с З. Фрейдом сказать «глубинной психологии») Э. Фромм также предложил свое оригинальное учение о личности. Это учение иногда называют гуманистическим психоанализом и связывают с экзистенциальной психологией личности, подчеркивая тем самым, что в нем своеобразным образом сочетаются идеи классического психоанализа с другими учениями о личности.

Э. Фромм утверждал, что у человека в отличие от животных имеются так называемые экзистенциальные потребности. Одна из них - это потребность установления и сохранения благоприятных отношений человека с окружающими людьми. Она проявляется в стремлении человека к объединению с другими людьми на эмоционально положительной основе. Вторая экзистенциальная потребность - это преодоление себя. Оно выражается в желании человека усовершенствовать себя как личность, подняться над пассивным существованием, переместиться в «царство целеустремленности и свободы». Третья экзистенциальная потребность – это так называемая потребность в самоукоренении. Она направлена на то, чтобы сделать окружающее для человека своим домом, установить тесные связи с миром. Четвертая экзистенциальная потребность - обретение самоидентичности. Это означает стремление человека понять и осознать себя как отдельно существующую, самостоятельную и цельную личность. Пятая потребность - потребность обладания системой ценностей, которая позволяет человеку иметь собственное мнение и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.

Специфика психологического учения Э. Фромма о личности, которая отличает его от других психоаналитических (глубинных) концепций, заключается в следующем. В нем внимание акцентируется на социальных детерминантах человеческой личности и одновременно с этим - на человеческих взаимоотношениях. В данном учении утверждается, что главной психологической проблемой современного человека является его одиночество, порожденное отделением человека от природы и отчуждением от других людей. Еще одной проблемой современного человека стало отсутствие у него подлинной внутренней свободы.

Личность Э. Фромм определяет как совокупность врожденных и приобретенных свойств, характеризующих каждого отдельно взятого человека и определяющих его уникальность. Центральной частью личности является характер, который Фромм определяет как относительно устойчивую совокупность стремлений человека, не являющихся по своей природе инстинктивными (биологическими).

Характер человека может быть позитивным и негативным. Он определяется обществом, в котором человек рождается, живет и развивается. Позитивный характер проявляется в стремлении человека к объединению с другими людьми, в любви и заботе о них. Однако, жизнь человека в современных социальных системах складывается таким образом, что они в основном порождают и поддерживают негативные характеры людей.5 Среди типов характеров, формируемых и поддерживаемых обществам, основанным на рыночной экономике,6 автор выделяет рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный типы характеров. Они определяются следующим образом.

5 Особенностью мировоззрения Э. Фромма было то, что он положительно оценивал труды К. Маркса и верил в возможность построения справедливого коммунистического общества. Однако жизнь ученого сложилась так, что ему все время пришлось находиться в условиях идеологически неприемлемых для него социальных систем: авторитарной и капиталлистической. 6 Эти типы характеров Э. Фромм представил и описал после того, как в годы фашизма вынужден был эмигрировать из Австрии в Соединенные Штаты Америки, и там столкнулся с обществом, основанным на свободной рыночной экономике (так называемый «дикий капитализм»).

Поведение человека с рецептивным типом характера отличается тем, что, исходя из того, что источник его благ находится вне его, данный человек пассивно стремится завладеть нужными ему вещами и людьми. Эксплуататорский тип характера отличается от предыдущего наличием агрессивных тенденций и, соответственно, стремлением активно завладеть тем, что ему необходимо, за счет использования (эксплуатации) других людей. Поведение людей накопительского типа характера отличается стремлением сохранить при себе то, что они уже имеют. Люди с рыночным характером отличаются тем, что решают свои жизненные проблемы на условиях обмена, вступая с другими людьми в рыночные отношения. Себя и других людей такие личности воспринимают как своеобразный товар. Все люди с подобными, негативными типами характеров избирают, по мнению Э. Фромма, непродуктивную с точки зрения их личностного роста стратегию жизни.

Современное общество, пишет Э. Фромм, имея в виду знакомые ему авторитарные социальные системы и системы, основанные на рыночной экономике, устроено нерационально, так как оно не в состоянии поддерживать и развивать в людях идеалы добра. Поэтому человек, живующий в современном мире, обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера, что порождает у него внутренние конфликты и приводит к неврозам. Из ученых более позднего времени психоаналитических идей также придерживался Э. Эриксон. Он в своих исследованиях личности опирался на ключевые положения теории З. Фрейда, однако, в конкретных представлениях о личности и ее развитии существенно отошел от классических трудов З. Фрейда. Эриксона признают ученым, который во второй половине ХХ в. внес наибольший вклад в развитие психоаналитической теории, но, вместес тем, его же называют «самым недогматическим фрейдистом».

Между классическим психоанализом З. Фрейда и учением Э. Эриксона

о личности имеются существенные различия по четырем пунктам. Во-первых, Эриксон сместил акцент с Ид на Эго (поэтому его учение иногда называют эго-психологией). С точки зрения Э. Эриксона, именно Эго является основой личности человека. Главным направлением развития человека как личности, по Эриксону, является его социальная адаптация. Эго-психология описывает людей как рационально мыслящих, способных принимать разумные и ответственные решения. Во-вторых, Э. Эриксон предложил новый взгляд на взаимоотношения ребенка с родителями в процессе его психологического развития, включил в анализ этих взаимоотношений культурно-исторический контекст. В-третьих, теория развития личности Э. Эриксона охватывает всю жизнь человека, в то время как у З. Фрейда она в основном относится к детству. В-четвертых, Э. Эриксон по-иному трактует природу и разрешение психосексуальных конфликтов.

В основе теоретических работ, написанных Эриксоном и посвщенных личности, лежит концепция циклов человеческой жизни, модель личности и ее развития, которая представляет процесс личностного роста человека и его изменения от рождения до преклонного возраста. Главный вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития он выделил стадии психосоциального развития человека.

Свою модель стадий психосоциального развития человека Эриксон назвал эпигенетической. Она явилась одной из первых в истории психологии, описывающих полный цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. Название «эпигенетическая» указывает на то, что каждый новый элемент в личностном развитии человека, согласно Эриксону, появляется и развивается, надстраиваясь над уже существующими элементами («эпи» означает «над», а «генезис» — «рождение»). Появление каждой последующей стадии, ее особенности определяются спецификой развития человека на предыдущих стадиях.

Каждая стадия располагает, по Эриксону, своей «задачей развития» и характеризуется своеобразным кризисом, который человек, как личность должен преодолеть, для того чтобы перейти на следующую стадию развития. Все стадии связаны друг с другом и проходятся в определенной последовательности. Они в теории Эриксона имеют следующие названия:

1. Доверие в противоположность недоверию.

2. Уверенность в себе в противоположность сомнениям в себе.

3. Инициатива в противоположность пассивности.

4. Жизненное, самоопределение, экспериментирование над собой в противоположность неопределенности в выборе професси, норм морали, и боязни проводить над собой социально-психологические эксперименты.

5. Полоролевая идентичность в противоположность путанице ролей.

6. Близость к людям в противоположность изоляции.

7. Продолжение личностного роста в противоположность застою.

8. Удовлетворенность в противоположность отчаянию.7

7 Словосочетание «в противоположность» в названиях этих стадий указывает на то, что на каждой стадии психосоциальное развитие личности может пойти по одному из двух путей, объединенных этими словами.

На первой стадии развития, приходящейся на ранние годы человека, от рождения до примерно 4-5 лет, он может приобрсти такую положительную черту характера, которая проявляется в доверии к людям, или отрицательную черту характера, реализуемую в недоверии к людям (страхе перед людьми). На второй стадии, относящейся к возрасту от 4-5 до 8-9 лет, в личности, как позитивное, может сформироваться независимое, уверенное в себе поведение или, как негативное, появится сомнения в себе (комплекс неполноценности). На третьей стадии, включающей период жизни от 8-9 до 11-12 лет, в нормально развивающеся личности формируется инициативность, а в психологии и поведении ненормально развивающейся личности - пассивность. Во время червертой стадии, включающей значительный период жизни, от 11-12 до 19-20 лет, происходят весьма заметные изменения в личности, связанные с ее полным формированием и обретением устойчивости. Они касаются выбора человеком будущей профессии, норм морали (жизненное самоопределение), а также стремления человека испытать себя в различных жизненных ситуациях (социально-психологическое экспериментирование). У нормально развивающейся на этой стадии личности все это происходит, а у неблагополучно (ненормально) развивающейся личности отсутствует. Пятая стадия личностного развития, приходящаяся на период от 20 до 40 лет, характеризуется, если развитие личности идет нормально, тем, что человек активно включается в социальную жизнь, определяет для себя нормы морали, начинает успешно выполнять свои профессиональные и гендерные роли. В противоположном случае он оказывается не в состоянии выбрать для себя профессию, путается в нормах морали и генденрных ролях. Шестая стадия психосоциального развития, находящаяся в границах от 40 до 60 лет, в позитивном плане (в плане нормального личностного развития) характеризуется близостью человека к людям, а плане ненормального развития – изоляцией от людей и одиночеством. На седьмой стадии развития (от 60 до 70 лет) нормально развивающийся, как личность, человек продолжает совершенствоваться в психологическом отнощшении, а у ненормально развивающеся личности наблюдается застой. Наконец, последняя стадия психосоциального развития, приходящаяся на завершающий период жизни человека (после 70 лет) в позитивном плане характеризуется удовлетворенностью прожитой жизни, а в негативном – неудовлетворенностью и чувством отчаяния. Во время жизненных кризисов (кризисов психосоциального развития) силы и способности человека, как личности, активно развиваются и подвергаются испытанию. Если кризис успешно преодолевается, то это приводит не только к исчезновению его симптомов, но и к переходу на новый, более высокий уровень психосоциального развития. В противоположном случае человек может приобрести описанные выше отрицательные или негативные черты характера и формы социального поведения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.