Гуманистические теории личности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Гуманистические теории личности

2019-09-26 320
Гуманистические теории личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обсуждение зарубежных теорий личности в настоящем учебнике будет проводится не традиционно, не так, как это принято во многих современных зарубежных изданиях по психологическим теориям личности, появившимся в печати во второй половине ХХ столетия (эти издания, переведенные на русский язык, представлены в списке литературы, приложенном к настоящей главе), а со взглядов на личность одного из известных мировых ученых-психологов, У. Джемса, которого среди современных ученых – авторов теорий личности почему-то, как правило, не называют. Такой выбор обусловлен следующими соображениями:

1. Труды У. Джемса были написаны и опубликованы до того, как появились первые работы З. Фрейда, которому популярная, но недостаточно обоснованная точка зрения. приписывает первенство в создании психологических теорий личности.

2. У. Джемс был профессиональным психологом, в то время как большинство разработчиков психоаналитических теорий личности (самых известных и самых распространенных в настоящее время за рубежом) ими не были. Они в основном были врачами, философами или же пришли, как показывают их научные биографии, в психологию и стали заниматься ею, не имея специального психологического образования.

3. У. Джемс хорошо знал традиционную психологию, как науку, умело использовал эти знания при изложении своих взглядов на личность. Они затем нашли отражение во многих учебниках по психологии, в частности по общей психологии. 4. У. Джемс явился автором одного из известных и популярных учебников по психологии, изданных в конце XIX в. (1890), и в нем в обобщенном виде были представлены его идеи, касающиеся личности.

5. У. Джемс был преподавателем психологии в крупнейших университетах, Стенфордском и Гарвардском, и его многолетняя практика работы в качестве преподавателя позволила ему собрать и в систематическом виде изложить современные знания о личности.

6. У. Джемс знал не только американскую, но европейскую психологию, и в отличие от многих современных американских ученых никогда не считал США ведущей страной в области психологии, во всяком случае, в своих научных трудах он отдавал должное европейской психологической традиции.

7. Именно У. Джемса следует рассматривать в качестве предшественника гуманистической и экзистенциальной психологии личности, которая обсуждается далее в этом параграфе главы.

8. Темы сознания, привычек, воли и эмоций, несомненно, относятся к психологии личности, и именно они получили основательную разработку

в научных трудах У. Джемса.

9. По свидетельству его биографов, У. Джемс был одним из наиболее образованных ученых-психологов своего времени, воспитанным, культурным, предельно честным и открытым человеком, в том числе в отношении к критике в его адрес. К примеру, в предисловии к одной из книг, где критиковались его взгляды, он написал следующие слова: «Я не уверен, что доктор Сидис (автор этой книги и критик У. Джемса) во всем прав, но я искренне рекомендую этот труд всем читателям как полезное, интересное и в высшей степени оригинальное произведение».

10. Фигура У. Джемса для своего времени по моральным и профессиональным качествам чем-то напоминается известного российского психолога С.Л. Рубинштейна.

Личность в понимании У. Джемса - это человек в целом или практически вся его психология (в то время, когда жил и сочинял свои научные труды У. Джемс, понятие «личность» отдельно от понятия «человек» использовалось редко и не наполнялось тем специфическим содержанием, которое характерно для современной психологии). Широко понимаемая личность, по Джемсу, формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов (в те времена теория инстинктов также была весьма популярной среди психологов из-за существенного влияния на психологию теории эволюции Ч. Дарвина), привычек и так называемого личного выбора. Процессы мышления, восприятия, внимания, памяти и воображения связаны с личностью, входят в ее состав и характеризуют личность в ее индивидуальном своеобразии не в меньшей степени, чем собственно устойчивыеп личностные свойства.

Одним из центральных понятий в психологическом учении Джемса было понятие сознание, сквозь призму которого он ставит и решает многие вопросы, касающиеся личности. Внеличностного сознания, независимого от человека, как личности, писал Джемс, не бывает.

Кроме сознания Джемс большое внимание в своих работах, посвященных личности, уделил воле, которую в современных зарубежных теориях личности постигла та же судьба, что и сознание. В большинстве теорий, представленных и описанных в зарубежных изданиях, переведенных на русский язык, ни сознание, ни воля не называется, или же им в психологической характеристике личности отводится второстепенная роль. То же можно сказать и относительно мышления, которое, по Джемсу, также характеризует человека как личность.

Важной особенностью личности являются привычки. Они представляют человека как уникальную, самобытную личность, определяя типичные для данного человека формы поведения в различных жизненных ситуациях. Если привычки человека хорошие, полезные, то через них человек позитивно оценивается, как личность; если его привычки плохие или вредные, то это порождает негативную оценке соответствующего человека как личности.

Сильная воля — это также положительная характеристика личности по Джемсу. Правда, волю нельзя рассматривать как слепо действующую силу: ключевой вопрос в оценке личности сквозь призму воли заключается в том, на что она направляется, и каким образом используется человеком. Если воля человека направлена на полезные, благородные цели, то в единстве с ними она выступает как положительная характеристика личности. Однако, если воля человека направлена на бесполезные, вредные для него или для других людей цели, то она не может оцениваться как положительное личностное свойство данного человека. Из этих рассуждений следует, что в оценке любых психологических особенностей человека как личности моральный или нравственный аспект является главным. В некоторых случаях, например, когда человека заставляют прилагать волевые усилия для достижения безнравственных целей, не наличие или проявление воли, а, наоборот, отказ от ее проявления может служить его положительной характеристикой как личности.

Современные гуманистические теории личности (к ним относятся и в основном теории, появившиеся в середине ХХ в. или в начале его второй по-

ловины) отличаются тем, что их авторы рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать себя как личностей, в частности самостоятельно определять цель и стиль своей жизни. Считается, что термин «гуманистическая психология» был введен в научный оборот группой американских психологов в начале 60-х гг. ХХ в. при активном участии А. Маслоу. Эти психологи объединились друг с другом на основании того, что их не устраивало понимание и объяснение поведения человека и его психологии, сложившееся в США в первой половине ХХ в. на базе бихевиоризма и психоанализа. Правда, сами американские историки психологии почему-то часто «забывают» причислить своего соотечественника У. Джемса к основателям гуманистической психологии, несмотря на то, что их взгляды на личность во многом повторяют изложенные выше идеи Джемса.

Среди современных гуманистически ориентированных теорий личности наибольшую известность в наши дни получили теории, разработанные А. Маслоу, К Роджером, В. Франклом. Поэтому на них мы далее остановимся подробнее.1 1. Своими идейными корнями европейская гуманистическая психология личности, которая возникла раньше американской, уходит в экзистенциальную философию, разработанную в XIX — начале ХХ вв. европейскими мыслителями и писателями, такими, как С. Кьеркегор (1813—1855), К. Ясперс (1889—1976), Ж.-П. Сартр (1905—1969).

А. Маслоу, чьи родственники были выходцами из России, в сороковые годы ХХ века провозгласил идеи гуманистической психологии, противопоставив их бихевиоризму и психоанализу. Один из тезисов, положенных А. Маслоу в основу гуманистической психологии, заключался в том, что каждого человека, как личность, надо изучать как единое, уникально организованное целое.

Главная характеристика личности – ее потребности, которые в структуре личности определенным образом упорядочены (иерахизированы) с точки зрения их значимости для человека. Высшей потребностью развитой личности, по Маслоу, является стремление к самоактуализации. Удовлетворению этой потребности высокоразвитая личность отдает предпочтение перед удовлетворением всех других своих потребностей.

Самоактуализирующаяся личность, то есть личность, достигшая высшего уровня психологического развития, отличается следующими особенностями:

- активным, заинтересованным познанием окружающей действительности, способностью хорошо ориентироваться и адаптироваться к ней;

- принятием себя и других людей такими, какие они есть, без попыток их переделки на свой лад;

- непосредственностью в поступках и спонтанностью в выражении своих мыслей и чувств;

- сосредоточенностью внимания на том, что происходит в окружающем

мире, в противовес концентрации внимания на собственном внутреннем мире, на своих мыслях и переживаниях; - хорошо развитым чувством юмора;

- наличием и успешной реализацией творческих способностей;

- неприятием условностей, но без показного, преднамеренного их игнорирования;

- озабоченностью благополучием других людей, а не только собственным благом;

- способностью к глубокому пониманию сложностей и противоречий реальной жизни;

- установлением с окружающими людьми, хотя и не со всеми подряд, хороших, доброжелательных взаимоотношений;

- способностью смотреть на мир открытыми глазами, оценивать его

объективно и беспристрастно;

- непосредственной включенностью в жизнь, с полным погружением

в связанные с ней радости и огорчения;

- предпочтением новых, не проторенных и не всегда безопасных путей;

- умением полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения, опыт, разум и чувства других людей;

- открытым и честным поведением по отношению к людям;

- готовностью стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны других людей за свои нетрадиционные взгляды;

- способностью брать на себя ответственность;

- приложением максимума усилий для достижения поставленных целей;

- умением замечать и, если в этом возникнет необходимость, преодолевать сопротивление других людей на пути к достижению нравственно оправданной цели.

В каждый момент жизни самоактуализирующийся, как личность, человек стоит перед нравственным выбором: продвигаться вперед в своем личностном росте и нравственном самосовершенствовании, преодолевая препятствия, неизбежно возникающие на пути к высокой и отдаленной цели, или же отступить, отказаться от борьбы, сдать свои позиции. Самоактуализирующаяся личность всегда предпочитает борьбу смирению, продвижение вперед — остановке или застою, преодоление препятствий — пассованию перед ними.

У человека, как личности, кроме потребности самоактуализации имеются следующие виды потребностей:

- органические потребности;

- потребности безопасности;

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности в уважении, почитании, признании;

- потребность власти;

- потребности в познании и творчестве.

В дополнение к предложенной им, иерархически упорядоченной системе потребностей человека Маслоу выделил две группы различных и по-разному влияющих на становление человека, как личности, потребностей: дефицитарные потребности и потребности развития. Дефицитарные – это потребности в чем-либо, чего человеку и его организму в настоящий момент времени не хватает для нормального существования или сохранения уже достигнутого уровня развития. Удовлетворение таких потребностей только создает условия для дальнейшего психологического развития человека как личности, но само это развитие не определяет. Потребности развития, напротив, ориентированы на дальнейшее продвижение человека вперед в своем психологическом развитии. Это, например, потребности в знаниях, творчестве, физическом, социальном и духовном развитии.

Выражение «живи сегодняшним днем, бери от жизни все, что сможешь, потому что завтра может не наступить», характеризует психологию человека, в личности которого преобладают дефицитарные потребности. Другое выражение «живи так, чтобы чувствовать, что постоянно растешь, развиваешься нравственно, интеллектуально и духовно», характерно для личности с преобладанием потребностей развития. Согласно учению А. Маслоу, новые потребности более высокого уровня могут появиться и актуализироваться у человека только тогда, когда полностью удовлетворены его потребности более низкого уровня. С этой точкой зрения вряд ли можно полностью согласиться. А.Н. Леонтьев, например, оспаривая ее в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность», приводил немало примеров того, как выдающиеся люди достигали состояния самоактуализации, не имея возможности полностью удовлетворять свои потребности более низких уровней.

С именем А. Маслоу также связывают вклад в разработку так называемой трансперсональной психологии лмчности. Она рассматривается им как раздел психологии личности, где изучаются и объясняются высшие, духовные переживания человека. Этот уровень человеческих переживаний раньше описывался в основном только в религиозной и религиозно-мистической литературе, причем, ненаучным, теологическим языком.

Основная доктрина трансперсональной психологии по Маслоу заключается в утверждении, что человек имеет кроме обыденного Я более глубокое или истинное Я, которое ощущается или переживается им во время трансперсональных состояний сознания. Это Я человека выступает как источник мудрости, душевного здоровья и гармонии.

Одно из основных утверждений трансперсональной психологии личности заключается в том, что люди не полностью осознают имеющиеся у них возможности, что каждый человек обладает практически безграничными перспективами духовного роста. По мнению разработчиков и сторонников трансперсональной психологии, ее от традиционных психологических учений, в том числе гуманистического, отличают следующие особенности:

1. Психическая реальность рассматривается как такая же действительная (реально существующая), как и физическая.

2. Между всеми формами жизни существует глубинная духовная (психологическая) связь. 3. Возможны ощущения, разум, чувства и сознание более высокого уровня, чем те, которые до сих пор изучала традиционная психология.

4. Стремление испытать различные состояния сознания вполне естественно для нормального, здорового человека.

5. Уровень зрелости взрослой здоровой личности – это не конечная точка психологического развития человека. Он представляет собой лишь фундамент для дальнейшего духовного роста человека.

Вклад К. Роджерса в разработку гуманистической теории личности заключается в следующем. Будучи врачом-психиатром по образованию, он разработал новый метод психотерапии под названием «клиенто-ориентированная психотерапия» и предложил его научное обоснование. В связи с этим им были сформулированы и развиты следующие теоретические положения, касающиеся личности:

1. Каждый человек обладает стремлением и способностью к самосовершенствованию.

2. Будучи существом, наделенным сознанием и разумом, человек сам может определить смысл своей жизни, ее цели и ценности, а также является для себя высшим экспертом и судьей.

Основополагающей идеей для всех научных трудов К. Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая собственный жизненный опыт, познает самого себя. При этом опыт человека является неотъемлемой частью его Я и лучше всего известен самому человеку. Уникальный для каждого человека опыт его личной жизни содержит в себе все, что происходит с ним и вокруг него. Этот опыт может соответствовать или не соответствовать реальной действительности.

Сфера индивидуального опыта, кроме того, избирательна, субъективна и несовершенна, ограничена данными человеку от природы возможностями и способностями, приобретенными в процессе жизни. Область актуального или приобретаемого опыта зависит также от потребностей человека. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен для себя решить, следующие: Кто я?, Что я могу сделать для того, чтобы стать тем, кем я хотел бы себя видеть?

Самосознание или Я человека представляет постоянно меняющееся по своему содержанию явление. Тем не менее, оно достаточно устойчиво и предсказуемо, если его оценивают в определенный момент времени. Согласно теории Роджерса Я означает процесс, систему, которая выступает как непрерывно меняющаяся, поэтому во всех теоретических и практических (психотерапевтических) работах К. Роджерс делает акцент на изменчивости и гибкости Я.

Образ Я, складывающийся в результате личного жизненного опыта человека, оказывает влияние на восприятие им окружающего мира, людей, на оценки, которые человек дает людям и своему поведению. То, что не согласуется с образом Я (Я-концепцией человека), может оказаться вытесненным из сферы его сознания, отвергнуто им, хотя на самом деле оно может соответствовать действительности.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью, мера полноты переживаемого им счастья зависит от того, в какой степени его опыт, его реальное и идеальное Я согласуются между собой. Я реальное — это то, каким образом человек в данный момент себя воспринимает и оценивает себя. Я идеальное — это представление человека о себе, которое он хотел бы иметь, мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. Состояние психологического дискомфорта возникает у человека, если его реальное Я существенно отличается от идеального Я. Такое состояние, если оно продолжается достаточно долго, может стать препятствием на пути личностного развития человека.

В своей теории Роджерс также использует понятие психологически здоровой личности, понимая под ней человека, у которого отсутствуют невротические состояния и соответствующие им формы поведения. Целью достижения психологического здоровья является самоактуализация человека. Под ней К. Роджерс, как и А. Маслоу, понимает стремление человека к развитию, активизации и реализации заложенных в нем возможностей.

Хотя К. Роджерс и А. Маслоу разделял мнение о том, что люди имеют

неограниченный потенциал для психологического самосовершенствования (самоактуализации), их личности содержали в себе следующие отличия:

1. К. Роджерс полагал, что личность и ее поведение зависят от восприятия человеком своего окружения, в то время как А. Маслоу придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются исключительно со стороны его потребностей.

2. В отличие от К. Роджерса А. Маслоу не акцентировал внимание на сознании человека, на таких понятиях, как образ Я и Я-концепция.

3. Теория К. Роджерса в основном была создана на базе опыта терапевтической работы с людьми, имеющими психологические проблемы. А. Маслоу не занимался психотерапией и настаивал на том, что нормальная психология личности должна основываться не на клинической практике, а на опыте изучения психологически здоровых, успешно развивающихся как личности людей.

Свой вклад в разработку гуманистических теорий личности также внес австрийский психолог и психиатр В. Франкл. Он утверждал, что, развиваясь как личность, человек стремится не к адаптации к окружающей среде, а к изменению, преобразованию этой среды, не к потреблению, а к созиданию.

По мнению В. Франкла, человек представляет собой замкнутую экологическую систему, стремящуюся к равновесию только внутри себя, а вне себя или за пределами себя человек открыт окружающему миру и, развиваясь, постоянно нарушает сложившееся в нем равновесие.

Наслаждение само по себе никогда не может стать главной целью для высокоразвитого, как личность, человека. Оно является промежуточным, побочным результатом его стремления к самосовершенствованию. Главное для человека - это реализация смысла его жизни. Все остальное имеет второстепенное, дополнительное значение, приобретающее ценность только тогда, когда это продвигает человека на пути к достижению главной для него жизненной цели.

К экзистенциальным теориям личности, близким к гуманистическому направлению в психологии, можно отнести и взгляды американского ученого Р. Мея (1909—1994). Экзистенциальные психологи, как и психологи гуманистического направления, выступали против переноса в психологию личности из естественных наук упрощенно, вульгарно-материалистически понимаемого принципа причинности. В человеческом существовании, по их мнению, нет таких причинно-следственных связей, которые существуют в природе. Вместо них реально присутствует определенная последовательность поведенческих актов человека, однако из нее нельзя выводить представление об их причинах. Например, нечто, происходящее с ребенком в детстве, не может стать причиной того, что с этим же человеком может происходить дальше, по мере его взросления, например, через десятки лет.

Исходя из отрицания причинности в объяснениях поведения человека, как личности, представители экзистенциальной психологии вместо каузальности (причинности) стало пользоваться понятие «мотивация». Разница между мотивацией и причинностью, по мнению экзистенциальных психологов, заключается в следующем. Причина — это конечный фактор, побудивший живой организм совершить определенное действие, как правило, физический или естественный, а мотивация — это сложный внутренний психологический процесс, приводящий, в конечном счете, к совершению данного поведенческого акта.

Не принимаются экзистенциалистами и такие объяснения поведения человека, которые обращаются к понятиям типа «Я», «бессознательное», «психическая или физическая энергия», «инстинкты», «драйвы», «архетипы» и т. п. Задача психологии, по их мнению, заключается в том, чтобы как можно точнее описать, а не объясненить поведение человека и явления, с которыми психология личности, как наука, имеет дело. Вместе с тем, между экзистенциальной и гуманистической психологией личности есть немало общего. Экзистенциальную психологию с гуманистической психологией связывают, например, следующие положения:

1. На человека нельзя смотреть как на вещь.

2. Необходимо бороться против нравственного разрушения и отчуждения человека, против бюрократии, техницизма, механицизма, экономизма и прочего.

3. Каждый человек свободен и ответственен на свою жизнь и существование.

Определенный вклад в развитие гуманистической и экзистенциальной

психологии личности внес также Э. Фромм. Данный вклад, прежде всего, касается проблемы отчуждения личности. Под отчуждением личности Фромм понимал такой способ восприятия и оценки личностью того, что происходит с ней и вокруг нее, при котором все это человек рассматривает как чужое, не относящееся к нему как личности.

Психологическое отчуждение личности может проявляться в следующих симптомах:

1. Человек осознает, что все, что происходит в мире, вокруг него и с ним самим, происходит без его личного участия, а сам он на соответствующие процессы никак не может повлиять.

2. У человека возникает чувство того, что происходящее с ним и вокруг него лично его не касается.

3. Человек утрачивает связи с самим собой (оказывается не в состоянии

Понимать себя и влиять на самого себя) и с другими людьми (с ними он также разрывает психологические связи и отношения).

4. Собственная деятельность человека, ее результаты становятся чуждыми для него, утрачивают личностный смысл.

5. Любая работа выполняется человеком без интереса, без энтузиазма, только по необходимости или по принуждению. 6. Любовь как естественное и глубокое личностное чувство у людей, переживающих отчуждение, иногда заменяется идолопоклонничеством. Поклоняясь идолам, которые того не заслуживают, данный человек преклоняется перед ними и беспрекословно им подчиняется.

7. Богатство собственной личности, которую он не ощущает и не признает, человек воспринимает не как собственное, а как отчужденное и вложенное в других людей. Он полагает, что лучшие человеческие качества присущи не ему, а другим людям.

В настоящее время гуманистические и экзистенциальные теории личности являются наиболее популярными среди ученых-психологов. На них основаны многие методы практической психологической работы с личностью.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.