Установка и деятельность человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Установка и деятельность человека

2019-09-26 650
Установка и деятельность человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос о влиянии установок на психику и поведение человека решается с учетом разделения мотивации деятельности человека2 на смыслообразующую, побудительную, организующую и стабилизирующую. Такое разделение показывает, что эти функции мотивации деятельности одними установками не обеспечиваются. Кроме установок необходимо также использование ряда других психологических понятий для полного описания и объяснения мотивации деятельности. Побудительный и смыслообразующий аспекты мотивации деятельности человека реализуются, согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, через мотивы соответствующей деятельности. Применительно к сложной системе психологической регуляции деятельности установка выполняет организующую и стабилизирующую роль. Организующая функция установки заключается в том, что она программирует деятельность или ее отдельные составляющие – действия и операции. Стабилизирующая функция установок проявляется в том, что они делают деятельность человека устойчивой и последовательной на всех ее уровнях, не позволяют ей нарушаться и отклоняться настолько, чтобы утратить конечную цель деятельности.

Многоуровневая и динамичная система установок человека включает в себя программу выполнения деятельности, инициированную мотивом, и регулирует деятельность человека на всех уровнях ее реализации. Если иметь в виду смысловые и целевые установки, то такие установки характеризуют не только деятельность человека, но и его самого как личность. Людей в соответствии с особенностями их установок можно разделить на следующие группы: динамичные, статичные, вариабельно-стабильные, вариабельно-лабильные.

Динамичные люди характеризуются средней возбудимостью фиксированной установки (за 10-15 предъявлений установочных стимулов), которая у них выступает как пластичная и неустойчивая. Иррадиация (распространение) установки из одной области в другую у них происходит достаточно быстро. У таких людей, кроме того, имеется выраженная способность к объективации, то есть к переключению внимания с одной цели на другую. Статичные люди отличаются несколько большей возбудимостью фиксированной установки, чем предыдущая группа людей (им требуется 5-10 предъявлений установочного стимула). Установка у них является грубой и статичной.

Деятельность таких людей, по словам Д.Н. Узнадзе, протекает по преимуществу «под бдительным контролем сознания». Вариабельно-стабильные люди редко или почти никогда не обнаруживают признаков устойчивости своих установок. Время от времени их установки варьируют, выступая в разнообразных формах. При этом установка может достаточно долго сохранять свое содержание, а ее вариабельность (изменчивость) ограничена определенными рамками. Акты объективации у таких людей совершаются достаточно легко, однако волевые усилия, необходимые для реализации соответствующих актов, у них слабо развиты. Вариабельно-лабильные люди отличаются слабой выраженностью их потребностей. На их установки больше воздействует сложившаяся ситуация, чем собственные потребности. Установки у таких людей не распространяется на другие области сенсорной чувствительности, иррадиирует слабо и сохраняется сравнительно недолго.

Все эти соображения, касающиеся связи психики и поведения человека с его установками, были высказаны Д. Н. Узнадзе на основе анализа и обобщения экспериментальных данных, касающихся изучения фиксированных (операциональных) установок. Более существенное влияние на психику и поведение человека могут, с точки зрения А.Г. Асмолова, оказывать целевые и смысловые установки. Их возникновение и участие в управлении психикой и поведением человека можно представить и описать следующим образом.

В то время, когда актуализируется мотив деятельности, на его основе у человека возникает соответствующая смысловая установка, то есть, настрой на действия, направленные на реализацию данного мотива. Под влиянием смысловой установки каждое совершаемое человеком действие оценивается с точки зрения быстроты и точности его продвижения к конечной цели деятельности, а также с точки зрения того, каких затрат человеку будет стоить выполнение данного действия.

Сознание и мышление человека под влиянием смысловой установки настраиваются на избирательное внимание к тем аспектам деятельности, в которых выражается ее смысл. Человек начинает избирательно, с повышенным вниманием воспринимать и реагировать на них. Этому способствует систематическая постановка человеком и поиск ответа на вопрос типа: «Почему мне в данный момент времени следует делать именно это?»

Смысловая установка настраивает человека на то, чтобы все, что он делает или собирается делать, соотносилось с мотивом выполняемой им деятельности. Предпочитая те или иные действия, человек каждый раз для себя ставит и решает вопрос о том, в какой степени предпринимаемые им действия соответствуют или не соответствуют заданному мотиву деятельности. Иногда этот процесс приобретает осознанную, иногда - неосознанную форму, поскольку, мотивы деятельности могут быть как осознаваемыми, так и не осознаваемыми.

Когда мы имеем дело с целевой установкой, то речь идет уже не о регуляции деятельности в целом со стороны соответствующей установки, как это происходит в случае смысловой установки, а об управлении отдельными действиями, входящими в состав деятельности. На выполнение таких действий влияют и установка, как неосознаваемое психическое явление, и цель, как результат выполняемого действия, актуально представленный в сознании человека.

Таким образом, действия, входящие в состав деятельности, имеют двойственную психологическую регуляцию: сознательную и бессознательную. Сознательная регуляция обеспечивается целью выполняемого действия, а бессознательная – мотивом деятельности. Соответственно, действие одновременно может управляться двумя разными установками: смысловой и целевой, причем первая соответствует смыслу (мотиву) деятельности, а вторая – конечному результату или цели выполняемого действия.

Одной из проблем, связанных с современным пониманием установки, как психического состояния, является проблема связи установки и деятельности человека или, соответственно, проблема соотношения теории установки Д. Н. Узнадзе и теории деятельности А. Н. Леонтьева. Обе теории претендуют на психологическое объяснение поведения человека, но делают это по-разному. В связи с этим возникают следующие вопросы:

1. Как правильно с психологической точки зрения объяснять поведение человека?

2. Являются ли его объяснения, предложенные в теории установок и теории деятельности совместимыми?

3. Если эти объяснения, в принципе, совместимые, то как их можно объединить в рамках одной теории?

Данная проблема стала обсуждаться еще в семидесятые годы ХХ века и не утратила своего значения в наши дни. Глубокий и разносторонний анализ данной проблемы выполнил А. Г. Асмолов, внеся в связи с этим существенные дополнения в научные представления об установке как психическом состоянии человека. Ознакомимся кратко с его основными идеями.

Указывая на общие методологические предпосылки постановки и решения проблем деятельности и установки Д. Н. Узнадзе и А. Н. Леонтьевым, А. Г. Асмолов отмечает, что как автор теории деятельности, так и разработчик теории установки в своих научных трудах поначалу решали общую задачу «преодоления постулата непосредственности», однако делали по-разному. В учении об установке постулат непосредственности преодолевался за счет введения установки, как психологического явления, в качестве недостающего, опосредующего звена между психикой и действительностью (психикой и деятельностью человека), а в теории деятельности таким звеном выступала деятельность, связывающая психику человека с действительностью (окружающим миром).

Такое сопоставление двух обсуждаемых учений – теории деятельности и теории установки - наводит на мысль о том, что между установкой и деятельностью, как опосредующими звеньями, должно существовать нечто общее, по крайней мере, в функциональном отношении. Деятельность и установка должны быть связаны друг с другом в регуляции поведения, поскольку и установка, и деятельность опосредствуют отношения человека с окружающим миром. Функциональное назначение установки состоит в том, что она стабилизирует «движение деятельности», обеспечивая сохранение его направленности, а деятельность, в свою очередь, через мотив или предмет деятельности задает характер и содержание установки.

А. Г. Асмоловым была сформулирована и обоснована концепция, дополняющая как теорию установки, так и теорию деятельности. В ней установка была представлена как системное, многоуровневое, динамичное образование, основное назначение которого заключается в обеспечении устойчивости деятельности человека на разных уровнях ее выполнения. Установки и их проявления зависят от того, на каком уровне организации деятельности они образуются и функционируют. В соответствие с деятельностью в целом, ее основными составляющими – действиями, операциями и психофизиологическими механизмами их реализации – выделяются разные уровни установок: смысловые, целевые, операциональные и психофизиологические (последний – это уровень так называемых «реализаторов» установок).

Установки каждого уровня качественно отличаются друг от друга, оказывают различное влияние на психику и поведение человека, и обладают рядом других особенностей. Все они в деятельности человека выполняют одинаковую роль, которая, однако, по-разному проявляется на разных уровнях организации деятельности и реализуется с помощью различных установок.

Связь между деятельностью и установками имеет не только функциональный, но и структурно-динамический характер. Установки, будучи соотнесенными с объективными факторами деятельности (условиями ее осуществления), ее субъективными моментами (мотив, цель), а также со структурными составляющими деятельности (действия, операции и психофизиологические «реализаторы» деятельности), выступают как многоуровневая, динамическая система установочных регуляторов деятельности. Выделение установок разных уровней, в свою очередь, зависит как от объективных факторов, порождающих их, так и от содержания сознания человека (значения или личностного смысла), которое установки выражают в деятельности. «Отрыв установки от выражаемого ею в деятельности содержания приводит к полному нивелированию своеобразия установок разных уровней, закрывает дорогу к изучению их специфических функций и поэтому является недопустимым».3

3 Там же, с. 342. Рассмотрение психологического строения деятельности, ее функций и динамики позволяет выяснить объективные факторы и условия возникновения различных установок, определить и объяснить их динамику. Характер и содержание установок зависят от того, какое место они занимают в структуре деятельности. Если, например, установки непосредственно порождаются мотивом деятельности, то они, как и мотив деятельности, могут выражать ее смысл. Это, соответственно, смысловые установки. Если установки задаются теми составляющими деятельности, которые представляют собой действия и их цели, то такие установки называются целевыми. Наконец, операциональному содержанию деятельности соответствуют установки, которые обозначаются как операциональные. Соответственно, выделяются четыре уровня установочной регуляции деятельности человека: смысловой, целевой, операциональный и психофизиологический.

Один из главных вопросов, который в семидесятые годы ХХ века обсуждался учеными, представляющими школы А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе, заключался в выяснении того, какой из двух факторов – установка или деятельность – является первичным и вторичным. Сторонники и разработчики теории установки полагали, что первичной является установка по отношению к деятельности. Их главный аргумент заключался в следующем: для того чтобы деятельность человека возникла, у него уже должна существовать установка, связанная с ее выполнением. Реальная динамика актов, соотносимых с установкой и деятельностью, им представлялась следующей. Вначале у человека возникает потребность. Затем она «встречается» с ситуацией, в которой может быть удовлетворена, и на базе такой «встречи» возникает определенная установка. Соответствующая установка далее инициирует саму деятельность, связанную с удовлетворением соответствующей потребности, стимулирует и направляет ее.

По-другому представлялось соотношение и динамика установки и деятельности сторонникам теории деятельности. Как и разработчики теории установки, они признавали, что вначале у человека возникает некоторого рода потребность, которая затем опредмечивается (приобретает свой предмет) в той или иной конкретной ситуации и после этого превращается в мотив. Мотив, в свою очередь, порождает и регулирует деятельность человека, ставшую под его влиянием целенаправленной. В ходе соответствующей деятельности и под ее влиянием у субъекта образуется определенная установка, которая затем - и только после породившей ее деятельности - может начать стимулировать целенаправленную активность человека. «Не деятельность должна выводиться из установки, - писал по этому поводу А.Г. Асмолов, - а установка из деятельности».4 4 А. Г. Асмолов, там же, с. 298.

По-видимому, каждая из сторон, участвовавших в этой дискуссии, по-своему права, так как и установка может предшествовать деятельности, и деятельность может предшествовать появлению новой установки. Оптимальное решение данного вопроса содержится, на наш взгляд, в трудах автора психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Обсуждая вопрос о том, что превращает деятельность человека организованную и целенаправленную, А. Н. Леонтьев ссылается на приобретение ею мотива – предмета деятельности. Генезис мотива он описывает следующим образом: актуализированная потребность «находит» в конкретной ситуации свой предмет, который далее становится ее мотивом, а именно - тем, что побуждает и направляет деятельность. В этом, по А. Н. Леонтьеву, выражаются побудительная и смыслоообразующая функции мотива. Примерно так же представляется возникновение установки в теории Д. Н. Узнадзе. Он пишет о том, что установка возникает под влиянием наличной потребности в момент ее «встречи» с конкретной ситуацией.

Таким образом, появление мотива деятельности и возникновение установки А. Н. Леонтьев и Д. Н. Узнадзе представляют практически одинаково, во всяком случае, относят их к одному и тому же моменту в развитии деятельности. Кроме того, оба ученых приписывают, один - мотиву, другой – установке, одни и те же стимулирующие функции: направление, поддержка и регуляция деятельности, то есть ее мотивация. Из этого можно сделать вывод о том, что по генезису и функциям установка, по Д. Н. Узнадзе, и мотив деятельности, по А. Н. Леонтьеву, во многом совпадают.

А. Н. Леонтьев, рассуждая на тему о том, какими могут быть мотивы деятельности, указывает на существование неосознаваемых мотивов, а Д. Н. Узнадзе подчеркивает, что и установка является неосознаваемым, стимулирующим деятельность образованием. Следовательно, и в этом вопросе между этими учеными нет принципиальных различий. Поэтому есть основание утверждать, что мотив деятельности, по А. Н. Леонтьеву, и установка, по Д. Н. Узнадзе, это психологические образования, которые существуют и действуют совместно. Их единство проявляется в том, что как установка, так и мотив деятельности регулируют ее, превращая деятельность человека в динамичную, устойчивую и целенаправленную форму активности. Разница между мотивом деятельности и установкой заключается в том, что мотив деятельности – это нечто такое, что является психологическим образованием, относящимся к личности человека, в то время как установка – это психофизиологическое состояние, а не свойство личности. Личностное образование, как устойчивое, должно существовать относительно независимо от изменчивых психических состояний и предшествовать возникающему на его основе в конкретной ситуации состоянию готовности к осуществлению определенных действий, то есть, установке. Мотив деятельности порождает смысловую установку, а затем на основе ее возникают целевые и операциональные (фиксированные) установки.

Важной в связи с обсуждением назначения установок в управлении психикой и поведением человека представляется еще одна идея, высказанная А. Г. Асмоловым. Он высказал мысль о том, что система установок в управлении деятельностью человека играет роль механизма стабилизации (поддержания и регуляции) деятельности на разных уровнях ее осуществления. Мотивация деятельности в современной психологии также понимается как то, что побуждает, направляет и регулирует деятельность. Эти функции следующим образом распределяются между мотивацией деятельности и установками: мотивы деятельности и цели включенных в ее состав действий обеспечивают, соответственно, смыслообразование и побуждение деятельности, а установки – ее поддержание и регулирование на разных уровнях.

Ведущим уровнем такой регуляции представляется уровень смысловых установок, психологически соотносимых с мотивами деятельности. Смысловая или первичная установка обеспечивает сохранение общей целенаправленности и внутреннего, психологического единства деятельности. Представляя высший уровень регуляции деятельности, смысловая установка управляет ее нижележащими, целевым и операциональным уровнями, объединяя их в единое целое и подчиняя мотиву деятельности.

Смысловая установка, как и порождающий ее мотив, может быть осознаваемой и неосознаваемой. Осознаваемая смысловая установка позволяет человеку четко и однозначно отвечать на вопросы, что, как и ради чего он в данный момент времени делает. Неосознаваемая установка не позволяет определенно ответить ни на один из этих вопросов. Изменение смысловых установок всегда связано со сменой мотивов деятельности или, говоря словами А. Н. Леонтьева, с изменением реальных жизненных отношений личности с окружающим миром. «Перемены смысловой установки и «переосмысление личностного смысла» не произойдет до тех пор, пока не изменится содержание реальных жизненных отношений, лежащих в его основе».5

5 Там же, с. 313.

Смысловая установка сохраняет общую направленность деятельности, ее смысл для человека, хотя при одном и том же мотиве (одной и той же смысловой установке) содержание деятельности на ее более низких уровнях – действий и операций, соответствующих целевым и операциональным установкам – может оказаться различным.

Следующий уровень установочной регуляции деятельности – целевой. Он определяется теми целями, через которые деятельность человека реализуется. Под целевой установкой понимается готовность человека совершить определенное действие и добиться связанной с ним цели. Как только цель, соответствующая установке, будет достигнута, в сознании человека актуализируется следующая целевая установка, и так далее.

Именно с целевой установкой связано явление, обозначенное Д. Н. Узнадзе как объективация. Если действие человеком выполняется свободно, без препятствий, то его содержание, как правило, не представлено в сознании человека. Однако если на пути осуществления действия встречается какое-либо препятствие, то имеет место акт его выделения в сознании человека и обращения на него особого внимания. В данном случае как сама цель, так и условия ее достижения начинают осознаваться человеком. Целевая установка играет особую роль в стабилизации деятельности, так как она объединяет в единую систему установки смыслового и операционального уровней, и в ней оказываются «сфокусированными установки других уровней».6

6 Там же, с. 336.

При определенных условиях деятельность может стать действием или, наоборот, действие может «повыситься в ранге» и превратиться в деятельность (результат действия механизма сдвига мотива на цель в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Соответствующая динамика может проявиться и в системе установок, а именно: смысловая установка при соответствующих преобразованиях деятельности может превратиться в целевую, или же целевая установка может стать смысловой. Аналогичная динамика обнаруживается в отношении целевой и операциональной установок: при изменениях действий и операций в структуре деятельности происходят соответствующие изменения целевых и операциональных установок, их переход друг в друга.

Между целевой и операциональной установкой существуют следующие соотношения. Целевая установка (настроенность на достижение определенной цели) актуализирует различные операциональные установки (способы выполнения действий, направленных на достижение соответствующей цели). Каждая целевая установка функционально связана с определенным набором операциональных установок.

Динамика деятельности на разных уровнях ее выполнения сопровождается изменениями разноуровневых установок. Так, например, смысловая установка актуализируется тогда, когда включается в работу высший, мотивационно-смысловой уровень регуляции деятельности. Ей на смену приходит целевая установка, и это происходит в том случае, когда выполняется отдельное действие. Операциональная установка актуализируется при выполнении операции.

Все эти процессы не следует, однако, рассматривать как линейные, строго последовательные, осуществляемые в строго определенном порядке один за другим, так как они могут протекать и параллельно. В последнем случае осуществляется одновременная динамическая регуляция деятельности на многих уровнях ее выполнения.

Между установками разных уровней, как и между функционально связанными с ними мотивами и целями деятельности, складываются определенные взаимоотношения. Они проявляются в том, что установки одного уровня при динамических изменениях в деятельности могут переходить на другой уровень. Это происходит тогда, когда изменяется место вызывающего их объективного содержания в структуре деятельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.