Виды воображения и его функции — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды воображения и его функции

2019-09-26 717
Виды воображения и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воображение имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступить активность воображения, участие или неучастие в нем волевых процессов, особенности продуктов воображения, его связь с действительностью и некоторые другие. Выделим и кратко обсудим основные виды воображения, определяемые по перечисленным выше признакам. Это - активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное воображение. В дополнение к ним будут рассмотрены такие виды воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. В научной литературе также встречаются, правда, реже, чем перечисленные выше, такие виды воображения, как богатое и бедное, эйдетическое и эхоическое 9, однако они упоминаются не так часто, как перечисленные выше виды воображения, и являются, скорее, метафорами, чем строгими, точно определенными научными понятиями.

9 Богатым называют воображение, которое рождает много разнообразных и необычных образов. Бедным называют такое воображение, образы которого сравнительно просты, не оригинальны, не разнообразны. Эйдетическим называют воображение, связанное со способностью человека во многих деталях образно представлять какую-либо картину. Соответственно, эхоическим называют воображение, связанное с представлением звуков, а не зрительных образов. Следуя этой логике выделения и определения видов воображения, касающихся работы отдельных органов чувств, можно, в принципе, говорить о наличии осязательного, обонятельного, вкусового и ряда других видов воображения. 10 Поскольку многие люди, просыпаясь, хорошо помнят содержание своих сновидений, то некоторые психологи на рассматривают сон и сновидения как явления, исключительно относящиеся к бессознательному. Они придерживаются мнения, согласно которому сон и сновидения – это особые состояния сознания, отличающиеся от тех состояний, в которых сознание человека находится во время бодрствования.

Активным называют воображение, которое работает быстро, и в ходе которого у человека за единицу времени рождается множество различных образов. Пассивным, соответственно, называют воображение, в котором образы рождаются и изменяются сравнительно медленно, а его продукты особым богатством и разнообразием не отличаются.

Произвольным называют воображение, которое регулируется волей человека, а его образы рождаются и изменяются при ее непосредственном участии. Пользуясь данным видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-либо придумать (изобрести, сочинить, сконструировать и т. п.), и далее контролирует процесс воображения с начала и до конца. Непроизвольным, соответственно, называют воображение, в котором воля человека участия не принимает, а образы возникают и изменяются спонтанно. Соответствующий процесс человек не контролирует, осознавая зачастую только его конечный результат, да и то не всегда (например, при галлюцинациях и сновидениях он, как правило, не осознается). 10

Включаясь в активный процесс воображения, человек, как правило, заранее не всегда имеет точное представления о его конечном результате, о том, что он вообразит или придумает. Однако общий замысел того, что человек собирается придумать, общие требования к соответствующему образу, несомненно, присутствуют, особенно в активном и прризвольном воображении. Если бы они отсутствовали, то было бы непонятно, каким образом человек может убедиться в том, что то, что он придумал, и есть то, к чему он стремился. Когда речь идет о пассивном воображении, то задача на придумывание чего-либо определенного перед человеком не стоит, а то, что у него в результате получается, как правило, не оценивается с точки зрения желаемого.

Произвольное воображение в основном характерно для людей творческих профессий, например, писателей, художников, инженеров, ученых, режиссеров и других. В любой профессиональной деятельности человека можно найти элементы творчества и, следовательно, произвольное воображение, в принципе, может быть присуще представителям всех без исключения профессий.

Разница между активным и произвольным, пассивным и непроизвольным видами воображения заключается в следующем. Активное воображение может одновременно быть и непроизвольным, например, рождение галлюцинаций и грез в голове человека, находящегося под влиянием сильно действующих психотропных веществ. В свою очередь, пассивное воображение может оказаться произвольным. Например, уставший человек или индивид, принявший транквилизаторы, может поставить перед собой задачу представить что-либо конкретное в своем воображении. Понятно, что по причине своей физической и психической заторможенности под воздействием транквилизаторов он будет делать это медленно, и процесс его воображения в данном случае будет пассивным.

Продуктивным называют воображение, образы которого отличаются от того, что существует в реальной действительности и известно людям. Они также содержат в себя большое количество новой информации. 11 Нельзя, однако, утверждать, что продуктивное воображение всегда порождает нечто новое. В его продуктах можно обнаружить многие элементы того, что уже известно, однако в продуктивном воображении таких элементов меньше, чем в следующем виде воображения, которое называется репродуктивным

Репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется сравнительно мало нового, хотя отдельные его элементы или их сочетание могут отличаться новизной. Заметим, что если бы в данном виде воображения не было ничего нового, то соответствующий процесс вряд ли можно было бы назвать воображением. Он представлял бы собой копирование или воспроизводство того, что уже известно, и больше был бы похож на восприятие или память, чем на воображение.

Репродуктивным может быть, например, воображение человека, который только начинает осваивать новый для него вид творческой деятельности, например, учится мастерству у тех людей, которые им владеют. Это могут быть начинающие писатели, художники, поэты, инженеры, ученые. Копируя образцы творчества других людей, они учатся у них мастерству, и затем, овладев секретами мастерства, начинают демонстрировать собственные творческие способности, но уже в продуктивном воображении.

Как и в других классификациях психических явлений, с которыми мы уже знакомы, в вопросе о разделении воображения на виды не существует единой точки зрения. Разные авторы предлагают различные основания для выделения видов воображения, и, кроме того, называют в своих классификациях разные виды воображения. Проблему классификации видов воображения обсуждал в своих трудах и классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн. Кроме обозначенных выше видов воображения он выделяет также конкретное и абстрактное воображение, определяя их следующим образом. Конкретное – это воображение, порождающее образы, обладающие множеством частных деталей. Такое воображение генерирует образы, не содержащие в себе каких-либо обобщений, и представляющие в основном отдельные предметы. Абстрактное – это обобщенное, типизированное воображение, оперирующее понятиями, схемами, символами и т. п. Продукты абстрактного воображения обычно представляют в своих образах собой главное, существенное в воображаемом объекте.

Конкретным воображением, по мнению С. Л. Рубинштейна, пользуются в основном дети и некоторые взрослые люди, для которых точное копирование действительности является главной задачей. Конкретное воображение можно рассматривать как один из начальных этапов развития воображения человека. Абстрактным воображением, в свою очередь, часто пользуются взрослые люди, имеющие творческие способности и владеющие словесно-логическим мышлением. Включая свое воображение в работу, они обращаются к схемам, символам, и продуцируемые ими образы нередко имеют высокую степень абстрактности.

Один из современных исследователей воображения, А. Я. Дудецкий, выделяет три его вида: образное, интеллектуальное и чувственное, и особое внимание обращает на доказательство существования интеллектуального воображения, которое, по его мнению, проявляется в творении и преобразовании абстрактных идей и понятий. Из контекста рассуждений автора следует, что интеллектуальное воображение близко к наглядно-действенному мышлению.

В связи с этим возникают два вопроса: о соотношении воображения и мышления, и о связи интеллектуального воображения с наглядно-образным мышлением. Эти вопросы уже ставились и частично обсуждались в первом параграфе данной главы, но в силу их значения для понимания природы воображения к ним стоит вернуться.

Мышление и воображение - это разные психические функции. Задача «чистого» воображения – творение нового, независимо от того, в какой форме оно проявляется. Это может быть образная, интеллектуальная, эмоциональная или действенная фантазия. 12 Однако то, что творит «чистое» воображение, далеко не всегда представляет собой решение каких-либо, в том числе творческих, задач. Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда человек, включая свое воображение, случайно найдет решение определенной задачи, придумает, создаст что-то новое, сам этого не осознавая. Соответствующий процесс правильнее было бы рассматривать как воображение, а не как мышление, поскольку в сознании человека цель решить какую-либо конкретную задачу изначально не ставилась.

Сложнее обстоит дело, когда мы говорим о более низких уровнях развития мышления человека, например, о наглядно-действенном или наглядно-образном мышлении. В наглядно-действенном мышлении воображение участия не принимает, так как это мышление представляет собой исключительно процесс, реализуемый с помощью практических действий с материальными предметами (воображение – это преимущественно внутренний, психический процесс). Что касается наглядно-образного мышления, то в нем, по-видимому, воображение и мышление полностью не разделены и включены в единый процесс. Пользуясь воображением, человек в данном случае представляет нечто в виде образов, и далее действует с ними, преследуя определенную цель - решение поставленной задачи.

Наглядно-образное мышление можно понимать двояко: как воображение и как разновидность мышления. Если человек просто манипулирует образами, и они у него складываются в какие-либо сенсорные образования, безотносительно к конкретной задаче, то мы имеем дело с воображением. Однако если человек действует образами сознательно и целенаправленно, используя соответствующие действия для решения конкретных задач, то в этом случае мы имеем дело с наглядно-образным мышлением. Галлюцинациями называют процессы и продукты воображения, порождаемые измененными состояниями сознания человека. Галлюцинации порождают в голове человека нереальные, фантастические образы, лишают его нормальных контактов с действительностью и возможности ориентироваться в ней. Эти состояния отличаются от обычных психических состояний своей оторванностью от реальной действительности. Они имеют различные формы и могут возникать по разным причинам: в результате заболеваний, под действием гипноза, под влиянием психотропных веществ, в том числе наркотиков и алкоголя, во время сильных эмоциональных переживаниях типа аффектов, стрессов и т. п. Подобные состояния обычно появляются при нарушениях нормальной работы мозга. Находясь под действием галлюцинаций, человек может подвергать себя и окружающих людей опасности, лишается естественных защитных механизмов и нормальных адаптивных реакций, поскольку в подобных состояниях он неадекватно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, неправильно реагирует на происходящее.

Сновидения, как разновидность воображения, представляют собой нечто подобное галлюцинациям, но не рассматриваются как аномальные состояния психики. Они появляются периодически в здоровом, нормально функционирующем организме во время сна, тогда как галлюцинации обычно возникают в состоянии бодрствования. С древнейших времен сновидения вызывают повышенный интерес как со стороны ученых, так и со стороны людей, не связанных с наукой, и уже не менее двух с половиной тысяч лет ученые пытаются найти им объяснение. Первое, дошедшая до нас теория сновидений содержалась в трудах древнегреческого философа Аристотеля (Трактат о сновидениях как часть произведения Аристотеля «О душе»).

Суть данной теории заключалась в следующем. В ней утверждалось, что тогда, когда человек бодрствует, образы независимо от него существующих вещей естественным путем, через органы чувств попадают в голову, и там рождаются образы восприятия. Когда человек спит, его органы

чувств нормально не работают, но образы вещей, тем не менее, продолжаются проникать в его голову через другие части тела. По пути они искажаются, и поэтому человек видит во сне нереальные, искаженные картины действительности.

Кроме того, когда человек засыпает, его душа, которая может существовать отдельно от тела, его покидает и свободно перемещается в пространстве и времени. Во время своих блужданий душа продолжает сохранять связь со спящим человеком и посылать ему сигналы в мозг. Поэтому во сне человек может видеть то, что видит его душа во время своих блужданий, и что происходит за пределами его тела, в разных точках пространства, а также в прошлом, настоящем или будущем - там, где в данный момент времени находится его душа. 13

13 Такая трактовка сновидений, хотя и представляется современным ученым наивной и ненаучной, тем не менее, оказала значительное влияние на понимание сновидений и их роли в жизни человека. В какой-то степени она отразилась и в современных психологических теориях сновидений. Одна из идей, которая была высказана еще в аристотелевские времена и до сих пор является популярной среди ряда ученых, а также людей, далеких от науки, заключается в вере в то, что содержание сновидений определенным образом связано с ральной жизнью человека, что оно может представлять и даже предсказывать будущее. Истоки этой веры и связанные с ней идеи восходят ко взглядам древнейших ученых, в частности Аристотеля.

В Средние Века, когда науку заменила религиозная философия, учение Аристотеля о сновидениях сохранило свое влияние, но предложенная им теория была преобразована, чтобы соответствовать канонам религиозного учения. В обновленной, религиозно-мистической концепции сновидений утверждалось, в частности, что во сне с человеком могут общаться Бог или Дьявол (в зависимости от того, под чьим влиянием находится его душа), и содержание его сновидений определяется ими. Если, например, человек видит во сне кошмары, или же его сновидения являются аморальными, неправедными, то они навеяны Дьяволом. Если человек видит приятные и праведные сны, но они, соответственно, навеяны Богом. На этой основе средневековые богословы делали выводы о том, в чьих руках – божьих или дьявольских – находится душа человека, и в соответствие с этим предписывали человеку определенные действия или формы поведения.

В эпоху Возрождения, когда науки стали освобождаться от средневековой религиозно-философской мистики и необоснованных запретов на научные исследования, получили возможность свободно развиваться естественные науки, в том числе анатомия и физиология человека. В это время были получены данные, указывающих на связь сновидений с процессами, происходящими в организме, в частности – мозге человека. Мистика эпохи Средневековья, связанная со сновидениями, была отклонена, однако новое, естественнонаучное объяснение, касающееся связи сновидений с действительностью, так и не было предложено. Кроме того, механистическое мировоззрение, возобладавшее в это время, ограничило функции души мышлением и сознанием. В результате появилась чисто физиологическое, эпифеноменалистическое объяснение сновидений.

Согласно эпифеноменалистичекой теории сновидений они порождаются физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека в то время, когда он спит. Содержание сновидений является случайным отражением именно этих процессов, а не того, что во время сна происходит вне человека, тем более – происходило в прошлом или может случиться в будущем. Сновидения, будучи эпифеноменами, то есть простыми бездействующими придатками, никакой роли в жизни людей согласно данной теории не играют.

Такое объяснение, однако, не устраивало ученых, тем более – людей, не связанных с наукой. С древних времен они верили в определенную, в том числе полезную, жизненную роль сновидений, а ученые, признавшие правильность эволюционной теории Ч. Дарвина, были убеждены в том, что все, что происходит в организме или психике человеке, в том числе сновидения, выполняют какую-то жизненн ую важную роль. Эпифеноменалистическая трактовка сновидений не устраивала ученых и людей, не связанных с наукой, еще и потому, что на опыте собственной жизни они не раз убеждались в том, что сны и сновидения каким-то образом все же соотносятся с жизнью человека, с его прошлым, настоящим или будущим.

Многое из того, что люди видят во сне, нередко происходит или сбывается в реальной жизни. Довольно часто имеют место прямые совпадения того, что человек видел во сне, с тем, что происходило с ним наяву, или, наоборот, то, что происходило наяву, затем имело продолжение в содержании сновидений.

В конце XIX века появилась новая психологическая теория сновидений (предыдущую теорию можно назвать физиологической), автором которой стал З. Фрейд, и которая приобрела популярность как среди ученых – психологов, так и людей, не связанных с наукой. Согласно данной теории, которую можно назвать психоаналитической, сновидения играют определенную роль в жизни людей, которая заключается в том, чтобы актуализировать бессознательные процессы, активизировать неудовлетворенные потребности (инстинкты) человека и частично, через содержание сновидений, их удовлетворить. Для самого З. Фрейда в разработанной им практике проведения психоанализа функция сновидений заключалась еще в том, чтобы через них проникать в содержание бессознательного и раскрывать его через процедуру толкования сновидений. 14

14 Одна из первых книг, написанных З.Фрейдом и опубликованных в конце XIX века, так и называлась «Толкование сновидений».

Современные ученые–психологи, в основном соглашаясь с идеей З. Фрейда о том, что посредством сновидений человек может частично удовлетворять свои неудовлетворенные потребности, вместе с тем, возражают против предложенного им способа толкования. Дело в том, что почти все содержание сновидений Фрейд фактически свел к одному, сексуальному инстинкту, и, кроме того, придумал не уступающее мистике Эпохи Средневековья, по сути дела, произвольное толкование сновидений.

В последние несколько десятков лет появилась и стала популярной новая, когнитивно-психологическая теория сновидений, основанная на идее том, что мозг человека продолжает работать тогда, когда он спит, а сновидения выступают как отражение продолжающейся во сне обработки информации. Согласно данной теории, находясь в состоянии бодрствования, человек в основном воспринимает информацию, но не успевает ее обработать. В состоянии бодрствования человек берется за решение многих, важных для него задач, но не успевает их решить до отхода ко сну. Когда человек спит, все эти процессы продолжаются в работающем мозге и находят отражение в содержании его сновидений. Поэтому, например, утром человеку могут придти в голову новые, более ценные идеи, чем те, которые приходили вечером.

Мечты представляют собой продукты воображения, возникающие в отличие от сновидений в состоянии бодрствования. Своим содержанием они нацелены на желаемое и, вместе с тем, вполне реальное будущее, которое, в принципе, может наступить. В мечтах человека содержатся потенциально осуществимые планы на будущее, причем, эти планы большинство людей стремятся реализовать. Мечты, каким образом, тесно связаны с реальной действительностью.

Грезами также называются планы на будущее, но такие, которые в отличие от мечтаний оторваны от реальной действительности, не связаны и не считаются с ней, и в большинстве случаев являются не осуществимыми. Грезы возникают, как правило, тогда, когда реальная действительность людей по каким-либо причинам не устраивает, но они понимают, что изменить ее они не в состоянии. Тогда в своих грезах люди на время уходит от не устраивающей их действительности, и в воображении начинают представлять ее такой, какой они хотели бы ее видеть. Такие мечтания, однако, в большинстве случаев остаются неосуществимыми, поскольку они не учитывают реальную действительность, не опираются на нее.

Определим и обсудим главные психологические функции воображения. Они являются следующими:

1. Творческое преобразование действительности с помощью образов и картин, вначале рисуемых воображением, и далее реализуемых в предметах материальной и духовной культуры. Это – творческая, реально-преобразовательная функция воображения.

2. Познание человеком окружающего мира в условиях, когда этот мир непосредственно с помощью органов чувств им не воспринимается. Данную функцию можно связать с возможностью познания мира через его представление и воображаемом форме. Ее, соответственно, можно назвать виртуально-познавательной функцией воображения.

3. Психологическая подготовка человека к предстоящим действиям и поступкам в своем воображении. Эта функция может быть обозначена как планирующая и программирующая поведение человека.

4. Регулирование человеком своих психических процессов и состояний. Данную функцию воображения можно обозначить как мотивационно-регулятивную.

5. Оказание человеком через воображение воздействия на себя. Данная функция воображения в соответствие с результатами ее практической реализации может быть обозначена как психотерапевтическая или психокоррекционная.

6. Изучение психики человека через продукты его воображения. Соответствующую функцию можно обозначить как психодиагностическую.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.