Формирование и развитие воображения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формирование и развитие воображения

2019-09-26 705
Формирование и развитие воображения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воображение человека в течение его жизни может изменяться, находиться на разных уровнях развития и, следовательно, развиваться и совершенствоваться. Прежде чем говорить о путях развития воображения человека, необходимо определиться в том, что следует понимать под его развитием. Развитие воображения представляет собой процесс его совершенствования. В этом процессе можно выделить отдельные стороны, и в связи с ними представить и обсудить возможные пути развития воображения.

Воображение человека может развиваться (совершенствоваться) по следующим направлениям:

1. Увеличение разнообразия (богатства) продуктов воображения.

2. Повышение оригинальности образов воображения, их новизны и необычности.

3. Детализация, тщательность разработки продуктов воображения.

4. Усиление впечатлительности образов воображения.

5. Интеллектуальное насыщение продуктов воображения.

Разнообразие (богатство) продуктов воображения проявляется в том, их количество и различия между ними постепенно увеличиваются. Повышение оригинальности образов воображения связано с их необычностью и новизной, которые могут со временем возрастать у одного и того же человека. Детализация продуктов воображения проявляется в том, что в них появляется все больше деталей, которые затем тщательно прорабатываются творцом. Усиление впечатлительности образов воображения связано с тем, что они начитают порождать у людей больше разнообразных эмоциональных переживаний. Интеллектуальное насыщение воображения реализуется в том, что его продукты, развиваясь, начинают порождать у людей все больше разнообразных мыслей и идей.

Процесс развития воображения человека можно также представить и описать, исходя из культурно-исторической теории формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского. Известно, что в ходе формирования и развития высших психических функций они из непроизвольных превращаются в произвольные, из внешне опосредствованных во внутренне опосредствованные. Непроизвольное – это случайное, спонтанное воображение, процесс и результаты которого не связаны с волевой регуляцией. Произвольное – это воображение, которое регулируется сознанием и человека. Внешне опосредствованное – это воображение, которое стимулируется воздействиями, оказываемыми на человека со стороны окружающей среды. Внутренне опосредствованное воображение – то, которое зависит от процессов, происходящих в психике человека. Основное направление развития воображения в обсуждаемом плане – это его постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию.

Воображение маленьких детей, например, является, например, непроизвольным и внешне опосредствованным, то есть почти исключительно выступает как низшая психическая функция. Оно стимулируется воспринимаемыми ребенком предметами или же воздействиями окружающих людей. Воображение взрослых людей, занимающихся творческой деятельностью, представляет собой высшую психическую функцию.

Гипотетический процесс формирования и развития воображения детей выглядит следующим образом. До того момента, когда ребенок овладел речью, начал что-либо рисовать или делать своими руками, трудно судить об уровне развития его воображении, так как все методы, связанные с изучением и оценкой уровня развития воображения, основаны на исследовании речевых высказываний или на изучении продуктов различных видов деятельности человека. В двух-трехлетнем возрасте дети в основном копируют то, что видят, или то, что им демонстрируют взрослые люди. Следовательно, в данном возрасте можно говорить о наличии у детей репродуктивного воображения.

В возрасте от трех до пяти лет воображение детей начинает быстро развиваться. Хорошо известна богатая и разнообразная фантазия, характерная для 4-5-летних детей. В этом возрасте дети много рисуют, выдумывают, фантазируют, причем их воображение может проявляться в самых разных продуктах действиях и поступках. В таком воображении элементы новизны уже проявляются достаточно отчетливо, что позволяет говорить о том, что у детей этого возраста уже имеется продуктивное воображение.

В дошкольном возрасте воображение детей активно развивается в играх, которыми большую часть времени занимаются дошкольники, причем игры детей этого возраста разнообразны и предоставляют широкие возможности для развития воображения.

С поступление в школу начинается следующий этап развития воображения, связанный с началом систематического обучения и с превращением учебной деятельности в основную или ведущую деятельность. Через учебную деятельность дети приобретают новые знания и умения, которые позволяют им расширить диапазон воображаемого (представляемого) за счет новых знаний и умений. Хорошие образцы для подражания детям в школе демонстрируют учителя, которые проводят с ними занятия, способствующие развитию их воображения, например, занятия по рисованию, труду и другим учебным предметам.

Важным фактором стимулирования развития воображения детей в связи с поступлением в школу становится то, что ребенок оказывается в окружении многих других детей. Они демонстрируют друг другу образцы своей фантазии, и через подражание и своеобразное соревнование друг с другом оказывают положительное влияние на развитие воображения друг у друга.

Начиная с подросткового возраста и дальше, вплоть до окончания школы, воображение детей, говоря словами Л. С. Выготского, приобретает отчетливо выраженный внутренне опосредствованный характер. Это означает, что процесс воображения детей теперь стимулируется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними, психологическими процессами. Если младшие школьники, придумывая что-либо, сравнивают придуманное ими с чем-то другим, заданным в качестве образца, ждут оценки или одобрения сделанного со стороны значимых для них людей, прежде всего, учителей и родителей, то подростки и, особенно, старшие школьники, фантазируют, воображают или творят для себя, руководствуясь, прежде всего, тем, получают или не получают они сами удовлетворение от продуктов своего творчества. Это и есть внутренне опосредствованное воображение, характерное для взрослых людей.

Таким образом, мы можем констатировать, что к старшему школьному возрасту воображение детей превращается уже в полноценную высшую психическую функцию. Далее оно продолжается совершенствовать, развиваться у взрослых людей в связи с теми видами деятельности, которыми им приходится заниматься.

Методы изучения воображения

Современная психология располагает сравнительно небольшим количество методов изучения (психодиагностики) воображения, если оценивать их число путем сравнения, например, с количеством имеющихся в распоряжении психологов методов изучения (психодиагностики) памяти. Такое положение дел можно объяснить следующим образом. Во-первых, воображение представляет собой менее значимый для жизни человека процесс, чем, например, восприятие, память или мышление. Во-вторых, воображение труднее изучать и оценивать, чем иные познавательные процессы. В-третьих, на уровне теории применительно к воображению не все так четко определено и прописано, как по отношению к другим психическим процессам. Например, для того чтобы приступить к разработке методов психодиагностики того или иного явления, надо иметь четкое и однозначное его определение. Такого определения в области психологии воображения, к сожалению, нет. Среди психологов, кроме того, до сих пор нет полного согласия по вопросу о том, сколько разных видов воображения существует у человека, и как их правильно определять. Тем не менее, методами общего познания активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения психология располагает. Представим их общее описание.

Активное воображение преимущественно изучается по отношению к образному воображению, и делается это следующим образом. Испытуемому предлагается какие-либо простые линии, и он должен на их основе нарисовать что-либо такое, в состав которого входят исходные линии в качестве его деталей. По характеру сделанного человеком рисунка, его сложности, оригинальности и другим признакам психолог делает выводы об уровне развития у данного испытуемого образного воображения.

Пассивное воображение изучается и оценивается в основном по отношению к вербальному воображению, и делается это следующим способом. Испытуемому предлагается подробно рассказать о своих сновидениях или видениях (образах, галлюцинациях и пр.), которые время от времени приходят в голову. Эти рассказы затем подробно анализируются психологом, и на основе такого анализа делаются выводы не только об особенностях пассивного воображения человека, но и о его общем психологическом состоянии. Подобного рода психодиагностические методики нередко используется в клинической психологии.

Творческое воображение обычно оценивают не только психологи, но и специалисты в той или иной области деятельности, поскольку творчество обычно проявляется у человека в конкретных видах деятельности. В соответствующих тестах испытуемому предлагается что-либо придумать (сочинить, сконструировать и т.п.), и по полученным результатам психологов вместе со специалистом в той или иной сфере деятельности делается вывод о наличии или отсутствии у данного испытуемого творческого воображения. Такие тесты, например, проводятся при приеме обучаемых в специализированные художественные, театральные и другие учебные заведения.

Нетворческое воображение изучается и оценивается следующим образом. Испытуемому предлагается что-либо придумать (нарисовать, рассказать) на определенную тему. Если в придуманном испытуемом сравнительно мало оригинальности и новизны, то делается вывод о наличии у него воображения нетворческого характера.

 

Определение и виды мышления

Людям постоянно приходится сталкиваться с необходимостью решения множества разнообразных задач. Этот процесс принято называть мышлением. Решение задач в мышлении – главное, но не единственное. Мышление – самый сложный из всех познавательных процессов человека, причем степень его сложности такова, что не представляется возможным дать полное, исчерпывающее определение мышлению в единственном предложении подобно тому, как это было сделано в отношении других познавательных процессов, ранее рассмотренных в учебнике.

С подобной ситуацией, когда необходимо найти достаточно полное и точное определение изучаемому явлению, сталкиваются ученые, представляющие многие науки. Выход из нее видится в том, чтобы предложить не краткую, умещающуюся в одном предложении дефиницию изучаемому явлению, а описать его в нескольких предложениях с разных, существенных для его понимания сторон, то есть, воспользоваться так называемым описательным определением. Такие определения часто встречаются в гуманитарных науках, к которым относится психология. Воспользуемся и мы этим приемом, соберем в предлагаемом определении мышления то, как оно понимается разными психологами, изучающими его. Подобное описательное определение применительно к мышлению может включать в себя следующие предложения:

1. Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую необходимо достичь, исходя из заданных условий путем их преобразования.

2. Мышление - это познание человеком действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью данных человеку от природы органов чувств не воспринимаются.

3. Мышление – это обобщенное познание действительности, то есть получение знаний о ней на уровне понятий и идей, в отличие от конкретного познания мира, осуществляемого через образы предметов и явлений, складывающиеся в процессе восприятия мира с помощью органов чувств.

4. Мышление – это опосредствованное познание действительности, то есть, получение знаний о ней при помощи разнообразных, изобретенных людьми средств – орудий, приборов, инструментов, машин.

Итогом мышления, как процесса, является мысль, идея, если это теоретическое мышление, или преобразование конкретной ситуации, если это практическое мышление, связанное с решением определенной практической задачи, а также создание чего-либо нового через его материальное или идеальное воплощение идеи, если речь идет о творческом мышлении.

Из приведенного выше развернутого, описательного определения мышления следует, что оно представляет собой многосторонний процесс. На основе этого же определения можно сделать вывод о возможности существования многих видов мышления, которые, в свою очередь, можно выделять и описывать по разным основаниям. Среди таких оснований могут быть следующие:

- тип решаемых задач;

- отношение задач, решаемых в процессе мышления, к теории или практике;

- новизна результатов (продуктов) мышления;

- особенности действий, используемых в процессе решении задач;

- наличие или отсутствие логики в мышлении;

- уровень развития мышления.

Рассмотрим частные виды мышления, выделяемые по указанным выше основаниям.

По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь теми деятельностями человека, в которых соответствующие задачи возникают. По данному критерию можно выделить столько разных видов мышления, сколько существует различных видов деятельности и связанных с ними задач. В качестве частных видов мышления, выделяемых по данному критерию, можно назвать, например, следующие: математическое, физическое, лингвистическое, техническое, музыкальное, психологическое, экономическое, политическое и другие виды мышления.

По отношению задач, решаемых в ходе мышления, к теории или практике, можно выделить теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое – это мышление, посредством которого решаются теоретические задачи. Примерами таких задач может стать поиск точных определений научных понятий, построение научно обоснованных классификаций каких-либо явлений, формулирование и доказательство идей путем умственных рассуждений, разработка и обоснование научных теорий, объясняющих определенную группу явлений.

В ходе теоретического мышления одни знания непосредственно выводятся из других знаний путем рассуждений в уме по законам логики на уровне понятий, в содержании которых эти знания представлены. Практическим называют мышление, в котором человеком решаются практические задачи путем действий с материальными предметами в реальных жизненных ситуациях. Такие задачи в достаточно большом количестве каждому человеку приходится решать ежедневно.

По новизне продуктов можно выделить творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление. Творческое – это мышление, в котором человек находит решение задач, которые до него никто не решил, или же находит новые решения известных, кем-то уже решенных задач.

В связи с приведенным выше определением отметим, что творческое мышление может иметь абсолютную и относительную формы своего выражения. Если, к примеру, человек придумал или создал нечто совершенно новое - такое, что никто и никогда до него не создавал, то о его мышлении можно говорить как об абсолютно творческом. Если человек придумал и создал нечто такое, что является новым только для него (то, что кем-то и когда-то уже было сделано), то придуманное им является относительно творческим, и только для данного, конкретного человека может оцениваться как творческое достижение.

По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды: мышление, реализуемое с помощью действий с образами или понятиями, и мышление, реализуемое с помощью практических действий и операций с материальными предметами. Заметим, что мышление, реализуемое с помощью внутренних умственных действий – не то же самое, что теоретическое мышление, так как с помощью такого мышления могут решаться не только теоретические, но и практические задачи. То же можно сказать и о мышлении, реализуемом с помощью внешних, практических действий с предметами. Оно также не всегда выступает только как практическое мышление. Например, формулируя научные понятия, гипотез, или доказывая правильность какой-либо научной теории, ученый может обратиться к проверяющим их внешним, практическим действиям, организовать и провести научный эксперимент, но в этом случае соответствующие действия будут включены, скорее, в процесс теоретического, а не практического мышления.

Мышление, состоящее только из внутренних или исключительно из внешних действий, в жизни встречается редко. В любое мышление, представленное в основном как внутренний процесс, в обязательном порядке включены какие-то внешние, практические действия, связанные с ним, а в мышление, выступающее преимущественно как внешний процесс – внутренние, умственные действия, которые его регулируют. Например, теоретическое мышление может сопровождаться опытной проверкой его правильности, а то, что человек делает руками, может управляться со стороны его сознания.

По использованию логики виды мышление делят на логическое и интуитивное. Логическое – это такое мышление, которое основано на использовании в связанных с ним рассуждениях правил логики. Оно является логически последовательным и проверяемым с точки зрения его правильности по соответствующим правилам. Интуитивным называют мышление, в котором в поисках истины человек руководствуется не логикой мышления, а особым внутренним чувством, которое подсказывает ему, что он находится на правильном пути в процессе поиска решения некоторой задачи. Это чувство принято в психологии называть словом интуиция. Такое мышление также иногда называют мышлением, основанным на «здравом смысле». Человек, пользующийся таким мышлением, может достаточно быстро найти нужное решение задачи. Однако он будет не в состоянии сразу и убедительно обосновать правильность найденного решения или продемонстрировать, каким образом он пришел к нему. Кроме того, такое мышление зачастую оказывается ошибочным, а определить и выявить ошибку в нем достаточно трудно. В реальной жизни интуитивное мышление, особенно при решении практических задач, широко распространено, и к нему люди обращаются чаще, чем к логическому мышлению, поскольку интуитивное мышление не требует затрат ресурсов и времени.

Вместе с тем, нельзя утверждать, что логическое мышление всегда более правильное, чем интуитивное. Есть немало примеров того, когда люди, в том числе ученые, с помощью интуитивного мышления находили правильные решения достаточно сложных задач. Кроме того, опыт показывает, что интуитивное мышление почти во всех случаях предшествует, сочетается с логическим мышлением. Столкнувшись с какой-либо новой для себя задачей, человек вначале на основе интуиции догадывается, как ее решить, и только после этого строго логическим путем проверяет и доказывает правильность найденного решения.

С помощью интуиции, приступая к решению какой-лило задачи, человек может выбрать нужное направление поиска, убедиться в том, что он идет в правильном направлении, эмоционально (интуитивно) оценить пройденный путь и то, что еще необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

Термином «интуиция» (другое его значение – догадка) часто пользуются в описаниях процесса творческого мышления. Несмотря на многочисленные случаи употребление данного термина, в том числе в работах, посвященных психологии мышления, понятие «интуиция» до сих пор не получило строгого научного определения. Это объясняется тем, что мышление, основанное на интуиции, является не осознаваемым, и, пользуясь им, человек контролирует только начало (условия) и конец (результат) решения задачи, но процесс последовательного продвижения к нему находится за пределами его сознания.

Неотъемлемой составляющей интуитивного мышления является момент нахождения или обнаружения человеком правильного решения задачи. Этот момент в психологии обозначается словом инсайт, под которым понимается внезапная догадка или озарение. Она возникает не сразу в начале процесса мышления, а на определенной его стадии, является своеобразным скачком или быстрым продвижением вперед в процессе мышлении. Если логическое мышление можно уподобить постепенному и медленному продвижению мысли к поставленной цели, где нет резких перепадов и скачков, то динамика интуитивного мышления выглядит иначе. Здесь сначала наблюдается стадия, на которой у человека отсутствует чувство продвижения вперед в процессе решения задачи, и в его сознании нет никаких обнадеживающих идей, а затем наступает внезапное, скачкообразное движение мысли вперед, которое завешается нахождением нужного решения. Затем, на заключительной стадии интуитивного мышления, это решение реализуется и проверяется с точки зрения его правильности.

Кроме типичных видов мышления, описанных выше и встречающихся у всех людей, существуют индивидуально своеобразные виды мышления, характерные для отдельных людей и связанные с наличием у них специфических психологических особенностей. Подобные виды мышления иногда определяются в обобщенной форме как индивидуально своеобразные типы мыслительной деятельности. Одну из классификаций типов мышления людей по признакам экстраверсии и интроверсии, а также доминирования рационального и иррационального, логического и эмоционального в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей особенностям их мышления.

1. Интуитивный тип. Он характеризуется преобладанием интуиции над логикой, чувств - над разумом. Критерием истинности принимаемых решений для людей с соответствующим типом мышления выступает чувство правильности найденного решения и практика, которая подтверждает или опровергает его.

2. Логический тип. Данному типу людей присущи рациональность (опора на логические доводы) и приоритет логики над эмоциями. Критерием истинности мышления в данном случае выступает логическая последовательность и безупречность рассуждений.

Процесс познания действительности у людей с логическим типом мышления отличается от процесса познания, характерного для людей с интуитивным типом мышления. Люди логического типа мышления обычно интересуются знанием, как таковым, ищут и устанавливают связи между явлениями, в то время как индивиды с интуитивным типом мышления ориентированы на практику, на использование знаний вне зависимости от степени их достоверности (истинности) или логической непротиворечивости. Для интуитивиста истинно или правильно то, что полезно, что подтверждается практикой, а не то что убедительно доказано путем логических рассуждений.

По уровню развитии и последовательности их появления в фило- и онтогенезе у человека можно выделить следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное - это простейший вид мышления, который полностью сводится к внешним, практическим действиям с реальными материальными предметами. Соответствующий вид мышления не предполагает никаких внутренних, психологических действий, и в нем задачи решаются исключительно с помощью практических действий с предметами. Наглядно-действенное мышление обнаруживается у многих животных, например, у человекообразных обезьян. Оно же характерно для маленьких детей в возрасте до двух-трех лет. Это – первый вид мышления, которое появляется у человека как филогенезе, так и в онтогенезе. Раньше такое мышление называли ручным, поскольку в нем все задачи решаются с помощью практических действий руками с предметами.

Наглядно-образное мышление представляет собой решение задач в уме с помощью действий с образами предметов. Пользуясь данным видом мышления, человек решает практические задачи, воспринимая и оценивания возникшую ситуацию с помощью органов чувств. Все действия, связанные с данными видом мышления – это действия с образами предметов. Наглядно-образное мышление - второй уровень его развития у человека.

Словесно-логическим называют мышление, которое реализуется полностью в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Используя заложенные в содержании понятий идеи, человек, руководствуясь правилами логики, выводит из них другие идеи, и, таким образом, решает возникшие перед ним задачи. Данный вид мышления преимущественно связан с теоретическим мышлением.

Первые признаки наличия словесно-логического мышления у детей обнаруживаются не раньше 5-6 лет, и только к подростковому возрасту, то есть к 12-13 годам, можно говорить о том, что соответствующий вид мышления ребенка уже сформировался. Высокоразвитое словесно-логическое мышление характеризует в основном только взрослых, интеллектуально развитых людей. Оно предполагает умелое владение не только понятиями, но также логическими операциями и логическими формами мышления.

Хотя в онтогенезе три описанных выше вида мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое – в их постейших формах последовательно появляются одно за другим еще в детстве, однако каждый из них может развиваться и совершенствоваться дальше, у взрослых людей. В связи с этим можно допустить, что при определенных условиях наглядно-действенное мышление человека в состоянии превзойти по уровню своего развития его же наглядно-образное или словесно-логическое мышление. Это имеет место, например, у людей, которые являются мастерами практической деятельности, связанной с изготовлением руками каких-либо сложных предметов человеческой материальной культуры. Возможен случай, когда наглядно-образное мышление человека становится более развитым, чем е словесно-логическое и наглядно-действенное мышление. Это, например, характерно для людей, имеющих отношение к литературе, театру, художественно-изобразительному искусству. Наконец, нетрудно представить случай, когда словесно-логическое мышление достигнет таких высот в своем развитии, что превзойдет и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление того или иного человека. Это, например, характерно для людей умственного труда, например, для ученых.

В последние несколько десятков лет, для того чтобы охарактеризовать индивидуальное своеобразие мышления людей, используется понятие когнитивный стиль. Оно может употребляться в научной литературе двух разных значениях: широком и узком. Широкое понимание когнитивного стиля относится к индивидуальным особенностям всех без исключения познавательных процессов, имеющихся у человека, начиная с ощущений и восприятия, и кончая мышлением и речью. Этим же словосочетанием при его употреблении в узком значении обозначают устойчивые, индивидуально своеобразные особенности мышления человека, отличающие его мышление от мышления других людей. Понятие когнитивного стиля относится ко многим, описанным выше видам и процессам мышления, и представляется достаточно сложным по своей структуре.

В общем случае когнитивный стиль можно определить как то, что устойчиво отличает мышление данного человека от мышления других людей и характеризует индивидуальное своеобразие его мышления по следующим признакам:

- тип задач, за решение которых чаще всего добровольно берется данный человек;

- предпочитаемый им способ решения задач;

- склонность пользоваться при решении задач тем или иным видом мышления;

- стремление решить возникшую задачу сразу, или же отложить ее решение на потом;

- длительная подготовка к решению задачи, или готовность сразу, без долгих раздумий приступить к поиску ее решения, как только соответствующая задача возникла;

- тенденция проверять правильность найденного решения задачи, или отсутствие у человека такой тенденции.

Разные авторы, предлагая определения когнитивного стиля, включают в него различные признаки. Главное внимание в научных исследованиях, посвященных когнитивному стилю, уделяется следующим моментам:

- выделению и описанию различных когнитивных стилей;

- изучению связей, существующих между когнитивными стилями и успешностью решения задач;

- соотношению когнитивного стиля с другими психологическими особенностями человека;

- изучению формирования и развития индивидуально своеобразного когнитивного стиля.

Существует несколько классификаций когнитивных стилей, проводимых по различным основаниям. В одной из них когнитивные стили описываются с помощью противоположных пар понятий типа «полезависимость - поленезависимость», «гибкость - ригидность», «импульсивность - рефлексивность», «вербализация - визуализация». Эти пары определений задают возможные измерения и противоположные полюса оценочных шкал, посредством можно практически изучать и оценивать особенности когнитивных стилей мышления у разных людей.

Полезависимый когнитивный стиль определяется как такой, при котором мышление человека, его процесс и результаты существенно зависят от того, что окружает человека, что непосредственно воздействует на его органы чувств со стороны окружающей среды.

Поленезависимый когнитивный стиль характеризуется тем, что интеллектуальные процессы человека практически не зависят от оказываемых на него извне воздействий, от окружающей обстановки и среды.

Гибкий когнитивный стиль характеризуется высокой скоростью мыслительных процессов, быстрым переходом от одних идей к другим, от одного способа или направления развития мысли к другому.

Ригидный когнитивный стиль отличается замедленным процессом мышления и трудным переходом от одного способа решения задачи к другому.

Импульсивный когнитивный стиль отличается неоправданно быстрым принятием решений, которые, в свою очередь, принимаются под влиянием сиюминутных эмоциональных переживаний человека.

Рефлексивный когнитивный стиль отличается тем, что человек с таким стилем мышления сначала тщательно все обдумывает, взвешивает, и только затем принимает решение на рациональной, разумной, а не эмоциональной основе.

Когнитивный стиль типа «вербализация» отличается тем, что решения принимаются человеком на основе размышлений, подчиненных законам логики, а само решение представляется в виде некоторой словесно оформленной идеи.

Противоположный ему когнитивный стиль, обозначаемый как «визуализация», характеризуется склонностью пользоваться образным мышлением, представлять решения задач преимущественно в образной форме.

Перечисленные выше когнитивные стили могут в различных вариантах сочетаться у одного и того же человека, поэтому так называемых «чистых» когнитивных стилей не существует. Кроме того, один и тот же человек в принятии решений время от времени может переходить от одного когнитивного стиля к другому, и в этом случае характерных для него когнитивный стиль можно назвать динамичным или изменчивым.

Творческое мышление

Творческий характер могут иметь многие виды как теоретического, так и практического мышления человека. В теоретическом мышлении его творческий моменты проявляются в новизне того, что является результатом такого мышления, например, новое определение понятий, новая классификация явлений, новая оригинальная гипотеза, новый способ ее доказательства, новая научная теория и т. д.

Немало элементов новизны (признаков наличия творчества) может оказаться и в практическом мышлении человека. Например, человек может сделать своими руками какую-либо новую, оригинальную вещь, найти новый способ ее изготовления, новое применение того или иного материала, новый выход из сложившейся практической ситуации и т. д.

Имеется несколько подходов к определению и изучению творческого мышления в психологии. Согласно первому из них, никакого особого, творческого мышления у людей нет. Сторонники данного подхода утверждают, что в творческой деятельности людей проявляются их обычные умственные или практические способности, и время от времени интеллектуальная (умственная) деятельность любого психологически развитого человека случайно может оказаться творческой, если в ходе ее человек неожиданно для себя создаст или откроет что-либо новое. Сторонники данной точки зрения, кроме того, утверждают, что помимо интеллекта существенную роль в проявлении творческих склонностей и способностей человека играет мотивация его деятельности и его индивидуальные, личностные особенности. Сильная мотивация (большой интерес к выполняемой работе), специфические черты характера (волевые и деловые) способны повышать творческий потенциал человека, другие (слабая мотивация и некоторые иные черты характера) его понижают.

Кроме общей интеллектуальной одаренности и мотивации в русле такого понимания творческого мышления важная роль отводится определенным личностным качествам человека, например, его стремлению быть не таким, как все. Утверждается, что творчески одаренный человек обладает, кроме того, особой «чувствительностью к проблемам», независимостью в принятии своих решений, способностью принимать решения в неопределенных и достаточно сложных условиях, критичностью в оценке как своих, так и чужих достижений, а также некоторыми иными индивидуальными особенностями, отличающими его от людей, для которых творческое мышление не характерно. В русле данного подхода определение «творческий» относится только к специфике самого мышления, но и к особенностям личности человека, позволяющим ему находить новые, необычные решения самых разнообразных задач.

Суть второго подхода к пониманию творческого мышления заключается в признании того, что творческие способности или особое творческое мышление действительно существует независимо от других психологических особенностей людей. При этом, однако, делается следующая оговорка: для того чтобы человек проявил себя как творческая личность, необходимо, чтобы он в своем интеллектуальном развитии достиг высокого уровня. Э. П. Торренс, к примеру, утверждает, что своеобразным интеллектуальным порогом, за пределами которого у человека начинают проявляться его творческие способности, может стать общий уровень интеллектуального развития, измеренный стандартными тестами интеллекта, составляющий 120% и более по сравнению с нормой, равной 100%.

Третья точка зрения по обсуждаемому вопросу представляет собой компромисс между первыми двумя и заключается в следующем. В ней утверждается, что общие интеллектуальные и творческие способности человека следующим образом связаны друг с другом: чем выше общий уровень интеллектуального развития человека, тем более развиты его творческие способности, и наоборот.

История научных исследований творческого мышления в сравнении с историей психологии в целом представляется сравнительно недолгой, насчитывающей около двух с половиной сотен лет. Первое исследование на эту тему провел еще в XVIII веке немецкий философ Г. Лейбниц. Его заинтересовали особенности творческого мышления людей, и он допустил, что это мышление людьми полностью осознается (в то время вся психология называлась наукой о сознании человека). Для того чтобы понять специфику творческого мышления он обратился к известным ученым, сделавшим в науке какие-либо открытия, с просьбой описать свои рассуждения, которые привели их к соответствующим открытиям. Оказалось, однако, что это сделать практически невозможно, так как мышление в целом, в частности, те его моменты, которые приводят к открытиям, людьми актуально не осознаются.

В XIX веке научные исследования творческого мышления были продолжены, но в другом направлении. Ученые, которых оно интересовало, стали изучать психологические особенности творчески мыслящих людей, надеясь таким образом раскрыть тайны творческого мышления. Эти попытки также завершились неудачей, так как выявленные индивидуальные различия между творчески и не творчески мыслящими людьми, касались не столько мышления, как такового, сколько личностных особенностей соответствующих людей – таких, которые к мышлению, как таковому, не относились. Эт<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.