Проблемы, связанные с памятью человека, их причины и способы устранения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблемы, связанные с памятью человека, их причины и способы устранения

2019-09-26 237
Проблемы, связанные с памятью человека, их причины и способы устранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Столь же разнообразными, какими являются индивидуальные различия по памяти среди людей, представляются ее возможные проблемы. Эти проблемы могут относиться к следующим моментам:

1. Трудностям, касающимся запоминания нового материала.

2. Вопросам, относящимся к длительности или продолжительности сохранения запомненного материала в памяти человека.

3. Аспектам воспроизведения материала, хранящегося в памяти человека.

В свою очередь, перечисленные выше трудности (вопросы, аспекты), носящие общий характер и присущие многим людям, внутри себя разделяются на частные проблемы. Например, первый тип трудностей (запоминание) включает в себя:

- сравнительно медленное заучивание человеком нового материала;

- неполное (частичное) запоминание материала;

- незнание или неумение использовать те или иные мнемотехнические средства в процессе запоминания.

Второй тип трудностей проявляется в следующих моментах:

- запомненный человеком материал, однократно и правильно воспроизведенный после запоминания, не сохраняется в памяти, и, спустя некоторое время, человек его уже вспомнить не может;

- материал запоминается человеком на короткое время, но длительно в его памяти не сохраняется;

- у человека нет уверенности в том, что заучиваемый им материал действительно сохранился в его памяти.

Третий тип трудностей (воспроизведение материала) может проявиться в следующих специфических проблемах:

- человек не в состоянии в нужный момент времени вспомнить нужный ему материал;

- человек вспоминает материал, но только частично, не полностью;

- человек неправильно вспоминает (неверно воспроизводит) необходимый ему материал;

- человек вспоминает материал правильно и в достаточно полном объеме, но делает это очень медленно.

Обсудим возможные причины перечисленных выше нарушений памяти.

Сравнительно медленное запоминание человеком материала может происходить по следующим причинам:

 отсутствие интереса человека к запоминаемому материалу, его запоминание по принуждению;

 слишком большой объем запоминаемого материала, превышающий возможности человека;

 отвлечение внимания человека во время запоминания материала на посторонние дела;

 усталость, утомление, плохое физическое самочувствие человека в момент запоминания материала;

 непродуманность, нерациональность самого процесса запоминания.

 

Неполное или частичное запоминание материала, в свою очередь может быть вызвано следующими причинами:

 в процессе запоминания человек уделил не одинаковое внимание всему содержанию запоминаемого материала, одному - большее, другому - меньшее. В результате им лучше запомнилось то, чему в процессе запоминания он уделил больше внимания;

 для запоминания разных по степени сложности фрагментов материала требовалось приложить различные усилия, а в действительности они оказались одинаковыми. В итоге человек лучше запомнил то, что требовало меньших усилий в процессе, чем то, на что требовались большие усилия;

 разные фрагменты запоминаемого материала вызвали у человека различные эмоциональные реакции. В конечном счете, то, что породило у него более выраженные эмоциональные реакции, запомнилось человеку лучше, чем то, что оказалось связанным со слабыми эмоциональными реакциями;

 в самом запоминаемом материале отдельные его части оказались для человека более интересными, чем другие. В итоге он лучше запомнил то, что ему интересно, и не запомнил то, что не вызвало у него интереса.

 

Незнание или неумение использовать те или иные мнемотехнические средства может быть вызвано, соответственно, двумя причинами:

 плохим знанием соответствующих мнемотехнических средств;

 неумением ими правильно воспользоваться на практике.

 

В качестве вероятных причин того, что запомненный человеком материал, однократно и правильно воспроизведенный после запоминания, не сохранился в его памяти могут выступить следующие причины:

 человек не приложил должных усилий, для того чтобы как следует запомнить соответствующий материал;

 по окончании процесса запоминания человек не проверил, удалось ли ему данный материал запомнить, не пытался его воспроизвести;

 соответствующий материал со временем оказался вытесненным из сознания человека под влиянием защитных психологических механизмов;

 запомненный материал в течение длительного времени человеком не воспроизводился после его первоначального запоминания.

 

Основными причинами того, что материал запомнился человеком на короткое время, могут оказаться те же причины, которые перечислены выше применительно к не сохранению запомненного материала в памяти человека.

Человек может оказаться не в состоянии в нужный момент времени вспомнить необходимый ему материал в силу следующих причин:

 этот материал не закрепился в его памяти, и его следы, спустя некоторое время, оказались стертыми;

 при запоминании материала человек заранее не позаботился о том, чтобы иметь в своем распоряжении ключ доступа к данному материалу, или забыл этот ключ;

 в момент припоминания материала человек находится в неблагоприятном физическом или психологическом состоянии;

 данный материал человека мало заинтересовал;

 в момент припоминания материала человека что-то отвлекло.

 

Неправильность припоминания человеком хранящегося в его памяти материала может быть обусловлена следующими причинами:

 с момента запоминания материала прошло много времени, в течение которого в памяти человека произошли изменения, о которые говорилось выше в параграфе 11.5, посвященном формированию и развитию памяти;

 при воспроизведении данного материала человек не ставил перед собой задачу точно его воспроизвести:

 запоминания материала происходило поверхностно, без обращения внимания на его детали;

 данный материал в момент его запоминания был запомнен неправильно, с ошибками, но человек по какой-либо причине не обратил на это внимание.

 

Обсудим далее два вида возможных нарушений памяти: функциональные и хронические. Функциональными называются такие нарушения памяти, которые носят временный характер и сравнительно легко устраняются. Они, как правило, не связаны с какими-либо заболеваниями или длительными нарушениями в работе организма. Хроническими называют такие нарушения памяти, которые носят устойчивый характер и связаны с различными заболеваниями.

Как функциональные, так и хронические нарушения памяти могут иметь одинаковые внешние проявления, подобные тем, которые были описаны выше. Однако, эти нарушения устраняются разными способами в тех случаях, когда речь идет, соответственно, об их функциональном или хроническом характере. При функциональных нарушениях памяти они могут быть устранены с помощью разнообразных психологических методов воздействия на человека. Что касается хронических нарушений памяти, то с ними можно бороться двумя способами: с одной стороны, лечением тех заболеваний, с которыми эти нарушения связаны, с другой стороны, воздействием на память человека посредством мер психологического характера. Последние необходимы всегда, так как нарушенная память человека, независимо от их характера, автоматически, как правило, не восстанавливается.

Общие рекомендации по сохранению и восстановлению памяти человека могут быть следующими:

1. Постоянно держать память «под нагрузкой», систематически что-то запоминать, припоминать, узнавать и т.д. В этом отношении память человека напоминает умения и навыки, для которых требуется постоянная поддержка. Только в данном случае эти умения и навыки являются мнемическими. Если их не тренировать, то память человека естественным образом будет ухудшаться. Это в первую очередь касается приобретенной памяти или памяти как высшей психической функции.

2. При запоминании, сохранении, узнавании или припоминании материала целесообразно регулярно проверять себя с точки зрения того, насколько точно и правильно эти процессы происходят.

3. Искать, придумывать и осваивать новые мнемотехнические средства и приемы.

4. Стремиться там, где это возможно, переходить от механического к логическому, от непосредственного к опосредствованному запоминанию материала.

5. При восприятии или запоминании чего-либо всегда ставить перед собой конкретные мнемические задачи, включающие в себя следующие моменты:

- точное определение содержания материала, которые подлежит запоминанию (заучиванию);

- повторение материала с указанием на его периодичность и характер;

- установление точного времени сохранения материала в памяти;

- определение того, где, когда и как запоминаемым материалом можно и нужно воспользоваться.

Рис. 25. Важнейшая подсистема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину, представляющая взаимосвязанную работу кратковременной, оперативной и долговременной памяти


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.