Методы изучения памяти человека — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методы изучения памяти человека

2019-09-26 190
Методы изучения памяти человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методов изучения памяти человека в современной психологии достаточно много. Их, как минимум, столько, сколько существует разных видов и процессов памяти, так как по мере выделения и описания психологами видов и процессов памяти для их изучения и оценки разрабатывались соответствующие методы. В действительности различных методов изучения памяти намного больше, чем ее видов и процессов, поскольку для каждого вида и процесса памяти было предложено несколько разных исследовательских и психодиагностических методик. Далее мы рассмотрим основные из этих методов, акцентируя внимание, главным образом, на общих принципах построения и применения на практике соответствующих методов. Это будут в основном психодиагностические методики, которые используются не только в научных исследованиях, но и в практической психологии. Что касается оригинальных, авторских методик, предназначенных для изучения памяти человека в специальных научных исследованиях, они в рамках данного учебника они рассматриваться не будут.

Методы изучения видов памяти, которые выделяются по органам чувств, с активностью которых связаны процессы памяти, содержат в себе стимульный материал, связанный с работой соответствующих органов чувств. Он при использовании данных методов предлагается людям для запоминания, узнавания, сохранения или воспроизведения черед соответствующий орган чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и т. д. Такой материал после его запоминания воспроизводится испытуемыми или в том же виде, в каком он первоначально предъявлялся, или в какой-либо иной форме, позволяющей судить о запоминании, сохранении или воспроизведении человеком соответствующего материала.

При исследовании произвольной и непроизвольной памяти используются психодиагностические методики, основанные на следующем принципе. Человеку предлагается запомнить тот или иной материал непроизвольно или произвольно, в зависимости от того, какой вид памяти интересует психолога. Оба вида памяти – произвольная и непроизвольная - по своей продуктивности сравниваются друг с другом, и в этом случае испытуемым может быть предложено запомнить один и тот же по содержанию материал разными способами – произвольно или непроизвольно, а в заключение сравнивается продуктивность его запоминания или воспроизведения с помощью, соответственно, произвольной или непроизвольной памяти. Так, например, изучались и сравнивались между собой в экспериментах, проведенных А.Н. Леонтьевым, П.И. Зинченко, А.А. Смирновым продуктивность произвольной и непроизвольной памяти у детей.

Аналогичным образом построены методики, рассчитанные на изучение и сравнение между собой непосредственной и опосредствованной памяти. Здесь особое внимание обращается на средства, которые предлагаются испытуемому для запоминания соответствующего материала, или на те, которые он придумывает сам.

В том случае, если перед психологами стоит задача изучения или сравнения между собой механической и логической памяти, соответствующие психодиагностические методики разрабатываются и применяются следующим образом. Испытуемым предлагается один и тот же материал заучивать и воспроизводить механически, без его понимания или осмысления, или с помощью понимания, обдумывания этого материала, его включения в какой-либо мыслительный процесс. В заключение сравниваются между собой механическое (бессмысленное) и логическое (осмысленное) запоминание и воспроизведение материала.

Иногда психологов интересует поиск наилучших способов мысленной обработки материала или их сравнение между собой по продуктивности (эффективности). В этом случае испытуемым предлагаются различные способы осмысления запоминаемого материала, и далее их сравнивают между собой по продуктивности (эффективности).

Остановимся на методах опытного, экспериментального изучения памяти. Первые такие методы, как было сказано в начале первого параграфа данной главы, предложил Г. Эббингауз. Это – метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения.

Метод антиципации представляет такой способ экспериментального изучения памяти, который предполагает воспроизведение запомненного материала в том порядке, в котором он предъявлялся испытуемому при его запоминании. В частных случаях применения данного метода на практике от испытуемого требуется предвосхищать (антиципировать) следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он запоминает (заучивает) или воспроизводит его предыдущую единицу.

Метод последовательных воспроизведений представляет способ исследования долговременной памяти, при котором от испытуемого требуется запомнить и много раз воспроизвести заученный материал в отдельных, отстоящих друг от друга по времени попытках.

Метод сбережения (экономии) заключается в следующем. Вначале за определенное число повторений испытуемый выучивает предложенный ему материал. При этом определяется число попыток, необходимых для полного заучивания соответствующего материала. Затем, спустя некоторое время (несколько часов или дней), испытуемому предлагается воспроизвести этот материал по памяти, и в случае ошибок воспроизведения испытуемый доучивает его. В заключение определяется разница между количеством попыток, необходимых для первичного заучивания соответствующего материала и его последующего доучивания. Эта разница рассматривается как экономия или сбережение попыток (иногда – времени).

Эти методы, несмотря на то, что они были предложены еще в конце XIX века, до сих пор используются в экспериментальной психологии памяти. Следует также иметь в виду, что практически в каждом научном исследовании, связанном с памятью, применяется своя, оригинальная методика изучения памяти. Об этих методиках можно узнать из соответствующей научной литературы.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.