Общая характеристика памяти человека — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общая характеристика памяти человека

2019-09-26 283
Общая характеристика памяти человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память можно определить через процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Все эти процессы представляют собой разные стороны или аспекты работы целостной, достаточно сложно устроенной памяти человека, однако, в аналитических целях, для их более глубокого понимания данные процессы в психологии выделяются и изучаются отдельно друг от друга. Их раздельное изучение объясняются следующими причинами.

1. Все эти процессы играют разную роль в жизни людей.

2. У одного и того же человека и у разных людей эти процессы могут быть развитыми в разной степени.

3. Перечисленные процессы памяти подчиняются разным законам.

4. На уровне анатомии и физиологии организма они представлены разными нервными структурами и происходящими в них физиологическими процессами.

Памятью ученые и люди, далекие от науки, интересуются с древних времен. Особое внимание ей уделяли еще древние греки, а далее – римляне. В их культуре хорошая память считалась одним из главных достоинств человека, а люди с хорошем память высоко ценились. В течение многих веков и даже тысячелетий память была и до сих пор остается одной и главных тем научных психологических исследований.

Значение памяти в жизни современного человека трудно переоценить. Она лежит в основе обучения, воспитания, профессиональной деятельности, общения и взаимодействия людей. Благодаря памяти, сохранению и передаче из поколения в поколения накапливаемых людьми знаний и опыта, была создана и продолжает активно совершенствоваться вся человеческая культура, как материальная, так и духовная. На памяти, на сохраненных, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых людьми знаниях, умениях и навыках основаны все человеческие способности.

Благодаря своей памяти и ее постоянному совершенствованию, человек не только выделился из царства животных, но и достиг того уровня развития, на котором он находится сейчас. Каждое новое поколение людей превосходит предыдущее по возможностям своей памяти, по количеству и доступности имеющейся в их распоряжении знаний, по средствам запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Новейшим и главных достижением людей в этой области знаний и практики в наши дни стал Интернет, в котором храниться память всех людей, живущих на Земле, и пользующихся Интернетом.

За более, чем две с половиной тысячи лет, научного изучения памяти людей в этой области знаний накопилось огромное количество информации, причем, она представлена не только в трудах ученых, но и в сознании не связанных с наукой людей, которые, постоянно интересуясь и заботясь о своей памяти, интуитивным путем познали многое, связанное с ней, и научились ею управлять.

Лучше всего в психологии памяти изучены процессы запоминания и припоминания (воспроизведения) материала. Это объясняется тем, что, во-первых, запоминание и припоминание - главные процессы памяти, на которые приходится наибольшая нагрузка, и которыми человек чаще всего в жизни пользуется. Во-вторых, продуктивность памяти человека в первую очередь зависит именно от этих процессов. В-третьих, если у человека возникают какие-либо проблемы с памятью, то они, прежде всего, касаются запоминания или припоминания материала. В-четвертых, запоминание и припоминание, как процессы памяти, можно сравнительно легко изучать экспериментальным путем. В связи со сказанным вначале ознакомимся с некоторыми фактами, касающимися запоминания и припоминания материала.

На первый взгляд, может показаться, что запоминание или припоминание человеком какого-либо материала происходит буквально, то есть, при запоминании соответствующий материал просто копируется, а при его припоминании воспроизводится в том виде, в каком он хранился в памяти человека. В действительности это не так. Как в процессе запоминании, так и при воспроизведении материала происходят его закономерные изменения, которые, однако, сохраняют в запоминаемом или припоминаемом материале главное – то, что необходимо человеку при использовании соответствующего материала.

В процессе запоминания материала человеком в нем выделяется то, что в данный момент представляет для него интерес, и наиболее интересное и соответствующее актуальным потребностям человека запоминается в первую очередь. Что же касается запечатления второстепенных, не интересных для человека деталей, то на них он не обращает внимания и, как правило, надолго не запоминает или не запоминает вообще. Кроме того, при запоминании и сохранении соответствующего материала в памяти происходит его преобразование, рассчитанное на то, чтобы данный материал лучше запомнился, дольше сохранился в памяти и легче воспроизводился.

Воспроизведение материала, как писал в свое время один из ведущих исследователей памяти в нашей стране, А. А. Смирнов, не есть его буквальное или механическое припоминание. Это, скорее, активная мысленная реконструкция соответствующего материала, то есть, его восстановление, сопровождаемое целесообразными изменениями. Эти изменения не меняют в припоминаемом материале главного, основного, основного и значимого для человека содержания материала. Они способствуют его лучшему пониманию и более прочному запоминанию, а далее – точному и полному воспроизведению.

Виды изменений, вводимых в припоминаемый человеком по памяти материал, могут быть следующими:

1. Обобщение и сокращение того, что в исходном материале, при его первом запоминании, было представлено в развернутой форме.

2. Конкретизация или детализация того, что вначале было заложено в памяти в обобщенной и сжатой форме.

3. Замена в запоминаемом материале одного содержания другим, равнозначным по смыслу.

4. Смещение или перемещение отдельных деталей припоминаемого материала по сравнению с исходным материалом.

5. Объединение того, что в оригинале, при первом запоминании материала, было представлено отдельно друг от друга, или, наоборот, разъединение того, что в оригинале было соединено.

6. Дополнение материала тем, чего не было в подлиннике (оригинале).

Все перечисленные выше изменения, которые имеют место при воспроизведении запомненного материала, не являются искажениями или ошибками памяти. Они целесообразны, имеют позитивный смысл и представляют воспроизведение соответствующего материала как разумный и творческий процесс.

История научных исследований памяти, как было сказано выше, является достаточно длительной. Она начинается, как минимум, с первого тысячелетия до н.э. и активно продолжается в наши дни. Первая целостная концепция памяти, если не принимать в расчет рассуждения о ней, представленные в трудах древнегреческого философа Аристотеля (четвертый век до н. э.), возникла в ассоциативной психологии XVIII века и нашла отражение, в частности, в трудах Д. Гартли и Д. Пристли. Далее, с позиций ассоциативной психологии1 память человека теоретически и экспериментально изучали в XIX веке Г. Эббингауз, И. Мюллер, а также ученые, представлявшие интроспективную психологию сознания и функциональную психологию (В. Вундт, У. Джемс и другие). Далее научные исследования памяти были продолжены представителями гештальтпсихологии (В. Келер и К. Коффка). Новый вклад в исследования памяти внесли представители французской функциональной психологии, прежде всего, П. Жане. Идеи французской школы психологии были восприняты и развиты дальше многими российскими психологами в первой половине ХХ века. 1 Это направление в психологии внесло наиболее существенных вклад в научные исследования памяти, проводимые до начала ХХ века.

Экспериментальные исследования памяти человека, подобные современным, были начаты немецким ученым Г. Эббингауз, основные труды которого приходятся на конец XIX века. Сам Эббингауз придерживался ассоциативной теории в понимании памяти. Это, в частности, проявилось в том, что он придумал множество бессмысленных трехбуквенных сочетаний (так называемых «слогов») и предлагал их испытуемым в качестве стимульного материала для заучивания, полагая, что тем самым он изучает так называемую «чистую» память, не осложненную другими психическими процессами и явлениями.

Безусловной заслугой Эббингауза в изучении памяти явилась разработка методов ее экспериментального исследования. Эти методы впервые были опубликованы еще в 1885 году. В дальнейшем к ним добавилось много других методов, придуманных не только Эббингаузом, но и другими учеными. Многие из этих методов используются в психологической науке и практике до сих пор. Это, в частности, метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения (экономии).

Новый этап научных психологических исследований памяти приходится на первую половину ХХ века, причем, в это время исследованиями памяти занялись многие психологи в разных странах мира, включая Россию. Эти исследования в теоретическом плане вышли за пределы ассоциационизма, и стали проводиться в гештальтпсихологии, в функциональной психологии, в психоанализе и в бихевиоризме. Все это способствовало увеличению числа направлений и школ в научных исследованиях памяти, разработке новых ее теорий и методов.

Большой вклад в изучение памяти внесли психологи России, где данная проблематика в течение нескольких десятков лет в первой половине ХХ века и в начале его второй половины находилась на одном из первых мест в тематике проводимых научных исследований. Среди российских ученых, посвятивших свои научные труды памяти человека, можно назвать Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б.В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова и многих других.

Во второй половине ХХ века инициатива в научных исследованиях памяти перешла к представителям когнитивной психологии. Они предложили ряд новых теоретических моделей памяти, подкрепили их соответствующими экспериментальными данными. Специфика характерного для них подхода к изучению памяти заключалась в том, что они рассматривали память человека по аналогии с памятью электронно-вычислительных устройств (Р. Аткинсон и другие).

Виды памяти

Человеку ежедневно, практически непрерывно, приходится пользоваться своей памятью, запоминания, узнавая или припоминая огромное количество разнообразного материала. Для этого он должен обладать мощной, разнообразной и постоянно работающей памятью. Действительно, у современных людей имеется немалое количество видов и процессов памяти, к которым они время от времени обращаются.

Точки зрения разных ученых по вопросу о том, сколько разных видов памяти имеются у человека, расходятся. Так, например, современные когнитивные психологи в своих работах обычно называют два или три, иногда – четыре-пять разных видов памяти человека, чаще всего упоминая среди них иконическую, кратковременную и долговременную память. В работах представителей функциональной психологии, а также в опубликованы ими трудах встречаются названия примерно одного - полутора десятков видов памяти. В современных энциклопедиях и психологических словарях2 приводятся наименования уже более, чем трех, десятков видов памяти, имеющихся у людей.

Если собрать сведения, представленные как в научной, так и в учебной литературе по психологии памяти, то окажется, что у человека имеется около пятидесяти разных видов памяти.

Существует немало оснований для классификации или разделения видов памяти на группы. Этими основаниями могут быть следующие:

1. Органы чувств, с которыми связаны процессы памяти.

2. Время хранения информации в памяти человека.

3. Использование или не использование в процессах памяти мнемотехнических средств.

4. Участие воли в процессах памяти.

5. Роль мышления в процессах памяти.

6. Связь памяти с сознанием человека.

7. Отношение содержащейся в памяти информации к личной жизни человека.

8. Предметное и процессуальное содержание памяти.

9. Связь памяти с эмоциями.

10. Особенности информации, хранящейся в памяти человека. По первому из названных выше оснований выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную память и вестибулярную память (память на состояния равновесия).

Зрительная память содержит образы различных предметов и явлений. Эта память, как и зрительное восприятие, является одной из основных у людей. Она особенно важна для тех, чья профессиональная деятельность связана со зрительными ощущениями и образами, например, инженеров, дизайнеров, художников, писателей, режиссеров, актеров. Слуховой называют память, связанную с запоминаем и воспроизведением звуков, например, речевых или музыкальных.

Особой разновидностью памяти является словесно-логическая память. В ней запоминание речевого материала или его воспроизведение связаны с пониманием и словесным представлением материала. Этот вид памяти широко представлен у людей, занимающихся умственным трудом.

Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение человеком разнообразных движений. Данный вид памяти участвует в формировании и сохранении двигательных умений и навыков человека.

Осязательная память – это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. Она играет существенную роль в восприятии человеком пространства и таких характеристик предметов, которые обнаруживаются при касании поверхности кожи, например, размер, острота, гладкость, шероховатость, температура и другие.

Обонятельной называют память на запахи. Вкусовую память можно определить как память на разнообразные вкусовые ощущения.

По второму основанию выделяют, соответственно, иконическую, кратковременную, оперативную (рабочую), долговременную и генетическую память.

Иконическая – это самая короткая память, сохраняющая информацию не более 1 - 2 сек после ее восприятия. Название «иконическая» происходит от английского слова icon, которое в переводе на русский язык означает «образ». Когда говорят об иконической памяти, то, прежде всего, имеют в виду ее существование в виде зрительного образа. Данная память впервые была открыта и описана в исследованиях зрительного восприятия. Позднее было показано, что аналогичные, очень короткие по времени сохранения информации, виды памяти существуют в работе других органов чувств, например, слуха. Применительно к слуху такую память было предложено назвать эхоической. Предполагается, что в эхоической памяти информация может сохраняться несколько дольше, чем в иконической памяти, но не более 2-3 сек.

Кратковременная память так же, как иконическая, рассчитана на сравнительно небольшой срок хранения информации, который находится в пределах от 15 до 30 сек.. В отличие от иконической памяти, кратковременная память содержит не полное, буквальное отражение всей воспринятой человеком информации, а только наиболее важное и существенное в ней для человека. Такая память имеет не только ограниченное время хранения информации, но и ограниченный объем. Под ним понимается максимальное количество объектов, которые человек может сохранить в кратковременной памяти после их однократного восприятия в течение указанного выше промежутка времени. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет семь плюс – минус две единицы (от 5 до 9 разных объектов).

Несмотря на ограниченные время и небольшой объем информации, хранящейся в кратковременной памяти, она имеет очень важное значение в жизни людей. Это значение заключается в следующем. Во-первых, это – актуально осознаваемая память. Считается, что все, что человек в данный момент времени осознает, находится в его кратковременной памяти. Во-вторых, через кратковременную память проходит вся информация, воспринимаемая или припоминаемая человеком. Во-третьих, в долговременную или оперативную память человека (эти виды памяти будут обсуждаться дальше) может попасть только то, что ранее было представлено и отражено в его кратковременной памяти. В-четвертых, кратковременной памяти начинается процесс обработки (кодирования) соответствующей информации, облегчающий ее дальнейший перевод в оперативную (рабочую) или долговременную память.

Оперативной (другое ее название – рабочая) называют память, рассчитанную на сохранение информации в течение времени, необходимого для решения какой-либо задачи. Как только эта задача решена, информация, находящаяся в данной памяти, также забывается.

Важную роль в жизни человека играет следующий вид памяти – долговременная. Ее можно определить как основное хранилище информации, которой человек регулярно пользуется в течение своей жизни. В долговременной памяти содержится огромное количество сведений, приобретенных человеком. Это - знания, умения и навыки, представляющие собой весь накопленный жизненный опыт человека. Благодаря своей долговременной памяти, не имеющей, по признанию многих ученых, ограничений по содержанию и объему, человек выделяется среди животных.

Большая часть информации, накопленной людьми, в настоящее время храниться не в их головах, а в изобретенных людьми специальных средствах – хранилищах информации, записанной на разнообразных носителях: в написанных и напечатанных текстах, в технических устройствах, в созданных людьми предметах материальной и духовной культуры. Этот процесс особенно интенсивно идет в последние несколько десятков лет (например, Интернет, и все, что с ним связано).

В вынесенной за пределы головы человека памяти храниться намного больше того, чем человек реально, в данным момент времени может воспользоваться, и что может хранить в себе память отдельно взятого человека. В ХХ столетии, благодаря новейшим изобретениями в области компьютерной техники и техники связи, возник новый вид человеческой памяти – общечеловеческая или коллективная долговременная память.

То обстоятельство, что человек не всегда, не вовремя и не в полном объеме может воспроизвести информацию, хранящуюся в долговременной памяти, объясняется многими причинами. Среди них можно назвать следующие:

1. Сравнительно редкое обращение человека к соответствующей информации, ее неиспользование в течение длительного времени.

2. Утрата доступа или ключа к соответствующей информации.

3. Неблагоприятное (в данный момент времени) физическое или психологическое состояние человека.

4. Воздействие на память человека защитных психологических механизмов, открытых и описанных З. Фрейдом.

5. Разрушение со временем следов информации, хранящейся в долговременной памяти.

6. Незавершенность или неправильная организация процесса сохранения информации при ее запоминании.

Долговременная память человека обладает и некоторыми другими, помимо перечисленных выше, особенностями. Для того чтобы извлечь информацию из долговременной памяти, человеку требуется больше времени, чем для извлечения соответствующей информации из кратковременной или оперативной памяти. То же касается запоминания и сохранения информации. Эти процессы в долговременной памяти также требует больших усилий и времени, чем аналогичные процессы, связанные с кратковременной и оперативной памятью.

Как было сказано выше, в долговременной памяти хранится информация, приобретенная человеком в процессе его жизни. Однако, вновь приобретенный, прижизненно сформированный опыт по наследству не передается. Это означает, что все, что храниться в долговременной памяти человека, безвозвратно утрачивается с его уходом из жизни, если еще прижизненно ему не удастся передать свой опыт другим людям. Можно надеяться, что когда-либо ученые разберутся в том, каким образом прижизненно накапливаемый опыт записан в мозге человека, научатся его расшифровывать и переписывать так, как сейчас воспроизводится информация, запечатленная на разных материальных носителях. Это открытие станет, пожалуй, самым великим в истории человечества, так как, благодаря ему, люди получат доступ к неисчерпаемому источнику информации, хранящейся в долговременной памяти огромного количества живущих на Земле людей после их ухода в мир иной.

Независимо от сказанного выше относительно ограничений памяти людей, ХХ век уже получил признание за особые заслуги в развитие долговременной памяти. Именно в это время люди изобрели различные материальные носители информации, научились хранить не в своих головах, а вне их - на разнообразных носителях информации – бумажных, магнитных, световых, лазерных и других.

Тем, что хранится на материальных носителях, люди пользуются так же, как и своей долговременной памятью: при необходимости записывают туда информацию, сохраняют ее и извлекают в нужный момент времени. Этот вид памяти, вынесенный за пределы физического тела человека, имеет все основания быть отнесенным к долговременной памяти. Он также представляет и наследуемую (генетическую) память людей, так как с помощью записей информации на материальных носителях ее можно сохранять и передавать из поколения в поколение.

Генетическая память в ее традиционном понимании - это память, в которой хранится информация, передаваемая по наследству через генотип. Эта память меньше всего изучена в психологии, в частности, потому, что сами психологи ею напрямую не могут заниматься, так как она входит в предмет исследования генетики. Пока, однако, генетика еще не достигла того уровня, чтобы полностью раскрыть и описать механизмы генетического кодирования, сохранения и передачи информации, касающейся психологи и поведения людей.

Обратимся к представлению и обсуждению видов памяти, выделяемых по использованию мнемотехнических средств. Мнемотехническими называют такие средства и приемы работы с памятью, которые придумали люди. Их начали создавать с древнейших времен, как минимум, с первого тысячелетия до н.э., так как сведения о таких средствах можно обнаружить уже в трудах древнегреческих философов. В настоящее время существует огромное количество мнемотехнических средств. Они представляют собой следующее:

- разнообразные предметы, используемые для запоминания, сохранения или припоминания информации;

- знаковые системы, включая средства и способы записи или воспроизведения информации;

- приемы структурирования или осмысления запоминаемого материала;

- связывание того, что запоминается, с тем, что уже известно человеку;

- создание и поддержание у человека такого психологического состояния, которое позволяет ему легче запоминать, дольше сохранять, полнее и точнее воспроизводить материал;

- разделение материала на части для его лучшего запоминания;

- распределение во времени процесса запоминания, и многое другое3.

3 Представление о разнообразных мнемотехнических средствах можно получить, ознакомившись с содержанием параграфа 11.4 данной главы, где речь пойдет о законах памяти человека. Практически все мнемотехнические средства, придуманные людьми, основаны на законах памяти.

В соответствии с использованием мнемотехнических средств выделяют два вида памяти: непосредственную и опосредствованную. Непосредственной называют память, в которой запоминание материала происходит в результате его прямого воздействия на органы чувств человека. Припоминание материала в такой памяти также реализуется напрямую, путем воспроизведения материала без использования каких-либо дополнительных средств. Опосредствованная – это память, в которой для запоминания, сохранения или припоминания материала используются какие-либо средства помимо тех, которые даны человеку от природы. Благодаря применению на практике таких средств, соответствующий материал лучше запоминается, дольше сохраняется и легче воспроизводится.

Каждый человек применяет те мнемотехнические приемы и средства, которые соответствуют индивидуальным особенностям его памяти, и которыми ему легче всего пользоваться. Если человек обращается к применению общих для многих людей мнемотехнических средств, то приспосабливает их к своим индивидуальным особенностям. Это, в свою очередь, может быть объяснено следующими причинами.

1. Применение мнемотехнических средств предполагает опору человека на собственные познавательные процессы и другие индивидуальные особенности, которые являются разными для разных людей.

2. Каждый человек обращается к мнемотехническим средствам, прежде всего, для того, чтобы улучшить те виды своей памяти, которые у него плохо работают, и которые ему необходимы.

4. Практическое применение мнемотехнических средств предполагают хорошее владение ими. Так, например, для того чтобы воспользоваться осмыслением материала, как мнемотехническим средством, необходимо иметь высокоразвитое мышление. Чтобы использовать воображение для совершенствования своей памяти, оно должно быть хорошо развитым у человека. Для того чтобы в качестве мнемотехнического средства использовать технику, ею необходимо как следует овладеть. Всеми этими средствами люди владеют по-разному, и, соответственно, предпочитают иметь дело с такими из них, которыми они владеют лучше всего, и которыми им проще пользоваться на практике.

Иногда бывает трудно, имея дело с человеческой памятью, определенно сказать о том, является она непосредственной или опосредствованной. Это происходит по следующим причинам. Во-первых, человек может настолько привыкнуть к использованию каких-либо мнемотехнических средств, что перестанет обращать на них внимание, и эти средства будут использоваться им автоматически и бессознательно. Во-вторых, процессы запоминания или припоминания могут протекать у человека настолько быстро, что он и люди со стороны могут не заметить, когда и каким образом он воспользовался теми или иными мнемотехническими средствами.

Выделяя и рассматривая виды памяти по такому признаку, как участие воли в процессах памяти, психологи различают произвольную и непроизвольную память. Произвольной называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания или узнавания материала основаны на участии воли. Непроизвольная память не предполагает участие воли в процессах запоминания, сохранения или припоминания материала.

То, что запоминание и другие процессы, связанные с памятью, функционируют без участия воли, не означает, что человек все запоминает случайно, бессистемно и неосознанно. Непроизвольные мнемические процессы нередко являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают управляющие данными процессами на подсознательном уровне интересы и потребности человека. Человек обычно обращает внимание, запоминает, сохраняет, узнает и воспроизводит то, что связано с его актуальными потребностями.

Хотя произвольная память представляет собой более развитый ее вид по сравнению с непроизвольной памятью, последняя, как показали исследования, проведенные психологами, например, А.Н. Леонтьевым, П.И. Зинченко и А.А. Смирновым, нередко оказывается более продуктивной, чем произвольная память, и в жизни людей она играет не меньшую роль, чем произвольная память. Это особенно характерно для детей и для тех случаев жизни, когда ребенку, обучающемуся в школе, приходится запоминать большой по объему материал, а произвольная память у него является еще слаборазвитой. Из этого следуют два вывода, касающиеся сравнения произвольной и непроизвольной памяти:

1. Произвольная память не всегда является более продуктивной, чем непроизвольная память. Если природная, непроизвольная память человека функционирует нормально, то при прочих равных условиях она может превосходить произвольную память по продуктивности, так как для использования произвольной памяти необходимо прилагать дополнительные усилия и осваивать сложные мнемотехнические приемы.

2. Нецелесообразно напрямую сравнивать между собой непроизвольную и произвольную память с точки зрения их продуктивности. В одних ситуациях более продуктивной может оказаться произвольная, в других – непроизвольная память. Подобное сравнение допустимо лишь тогда, когда речь идет о конкретном человеке, о специальном материале или о решении особой мнемической задачи. Применительно к ним можно сравнивать между собой произвольное и непроизвольное запоминание или припоминание материала.

По использованию мышления в процессах памяти ее можно разделить на механическую и логическую. Механическая память представляет собой процессы запоминания, сохранения или воспроизведения материала, связанные с его многократным бессмысленным повторением. При механическом запоминании материал сохраняется в памяти в том виде, в каком он существует независимо от сознания человека. В ходе такого запоминания на случайной основе могут формироваться определенные связи (ассоциации) между частями (элементами) запоминаемого материала, и эти связи также является не продуманными человеком.

Логической называется память, в которой ее процессы связаны с мышлением или основаны на нем. В данном случае человек, прежде чем запомнить какой-либо материал, ставит перед собой задачу его понять, и, благодаря этому, запоминает данный материал. Часто случается так, что хорошо понятый, осмысленный человеком материал запоминается автоматически, без постановки и решения мнемической задачи. При этом человек не запоминает соответствующий материал буквально, и в его памяти откладывается только содержащиеся в данном материале мысли или идеи. Когда нужно вспомнить соответствующий материал, то человек сначала припоминает связанную с ним мысль, а затем ассоциированные с ней детали. Память также принято делить на виды, ориентируясь на ее связи с сознанием человека. В этом случае выделяют осознаваемую и неосознаваемую (бессознательную) память. Осознаваемой называется память, пользуясь которой, человек сознательно контролирует как сам процесс памяти, так и его результаты. Например, человек может поставить перед собой задачу что-либо запомнить или вспомнить, продумать и проконтролировать процесс запоминания или припоминания соответствующего материала и, наконец, осознав полученные результаты, проверить их правильность, то есть, убедиться в том, что нужный материал им запомнился или припомнился правильно.

Неосознаваемой (бессознательной) называется память, в которой человек не ставит перед собой задачу что-либо запомнить, не контролирует процесс запоминания, не в состоянии точно определить, запомнился или не запомнился им соответствующий материал. Основная информация, касающаяся процессов и результатов работы памяти, находится данном случае в области бессознательного.

Неосознаваемую память образно можно сравнить с огромным источником информации наподобие хранилища книг в большой библиотеке. Время от времени люди извлекают из него определенные книги, пользуются ими и возвращают обратно. То, чем люди пользуются в данный момент времени, находится в области их сознательной, индивидуальной памяти, а то, чем они не пользуются, хранится в коллективной, неосознаваемой памяти.

С представлениями об осознаваемой и неосознаваемой памяти связаны еще два вида памяти, выделяемые и описываемые в когнитивной психологии. Они получили названия имплицинтная и эксплицитная память. Имплицитной (по-другому – неявной, скрытой, подразумеваемой) называют память, включающую в себя часть информации, хранящейся в долговременной памяти человека, но не осознаваемую им в настоящий момент, однако, потенциально ему доступную. Предполагается, что при необходимости человек в состоянии припомнить соответствующую информацию и воспользоваться ею.

Эксплицитной (открытой) называют память на информацию, которую человек может легко восстановить по памяти, то есть потенциально доступную ему часть его памяти.

Несмотря на то, что имплицитная память является бессознательной, на нее можно оказывать целенаправленное воздействие через разум и сознание. Так, например, имплицитная память на материал, предварительно воспринятый с помощью органов чувств, может быть активизирована за счет решения связанных с ней задач, повторения через сравнительно небольшие интервалы времени того материала, который в ней, по предположению, хранится, а также за счет применения разнообразных мнемотехнических средств. Существование имплицитной памяти подтверждается случаями амнезий, при которых, несмотря на неспособность человека вспомнить предварительно выученный материал, готовность к выполнению через сравнительно короткие интервалы времени таких заданий, в которых используется информация, хранящаяся в имплицитной памяти, у него сохраняется.

Сравнивая между собой осознаваемую и неосознаваемую память, с одной стороны, имплицитную и эксплицитную память, с другой стороны, можно констатировать следующее. Неосознаваемая и имплицитная память в значительной степени совпадают по объему и содержанию. То же можно сказать и относительно осознаваемой и эксплицитной памяти. Однако между ними существуют различия, которые заключаются в следующем. Часть неосознаваемой памяти может оказаться недоступной сознанию человека, например, генетическая память. Следовательно, имплицитная память меньше по объему и содержанию, чем просто неосознаваемая память. Осознаваемая память также больше по своему объему и содержанию, чем эксплицитная память, так как потенциально осознаваемым может оказаться то, что человек припоминает с трудом, то, что в нужным момент времени он не в состоянии вспомнить, но что он, в принципе когда-то при каких-либо условиях, например, случайно, все же может припомнить.

По отношению содержащейся в памяти информации к личной жизни человека выделяют автобиографическую память и противопоставляют ей память, не связанную с личной жизнью человека. Под автобиографической памятью понимается хранящаяся в памяти человека информации о нем самом, о значимых для него событиях. Основанием для выделения данного вида памяти явилась идея о том, что личные воспоминания человека в большей степени, чем все другие сведения, хранящиеся в памяти, влияют на человека, и в какой-то степени даже определяют его как личность. У каждого человека имеется своя, уникальная автобиографическая память, не похожая на аналогичную память других людей. В то же время в памяти, не связанной с личной жизнью, у многих людей может быть немало общего.

Процедурная – это часть памяти человека, связанная с совершением разнообразных действий (процедур), как элементарных (чаще всего, врожденных) так и сложных (по преимуществу, приобретенных). В такой памяти сохраняется информация, касающаяся определенных действий, и отвечающая на вопрос о том, как эти действия выполняются. Имея в виду то, что данная память касается функций того или иного предмета, способов его употребления или действий с ним, ее также можно назвать функциональной памятью.

Процедурная память, в свою очередь, в когнитивной психологии сравнивается и противопоставляется декларативной памяти. Под ней понимается сознательная память, о которой, имея в виду хранящуюся в ней информацию, человек может заявить (сообщить, нечто декларировать) другим людям. Она в основном связана с образными представлениями различных предметов и событий.

Аргументом в пользу относительно независимого существования декларативной и процедурной памяти являются сведения, касающиеся возрастных изменений памяти людей. Установлено, что молодые люди показывают лучшие результаты в тех видах деятельности, которые основаны на использовании декларативной памяти, а пожилые люди – в видах деятельности, предполагающих применение процедурной памяти.

Связь памяти с интеллектом или эмоциями человека проявляется в тех ее видах, которые, соответственно, называют рациональной и эмоциональной памятью. Рациональная - это память на идеи, мысли, рассуждения, способы умозаключений и т. п. Такая память регулируется разумом или мышлением человека, и противопоставляется эмоциональной памяти. Эмоциональная - это память, управляемая эмоциями. Ее также можно определить как память на различные переживания. В отличи


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.