Внимание и учебная деятельность — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Внимание и учебная деятельность

2019-09-26 182
Внимание и учебная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку учебная деятельность – основной вид деятельности образовательных учреждений, в учебнике, предназначенном для высших педагогических учебных заведений, необходимо остановиться на вопросах, касающихся связи внимания с успешностью учебной деятельности. Такая деятельность включается в свой состав два взаимосвязанных вида активности участников учебного процесса: учителей (обучение) и учащихся (учение), и в каждом из них вниманию отводится особая роль.

Задача учителя заключается в том, чтобы подготовить, передать и помочь учащимися получить определенный объема знаний и умений. Роль внимания в обучении заключается в следующем. Учитель должен внимательно знакомиться с учебными планами и программами, с содержанием учебников, по которым он преподает соответствующий предмет, чтобы в процессе его преподавания обратить внимание на главное, не упустить ничего существенного.

Цель деятельности учащегося (учение) состоит в том, чтобы как можно лучше усвоить те знания и умения, которые ему передаются учителем. Внимание в процессе учения может выполнять следующие функции. Во-первых, учащийся должен уметь концентрировать свое внимание на изучаемом материале, не отвлекаться во время учебных занятий, так как любые отвлечения внимания от того, что обсуждается на уроках, приводят к потерям в знаниях, к недопониманию и, соответственно, к неполному или некачественному усвоению учебного материала. Во-вторых, в процессе обучения в школе много времени отводится на самостоятельную работу учащихся. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий и работа с учебниками (литературой). То и другое может быть достаточно успешным только тогда, когда делается с достаточным уровнем внимания.

Учебная деятельность – это почти всегда взаимодействие учителя и учащегося. В этом взаимодействии существуют свои аспекты, соотносимые с вниманием. Например, во время совместной учебной деятельности внимание учителя и учащихся должно быть скоординированным, то есть, в один и тот же момент совместной деятельности они должны обращать свое внимание на одно и то же. Кроме того, особенности динамики внимания учителя и учащихся учебных занятий должны быть примерно одинаковыми. Это требует умения учителя и учащихся перестраивать и приспосабливать свое внимание друг к другу.

Методы изучения внимания

С тех пор, как внимание человека стало изучаться психологами опытным путем, возникла необходимость разработки методов изучения и психодиагностики внимания. Первые такие методы появились еще в конце XIX века, а ХХ столетии к ним присоединились многие другие методы опытного (экспериментального) и психодиагностического изучения внимания. В настоящее время таких методов насчитывается несколько десятков, и с помощью них можно исследовать и оценивать все известные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и объем.

В связи с тем, что изучение курса общей психологии предполагает проведение практических занятий по данной учебной дисциплине, на которых студенты получат возможность знакомиться с методиками, предназначенными для изучения внимания, в рамках теоретического курса данной дисциплины будет предложен только общий обзор и краткий анализ таких методик.

Для оценки устойчивости внимания могут использоваться методики, основанные на следующих принципах:

- предложение человеку задания, над выполнением которого ему предстоит работать в течение длительного времени. Это время разделяется на одинаковые интервалы, например, минутные, и в каждом таком интервале отдельно оценивается работоспособность человека, связанная с устойчивостью его внимания. В заключении сравниваются продуктивность и качество работы в разные интервалы времени и, если они у данного человека окажутся одинаковыми или мало отличающимися друг от друга, то делается вывод о том, что его внимание достаточно устойчивое.

При необходимости оценить концентрацию внимания человек получает задание, требующее такой концентрации, и в течение определенного времени его выполняет. В ходе работы над выполнением этого задания определяется, замечал или не замечал данный человек, выполняя полученное задание, то, что в это же время происходило вокруг него. Если человек показал высокую продуктивность в выполнении полученного им задания, но не замечал во время его выполнения других событий, происходящих с ним и вокруг него, то делается вывод о высокой концентрации его внимания. Если он работал медленно, продемонстрировал низкую продуктивность или низкое качество работы, но обращал внимание на то, что происходило с ним и вокруг него, то у данного человека отмечается низкая концентрация внимания.

Если психолога, проводящего обследование человека, интересует его распределение внимания, то соответствующему человеку предлагается одновременно или параллельно выполнять сразу несколько дел. Чем больше разных дел он сможет одновременно выполнять, тем более развито у него такое качество внимания, как его распределение.

В случае необходимости изучить и оценивать переключаемость внимания, человеку предлагается задание, в процессе выполнения которого он должен будет регулярно переключать свое внимание с одних аспектов выполнения этого задания на другие. В этом случае переключаемость внимания можно будет оценивать по скорости, продуктивности и качеству одновременного решения разных задач за счет быстрого и регулярного переключения внимания с одной задачи на другую.

Для решения перечисленных выше психодиагностических задач могут использоваться методики, которые называются «Кольца Ландольта» и «Корректурная проба».13

Отдельная психодиагностическая методика используется в том случае, когда необходимо изучить и оценить такое свойство внимания, как объем. В данном случае человеку на короткое время, не превышающее одной секунды, показывают несколько разных объектов, а затем просят назвать замеченные им объекты или место их расположения на плоскости или в пространстве. Чем больше разных объектов человек сможет в этих условиях заметить и точно указать место их расположения, тем больше объем его внимания. Для решения данной психодиагностической задачи часто используется методика с точками, расположенными в различных местах на бумаге. Соответствующие карточки с точками последовательно демонстрируются испытуемому, и максимальное количество точек, которое он заметит и правильно воспроизведет, включая место из расположения на карточке, считается показателем объема его внимания.14

Перед психологами иногда возникает необходимость выявлять и оценивать у человека такие особенности внимания, которые представляют собой его отклонения от норм и свидетельствуют о нарушениях внимания. В этом случае могут использоваться специальные, предназначенные для решения данной задачи, методики, например, тест Крепелина.

В некоторых случаях требуется оперативная и комплексная оценка внимания человека сразу по нескольким его свойствам. Данная задача может практически решаться при помощи соответствующих психодиагностических методик. Примером такой методики может служить 49-значная таблица с Ф.Д. Горбова с цифрами от 1 до 24 и от 1 до 25, изображенными разными цветами и расположенными в таблице в случайном порядке.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.