Ссылки на записи развернутых бесед на сайте Соловецкого монастыря — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ссылки на записи развернутых бесед на сайте Соловецкого монастыря

2019-10-30 140
Ссылки на записи развернутых бесед на сайте Соловецкого монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ну и сейчас, если у кого-то будут вопросы, мне остается вам только пожелать, чтобы уже дальше у вас шли какие-то осознанные действия по развитию в себе вот этой драгоценной доминанты, которая направлена против вот этой доминанты зависимости. Да и еще - есть беседы на сайте. Какие-то мысли, которые я сейчас излагаю кратко, я более подробно излагал в других беседах. Не говорю, что их надо слушать, вы люди свободные, просто скорее я эти беседы стал проводить, потому что не было материала, на который можно было бы сослаться. На сайте Соловецкого монастыря мы их выложили, раздел Пастырская страничка, и там подраздел Беседы о проблемах личности. И там есть несколько циклов из которых я взял материалы, которые сегодня озвучил вкратце. Это цикл «Обращение к полноте», «Большее и меньшее: что можно противопоставить наркотикам?» Что такое большее и меньшее? У человека есть какой-то один момент в жизни, но когда у него появляется что-то большее, он от первого отказывается. Если в жизни у человека были какие-то бытовые радости, то когда появляются наркотики, он отказывается от всего, потому что наркотики эмоционально перехлестывают. Но когда у человека появляется духовная жизнь, радость общения и жизнь в Боге, когда человек способен жить в Благодати, это становится нечто большим и уже героин на этом фоне кажется чем-то примитивным и человек отказывается от него. Невозможно отказаться от страсти если ты не полюбил чего-то другого. И третий цикл - это «Что делать и как жить?» Это некие практические выводы - то что мы говорили про пост, про послушание, про чтение. В целом все беседы сюда относятся, потому что подлинная реабилитация как раз не должна зацикливаться именно на избавлении от наркотиков. А должна нацеливать человека на полноценную жизнь и на социализацию, на духовную жизнь, чтобы человек вырос в меру своего призвания, стал подлинным человеком. Поэтому я бы провел знак приблизительного равенства, в математике есть не равно, а две волнистые черты - приблизительное равенство, между вхождением в полноту христианской жизни и реабилитацией. Если человек входит в полноту христианской жизни, реабилитация происходит «автоматически».

 

Вопросы, комментарии?

 

Вопросы слушателей и ответы на них желающие могут прослушать в записи лекции (вторая часть; 1 ч., 19 мин.). Запись лекции выложена на сайте Соловецкого монастыря (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/).

 

Две доминанты (ответы на вопросы, заданные после лекции)

Данный текст представляется собой расшифровку ответов на вопросы, заданные слушателями после лекции «Две доминанты» (расшифровка лекции – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/).

 

 

О. Прокопий: Остаются вопросы и комментарии.

Слушатель: У меня немного личный вопрос, как раз связанный с доминантой. Когда я выбрал для себя новую доминанту – воцерковление (хотя скорее это можно назвать попыткой воцерковления), то интуитивно мне казалось, что я действовал правильно. Но проблема в том, что почему-то, когда я произношу слово «Бог», у меня мысленно следом за ним идет слово «дьявол». Я действительно испытываю новые для себя состояния, прикасаясь к чему-то святому и мне искренне хочется верить в Бога. Но в этом стремлении мне постоянно мешает дьявол. По этой причине у меня возникает много страхов, я боюсь знания об абсолютном зле и об абсолютном добре. Эти страхи смущают меня, и мне не хочется идти дальше. Я попробовал изменить доминанту и в последний месяц стал заниматься только своей специальностью, но меня уже не отпускают какие-то протестные мысли – временами я чувствую себя в этом реабилитационном центре как ребенок в школе: пытаюсь организовать свой рок-ансамбль и всё это воцерковление послать подальше. Я понимаю, что это неправильно, но как мне быть с доминантой? Вроде бы я ее правильно определил, но у меня не получается жить в соответствии с ней…

А с другой стороны, я боюсь, как вы говорите в беседах о доминанте, вырабатывать в себе навыки к достижению добродетели, которая ведет к ощущению блаженства, потому мне кажется, что тогда я не смогу при необходимости защитить свое будущее, например, отстоять жену, ребенка, дать злу адекватный отпор. Я чувствую, что это тупик. Как мне с ним быть? И сейчас я пришел к выводу, что лучше мне во всё это дальше не вдаваться, а соблюдать только обрядовую сторону Церкви и быть гедонистом при этом.

О. Прокопий: Я бы разбил вопрос на два направления: мировоззренческое и духовное. Тупик, о котором вы говорите, связан отчасти с мировоззренческими аспектами – ясные ответы на некоторые вопросы появляются только тогда, когда человек приходит к полноте православного мировоззрения. Почему человек, вступивший на путь воцерковления, испытывает данные проблемы? Приведу пример. Я видел, что у вас в трапезной лежат паззлы. Вы не сможете собрать всю картинку, если в мозаике сто элементов, а вы в данный момент смотрите только на три, вращая их и так, и сяк... Целостная картинка с тремя паззлами не получится.

Когда вы боитесь, что православное мировоззрение помешает вам защищать себя и своих близких, вы концентрируетесь только на той заповеди, которая говорит: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Действительно, многие люди «спотыкаются» об эту заповедь и думают, что эта заповедь неправильная, хотя на самом деле они исполняют ее, сами того не зная. Вот, к примеру, ребенок опять съел варенье, украл конфеты или напроказничал, и мама ему говорит: «Ты сделал плохо». А он отвечает: «Мамочка, я больше не буду». Ну и что, он действительно не будет больше? Нет. Завтра он возьмет и опять съест конфеты. Что же маме, убивать его, со словами: «Ты же мне пообещал! Что же ты не следишь за своими словами?». Маме что остается? «Подставить щёку» и простить. Или ваш хороший друг сорвался, вспылил, хлопнул дверью, разбил кружку о пол и сказал, что он вас ненавидит, в порыве раздражения или гнева, сгоряча. Что же вам, воспринять его слова всерьез и больше не общаться? Нет, завтра он откипит, и вы подставляете щеку: «Ну Дим, ну ладно, всё хорошо». Один профессор говорил, что православное мировоззрение говорит о торжестве добра, а не о всесилии зла. И в социальном отношении мы должны стоять друг за друга. Потому что, если мы не будем этого делать, то от добра ничего не останется.

Есть очень хороший мультфильм «Пересвет и Ослябя» (2010г.). Пересвет был воеводой (в современной системе воинских званий воеводе соответствует генерал). Этот человек ушел в монастырь и принял монашеский постриг. Перед Куликовской битвой Димитрий Донской попросил у преподобного Сергия Радонежского двух воинов, Пересвета и Ослябю. Сейчас я сделаю небольшое отступление и вкратце расскажу про Пересвета, а затем мы вернемся к вашему вопросу. Мультфильм не дает нам ответа на вопрос о том, почему Сергий Радонежский послал именно этих двух монахов. Войско, состоящее из нескольких тысяч воинов, не сильно выиграло бы от двух людей. Значит, вопрос был не в численности, а в традиции. В древности от каждой стороны на поединок выходили два опытных воина и бились один на один. То войско, чей воин побеждал, получало моральное и психологическое преимущество перед противником. Благодаря своей прозорливости Сергий Радонежский знал, что в этом поединке от татар будет выступать Челубей. Это был опытный воин, которого специально нанимали для таких поединков, о нем слагались легенды. Челубей не просто был воином, он был тибетским монахом[1].

При помощи падших духов Челубей уже достиг неуязвимости. Его практически невозможно было убить. Это была самая высокая степень посвящения. И Сергий Радонежский понимал, что никто из простых воинов не сможет его одолеть, так как Челубея мог победить только духовный воин, то есть воин-монах. В.Н. Николаев в своей книге «“Живый в Помощи”. (Записки афганца)» приходит к выводу о том, что если воин молится и обращается к мировоззрению своих предков, то в нем поселяется та спокойная уверенность, для которой не выкует достойного оружия никогда ни безбожный Запад, ни мусульманский Восток. Характерно, что Пересвет не надел доспехи, хотя на картинах его часто изображали в кольчуге. Наш воин был только в монашеской одежде и вышел на поединок с Челубеем, вооруженный только одним копьем. Есть версия, согласно которой прп. Сергий Радонежский сказал: «оружие нетленное да будет тебе взамен оружию тленному». То есть, крестное знамение да будет тебе оружием. Челубей был невероятно физически силен и ловок, он владел балансировкой и мог использовать копье, которое было гораздо длиннее, чем обычные копья. Это было серьезным преимуществом, потому что, когда Челубей сшибался с противником на конях (воины скакали на конях навстречу друг другу и били копьями), он выбивал противника из седла еще до того, как тот сумеет достать Челубея копьем. Поэтому Пересвет знал, на что он идет, выполняя благословение преподобного Сергия Радонежского: сократить дистанцию и поразить Челубея копьем можно было только позволив татарскому воину пронзить себя насквозь.

И когда Челубей упал, татары были ошеломлены, потому что это был непревзойденный воин. Никто не мог понять, что произошло. Воины типа Челубея были очень редки и представляли собой некое особое явление в жизни Тибета, поэтому имя Пересвета стало известно даже на Тибете.

По одной из версий, Пересвет, сразив Челубея и получив смертельную рану, сумел доехать до своих полков, русское войско расступилось и впустило его. В мультфильме показало немного по-другому, там по сюжету оба воина рухнули замертво. Но по рассказам летописцев, русское войско расступилось, впустило раненого Пересвета и потом ряды сомкнулись. Пересвет умер, но татары этого не видели.

Применительно к теме вашего вопроса: Сергий Радонежский сказал Пересвету, что христианин должен простить обидчика, если тот нанес ему личную обиду, но когда речь заходит об Отечестве, христиане должны «положить живот за други своя», то есть отдать свою жизнь.

В вашем случае, возможно, некая недостаточная погруженность в предмет породила вопросы там, где их в принципе не должно было быть. Если станете дальше развивать в себе истинно православное мировоззрение, вы найдете ответы на этот и другие свои вопросы.

Церковь нужна человеку прежде всего потому, что через нее, в таинствах, Господь дает человеку дар вечной жизни. Самая главная функция Церкви – это функция спасения людей. В то же время Церковь занимается и социальным служением, и нравственным воспитанием, и образованием. Приходя в церковь, мы изначально не в состоянии сразу осмыслить и осознать справедливость того, о чем пишут духовные авторы.

Сейчас, например, мы с вами попробовали разобраться в том, что означает доминанта любви, которая описана в Евангелии ­– «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13) – и теперь, возможно, вы стали лучше понимать смысл этой заповеди.

Но когда мы только начинаем воцерковляться, мы не понимаем многих вещей. Например, мы не понимаем, почему нужно читать молитвы по молитвословам, нам хочется молиться своими словами. Мы думаем: зачем читать написанные кем-то молитвы, разговаривать с Богом заученными фразами? Но и в самом молитвенном правиле также есть мудрость: мы не знаем, о чем просить Бога, и какой должна быть продолжительность молитвы. Поэтому Церковь предлагает нам молитвы, написанные святыми, то есть, теми людьми, которые достигли состояния общения с Богом. Если мы станем внимательно читать эти тексты, то сможем хотя бы отчасти приблизиться к тому состоянию, в котором находились святые в момент написания этих молитв. Поэтому в тех случаях, когда новообращённый изначально доверяет святоотеческому учению, учению Церкви, это доверие помогает ему двигаться дальше и получать ответы на возникающие у него вопросы. И потом для человека разом проясняется истинность и необходимость некоторых непонятных, спорных для него моментов.

Вы еще только начали приобщаться к православному мировоззрению и сразу же как-то немного остановились, не продвинулись дальше, увидев множество разных нюансов. Получается, что вы из целой картины познали только эти три «паззлика» и пытаетесь составить из них целостную картинку, хотя для того, чтобы у человека возникло общее понимание православного, евангельского духа, необходимо располагать, скажем, сотней кусочков.

Все ключевые жизненные понятия должны быть уравновешены, сбалансированы. Взять, например, воспитание. Как правильно воспитывать ребенка? Кто-то «воспитывает» так, что ребенка может избить и даже убить. Кто-то, наоборот, разрешает ребенку делать абсолютно всё, что тот захочет и в итоге вырастает монстр. Разумное сочетание различных понятий, знаний и навыков дает вот эту гармонию, которая защищает человека от впадения в крайности. Поэтому остается только пожелать вам двигаться в этом направлении.

Стремление к соблюдению хотя бы только обрядовой стороны православия где-то полезно и хорошо, потому что внешняя обрядовость сдерживает нас и помогает нам не пуститься совсем уж во все тяжкие. Но без духовного наполнения этой внешней стороны жизни православному человеку будет очень тяжело продвинуться дальше по пути веры, потому что жизнь всё-таки должна быть осознанной. Если остановиться только на обрядовой стороне и ограничиться исполнением внешних предписаний и правил, то рано или поздно вам надоест исполнение обрядов, вы просто не будете понимать, ради чего вы исполняете все это. И напротив, если вы будете понимать внутренний смысл обрядовой стороны и будете осмысленно участвовать в таинствах, то тогда ваша религиозная жизнь будет качественно иной, интересной и глубокой. Для того, чтобы сделать шаг в данном направлении, можно прочитать небольшую по объему, но насыщенную по содержанию книгу архиепископа Вениамина (Краснопевкова-Румовского) «Новая скрижаль». В этой книге разбирается внутренний смысл различных действий, совершаемых во время богослужения, а также значение символов, присутствующих в нем.

Слушатель: Отец Прокопий, я пытаюсь делать все правильно, читать правильные книги. Но по моим ощущениям оказываюсь не с Богом, а с дьяволом. У меня опускаются руки, и мне даже не хочется верить.

О. Прокопий: Как я уже говорил, в вашем вопросе мне видятся два направления – мировоззренческое и духовное, причем второе связано с первым. Для духовного развития человеку очень важно иметь полноту, которая заключается не только в чтении правильных книг, но и в духовном делании, в жизни по Богу, жизни по евангельским заповедям. То, что вы сейчас испытываете ­– это, действительно, очень типичное искушение, оно описано в книге преподобного. Никодима Святогорца «Невидимая брань»: как только человек пытается уйти от греха, как-то изменить свою жизнь, демоны обрушивают на него всевозможные искушения со всех сторон.

Цель демонов – испугать, подавить человека психологически, чтобы он подумал: «Если мне сейчас так тяжело, то что же будет дальше?» На самом-то деле дальше будет легче, потому что если вы не отступите сейчас, то в дальнейшем у вас появится навык преодолевать эти страхи и сомнения. Задача бойца, которого на экзамене атакуют четыре спецназовца, – удержаться на ногах в течение двух минут. Если у него уже выработан навык противостояния четырем спецназовцам на протяжении двух минут – он считается нормальным бойцом. Навык борьбы с врагом приобретается со временем и вам здесь главное – не бросать.

В начале вопроса вы сказали, что когда произносите «Бог», у вас мысленно следом идет слово «дьявол». Если я правильно вас понял, эти мысли спонтанно приходят вам в голову и они навязчивы. Святые отцы называют их хульными помыслами. Хульные помыслы – это некая уловка дьявола чтобы смутить человека. Эти помыслы невозможно объяснить с точки зрения психологии, но они существуют. Что это такое? Предположим, человек приходит в храм, чтобы помолиться, смотрит на икону, а у него в голове вдруг вместо молитвы по отношению к Христу, Божьей Матери или святым возникают какие-то кощунственные мысли, матерные слова и фразы. Человек приходит в ужас и считает, что это кощунство является частью его самого, что какая-то часть его личности так относится к Богу. Но это неправда, потому что хульные помыслы не принадлежат человеку, их пытается навязать ему дьявол. Если человек начинает думать, что это его собственные мысли, тогда дьявол переходит к следующему шагу – привести человека в отчаяние: «Вот как на самом деле ты относишься к Богу, а ты читал в Евангелии, что хула на Святого Духа никогда не простится? А сейчас ты похулил Святого Духа». На самом деле хула на Святого Духа состоит в том, что человек сознательно выбирает ложь, зная, где правда, а не в том, что в его голове пронеслись матерные слова по отношению к Богу. Поэтому святые отцы советуют не обращать никакого внимания на хульные помыслы, приходящие в голову. Все, что нужно об этом знать – это то, что они не наши и не принадлежат нам. Ведь человек изначально шел в храм не для того, чтобы кощунствовать и материться на Христа. Он шел, чтобы помолиться, поэтому очевидно, что эти мысли не его собственные.

Подведу небольшой итог под ответом на ваш вопрос. Вступив на путь воцерковления, не пытайтесь сразу же решить, «срезать» возникающие проблемы. Нужно стараться вдуматься, разобраться в них, и постепенно развивая свой духовный мир, стараясь жить по Богу, исполняя евангельские заповеди, вы научитесь справляться с возникающими трудностями, разрешать мысленные противоречия, выходить из тупиков. В боевом искусстве существуют приемы захвата, когда какой-нибудь более опытный противник вас ловко захватывает и бросает на пол, а вы должны научиться выходить из захвата. Докторская диссертация Александра Александровича Карелина, выдающегося советского и российского борца классического греко-римского стиля, многократного чемпиона мира, посвящена стратегии защиты от его же излюбленного приема захвата противника сзади. От этого приема фактически не было никакой защиты и Карелин много лет использовал его, но в конце концов спортсмен додумался, как можно защититься от этого захвата.

В духовной жизни, как и в боевом искусстве, главное – не бросать и двигаться дальше, читать Евангелие, читать святых отцов, стараться вникнуть в смысл и понять его на том уровне, на котором вы сейчас можете понять. Если что-то не получается сразу, получится завтра, не завтра, так послезавтра. Упорство человека, вступившего на путь, ведущий к Богу, можно сравнить с упорством человека, желающего выжить, физически спастись.

Есть замечательный и одновременно очень страшный фильм режиссера Фрэнка Маршалла, основанный на реальных событиях. Называется «Выжить». Этот фильм об авиационной катастрофе уругвайского самолета, произошедшей над Андами в 1972 г. На борту самолета находились 45 человек. Из-за сильного тумана самолет рухнул у подножия скалы на высокогорном плато. Каким-то чудом при падении уцелело 33 человека, однако, спасатели не знали точных координат места падения самолета, и после безуспешных поисков пришли к выводу, что никто из пассажиров не мог спастись, поэтому спасательные работы были приостановлены. Тем временем люди, которым чудом удалось избежать смерти, оказались перед очень непростым моральным выбором: все продовольственные запасы закончились и, чтобы не замерзнуть в горах и не умереть голодной смертью, выжившие были вынуждены употреблять останки погибших в этой катастрофе.

В этих ужасных условиях из числа выживших в катастрофе трое решаются на переход через неприступный горный массив, чтобы спуститься в долину и вызвать помощь... Это был огромный риск, но они понимали, что есть только один шанс спастись – если ты не потеряешь веру в спасение и волю к жизни. Действительно, через 70 дней после авиакатастрофы к месту падения самолета была вызвана помощь, и спасателям удалось вывезти с места катастрофы 13 человек... Это стало возможным лишь благодаря мужеству и упорству тех троих ребят.

Эта реальная жизненная ситуация учит нас тому, что и в духовной жизни, при любых, даже самых тяжелых обстоятельствах, у человека всегда есть выбор – остаться на месте и точно погибнуть или двигаться дальше и попытаться спастись.

Слушатель: Ясно, спасибо.

Другой слушатель: Вы сказали, что наркомания – это гордость в кристаллизованном виде, а как вы можете охарактеризовать алкоголизм с духовной точки зрения?

О. Прокопий: Попытка определить духовную природу алкогольной или наркотической зависимости каждого конкретного человека неизбежно приводит нас к схемам и упрощению, но человеческая душа обладает глубиной и сложностью, поэтому исчерпывающе описать духовную природу алкоголизма с помощью четкой схемы или теории невозможно. Сразу хочу оговориться: для некоторых людей мои наблюдения и выводы будут очевидными – я живу в монастыре изолированно и не принимаю участия в научных конференциях. Темы бесед и письменных работ, опубликованных на сайте Соловецкого монастыря, рождались в основном из разговоров с людьми, писем, адресованных иеромонахам Соловецкого монастыря и моего самостоятельного изучения той или иной темы. 

В беседах, посвященных алкоголизму («Тирания мозга») говорится о том, что алкоголизм – это средство, помогающее человеку снизить, приглушить порог своего сознания, притупить труднопереносимое ощущение бессмысленности жизни. Иногда это ощущение бывает таким сильным, что человек не знает, куда ему деваться от него. Алкоголь выступает как средство понижения порога сознания: например, у человека есть мысли, которые его беспокоят, тяготят. Он выпивает стакан водки, и всё – больше не тяготят. Постепенно человек втягивается в процесс, особенно в том случае, если у него нет полноценной духовной жизни, нет любимого дела, нет интересов, которые бы наполняли его жизнь. Он приходит домой с работы и чувствует, что внутри что-то скребет, непонятно что. Человек думает: «съем-ка я мороженое» – поел мороженого… «Может быть, посмотреть телевизор?» – и телевизор посмотрел, потом в интернете прогулялся по сайтам, выпил пивка, и вроде бы всё, скребущее чувство бессмысленности жизни отпустило, мозг притуманился. Наконец, потребность поиска смысла жизни тоже начинает увядать. Постепенно человек втягивается в процесс употребления спиртного и привыкает к измененному состоянию сознания, оглушению.

Существует такая группа веществ, как псевдогаллюциногены, например, фенциклидин, циклодол, кетамин. Эти вещества были разработаны американскими фармакологами в 1960-е годы для обезболивания при операциях и использовались как наркоз. Но впоследствии медики выяснили, что эта группа препаратов обладает очень серьезными побочными действиями ­– эти препараты провоцировали у пациентов психозы, которые сопровождались бредом, депрессией и паническим страхом, а малейшая передозировка псевдогаллюциногенов могла вызвать эпилептический припадок, длительную кому и даже смерть от удушья. Поэтому врачи скоро прекратили использование этих веществ при проведении хирургических операций и остановили клинические испытания на людях. Однако, в связи с запретом LSD в США псевдогаллюциногены стали широко продаваться на улицах как легальный аналог запрещенного наркотика. Люди, принадлежащие к наркотической субкультуре, называли эти вещества «ангельской пылью». В СССР псевдогаллюциногены появились также в 1960-е гг.: сначала циклодол использовали для лечения пациентов психиатрических больниц, а затем этот препарат распространился среди торговцев наркотиками. У людей, регулярно употребляющих циклодол и другие подобные препараты, быстро развивается психическая зависимость. На наркоманском сленге сами себя они называют «кайфожорами». Это означает, что они готовы употреблять все, что угодно и в больших количествах. Некоторые из этих людей описывают свое удовольствие от приема псевдогаллюциногенов, но я читал исследование одного психиатра, который опрашивал своих пациентов на предмет того, что они чувствуют при приеме псевдогаллюциногенов и они признавались, что «кайфа» как такового они не испытывали, скорее, наоборот, их преследовало ощущение кошмара наяву. Но, несмотря на сильнейшие отрицательные эмоции, бред, ощущение ужаса и панические атаки эти люди все равно продолжали употреблять наркотики. Почему? Что же тогда приносит употребление наркотиков, если не удовольствие? Автор этого исследования приходит к выводу, что наркозависимые ищут именно понижения порога восприятия для того, чтобы ослабить ощущение бессмысленности жизни. Например, какой-нибудь школьник-подросток из вполне обычной семьи, где оба родителя работают и не уделяют своему ребенку достаточно времени. Он чувствует, что школа бессмысленна и надеется, что когда он закончит ее, его жизнь как-то изменится в лучшую сторону. Но после одиннадцати лет школы его ожидают четыре года бакалавриата, затем два года магистратуры, затем некоторые люди пишут кандидатскую диссертацию, затем докторскую… Ради чего совершаются все эти усилия? Подросток понимает, что в глобальном смысле, с точки зрения светской логики и морали, перспектива всей его жизни, сколько бы он ни учился, какие бы университеты он ни заканчивал – это умереть и уйти в землю. Ни один человек не может так просто отмахнуться от этого вопроса. 

Согласно статистике наркомании и подростковых суицидов в США, одна из главных причин и того, и другого явления – отсутствие перспективы в жизни, причем речь идет не о перспективе карьерного роста, а именно об отсутствии главной жизненной цели. Ощущение бессмысленности собственной жизни – труднопереносимое чувство, его можно сравнить с ситуацией, когда вам «заломали», завели за спину руки, например, так делают полицейские при задержании преступника. Для того чтобы ослабить нагрузку на суставы, вам нужно лечь на пол, точно также для того, чтобы снизить порог восприятия, приглушить беспокойные мысли, некоторые люди решают «бабахнуть» стакан водки.

Но есть и другой способ справиться с «заломом» рук – можно сделать сальто вперед, как делают борцы, выйти на захват и атаковать того, кто заломал вам руку. Для того чтобы справиться с мысленным «заломом», отсутствием смысла в жизни, недостаточно просто пытаться убедить себя, что пить – плохо. Нужно менять свою жизнь, прислушаться к вопросам, гнетущим ум и постараться разрешить их с помощью живой, действенной веры в Бога и выстраивания своей жизни по Евангелию.

Наше сознание и нашу жизнь можно описать в виде огромной таблицы, состоящей из множества показателей. Эта таблица, в зависимости от поведения человека и его действий, пополняется цифровыми данными: например, социальная жизнь – такое-то числовое значение, духовная жизнь – такое-то, а в итоге всё суммируется, и мы имеем некоторое суммарное значение либо со знаком «минус», либо со знаком «плюс», то есть, всё совершенное нами суммируется в нашем сердце и формирует ощущение мира в целом. Наше сердце работает как индикатор: если мы ощущаем мир, значит, то, что мы делаем, наши поступки – они правильные. Или наоборот – совершенное нами суммируется в нашем сердце в отрицательный коэффициент, который также накапливается, накапливается… и тогда мы чувствуем себя отвратительно. И вот, когда у человека появляется это ощущение «минуса» от своих поступков, от своей жизни, от бессмысленности того, чем он занимается, от отсутствия духовной перспективы – тогда он пытается залить алкоголем или приглушить наркотиками это непереносимое чувство. Если мы обратимся к статистике алкоголизма в нашей стране, то увидим следующую взаимосвязь: в годы, когда в результате неблагоприятных социальных изменений, экономических кризисов возрастал уровень стресса населения, уровень алкоголизма возрастал примерно на столько же процентов.

Светские науки, которые изучают человека: философия, психология, психиатрия, не могут охватить всю сложность и полноту человеческой личности, не могут предложить целостную картину мира и мировоззренческую базу, на которой человек мог бы выстраивать свою жизнь, испытывая ощущение сопричастности целому, чувство гармонии и мира. Именно поэтому недостаточно просто бросить пить или прекратить употреблять наркотики, чтобы обрести ответы на мучительные вопросы и заполнить внутреннюю пустоту. Для этого человек должен найти себя в жизни, то есть, понять эту картину мира и найти свое место в ней, определиться с фундаментальными ценностями в жизни. Когда вы нашли свое место в мире, вы понимаете, куда вам надо двигаться. Крайне сложно выйти из горящего дома, если у вас нет плана этого дома, и вы не знаете, в каком направлении вам идти…

Слушатель: Батюшка, у меня вопрос тоже о борьбе со страстями. Если именно гордыня порождает все страсти, а прочие страсти, например, чревоугодие, гнев, похоть, являются производными от нее, то я натыкаюсь на вопрос, с чего всё-таки начинается гордыня или её побочные следствия? То есть, получается, идешь по кругу: одно что-то сделал, и получается другое сразу. А первоисточник, гордыня, всё равно остается. Она сквозит во всём. С чего нужно начинать?

О. Прокопий: Не совсем так. Есть схема борьбы со страстями, построенная на основе творений прп. Иоанна Лествичника. В качестве главных страстей, порождающих другие страсти, выделены чревообъедение, блуд, гнев, сребролюбие, печаль не по Богу, уныние, тщеславие, гордость. То есть, гордыня – это только один из пунктов, а не первоисточник всех других страстей.

Преподобный авва Дорофей говорил, что центр – это себялюбие. Некое влечение человека к самому себе. Это не совсем гордыня.

Начать можно с вечернего испытания совести. Когда мы испытываем совесть по вечерам, мы начинаем замечать какие-то закономерности, вследствие которых в нашей жизни происходят падения.

Про себя могу сказать, что я очень долго за собой не замечал, что я перебивал людей. Я перебивал людей, потому что мне казалось, что я лучше знаю. И совсем недавно один человек, намекая на меня, сказал какую-то шутку про человека, который знает всё. Я говорю: «Это ты на меня намекаешь?». Он говорит: «Ну да». Ну не в том смысле, что я знаю всё, а в том смысле, что я, бывает, перебиваю, как будто я знаю всё. Я говорю: «Знаешь, ну я уже работаю над этим, я учусь слушать». Хотя, действительно, тяжело слушать. Но понадобилось много лет, чтобы это просто заметить. Или, еще пример. Не так давно говорили с человеком, и он сказал: «Когда мне грустно, я хочу быть веселым, чтобы и себя взбодрить, и других». И совсем недавно, после многих лет, он пришел к выводу, что вот эта «деланная» веселость потом заканчивается унынием. Тогда он сопоставил факты, провел связь и пришел к выводу, что после того как днем он вел себя по-клоунски, вечером его настигала тоска. Когда он начал пытаться вести себя уравновешенно, спокойно, эта вечерняя тоска сразу ушла. Значит, один пункт отпал. Таких пунктов еще может быть тридцать пять. Нужно просто переходить к следующему.

Те моменты, которые никак не удается разрешить, выписывайте на листок, потому что осознать проблему – означает уже начать поиск ответа. Часто привожу слова Станислава Лемма. Я не догматизирую этого фантаста, мне просто понравилась его фраза, что если бы в ХV веке было слово «робот», то, возможно, до автоматики додумались бы раньше. Конечно, есть промысел Божий, но, тем не менее, когда в мировоззрении человека есть какое-то понятие, он начинает в жизни подмечать то, что соответствует этому понятию. Конечно, не следует вдаваться в какую-то болезненную рефлексию, как в кино про модных психиатров («опишите ваши чувства» и т.д.). 

Кстати, одна знакомая рассказывала, что ушла с одного такого мероприятия, потому что рассуждения о причинах проблем взрослых людей (притом, что аудитория состояла в основном из людей состоятельных, из вполне благополучных семей) сводились к тому, что во всем виноваты их родители, непонимание с их стороны. И поскольку дискуссия предполагала возможность высказаться, девушка это и сделала, сказав, что они и жизни-то не видели, как в других семьях бывает.

Возвращаемся. То есть, нужно начинать по факту искать причину. Если не получается найти причину, хорошо уже то, что вы поставили вопрос, обозначили саму проблему (например, «почему-то я каждый вечер впадаю в тоску»). То есть, у вас уже запустился процесс сортировки информации. Как в «Гугле», запрос сделали, и мозг уже начинает «ворошить». Когда вы будете читать книги, будете ориентироваться на главы, имеющие названия, схожие с той проблемой, которую вы сформулировали. И когда, если Бог даст, появится духовный отец или какой-нибудь человек, с которым вы могли бы советоваться по духовным вопросам, то вы уже сможете задать те вопросы, которые сейчас вам кажутся тупиковыми. Не факт, что с первого раза вы получите готовый ответ.

Например, я сейчас готовлю материал для бесед, и у меня возникают разные вопросы. У меня нет экономического образования, но мне нужно понимание того, как корпорации «выносят мозг» людям. И вот, например, по сложной части экономической теории я ищу людей, кто бы мне на эти вопросы ответил. Написал одному профессору письмо, он не ответил. Другому написал, которого нашел в одной статье, указал свой обратный адрес. Он ответил, дал свой номер телефона. Сегодня вечером с одной женщиной, главой корпорации, должны созвониться. Начался поиск. А как Господь обещал, «просите, и даст­ся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и от­верзет­ся вам» (Мф. 7:7).

Слушатель: Спасибо большое за лекцию. Вопрос в продолжение, наверное, к поиску. Раньше жил по принципу «бери от жизни все». То есть, все эмоции сопровождались употреблением алкоголя, кокаина, еще чего-то. Принимал для себя модель А.Дюма в контексте счастья, что нет ни счастья, ни несчастья, что всё в мире относительно. То есть, не познав несчастья, нельзя познать счастье, и наоборот. Но сейчас началось переосмысление ценностей, и, выходя на этот этап, я понимаю, что эту систему я не могу взять с собой. Вопрос простой и опять же непростой: в чем счастье в Православии и как Православие понимает счастье? И как лично вы его понимаете? Спасибо.

О. Прокопий: Ответ на этот вопрос можно начать с фразы из фильма «Неуловимые мстители»: «Об этой картине можно говорить бесконечно, но, к сожалению, я должен быть краток».

Отчасти вдогонку к прошлым беседам. Есть такое понятие «парадигмальный подход». Когда человек меняет свою жизнь, надо не только частным аспектам уделять внимание, а менять всё мировоззрение целиком. Поэтому полное решение какой-то проблемы, подлинный выход может занять годы. Вы правильно делаете, что, пытаясь прийти к Православию, стараетесь соотнести свой прошлый опыт с идеями Православия, что-то отбросить, принять новые взгляды на мир.

Если сказать совсем кратко, то можно почитать два небольших сочинения Ивана Ильина «О счастье» и «Рождественское письмо». Основная мысль этих двух произведений, в принципе, похожа: ощущение счастья является следствием того, что человек двигается в каком-то правильном направлении. В «Рождественском письме» речь идет о том, что бескорыстная любовь человека, когда он любит других, не преследуя цели, чтобы его любили и ему отвечали взаимностью, а просто как цветок, который отдает свой аромат, потому что он не может иначе. К человеку, который живет, подобно этому цветку, отовсюду начинает идти ответная любовь от людей. И вот этот ответный поток он воспринимает как незаслуженное блаженство. В статье «О счастье» И.А. Ильин пишет, что, чтобы найти счастье, не нужно его искать, а нужно отдаться какому-то благородному делу, ради которого стоило бы жить, бороться и умереть, и служить этому делу «так самоотверженно, как только сможешь». «И в один прекрасный день ты обнаружишь, что на правом плече твоем сидит орел и нашептывает тебе на ухо святые, возвышенные вещи. С этого мгновения ты будешь счастлив; даже тогда, когда тебя постигнет личное несчастье; потому что орел подымет тебя над несчастьем и даст блаженное утешение».

Приведем несколько образов применительно к нашему разговору.

Возьмем структуру изложения «Православного катехизиса» епископа Александра (Семенова-Т


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.