Широкая распространенность наркоманического мировоззрения в обществе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Широкая распространенность наркоманического мировоззрения в обществе

2019-10-30 116
Широкая распространенность наркоманического мировоззрения в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Две доминанты

 

Аннотация

В центре внимания лекции «Две доминанты» – проблема преодоления зависимого поведения вообще (во многом, – через выстраивания жизни на новых началах), а не одной какой-либо его формы. Хотя речь и идет, в основном, о преодолении зависимости от наркотиков, идеи лекции можно спроецировать на другие формы зависимого поведения. Ведь различные зависимости имеют общие механизмы развития. Каковы они?

В лекции обобщаются некоторые из основных идей, изложенных в циклах «Большее и меньшее: Что можно противопоставить наркотикам?», «Что делать и как жить?», «Обращение к целостности (полноте)», «Познать свое призвание и следовать ему», а также – в беседе «Через любовь вырваться из замкнутости». Лекцию «Две доминанты» можно назвать в каком-то смысле итоговой, завершающей лекцией для упомянутых циклов и беседы.

В лекции «Две доминанты», основываясь на данных нейрофизиологии и учении святых отцов, объясняется механизм образования зависимости, как очага активности в мозге, определяющего повседневную деятельность человека. Предложен алгоритм действий по сознательному торможению в себе данного очага, а также – алгоритм действий по развитию новых очагов активности, основанных уже на добродетелях. Подчеркивается важность не столько ограждения себя от образа жизни и мышления, связанных с зависимостью, сколько необходимость выстраивании нового, осмысленного образа жизни, основанного на христианских ценностях и христианском мировоззрении. В контексте разговора о роли христианских ценностей, выделяется важность жизни по заповеди "Да любите друг друга" (Ин. 13:34), дающей человеку, в совокупности с участием в жизни Церкви, необходимую внутреннюю опору для отказа от разрушающих его жизнь элементов.

Лекция была прочитана 15 февраля 2017 года в Православном реабилитационном центре для алко- и наркозависимых "Неугасимая Надежда", который расположен в селе Речицы Раменского района Московской области. Запись лекции выложена на сайте Соловецкого монастыря (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/).

Оглавление

 

Аннотация

1 часть                                                                                                                                       

Вместо предисловия к беседе (представление, вводное слово о формате беседы)   

Широкая распространенность наркоманического мировоззрения в обществе      

«Социально-приемлемые зависимости»?                                                                        

Аддиктивный континуум                                                                                                      

Закон толерантности                                                                                                             

Про уместность термина «реабилитация»                                                                       

Сужение человека                                                                                                                  

Натаскивание на нужную эмоцию вместо решения проблемы                                   

Неправильный подход к деятельности на благо других людей                                  

Выявление первопричины проблемы                                                                                

Подлинная реабилитация - в расширении горизонтов человека                                

Важность полноты жизни                                                                                                     

Пример «человека из ванной»                                                                                            

Увязание в зависимости в описании «человека из ванной»                                         

Изменения восприятия «человека из ванной» после воцерковления                        

Роль чтения, болезнь «ученого невежды»                                                               10

Мир души как противопоставление внутреннему хаосу, эксперимент «8 часов наедине с самим собой»                                                                                                                                       

Пример монаха - бывшего эзотерика                                                                                

Мир души как противопоставление внутреннему хаосу - продолжение                 

Наркотическая тяга. Зависимость - с первого раза                                                        

Зависимость - проблема эгоистов. Гордость - зацикленность человека на самом себе, своих ощущениях                                                                                                                              

Освобождение от тяги через выход в другую плоскость жизни, где ощущения не самоцель        

Важность социализации. Проблемы социализации у зависимых                               

Включение человека в полноту жизни как противопоставление борьбе с самой страстью

Опыт отца Иоанна (Адливанкина). Выход из зависимости через вход в церковное пространство и изменение жизни                                                                                                                 

Частности                                                                                                                                 

Важность понимания понятия «доминанта» для придания осмысленности реабилитационной деятельности                                                                                                                           

Механика возникновения влечения в нейрофизиологии                                              

Формирование стойкой реакции/привычки                                                                     

Определение доминанты                                                                                                      

Взгляд на мир сквозь призму состояния                                                                          

Прекращение процесса формирования понятий, анализа мира                                  

Бесперспективность применения «гипотезы катарсиса»                                              

Когда доминанта подминает под себя все                                                                       

Торможение разрушительной доминанты - через развитие другой                          

Выбор положительной доминанты                                                                                    

Корень страстей - самолюбие                                                                                             

Зацикленность на себе у наркомана                                                                                  

Характеристики правильной доминанты - возможности бесконечного развития и преодоление эгоизма. Обратные этому примеры                                                                                    

Преимущества православного мировоззрения                                                               

Бесконечное развитие                                                                                                           

Перспектива вечной жизни для наркомана                                                                      

2 часть                                                                                                                                       

Коротко о смене эгоистической доминанты на новую                                                  

Осознанность жизни согласно православному мировоззрению. Пример «человека из ванной»  

Осознанность жизни для сохранения неповрежденности личности в условиях концентрационных лагерей                                                                                                 

Важность уравновешенности и непротиворечивости системы понятий в нашем сознании

Взаимоуравновешивающая система понятий в Евангелии                                          

Глубина                                                                                                                                    

Доминанта любви в христианском мировоззрении. Искаженные восприятия любви           

Доминанта на лицо другого                                                                                                

Переключение доминанты - пример «человека из ванной»                                        

Эгоизм и равнодушие в другому на примере психотерапевтов                                 

Великая надежда, которую дает нам нейрофизиология                                               

Осознанная направленность                                                                                                

Осознанное внимание к другому. Пример наркомана                                                  

Тяга наркомана                                                                                                                       

Отказ от своих желаний ради другого                                                                              

Возвышенные интересы и любовь к Богу и людям                                                        

Творческое терпение и воспитание противоположной доминанты                           

Борьба со страстью на примере новоначального монаха                                            

Накопление усилий по направлению страсти или вопреки                                         

Неполезность вспоминания прошлого. Два примера прошедших реабилитацию людей    

Чтение святых отцов                                                                                                              

Пост                                                                                                                                           

Послушание                                                                                                                            

Страсть уныния                                                                                                                       

Послушание ради любви                                                                                                      

Раскрытие мира через изменение доминанты                                                                 

Книга «Перед открытой дверью»                                                                                       

Клише                                                                                                                                       

Постановка человека во главу угла                                                                                   

Про курение                                                                                                                            

Усиление одной страсти из-за другой                                                                              

«Маленькие страсти»                                                                                                            

Отговорки                                                                                                                                

Роль Православия. Выстраивание шкалы понятий                                                         

Роль Православия. Благодать                                                                                             

Развитие гордости в человеке                                                                                             

Главенствующая роль Благодати в реабилитации                                                         

Жизнь в Церкви                                                                                                                      

Задача Церкви - дарование человеку сил для жизни по закону любви                    

Тело Церкви. Расколы                                                                                                           

Роль каждой клеточки в Теле                                                                                              

Роль Благодати для реализации человека согласно его призванию                          

Действие Благодати Божией в человеке - естественное замирание страстей         

Возвращение тяги вследствие отступления Благодати                                                 

Цель жизни человека                                                                                                            

Ежевечернее испытание совести                                                                                        

Хранение мира в душе                                                                                                          

Неосторожный грех - начало падения                                                                              

Заключение                                                                                                                             

Ссылки на записи развернутых бесед на сайте Соловецкого монастыря                 

 

 

***1 часть

Вместо предисловия к беседе

 

Готовясь к этой беседе, я попытался собрать и представить вашему вниманию некий итог, к которому мне удалось прийти в теме преодоления как наркотической, так и других зависимостей. Мне известно, что вы проходите определенную реабилитацию, а, значит, обладаете опытом и знаниями, которых может не быть у меня. Поэтому если в процессе моей лекции вы встретитесь с понятными для себя или неинтересными вещами, их вполне можно пропустить. 

Буду рад, если у вас возникнут вопросы, может быть даже «неудобные», потому что если лектор действительно нашел ответ на вопрос, то не должен бояться неудобных вопросов. Не думаю, что вы собираетесь задавать какие-то каверзные вопросы.

Цель нашей с вами встречи – достигнуть полного понимания того, что будет сказано в ходе этой беседы. Если у кого-то из присутствующих здесь возникнет тот или иной вопрос – пожалуйста, задавайте. Этим вы поможете и себе и другим, у кого есть подобные вопросы.

Скажу честно – мне трудно выбрать тему, с которой лучше начать наш разговор. Готовясь к беседе, обычно подбираешь материал, но когда начинается разговор, ты понимаешь, что этот материал нужно закрыть и говорить по памяти. Поэтому иногда я буду прибегать к заранее подготовленным материалам и говорить «по бумажке», а иногда - рассказывать что-то, исходя из ситуации, делиться опытом знакомых мне людей или реагировать на ваши вопросы и реплики.

Аддиктивный континуум

Слово сложновато, но о чем идет речь? Что у человека формируется некая внутреннее неуправляемое состояние, которое стремится выйти наружу, подчинить себе личность человека. Как это проявляется у девочки, которая сидит в интернете? Она скоро начнет хамить маме, она скоро станет отчужденной, и хотя она будет бить себя в грудь и говорить, что она не наркоманка, но по сути, если посмотреть на нее, эти дети они также не моются неделями и месяцами, они не следят за собой. То есть внешне, мы видим все, что и в жизни наркомана - внешнее отчуждение, изоляция, одиночество, когда уходят другие интересы из жизни, остается только эта какая-то страсть. Аддиктивный континуум, о чем он говорит? Если у этого ребенка забрать интернет, просто взять вырубить, выкинуть компьютер в окошко, то, так как тяга к неуправляемому состоянию осталась, этот внутренний неуправляемый хаос будет искать как бы ему выплеснуться наружу. Возможно она пойдет в клуб, начнет как мужик пить водку с какими-то другими мужиками, не важно что. Главное, что эта тяга к неуправляемому состоянию будет искать себе выход. И, поэтому, те люди, которые пытаются вылечить себя от казино через какую-то хитроумную психотерапию, но не меняют всей своей жизни целиком, они ни к чему не приходят, потому что у них забирают рулетку, забирают карты, они находят что-то другое - в интернете какие-то гадости, еще чего-то, еще чего-то.

 

Закон толерантности

 

Второй момент, который является камнем преткновения на этом пути - это, если сказать по-научному, но также можно объяснить с точки зрения святоотеческой, некий закон толерантности. Толерантность здесь не нужно понимать в современном смысле, когда общество привыкает к каким-то извращенческим моментам. Нет, закон толерантности здесь говорит о том, что, если у человека была доза такая-то, например, сегодня, чтобы ему войти в то измененное состояние сознания, которое ему было бы нужно, то организм очень быстро к этому привыкает. Вы все понимаете о чем идет речь. Это понятно даже для людей не употребляющих наркотики, а, например, какой-нибудь антибиотик. Если человек один курс уже пропил, организм привыкает к этому антибиотику, бактерии привыкают, и следующий курс, если первый был прерван по какой-то причине, следующий курс нужно умножать уже на два, потому что возникла какая-то привычка. И поэтому второй момент, который начинает работать против человека - это вот эта толерантность. Человеку на первых порах хочется удержаться на каких-то социально-приемлемых формах зависимости, но удержаться не получается, потому что он привыкает и к этой дозе психоактивного вещества и к этому количеству часов в интернете, если у человека блуд начинается, то его перестают удовлетворять какие-то случайные связи, он все более ищет более жестких, острых моментов. Если экстремал - скорость быстрее, игрок - ставки выше. Дальше понятно - маятник раскачивается, когда-то просто сердце не выдерживает. Поэтому отсюда уже рождается понимание, что реабилитация должна охватывать всего человека.

 

Сужение человека

 

Следующий пункт, который хотелось бы отметить по поводу форм зависимости и по поводу реабилитации - сужение. Зависимость сужает человека. То есть если у человека, например, до вхождения в зависимость - игрок в казино или еще кто-нибудь другой, у него была какая-то социальная деятельность, семья, общение с детьми, статьи писал, рыбок кормил, в храм ходил, еще чего-нибудь. То по мере того, как его зависимость захватывает, все остальные сферы жизни начинают отпадать. Отпадать и в итоге у него остается она маленькая норка с входом-выходом. То есть у человека некое тягостное состояние сознания, от которого он не знает куда деваться, и для него единственный вариант - напиться или съездить в казино, например. И, к сожалению, подобно действуют многие реабилитационные схемы - они не столько помогают человеку выйти из зависимого поведения, сколько они его пытаются натаскивать именно на трезвость.

 

Важность полноты жизни

 

Например, человеку, который жил полной жизнью, не в смысле рекламы всяких там напитков, когда люди плавают в бассейне и говорят: «Я живу полной жизнью!» Нет, не в том смысле. Полная жизнь - это когда у человека вовлечена в процесс его деятельности глубина духа. Когда его жизнь осмыслена. Если она у него была и он так живет, и исходя из этой глубины духовной жизни он воспринимает людей, строит с ними отношения и работа для него - это не просто вкалывать ради куска хлеба, а какая-то осмысленная деятельность. То, конечно, если такому человеку налить стакан и спросить: «Вась, будешь?», а такие люди когда выпивают, то думают: «Как дурак вечер просидел, ничего полезного не сделал, просто потраченное время». Потому что он сразу увидит, что у него было столько секторов в жизни разных задействовано, но вот сейчас он зашел в зависимость, и у него это все стало спадать и он видит насколько убогой стала его жизнь.

 

Пример «человека из ванной»

 

Потом скажу где другие беседы на сайте лежат. Сейчас просто хотел привести пример одного молодого человека, который к этому пришел. Я его часто в одних беседах упоминал. В беседах он у меня фигурирует как «человек из ванной». Сейчас немного расскажу его историю. И далее как он высказался по поводу того, что я вам сейчас сказал, по поводу расширения жизни. В общем, он вошел в наркотики, не потому что у него было какое-то состояние. Есть люди, которые пытаются уйти от страданий, неприятных ощущений, а он искал куража. Чтобы было все модно, красиво, стильно. Кокаин, тусовки, все прочее. И потом он как-то на себя в зеркало посмотрел - весит 103 кг, заплывшее жиром лицо, причем он стал жиром заплывать неравномерно, а какие-то части тела были худые, какие-то жирные, вот это отупевшее лицо. И он понял что нет уже ни стиля, ни денег, ни моды, ни красоты. И вот все, что я вам рассказывал, о том, что аддикция сужает человека, вот как он описал, что такое наркомания, удачное у него очень появилось описание.

Пример монаха - бывшего эзотерика

 

Приведу один пример. Один человек в свое время, до того как стать православным монахом, я про него часто в беседах рассказываю, до того как прийти к Православию, он занимался эзотерикой и пил не по-детски. В его истории проявилось то, о чем мы говорили раньше. Они нашли для себя этот кайф, у них была группа бизнесменов и они собирались в пятницу выпить. Потом он заметил, что все рабочие дни недели стали тускнеть, что он ждет уже этой пятницы, еще только среда, а он ждет уже пятницы. А потом уже все рабочие дни стали тусклыми, уже ничего не надо, только быстрей бы пятница. Допился до такого, что исчезли вообще все цвета из жизни, всякое ощущение радости. Куролесили, конечно, по полной программе, люди были состоятельные. Но потом он из этого вышел, сейчас я не буду останавливаться как, скажу только применительно к данной теме. Один из их компании, человек - талантливый рукопашник, может быть опять же из-за всех этих рабочих авралов, не известно как, но стал употреблять. Так как это был друг общий, надо было с ним поговорить, но о чем говорить с взрослым человеком? Что ему сказать? Что наркотики это плохо? «Скажи наркотикам нет!», да? Не зная, что сказать, они просто приехали вместе с общим другом к нему в гости и просто сидели там, пили чай, а их друг-рукопашник, который потом стал употреблять психоактивные вещества, он потом рассказал, что был очень удивлен, можно сказать даже потрясен, потому что он видел перед собой взрослых трезвых людей и он знал, что они раньше куролесили, и он видел теперь, что они спокойны, мирны, им хорошо и что им хорошо, помните как в фильмах - человек заходит в дом и ему сразу предлагают: «Бренди, виски?», чтобы поднять настроение, а им ничего не надо - ни бренди, ни виски. «Да, - говорят, - нормально все». И он не мог понять почему это происходит.

 

Частности

 

Что такое частности? Как отец Иоанн говорит, что рефлексы у уже захваченного человека - это частности. О чем идет речь? Понятно, что дать игроку успокоительное, когда он хочет сорваться в казино, чтобы он никуда не ехал - это частности. Или пытаться оторвать его именно от казино - это тоже частности. Ты его оторвешь от казино, он найдет себе какую-то другую игру.

 

Определение доминанты

 

Классическое определение доминанты таково. Доминанта - это некое разрыхление в коре головного мозга, некий очаг возбуждения. И когда этот очаг возбуждения появляется, все импульсы, которые входят в сознание ваше, притягиваются к текущему очагу. А в прочих отделах коры головного мозга развивается торможение. Поясню. Вот, например, у вас появился очаг возбуждения. Грубо говоря, какая-то нахлобучка. Все мысли только об одном. И, соответственно, все, что вам сейчас ни скажут, в этот момент, все будет ассоциироваться с веществом. Это те люди, которым больно смотреть как пересыпают сахар, стиральный порошок, то есть все сны, все мысли, все разговоры - только об одном. Типичный пример - два холостяка вместе что-то кушают, один говорит:

- А какая у тебя любимая команда?

- У меня Зенит, а у тебя?

Он берет тарелку, бросает об пол: «Опять о женщинах!»

То есть понятно - у кого что болит, тот о том и говорит. Это по поводу того, что все притягивается к текущему очагу в сознании. А в прочих отделах развиваются процессы торможения. Были исследования, и в Великобритании произведены, что люди употребляющие, в частности, марихуану, у них отпадают прочие их сектора жизни. Потому что это становится просто неинтересно. Уже не интересно ни общение, ничего. Мы уже этот момент обсуждали.

 

Корень страстей - самолюбие

 

Когда мы думаем о том какую подобрать доминанту для наркомана и вообще для любого другого зависимого человека, нужно понимать что все страсти коренятся на самолюбии. Когда твои желания для тебя самые главные. Приведу пример. Один человек, употребляющий одно психоактивное вещество, пришел в гости. Это реальная история. И сел на пианино в гостях. Ему хозяйка дома говорит: «Может встанешь?» А там у пианино удобно попу поместить в это закругление и ноль вообще эмоций. Ему там ребята уже говорят: «Неловко, может встанешь?» А он молчит. И когда хозяйка уходит, он на полном серьезе говорит: «Буду я себя еще ущемлять ради кого-то!» Или типичная ситуация - человек, употребляющий вещество, едет в машине. Поставил какой-нибудь блатняк, еще чего-то на полную. 3 человека говорят: «Слушай, а может чего-нибудь другое?» А он: «Не нравится? Выходи! Моя машина - что хочу, то и ставлю!» Конечно, в каком-то смысле он прав, но ты должен отдавать себе отчет, что если ты так ведешь себя, ты начнешь терять близких тебе людей. И вот эта характерная черта, когда, например, человек может говорить только о себе, вот только о себе. Причем, есть рассказчики, которые могут говорить интересно, я вот знал одного человека, он часами мог рассказывать, что он был в армии и где-то там они шли из одного пункта в другой, и они там проворачивали какую-то систему, чтобы сержант их не видел и чтобы один человек пошел, купил какие-то булочки, как у них деды эти булочки хотели отобрать, в общем они потом приходили, ставили кипятильник и ели эти булочки. Эту всю интригу, с дедами, он мог рассказывать часа полтора, при этом все смеялись, это было просто интересно.

 

Бесконечное развитие

 

Что такое бесконечное развитие? С точки зрения святоотеческой, наша внутренняя жизнь будет развиваться при переходе в жизнь вечную бесконечно. Если вы примиритесь с Богом, у вас будет мир души, на ровном месте, то у вас есть шансы, что при переходе в жизнь вечную вы сможете дальше развиваться вот этим путем блаженства. Свою будущую участь каждый человек может проверить - остаться в комнате, как в этом эксперименте про детей, на трое суток. Без телевизора, без телефона, без книг, без всего, выключив свет. И вы увидите, что с вами начнут делать страсти. Это не моя мысль, это мысль преподобного аввы Дорофея. Только в жизни вечной это будет помножено на миллион раз. На миллиарды и миллиарды миллиардов. Соответственно, только тот, кто в этом состоянии сумеет быть спокойным, внутренний мир у него будет настолько богатым и настолько глубоким будет состояние внутреннего покоя, который вырабатывается трудом, борьбой со страстями, он, конечно, при переходе в жизнь вечную сможет и там развиваться.

 

А если взять, например, человека, который скрепит зубами от ненависти? Здесь еще ничего ему не угрожает, а он и здесь несчастный. Перейдет туда - все будет то же самое. Например, один богатый человек, это реальная история, это не метафора. Когда к нему пришел его знакомый, этот богатый человек лежал в апатии, у него унитаз был из золота дома. Ему говорят: «Что с тобой случилось? У тебя какая-то проблема?». Он говорит: «У соседа на гектар больше.» Приехал какой-то богатый сосед, скупил землю, у него на гектар больше. И теперь, соответственно, все что есть в моем доме, мне не мило.

 

Осознанность жизни согласно православному мировоззрению. Пример «человека из ванной»

 

Эта разносторонность почему в Православии присутствует? Есть момент осознания. Когда человек что-то делает, у него включается глубина духа в процесс.

 

Приведу высказывание на этот счет человека, которого назвал «человек из ванной». Почему «из ванной»? Если кто-то будет слушать беседы которые есть на сайте. Просто в период, когда он куролесил, если они в гостинице где-то гуляли, он всегда засыпал в ванной, чтобы не пачкать гостиничную мебель, его тошнило постоянно. И когда он в ванне просыпался в своих извержениях, он думал: «Все, день прошел не зря! Погуляли на славу!» И когда он стал из этого состояния выходить, выбираться из той трясины, в которую попал, он понял, что в его жизни должно быть больше сознательного. О чем идет речь? То, о чем мы говорили раньше. Вначале он любил поиздеваться над окружающими людьми - гордость. Например, заходил в магазин и от нечего делать, ради шутки, говорил охраннику: «Вы знаете, тот человек, который передо мной, он, наверно, вор. Я видел, что он что-то положил себе». И дальше человек проходит, его начинают обыскивать, а он веселится. Но потом он заметил, что это стремление унижать других стало перекидываться на самых близких людей. Тот узкий круг, с которым он общался, он к ним стал также относиться. Поэтому это глубоко ошибочная точка зрения, что, мол, надо вкладывать силы в узкий круг людей с которыми вы общаетесь, а все остальные для вас никто. Человек целен - если он ненавидит хотя бы одного человека в жизни, у него формируется доминанта ненависти, и она потом, как мы говорили, начинает дальше тормозить прочие отделы коры головного мозга, и те сектора в вашей жизни, которые ответственны за общение с родителями, близкими людьми, они начнут отравляться ненавистью к тому самому человеку. И потом его хаос перекинулся на общение с близкими людьми. И, впоследствии, он понял, что его поступки были хаотичны, бессознательны - то есть он делал и сам не понимал причину своих поступков. И он понял, что чтобы жизнь в итоге строилась и вела к какому-то хорошему, развивалась правильно, гармонично, нужно, чтобы каждый твой поступок в своем основании исходил из какой-то благой мысли, осознанной. И вот это его личный опыт - он понял, что только на основании православного мировоззрения можно жить так, чтобы каждый твой поступок был осознан.

 

Потому что, если жить, допустим, мировоззрением атеистическим, то все равно в основании твоих поступков лежит непонятно что. Опять этот бессознательный хаос. И он говорил, что у него был друг атеист и вот совсем недавно он говорил со своим другом. Он прочитал статью, которая висит у нас на сайте, «Мировоззренческий сдвиг», о том как мировоззрение меняет человека, и он спрашивает своего друга-атеиста. Опять же, говорю, что этот человек так тонко умеет подколоть других, и он спрашивает своего друга-атеиста: «Скажи мне честно, что тебе помогает просто не быть дерьмом?» Провокационный вопрос. Если бы он спросил, что помогает тебе быть вдумчивым человеком, то можно было бы сказать: «Ну, понимаешь, вот когда звезды светят с неба, они напоминают мне о том о сем…» «Что помогает тебе не быть дерьмом?» Понятно, что какие-то глубинные вещи мировоззрения.

 

Глубина

 

И, главное, и в нашей работе, и в семье, появляется какая-то глубина. Замечательное есть произведение Ивана Ильина, называется «Будни». Когда человек не видит смысла в своей работе, она для него является как неким проклятием, но как только в работе появляется какая-то глубина, пусть внешне работа может быть скучной, непримечательной, не все из нас президенты, но человек и в такой ситуации может жить полной жизнью, даже работая у какого-то станка.

Доминанта на лицо другого

 

Я вкратце скажу, что такое доминанта на лицо другого, вы увидите, что она полностью противостоит наркоманической доминанте или любой другой зависимости. Доминанта на лицо другого предполагает, что человек пытается встать на место другого человека, в каком-то смысле «влезть в его шкуру», понять какого другому человеку. Ну, грубо говоря, вот вы хотите открыть форточку, потому что вам душно, но вы видите, что рядом человек простуженный, ему будет некомфортно. И если вы свое желание сумеете отстранить от себя, обратив внимание на другого человека, значит вы в себе будете развивать доминанту на лицо другого.

 

Переключение доминанты - пример «человека из ванной»

 

Приведу пример. Вот тот самый человек, про которого я говорил, «человек из ванной», ему священник дал книжку почитать. И, вначале, он эту книжку читать не стал, потому что у него была доминанта наркоманическая - доминанта гордости. Наркомания - это гордость, гордость в таком кристализированном виде. Вначале книжку не стал читать, потом увидел фотографию пожилого автора, сказал: «Да он дурак!» И первые 30 страниц прочитал с большим трудом. А потом у него включилась доминанта другая. Доминанта на лицо другого. И он подумал - во-первых, это же мое личное мнение, я посмотрел на фотографию не зная человека и навесил на него какое-то клише. Но ведь он же может быть и не дураком. Вторая спасительная мысль - ну вот я назвал его дураком, но ведь он же книжку написал, а я же книжку не написал, так и кто из нас дурак? И третья спасительная мысль - эту книгу мне посоветовал знакомый священник, которому я доверяю. Если он мне ее посоветовал, значит он имел в виду что-то, какую-то идею. И если я прочитаю книгу, я пойму, что он мне хотел объяснить. «И как только я об этом подумал», - он сказал, остальную книжку он прочитал на одном дыхании, ему было очень интересно.

 

Эгоизм и равнодушие в другому на примере психотерапевтов

 

Мы говорили, что эгоистам ничего не интересно, потому что они вот так живут. Можем взять в пример какого-нибудь ученого, а мы знаем, что многие ученые или психотерапевты пациентов не видят. Кто из вас прошел по этим мытарствам психотерапевтическим, уже слышали, что приходишь слушаешь разные мнения: с точки зрения одной концепции во всем виноваты родители; в другом месте - что наверно был инцест детский, что в детстве вас кто-то изнасиловал и теперь из-за этого у вас проблемы; у другого еще какая-то точка зрения. И когда человек хочет сказать - да вы знаете, на самом деле у меня замечательные родители, у меня все в детстве было хорошо, то вся система ломается. Но часто бывает какой-нибудь специалист, «ученый невежда», мы говорили, он не видит реально пациента, в чем его проблема. И не хочет прислушаться. И если человек, даже какой-то ученый, в своей личной жизни не способен прислушаться к своим ближним, то он никогда не сумеет в этой реальности увидеть какие-то фундаментальные законы, не сможет совершить какое-то подлинное, настоящее открытие. Это одна из идей академика Ухтомского.

 

Осознанная направленность

 

Была такая хорошая книга про осознанную направленность. Хотя там это был только элемент книги, не обязательно читать. Это советская книжка. Называлась «Как исчезает страх». Там был такой мальчик Кирилл, который стал впоследствии чемпионо<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.