Положение о государственном экзамене — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Положение о государственном экзамене

2019-12-21 120
Положение о государственном экзамене 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный экзамен проводится в 10 (последнем) семестре. Перед экзаменом проводятся обзорные лекции и консультации. На подготовку студента к государственному экзамену в расписании отводится не менее 7 дней. На государственный экзамен выносятся основные вопросы, знание которых обеспечивает необходимый уровень научной подготовки бакалавра по направлению и профилю подготовки.

Экзаменационные билеты разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются Ученым советом ИЕНиМ и хранятся в запечатанном виде в УМУ. Каждый экзаменационный билет включает один кейс-задачу, т.е. описание реальной ситуации и к нему два задания. Первое задание – раскрыть сущность описанной опасной ситуации или ЧС и мер её профилактики, а также изложить правила (алгоритм) поведения в данной ситуации. Второе задание - указать, в каком разделе предмета ОБЖ рассматривается содержание данной ситуации, какие задачи может решать педагог на уроке при изучении данного содержания, какими методами, средствами и принципами он может руководствоваться (приложение 16).

При ответе на экзамене студентам разрешается пользоваться правовой, нормативно-технической, учебно-методической документацией.

После изложения студентом выполнения задания, члены ГЭК могут задавать уточняющие вопросы по содержанию его ответа, а также дополнительные вопросы в рамках программы государственного экзамена.

В содержании программы государственного экзамена выделяются следующие разделы:

- Теоретические основы безопасности человека

Понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Виды опасностей. Источники, причины их возникновения. Классификация опасностей (природные, техногенные, социальные, смешанные). Объекты безопасности, их взаимообусловленность. Безопасность как условие и потребность жизни человека.Безопасность в различных сферах жизнедеятельности

Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Безопасность и теория риска. Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления. Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа. Управление рисками в социальных, технических и экономических системах. Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска. Уровни безопасности личности и сообщества.

Культура безопасности в разные исторические эпохи. Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Исторический опыт России и зарубежных стран. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Системы, методы и принципы обеспечения безопасности. Проектирование социальных и технических систем обеспечения безопасности.

- Основы национальной безопасности

Понятие локальной цивилизации, нации, национальной безопасности, национальных интересов. Взаимозависимость безопасности страны, общества, государства, личности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Законы о безопасности. Современный комплекс проблем безопасности. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.

Понятие о геополитике и геополитических интересах. Источники международных опасностей, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.

Сферы национальных интересов России и задачи обеспечения национальной безопасности. Демографическая обстановка в России и ее влияние на безопасность государства. Продовольственная безопасность в стране и в мире. Экономическая, энергетическая и финансовая безопасность.

- Правовое регулирование и органы обеспечение безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Международные соглашения. Местное и региональное законодательство. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся и персонала, обеспечение безопасности в учебном заведении.

Современный комплекс субъектов и мер безопасности. Система органов обеспечения безопасности в РФ и правовое регулирование их деятельности. Система правоохранительных органов РФ: задачи и функции по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Органы госнадзора, государственные инспекции, общественные организации в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Мероприятия, проводимые государством по защите населения от всех видов опасностей. Система и организация подготовки населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций. Средства, способы, сигналы оповещения населения о чрезвычайных и опасных ситуациях.

- Опасности социального характера и защита от них

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития. Прогнозирование и борьба с последствиями. Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности. Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм. Экстремистские движения, религиозные секты в России. Психологические аспекты поведения в социальных конфликтах.

Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора. Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства, химической и радиационной атаках.

Злоупотребления токсичными веществами, алкоголизм и наркомания. Меры профилактики. Опасность насилия в семье. Детская безнадзорность. Проституция. Бытовые конфликты. Конфликты в сфере услуг. Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.

- Криминальные опасности и защита от них

Виды и категории преступлений. Динамика и статистика преступности в стране, в регионе. Причины преступности в России. Криминогенная ситуация в городе, районе, микрорайоне, выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы, их психология и субкультура

Криминогенные ситуации в местах проживания, причины их возникновения, правила безопасного поведения и обеспечения личной безопасности. Поведение при попытке изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера. Безопасность на улицах и в общественных местах. Правила безопасного поведения. Экономическая преступность. Опасности в сфере потребительского рынка. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество, способы и меры защиты от него.

Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Системы обеспечения безопасности населенного пункта. Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних. Правовые основы самозащиты и необходимой обороны в криминогенных ситуациях.

Самооборона: понятие, виды, способы, классификация. Морально-психологические и правовые основы самообороны и применения оружия. Использование приемов и тактика различных единоборств. Подручные средства самозащиты. Комплексы упражнений для отработки навыков самозащиты. Технические средства самозащиты и обеспечения безопасности жилища и образовательных учреждений.

- Опасные ситуации природного характера и защита от них

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация опасных природных явлений: геофизические, геологические, гидрологические, метеорологические. Инфекционные заболевания людей, эпидемии, пандемии. Инфекционные заболевания животных. Заболевания растений.

Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Алгоритмы безопасного поведения. Организация помощи и эвакуация населения.

- Безопасный отдых и туризм

Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. Дальний и международный туризм. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. Акклиматизация человека к различным природным условиям.

Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. Способы обеспечение жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

- Опасные ситуации техногенного характера и защита от них

Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация, закономерности проявления. Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах. Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища Чрезвычайные и опасные ситуации на системах жизнеобеспечения.Опасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Меры безопасности. Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации и защиты населения. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Действия учителя в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

- Пожарная безопасность

Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. Пожарная охрана в Российской Федерации. Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты РФ в области пожарной безопасности.

Горение как химическая реакция. Горючее и взрывоопасные вещества. Поражающие факторы пожара и взрыва. Условия прекращения процесса горения.

Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ. Техника, используемая для тушения пожаров. Способы эвакуации населения. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении. Обязанности учителя. Действия учителя и учащихся при пожаре.

- Гражданская оборона

Система гражданской обороны в РФ, её структура и задачи. Нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий для населения. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства обеззараживания и санобработки. Технические средства разведки и контроля. Разведка очагов поражения и путей безопасной эвакуации. Защитные сооружения гражданской обороны. Устойчивость функционирования образовательного учреждения, промышленного и сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации. Организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательном учреждении. Задачи учителя.

- Охрана труда на производстве и в учебном процессе

Основы охраны труда и безопасности на производстве. Вредные и опасные производства и факторы. Особенности условий труда, травматизм и заболеваемость на производстве. Трудовой коллектив, его задачи в сфере обеспечения организации труда. Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена работника и учащегося. Техника безопасности на производстве, ее задачи и значение.

Особенности охраны труда в образовательных учреждениях. Санитарные нормы и правила. Требования безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

- Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. Основы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Международная деятельность по обеспечению информационной безопасности. Законодательство в области информационной безопасности. Основные факторы и ключевые проблемы информационной безопасности. Основы защиты деловой информации и сведений, составляющих служебную, коммерческую, государственную тайну. Защита интеллектуальной собственности. Методы и средства защиты электронной информации. Информационные технологии и здоровье. Негативные последствия глобальной информатизации общества, расширение средств массовой информации и рекламы, их дестабилизирующее воздействие на человека.

- Здоровый образ жизни и его составляющие                                             

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и обеспечение личной безопасности человека. Профилактика болезней как биологическая и социальная проблема. Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья. Мотивация и здоровье. Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Проблемы мониторинга здоровья. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактики соматических и инфекционных заболеваний. Физическая культура и ее оздоровительное значение. Режим дня и его значение в повседневной жизни человека. Факторы, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Репродуктивное поведение и его безопасность. Правовые, экономические и психофизиологические аспекты взаимоотношений полов. Брак и семья. Роль семьи в системе здорового образа жизни человека.

- Основы медицинских знаний

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Виды неотложных состояний. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Физиологические пробы определения здоровья. Применение лекарственных средств. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

- Обеспечение безопасности образовательного учреждения

Анализ и планирование организации охраны образовательных учреждений. Физическая защита образовательных учреждений. Технические средства охраны. Финансовое обеспечение мероприятий по безопасности образовательного учреждения.

- Методики обучения и воспитания (в безопасности жизнедеятельности)

Методика преподавания ОБЖкак педагогическая наука, ее цели, задачи, объект, предмет. Связь методики с другими науками (педагогикой, философией, психологией и др.) и практикой.

Исторический аспект методики образования ОБЖ. Зарождение методики преподавания биологии. В.Ф.Зуев и его роль в становлении методики. Определение и развитие категорий методики: целеполагание, отбор и структурирование содержания, методы обучения, формы организации, материальная база обучения ОБЖ. Развитие методики преподавания биологии как учебного предмета в высшей школе. Учебники для студентов педагогических институтов по методике ОБЖ. Современное состояние методики преподавания ОБЖ.

Содержание образования по ОБЖ. Стандарт образования и предметная область «ОБЖ». Фундаментальное ядро содержания образования. Базисный учебный план. Основные компоненты содержания: понятия, умения, позитивные отношения к природе, обществу, человеку. Понятия как структурная единица содержания и высший уровень конкретно-объектного знания.

Система понятий ОБЖ. Теория развития понятий. Классификация понятий, содержательные образовательные линии в биологическом образовании. Уровни и этапы развития понятий.

Система умений как второй компонент содержания образования по ОБЖ. Методика развития умений. Классификация умений. Взаимозависимость развития знаний и умений при обучении ОБЖ.

ОБЖ как учебный предмет. Структура предмета в школьном образовании.

Вариативные программы курсов ОБЖ в школе. Принципы отбора содержания: принцип гуманизации, гуманитаризация, проблемности, непрерывности и преемственности, прогностичности и др.

Многовариативность подходов в определении структуры курсов ОБЖ. Структура содержания образования. Линейное, спиралеобразное и концентрическое построение содержания курсов по ОБЖ.

Значение межпредметных связей в раскрытии проблемного содержания образования.

Диагностика знаний и умений у учащихся по ОБЖ.

Понятие метода. Взаимообусловленность методов целями и содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся, педагогическими условиями образовательного процесса. Метод и методический прием.

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Классификация методов по источнику знаний, деятельности учащихся и учителя: роды словесные, практические, наглядные; виды методов – лекция, рассказ, демонстрация опыта, распознавание и определение, постановка опыта и др., методические приемы и их многообразие.

Теория развития методов. Тенденция развития методов обучения в отечественном и зарубежном образовании. Многомерные классификации методов. Принципы отбора методов обучения. Особенности выбора методов в зависимости от этапов и уровней раскрытия биологических проблем. Коммуникативная направленность метода. Интерактивные методы в обучении ОБЖ.

Понятие «форма организации учебного процесса». Основные и дополнительные формы: урок, экскурсия, домашние и внеурочные работы, внеклассные занятия и их виды, общественно-полезный труд, производственные бригады, школьные кооперативы и др. Классификации форм организации учебно-воспитательного процесса. Система форм организации обучения по ОБЖ.

Урок как основная форма обучения ОБЖ. Структура урока: цель урока, его содержание, организация деятельности учащихся по усвоению содержания, особенности усвоения материала, развитие качеств личности при построении урока. Подготовка учителя к уроку. Определение целей и содержания, отбор методов и средств обучения, определение результативности урока, рефлексия педагогической деятельности.

Классификация урока по дидактическим целям. Уроки: репродуктивные, программные, эвристические, проблемные, модельные. Уроки-семинары. Интегративные уроки. Уроки-дискуссии. Урок-практикум. Урок-экскурсия. Урок-конференция. Урок-исследование. Особенности их подготовки и проведения. Единство и взаимосвязь всех форм обучения в системе школьного биологического образования. Типы и виды уроков биологии.

Понятие «форма образования по ОБЖ». Фронтальная, индивидуальная, групповая формы, и их особенности. Ролевые игры как форма организации групповой работы. Значение ролевых (дидактических, имитационных т др.) игр в развитии личности, компоненты игры. Организация и проведение ролевых и других игр.

Домашние и внеурочные работы. Особенности этих форм организации учебного процесса. Их роль и значение в повышении качества биологического образования.

Внеурочная деятельность школьников: виды по количеству охваченных работой школьников (индивидуальная, групповая, массовая), по способам организации. Особенности организации внеурочной деятельности по ОБЖ в Образовательных учреждениях.

Использование педагогических технологий в учебном процессе; проблемное, программированное обучение, проекты и моделирование в обучении.

Понятие материальная база обучения предмету: кабинет, средства обучения. История становления материальной базы по ОБЖ.

Кабинет ОБЖ как центр обучения, воспитания и развития. Принципы создания кабинетов и их материально-техническая оснащенность. Средства обучения и их классификация. Основные (реальные, знаковые, вербальные), дополнительные и вспомогательные средства обучения.

Учебники ОБЖ, их функции. Особенности концепций, научного содержания и методического аппарата учебников. Структурные компоненты текста. Учебники нового поколения. Экранные пособия, мультимедийные средства обучения, кодослайды, учебные видеофильмы и компакт-диски. Интерактивные средства. Применение компьютерной техники в образовании.

 

8. Фонд контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.