Цель и задачи государственной итоговой аттестации выпускников — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Цель и задачи государственной итоговой аттестации выпускников

2019-12-21 124
Цель и задачи государственной итоговой аттестации выпускников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1.   Общие положения 3
2.   Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования в компетентностном формате по ОПОП 3
  2.1. Цель и задачи государственной итоговой аттестации выпускников 3
  2.2. Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач 3
3.   Требования к уровню сформированности компетенций выпускника, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации, и соответствие подготовки выпускников ожидаемым результатам образования 4
  3.1. Перечень основных учебных модулей (дисциплин) основной образовательной программы, обеспечивающих формирование соответствующих компетенций выпускника 4
  3.2. Виды и результаты деятельности выпускника, по которым оценивается уровень сформированности компетенций на государственной итоговой аттестации 6
  3.3. Критерии оценки уровня сформированности компетенций выпускника, проверяемых на ГИА, и соответствия подготовки выпускников ожидаемым результатам образования 6
4.   Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра 7
5.   Методические рекомендации по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы бакалавра   13
6.   Методические рекомендации для научного руководителя и членов ГЭК. 19
7.   Положение о государственном экзамене 20
8.   Фонд контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ОПОП 27
9.   Методические рекомендации выпускнику по формированию портфолио 34

Приложения

 
1.   Форма заказа на тему ВКР 36
2.   Форма заявления на выполнение ВКР 37
3.   Форма обложки ВКР 38
4.   Форма титульного листа ВКР 39
5.   Образец оглавления ВКР 40
6.   Форма аннотации ВКР 41
7.   Рекомендации по оформлению аннотации бакалаврской работы 43
8.   Рекомендации по содержанию отзыва научного руководителя 44
9.   Обязанности студента, выполняющего ВКР 45
10.   Форма задания на выполнение ВКР 46
11.   Форма  план – графика на выполнение ВКР 47
12.   Рекомендации по заполнению бланка задания на выполнение ВКР 48
13.   Форма Согласия обучающегося на размещение текста ВКР  в электронной библиотечной системе ХГУ им. Н.Ф.Катанова 49
14.   Форма справки о результатах внедрения решений, разработанных в бакалаврской работе студентом 50

1. Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Безопасность жизнедеятельности утвержденным Минобрнауки России «14» декабря 2015 г. (регистрационный № 1426) и учебным планом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Безопасность жизнедеятельности предусмотрена государственная итоговая аттестация (ГИА) в форме государственного экзамена и выпускной квалификационной работы (ВКР) по направлению подготовки.

 

2. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования в компетентностном формате по ООП

 

Цель и задачи государственной итоговой аттестации выпускников

Цель: установление уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Задачи: оценка сформированности общекультурых и профессиональных компетенций и готовности выпускника к решению задач профессиональной деятельности.

Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач.

Виды деятельности Задачи профессиональной деятельности Формируемые компетенции Результат обучения (продукт)

Педагогическая

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования

· готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

· способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

· способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

· способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4);

· способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5).

· План-конспекты семинарско-практических занятий,  самостоятельное выполнение лабораторных работ по дисциплинам блока профильной подготовки («Педагогика, «Психология, «Методика обучения и воспитания

 (в БЖ)» и др.);

· отчеты учебных практик по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

· отчеты производственных практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая, преддипломная);

· курсовые работы;

· ВКР

 

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

 

3. Требования к уровню сформированности компетенций выпускника, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации, и соответствие подготовки выпускников ожидаемым результатам образования

 

3.1. Перечень основных учебных модулей (дисциплин) основной образовательной программы, обеспечивающих формирование соответствующих компетенций выпускника, проверяемых в процессе государственной итоговой аттестации

Модуль Дисциплины Результаты сформированности компетенций (индекс компетенции) Форма предъявления результата обучения по дисциплине Элементы структуры портфолио (+/-)

Теоретический

Национальная безопасность, оборона государства и органы управления ПК-1 К.Р., З, Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Теоретические основы и понятийный аппарат БЖ ПК-1 К.Р., З, Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Опасные ситуации природного характера и защита от них ПК-1, ПК-5 К.Р., З, Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них ПК-1, ПК-5 К.Р., З, Э, Кур.Р. доклад, презентация по кур/р
Организация и обеспечение  пожарной безопасности ПК-1 К.Р., З, Э, Кур.Р. доклад, презентация по кур/р
Опасные ситуации социального характера и защита от них ПК-1, ПК-5 К.Р., З, Э, Кур.Р. доклад, презентация по кур/р
Первая (доврачебная) помощь пострадавшему ПК-1 К.Р., З, Э -
Комплексная безопасность детей ПК-1 К.Р., З, Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Обеспечение безопасности ОУ ПК-1 К.Р., З, Э -
Способы автономного выживания ПК-1, ПК-4 К.Р., З, Э -
Информационная  защита ПК-1, ПК-4 К.Р., З, Э -
Криминальные опасности и защита от них ПК-1, ПК-4 К.Р., З презентации по темам дисциплины (на выбор)
Биология зависимого поведения ПК-1 К.Р., З -
Гражданская оборона ПК-1 К.Р., З -
Психофизиологические основы БЖ ПК-1 К.Р., З -
Основы военной службы ПК-1, ПК-4 К.Р., З -
Экстремальные состояния организма человека ПК-1, ПК-4 К.Р., З -
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности ПК-1, ПК-4 К.Р., З -
Психологическая защита ПК-1, ПК-4 К.Р., З -
Педагогика ПК-2 К.Р., З, Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Методика обучения и воспитания (в безопасности жизнедеятельности) ПК-2 К.Р., З, Э, Кур.Р. презентации по темам дисциплины (на выбор) доклад, презентация по кур/р
Здоровьесберегающие технологии ПК-2 К.Р., З -
Методология и методика научно-педагогического исследования ПК-2 К.Р., З,Э презентации по темам дисциплины (на выбор)
Современные образовательные технологии ПК-2 К.Р., З Эссэ по пед. технологиям (на выбор)
Современные средства оценивания результатов обучения ПК-2 К.Р., З -
Мониторинг качества образовательного процесса в школе ПК-2 К.Р., З -
Проектная деятельность бакалавров в школе ПК-2 К.Р., З методическая папка 
Основы экологической культуры ПК-3 К.Р., З -
Внеклассная работа по БЖ ПК-3 К.Р., З методическая папка 
Организация работы в детских и юношеских оздоровительных лагерях ПК-3 К.Р., З методическая папка 
Теория и методика воспитательной работы в школе ПК-3 К.Р., З эссэ по пед. технологиям (на выбор)
Прикладная физическая подготовка ПК-4 К.Р., З -
Экология и БЖ ПК-4 К.Р., З презентации по темам дисциплины (на выбор)
Воспитание культуры личной безопасности ПК-4 К.Р., Зд папка диагностик
Принципы безопасного поведения в экстремальных ситуациях ПК-4 К.Р., З -
Безопасность в туризме ПК-4 К.Р., З, Э -
Психофизиология мужчины и женщины ПК-4 К.Р., З -
Охрана труда на производстве и в учебном процессе ПК-4 К.Р., З, Э -
Диагностика развития ребенка ПК-4 К.Р., З -
Цитология, гистология и эмбриология ПК-4 К.Р., З -
Анатомия человека ПК-4 К.Р., З -
Основы здорового питания ПК-4 К.Р., З рацион питания

Практический

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков по опасным ситуациям природного характера и защита от них) ПК-1, ПК-5 ДЗ отчет по практике
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в т.ч. первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) ПК-1 ДЗ отчет по практике
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков по криминальным опасностям и защита от них) ПК-1 ДЗ отчет по практике
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) (педагогическая) ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 ДЗ отчет по практике, методическая папка
Производственная практика (преддипломная) ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 ДЗ Отчет, доклад, презентация по ВКР

Основная часть

В структуре основной части должны быть представлены:

Глава 1 - теоретическая, в которой отражают теоретические и методические аспекты объекта и предмета исследования, их достоинства для решения обсуждаемой проблемы по современным источникам и электронным ресурсам. В главе может быть  сделано обобщение педагогического опыта по использованию предмета исследования учителями ОБЖ и Биологии.

Глава 2 – методическая, содержащая характеристики образовательной среды на базе исследования (образовательной организации) и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, методические разработки уроков и других форм обучения и воспитания в рамках учебного предмета ОБЖ, а также рекомендации для непосредственного их использования в образовательном процессе.

Автор ВКР отвечает за полноту и достоверность представленной информации, соблюдая нормы научной этики. Обязательны ссылки на источники цитирования (см. раздел 5 настоящей Программы).

Выводы должны не просто констатировать факты проведения работ по тем или иным направлениям, а отражать основные научные результаты и акцентировать их новизну. Выводы должны быть четкими, лаконичными, представленными отдельными пронумерованными пунктами в соответствии с решаемыми задачами ВКР.

Библиографический список, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-справочному аппарату, включает все источники, которыми студент пользовался при написании бакалаврской работы. Нумерация литературных ссылок в ВКР должна быть единой, сплошной, начиная с введения и заканчивая главой 2.

Требования к оформлению (см. раздел 5 настоящей Программы) по алфавитному признаку (при этом разные алфавиты не перемешиваются), а также по хронологическому признаку (в порядке выпуска работ).

Приложение. Приложение имеет вспомогательный и справочный характер, размещается в конце работы. В приложении могут быть размещены объемные  графики, таблицы, выдержки из официальных и реальных документов (фотокопии, фотографии, карты, функциональные, принципиальные схемы, диаграммы, чертежи проектируемого объекта, результаты экспериментов, текст разработанной программы и т.д.). Все материалы приложения должны помогать более полно осветить проблему, затронутую в работе, показать, как формировались данные для расчетов. В тексте работы ссылка на приложение дается в круглых скобках.

Аннотация ВКР должна в кратком виде отражать цель, новизну, предмет и объект исследования, полученные результаты, область применения и степень их внедрения, данные об объеме работы, количество разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников (Приложение 6).

Тематика бакалаврской работы определяется выпускающей кафедрой (анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки, утверждается Ученым советом ИЕНиМ на текущий учебный год и доводится до сведения студентов распоряжением директора института не позднее, чем за год до даты начала государственной итоговой аттестации. Не допускается повтор тем бакалаврских работ, защищенных на кафедре в течение последних 5-ти лет.

В целях усиления связи обучения с практикой, повышения востребованности результатов исследований выполняемых студентами, выпускающая кафедра согласовывает тематику бакалаврских работ с органами государственного и муниципального управления образования, ассоциациями работодателей, отдельными работодателями и организует получение заявок на выполнение бакалаврской работы. Заказ на разработку конкретной темы в качестве бакалаврской работы может быть оформлен договором или письмом (Приложение 1).

По письменному заявлению обучающихся (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) может быть предоставлена возможность подготовки защиты ВКР по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Студентам предоставляется право выбора темы ВКР. Тема закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению (Приложение 2). Решение о закреплении темы принимает Ученый совет института по представлению заведующего выпускающей кафедрой не позднее, чем за год до даты начала государственной итоговой аттестации, оформляется распоряжением по институту и доводится до сведения студентов.

В процессе выполнения бакалаврской работы тема может корректироваться. Окончательно сформулированные и согласованные с руководителем темы бакалаврских работ (с указанием руководителя и консультанта – при наличии) утверждается приказом ректора по представлению Ученого совета ИЕНиМ не позднее 2-х месяцев до защиты бакалаврской работы в государственной экзаменационной комиссии. После издания приказа тема бакалаврской работы изменению не подлежит.

За актуальность, соответствие тематики бакалаврской работы направлению подготовки, руководство и организацию ее выполнения несет ответственность заведующий выпускающей кафедрой и непосредственно руководитель работы.

Для подготовки ВКР за студентом приказом по институту закрепляется руководитель ВКР из числа научно-педагогических работников кафедр ХГУ им. Н.Ф. Катанова и при необходимости консультант (консультанты), что отражается в заявлении студента на выполнение ВКР (Приложение 2).

Руководство выпускной квалификационной работой предполагает:

· разработку задания на бакалаврскую работу;

· помощь студенту при составлении плана-графика работы на весь период выполнения, в т.ч. определение срока представления ВКР для текущей аттестации (предзащиты) на выпускающую кафедру;

· определение необходимости привлечения консультантов, специалистов организаций-работодателей;

· рекомендации студенту по выбору необходимой литературы и других материалов по теме;

· проведение регулярных индивидуальных консультаций;

· осуществление контроля деятельности студента в части:

- выполнения работы (по частям и в целом) в соответствии с планом-графиком;

- соответствия содержания работы и используемых методов научных исследований проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ФГОС ВО;

- соблюдения требований к оформлению ВКР (структура, объем, оформление библиографических источников), докладов, презентаций, используемых студентом при представлении материалов ВКР на конференциях, предзащите/защите бакалаврской работы;

· осуществление непосредственного контакта с представителями организаций-работодателей по вопросам внедрения результатов работы;

· проверку ВКР в системе «Антиплагиат» в установленном порядке, при этом результаты проверки ВКР системой «Антиплагиат» учитываются руководителем при решении о допуске ВКР к защите и ее оценке;

· представление в государственную экзаменационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ письменного отзыва о работе студента в период подготовки ВКР (Приложение 7).

            Выполнение ВКР и отчетность о выполнении ВКР осуществляются в три этапа:

В рамках первого этапа студенты оформляют на выпускающей кафедре письмо-заказ предприятия (организации) на разработку ВКР (Приложение 1), заявление (Приложение 2) и совместно с руководителем – задание на выполнение бакалаврской работы (Приложение 9), а также план-график выполнения бакалаврской работы (Приложение 10).

В данный период студент обязан выполнить примерно 20% от общего объема работы, подготовив введение и элементы основной части, которая включает:

1. Обзор литературы.

2. Форму сбора информации.

3. Список библиографических источников.

В ходе выполнения ВКР студент должен соблюдать права интеллектуальной собственности граждан и юридических лиц, не допускать не правомочных заимствований. Факт ознакомлен студента с требованиями о проверке его работы на объем заимствования и размещения текста ВКР в электронно-библиотечной системе университета фиксируется в соответствующих заявлениях студента (Приложения 2, 11).

В ходе второго этапа студент должен выполнить около 70% общего объема – основную часть: теоретические и методические основы изучения проблемы, анализ проблемы, провести констатирующий этап опытно-экспериментальной работы и по возможности апробирование разработанных материалов в образовательных организациях, а также написать черновик ВКР. Факт апробирования разработанных материалов в образовательных организациях констатируется в справке о результатах внедрения (Приложение 12).

В рамках третьего этапа – завершающем этапе выполнения бакалаврской работы, студент оформляет ВКР в соответствии со всеми требованиями, изложенными в настоящей Программе, и представляет руководителю в электронной форме завершенную рукопись бакалаврской работы, которая подлежит обязательной проверке, как содержательного характера, так ивыявления неправомочных заимствований и осуществляется в целях контроля самостоятельности выполнения ВКР студентом, а также соблюдения им прав интеллектуальной собственности граждан и юридических лиц.

Студент сдает ВКР в электронной форме (в формате doc, docx, pdf, rtf, txt). Название файла электронной копии ВКР должно содержать следующую информацию: Фамилия И.О. выпускника, наименование ОПОП, год выпуска.

Проверка ВКР осуществляется с использованием системы «Антиплагиат», размещенной на сайте: http://khsu.antiplagiat.ru и выполняется ответственном лицом выпускающей кафедры.

Для ВКР бакалавров пороговое значение оригинальности текста составляет не менее 50%. При этом учитывается характер и объем заимствования, а также количество источников. Допустимые пределы заимствования чужого текста из одного источника, в том числе с корректным оформлением ссылок и указанием на авторство (цитирование) должны не превышать 10%. Возможен допуск ВКР к защите с долей заимствования из одного источника до 20%, в том случае, если данный источник является методологической основой для выполнения исследования и существует необходимость в детальном изложении его содержания.

Если по результатам проверки в системе «Антиплагиат» выявлены несоответствия, то ВКР возвращается студенту на доработку с последующей повторной проверкой в системе «Антиплагиат».

С учетом проверки ВКР в системе «Антиплагиат» руководитель дает рекомендацию студенту пройти текущую аттестацию – предварительную защиту ВКР (предзащита) на выпускающей кафедре.

Предзащита ВКР бакалавра проводится за 1,5-2 месяца до начала работы ГЭК и проводится на  заседании учебной комиссии выпускающей кафедры в присутствии выпускников и их руководителей, а также других членов кафедры. Предзащита организуется в форме обсуждения бакалаврской работы, представленной в виде презентации. По результатам предзащиты кафедральной комиссией принимается решение о допуске студента к защите ВКР с учетом рекомендаций членов комиссии по устранению выявленных несоответствий содержательного характера, оформления ВКР, неточностей в цитировании.

Студент в течение 5 календарных дней должен предоставить исправленную версию ВКР на повторную проверку, которая проводится не позднее, чем за 7 календарных дней до назначения публичной зашиты ВКР.

Студент, не аттестованный по результатам предзащиты бакалаврской работы, может быть отчислен из университета за невыполнение учебного плана. В случае наличия уважительных причин, подтвержденных документально, студенту устанавливаются индивидуальный порядок и сроки выполнения и защиты бакалаврской работы.

Прошедшая предзащиту, завершенная бакалаврская работа в письменной форме, подписанная выпускником, и в электронном формате предоставляется руководителю, который после просмотра работы подписывает ее и вместе с отзывом о работе передает заведующему выпускающей кафедрой. Бакалаврская работа должна быть переплетена.

Выпускающая кафедра обеспечивает ознакомление студента с отзывом руководителя не позднее, чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.

Студенты, допущенные к защите ВКР, передают заведующему выпускающей кафедрой следующий пакет документов:

- справку о проверке ВКР в системе «Антиплагиат»;

- согласие на размещение текста ВКР в ЭБС ХГУ им. Н.Ф.Катанова;

- справку о результатах внедрения;

- аннотацию ВКР;

-  портфолио – материалы показывающие реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами и дающие представление о его готовности к профессиональной карьере (Приложение 13).

Решение о рекомендации бакалаврской работы к защите в государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР принимает заведующий выпускающей кафедрой, о чем он делает отметку на титульном листе ВКР. В тех случаях, когда заведующий кафедрой не считает возможным рекомендовать работу к защите, вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием студента и руководителя.

Бакалаврская работа, отзыв руководителя, пакет документов к ВКР передаются заведующим выпускающей кафедрой в государственную экзаменационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты ВКР.

Контроль сроков выполнения этапов и качества выполнения бакалаврской работы осуществляют руководитель ВКР, заведующий выпускающей кафедрой, заместитель директора института по учебной работе.

Ответственность за содержание, выводы, достоверность всех данных, качество оформления, соответствие текста защищаемой ВКР содержанию электронной копии переданной на выпускающую кафедру для проверки системой «Антиплагиат» и для ее размещения в ЭБС университета, а также своевременное завершение бакалаврской работы и предоставления пакета документов ВКР несет студент – автор бакалаврской работы.

 

5. Методические рекомендации студентам по выполнению ВКР

Бакалаврская работа выполняется на базе предшествующих курсовых работ по циклам дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Методике преподавания безопасности жизнедеятельности». В ней должен быть отражен личный опыт аналитической деятельности, приобретенный в ходе изучения научно-литературных и нормативных источников. Тема бакалаврской работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки, а так же получаемой квалификации. Выполняемая бакалаврская работа должна отражать опыт психолого-педагогической практики, полученный при прохождении производственной практики на базе средних общеобразовательных учреждений Хакасии и сопредельных территорий и учреждений ДО.

При написании текста бакалаврской работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.

Студент также может предложить тему бакалаврской работы при условии обоснования ее целесообразности и с учетом степени его осведомленности по выбранному спектру проблем.

Введение

Введение (2-4 страницы) должно содержать:

- актуальность темы,

- цели и задачи,

- объект, предмет,

 - практическая ценность и область применения результатов,

- методика исследования,

 - апробация и внедрение результатов.

Основная часть работы

Основную часть работы следует делить на главы, подглавы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

После выводов исследования размещается библиографический список.

Библиографический список оформляется в соответствии с действующими ГОСТ[1] в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных книги, статьи; не включаются учебники, энциклопедии, газеты, научно-популярные издания. Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Завершающим разделом работы является оформление приложения.

Приложение призвано облегчить восприятие содержания ВКР и может включать: материалы, дополняющие текст; промежуточные формулы и расчеты; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации, инструкции, анкеты, методики; алгоритмы задач; протоколы исследований и др.

Правила представления приложения:

· каждое приложение должно начинаться с новой страницы;

· приложения нумеруются арабскими цифрами после слова «Приложение», которое располагается по правому краю страницы над заголовком, если приложение занимает более одной страницы, то все последующие подписываются по правому краю  страницы «Продолжение Приложения 1»;

· приложения располагаются в том порядке, в котором они упоминаются в основной части работы;

· приложения должны иметь название, которое указывается в оглавлении и подписывается по правому краю страницы;

· приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц;

· на все приложения в основной части работы должны быть ссылки в круглых скобках.

Пример:

Приложение 1.

Таблица 1.

Анкета 1 (для изучения….)

       При оформлении  рисунки (графики, рисунки, схемы, блок-схемы и иные графические объекты), каждый графический объект должен иметь уникальный номер (нумерация однородных объектов сквозная) и название, которые указываются непосредственно под графическим объектом. Сам графический объект помещается на отдельной строке по центру страницы. Графический объект и сопровождающие его подписи не должны разрываться и должны иметь по одной пустой строке от основного текста до и после объекта. График без необходимости не должен дублировать информацию, находящуюся в таблице, расположенной рядом с графиком в тексте работы. В тексте работы обязательно должно быть указание на объект этого типа, например, «… (рис. 1) …».

Пример:

Рис. 5. Калибровочная кривая амплитуд горизонтальных саккадических движений глаз. 57 см и 28 см – расстояние от ЦФС до глаз испытуемого

Данные могут быть в отдельных числах, а также в виде массива. Все данные должны иметь ссылку на то, откуда они были получены (если не были рассчитаны или получены лично автором). Для всех данных (особенно в массивах и таблицах) необходимо указывать размерность, т.е. в каких единицах измеряются.

Каждая таблица должна иметь уникальный номер (нумерация таблиц сквозная) и название, которые указываются непосредственно над таблицей. Как правило, таблица, занимающая более 2/3 страницы, помещается в приложение к работе. Таблица не должна разрываться, если невозможно расположить таблицу на одной странице, то каждая следующая часть таблицы должна иметь заголовок «Продолжение Таблицы NN» и иметь озаглавленные столбцы. Таблица и сопровождающие ее подписи должны иметь по одной пустой строке от основного текста до и после таблицы. В тексте работы обязательно должно быть указание на объект этого типа, например, «… (табл.1) …».

Пример:

Таблица 1.

Средние значения ЛП, Т, а также доля мультисаккад (%) для двух групп испытуемых, указанные с учетом ошибки среднего (σ)

Группа

К

БП

  схема доля мультисаккад ЛП ±σ, мс Т ±σ, мс доля мультисаккад ЛП ±σ, мс Т ±σ, мс
             

Сноски при оформлении текста ВКР не допускаются. Описание ссылки должно быть приведено в форме, принятой в научных журналах[2],  т.е. в соответствии с номером источника в библиографическом списке. Если ссылка даётся в конце предложения, то оформляется в квадратных скобках, а если автор упоминается по тексту, то указывается в круглых скобках год издания.

Пример: Понятие «опасность» используется для характеристики способности процесса жизнедеятельности наносить вред [2].

Изложенная классификация С.В. Белова (2000) фиксирует преимущественно объективные, внешние по отношению к человеку (взаимодействующему с опасностью) свойства опасности.

Цитатой называется использование чужого текста в собственной работе для иллюстрации, подтверждения или опровержения выводов, гипотез, предположений, моделей и аналогичных вещей с указанием источника заимствованного текста. Парафразой называется изложение чужого текста с заменой слов, словосочетаний без изменения содержания текста оригинала (обычно используется, когда точное цитирование невозможно).

Цитата должна быть взята в кавычки, а по ее окончании необходимо дать ссылку на автора и его работу, откуда цитата была взята. Парафраза должна начинаться вводным предложением, из которого следует, что содержание дальнейшего текста является лишь изложением текста другого автора с указанием источника парафразы. При цитатах или парафразе большого объема (более чем полстраницы) возможно указание источника посредством вводного предложения, например, «Приведем классификацию А. Маслоу человеческих потребностей, данную им в (Маслоу, 2005): …».

Список используемых сокращенийпредшествует введению, в нем сокращения располагаются в алфавитном порядке. Однако имеются общепринятые правила сокращения ряда слов, что не требует их вынесения в отдельный список. Сюда относятся следующие сокращения: «г.» - год, «и т.д.» - и так далее, «др.» - другое, «т.е.» - то есть. Следует учитывать, что внутри предложений не принято сокращать такие сочетания, как «другое», «тому подобное», «прочее».

Применение ряда сокращений можно оговаривать непосредственно в тексте работы. Например: «Согласно Федеральному закону № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту ФЗ об ООПТ)». При использовании сокращений в тексте работы, аббревиатура дается в круглых скобках при первом употреблении словосочетания, далее она может быть использована по тексту без расшифровки. Например: «Предельно допустимая концентрация (ПДК) для исследуемого компонента


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.