Глава 3. Историческое описание Свято-Покровского Авраамиево-Городецского монастыря — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 3. Историческое описание Свято-Покровского Авраамиево-Городецского монастыря

2019-12-21 164
Глава 3. Историческое описание Свято-Покровского Авраамиево-Городецского монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общежительный Авраамиево-Городецкий (по древнему названию Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий) монастырь находится в Чухломской районе Костромской епархии, в местечке, в древности называемом Городок, на западном берегу озера в 12 км от Чухломы, 180 км – от Костромы и в 500 км – от Москвы.

С востока он выходит на озеро находящиеся на противоположном берегу Чухломы, с юга – им же, с запада – то же озеро и близлежащее село Ножкино, с северной стороны проходит трасса Кострома-Солигалич. Монастырь находится на высоком холме, над всей прибрежной окружности. Весь ансамбль очень гармонично вписывается с окружающей природой.

Комельский лес некогда был весь усеян кельями иноков, ведь место это было безлюдное, полное топей и болот.

Авраамий преподобный пришел именно на это место из пределов Радонежа по благословению своего святого наставника – преподобного Сергия. Пришел, ища безмолвия и убегая мирской славы и суеты. Случилось это в 1350 году, после чего было основано четыре обители в честь Пресвятой Богородицы.

Преподобный Авраамий, как северное светило, просветил народ от берега Галичского озера до берегов озера Чухломского. Именно на берегах Чухломского озера им и была основана во второй половине XIVвека святая обитель Покрова Пресвятой Богородицы.

В следующие два столетия монастырские здания имели деревянный вид, строительство в камне началось только в семнадцатом столетии, когда на Руси шло время смуты. В 1608 году царь Иван Васильевич Шуйский по благословению патриарха священномученика Гермогена началось строительство Покровского Храма в камне «по благословению и обещанию»[49].

Постройка данного храма свидетельствовала для всех, что годы лихолетья Смуты подошло к концу и это был добрый знак[50].

Более двух столетии притекали к месту погребения благочестивые люди, купцы, местные дворяне, люди из посадов, крестьяне... Так же к преподобному Авраамию привозили болеющих из близких деревень и поселений. Хотя чудесные исцеления и начали записываться лишь с середины семнадцатого столетия и их в житии святого приводится 151 случай[51].

Монастырь Авраамия так же широко занималась хозяйственной деятельностью. С XV века обитель начала получать солидные вклады местные князья, а после и Великие Московские, изначально это были земли - угодья и вотчины. В пятнадцатом столетии Иоанн Васильевич Великий князь Московский облагодетельствовал монастырь особой жалованной грамотой, по которой следовало, что обители присуждается особенное право на рыбную ловлю в нескольких реках,  «которые (…) исстари к тому монастырю тянут[52]», Святица, Векса, Мокша и Соня - вот реки в котором это разрешение действовало. Уже к началу XVI века монастырю принадлежали территории которые располагаются на Костромской земле, из них можно выделить: несколько различных по величине деревень, большой погост, три починка, 2 сельца, и пустошей в количестве семи. Так же монастырь имел свое подворье в посаде на Галичской земле[53].

Благоустройство и хозяйство монастыря помогали заниматься каменным строительством. В 40-х годах XVII века построенные Святые врата в которых находилась надвратная церковь с одной главой в честь Николая Чудотворца, в которой находилось два придела - предел преподобного Дмитрия Прилуцкого и святой мученицы Параскевы Пятницкой. В тоже время в обители возвели собор Рождества Христова в два этажа с приделом в честь преподобного Авраамия. Редкий собор был увенчан трехглавым шатром. Это позволило обители представлять один из красивейших ансамблей северо-западного района в Костромской земле. В 1681 году повелением царя Феодора Алексеевича вместо ограды из дерева начала строится каменная стена. Но в связи с кончиной князя, это было сделано лишь в 1766 году.

С конца XVII века, в эпоху правления Петра I, для обители наступает сложное время. По царскому указу главный колокол обители был снят и отправлен на переплавку на военные нужды[54].

В 1764 году обители образованные преподобным Авраамием были закрыты в связи с их хозяйственной обстановкой и преобразованы в приходские храмы[55].

Авраамиево-Городецкий монастырь чудом избежал данной участи, так как духовная консистория в своем указе подчеркнула, что это не произошло по «тому обстоятельству, что в нем почивает преподобный Авраамий[56]».

В послереформенное время обитель прибывала длительное время в упадке, постройки стояли без ремонта и разрушались.[57].

С начала XIXвека начали проводится так называемые Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам обители и проходившие у ее стен. Именно в это время они приобретают особенный размах.

В первой половине девятнадцатого столетия была построенная мастерами по камню церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Замечательно то, что она продолжала особый стиль архитектуры монастыря. В 50-х годах XIX века в обители проводились масштабные работы по строительству, которые сделали обитель похожей на тот вид, который мы видим сейчас. К 49 году на месте придела в честь Ильи пророка решили возводить новый храм, по проекту 1851 года, который утвердил сам Николай I. Но по причине войны за Крым, его строительство отменили. Однако уже в 1857 году все же предел этот был разобран, и началось строительство нового богородичного храма в честь иконы "Умиление", с несколькими приделами: Ильнским и Авраамиевским (пока шло строительство рака святого Авраамия была перенесена в Рождественский собор). Собор представлял пятиглавое строение на четырех столпах, который был выдержан в стиле архитектора К. А. Тона, который был сооружен вплотную к Покровскому храму с северной его стороны. Только что построенный собор начал быть хранителем главной святыни монастыря - мощей преподобного Авраамия в его крипте под спудом, а главной иконой стал образ Божией Матери "Умиление", который являлся списком той самой чудотворной иконы, явившейся святому в Галичской земле на озере. Собор был освящен в 1867 году. На месте старой колокольни была выстроена другая в пять ярусов, которая предала особый облик обители, стала определяющей облик в архитектурном плане всего монастыря - особенно это видно со стороны Чухломского озера[58].

Ежегодно 19 июля (1 августа по новому стилю), в день памяти преподобного[59] совершался многолюдный крестный ход из монастыря к часовне, где находилась келия святого.

Главной святыней обители являлись мощи Авраамия, над которыми в 1808 году была установлена серебряно-медная рака. В 1894 году группа состоятельных чухломских крестьян-отходников, живших в Петербурге, решила на свои средства соорудить над мощами небесного покровителя их родного края новую раку из серебра. В 1895 году рака, представлявшая собой замечательный памятник ювелирного искусства того времени, была изготовлена. Ее крышку украшало рельефное изображение преподобного Авраамия во весь рост, в схиме, со сложенными руками. Здесь же, на крышке, находилась металлическая табличка со списком главных жертвователей, первым их которых значилось имя императора Николая II, разрешившего пробирной палате беспошлинно наложить клейма о достоинстве серебра раки. Края раки окаймлял текст тропаря преподобному Авраамию. На ее восточной стороне помещались изображения святителя Николая Чудотворца и святой мученицы благоверной царицы Александры – небесных покровителей молодой царственной четы, императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Общий вес раки составлял свыше 78 килограммов. 28 января 1896 года при огромном стечении верующего народа раку освятил управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев)[60].

Исследователь истории Авраамиево-Городецкого монастыря Д.Ф. Прилуцкий писал: «Немногие из святых угодников, коих мощи почивают под спудом, пользуются таким чествованием и усердием от окрестных жителей, как преподобный Авраамий. Редкий житель уездов: Чухломского, Солигаличского и других соседних не приходит раз в год поклонится преподобному. (…) Окрестная страна как будто помнит, что она своим сокровищем – святой верой - обязана древнему своему пустынножителю»[61] С появлением в конце XIXвека в связи с появление церковно-приходских школ обычным явлением стало посещение Авраамия Городецкого монастыря.[62]

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.