Глава 1. Исторические сведения о Чухломской земле — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Исторические сведения о Чухломской земле

2019-12-21 167
Глава 1. Исторические сведения о Чухломской земле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Исследование данной темы направлено прежде всего на систематизацию сведений, которые уже имеются на момент написания работы.

Конечно, мы не можем говорить о том, что исследования в данной области не проводились, во многих энциклопедиях, научных трудах уже сделаны большие шаги в рассмотрении данного вопроса. 

Объектом исследования данной дипломной работы является Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь. Предметом исследования является история, культурные, археологические особенности Авраамиева монастыря.

Цель, которую перед собой ставил автор данной работы, систематизация материалов, источников и объединение информации в одну работу по трем направлениям указанным выше.

В своей работе автор пользовался методом систематизации и хронологическим методом.

Данная работа направлена на рассмотрение жизнеописания указанного монастыря. Работа направлена на выявления исторического развития, оценки культурного наследия, описания жизни монастыря.

Монастыри всегда занимали особое место в жизни христианского мира.История христианства свидетельствует, что монашество, как феномен, отражало всегда стремление человека к святости, когда эпоха гонений на Церковь утихла, многие люди следуя зову сердца стали жить особенной, ничем не похожей жизнью, целью которой были по возможности полно воссоединиться со Христом здесь, на земле.

Монах в православном понимании воин Христов, который встал на борьбу не только со своими страстями и грехами, но и с целым миром, который по писанию «лежит во зле» (Ин 1:19). Встав на брань не с телом своим, не со своими желаниями, но против властей, начальств, темных правителей настоящего века, против злобных духов, монахи свидетельствуют не только о злобе мира, но и о благодати Божией[1].

У любого человека есть духовная жажда, но далеко не у каждого из нас есть желание бороться с последствиями первородного греха, хотя после крещения человек дает обещание на ведение брани.

Поэтому люди всю историю человечества стремились к духовным светочам, огням неугасимым. Монахи, которые бегали от мира, чтобы воссоединится с Господом, давали пример искренней любви к Богу.

Иоанн Лествичник пишет: «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении.[2]»

«Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие; и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем; никому же ни в чемже дающе претыкание, ни делами ни словами (2 Кор. 6, 3)»[3].

Таким образом, мы увидим, как безмолвствующий монах, ученик Сергия Радонежского, будучи поистине мужем праведным, победившим в себе страсти, искал безмолвия, однако, по благословению и Божиему усмотрению и промыслу, не остался один, к нему всегда стекались люди, жаждущие монашеского жития, так как, по слову Божию, не может город скрыться, будучи расположенным на верху горы.

В своей работе я пользовался прежде всего житием преподобного Авраамия Чухломского (Москва 1996 г.), так же исследованиями архимандрита Никандра (Анпилогова), энциклопедическими данными, справочниками.

 

Благотворительность в пореформенный период в

Монастырь в XX столетии

Революция принесла свои разрушительные результаты. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие прошлого, собранное многими поколениями. Для Русской Православной Церкви наступили времена, когда пришлось пронести крестные испытания, которые обагрились кровью новомучеников и исповедников Христовых.

Резко начала меняться жизнь в монастыре после событий 1917 года. В 1919 году монастырь потребовали закрыть, однако Архимандриту Серапиону удалось зарегистрировать себя как приходской общине; после этого обитель просуществовала еще 10 лет. Весной 1922 года из неё конфисковали всё, что имело хоть какую ни будь ценность, таким образом многовековые вклады благотворителей были увезены из обители.

Из этих храмов было вывезно 68 пудов или 1100 килограммов изделий из серебра.[63]

В середине 20-х годов, в монастырь был помещен детский дом, в то время который стал именоваться детгородком[64]. Даже советская печать говорила о целесообразности этого проекта, ведь дети вырастали там в плачевных условиях, губернская газета в августе 1928 года пишет: «Дети оборваны, грязны и совершенно предоставлены сами себе. Обокрали церковь (имеется в виду один из храмов монастыря). Часто детишки вступают в пререкания с крестьянами, в связи с чем не пользуются любовью населения».[65]

К конце 20-х годов монастырь окончательно закрывают по предлогом того что он крайне негативно влияет на находящихся в нем воспитанников детского дома.

Весной 1928 года Чухломской исполком (уездный исполнительный комитет) направляет письмо в губернский исполком, где ставится вопрос об окончательном закрытии храма или «расторжении договора с группой верующих на бесплатное арендное пользование храмом при бывшем Авраамиевом монастыре Чухломской волости и уезда и закрытии храма»[66]. Рассмотрев ходатайство, губисполком 27 апреля 1928 года отметил, «что данные специального обследования состояния церквей при бывшем Авраамиевом монастыре выявили целый ряд нарушений группою верующих договора на пользование ими…»[67]. В числе нарушении, в частности, значилось «проживание в зданиях бывшего монастыря без ведома соответствующих органов власти посторонних лиц – монахов в числе 5 человек…», а также то, что «община верующих не ставит в известность административные органы власти о происходящих изменениях в составе служителей культа и церковного совета, а также недостаточно ведет описи церковного имущества[68]». После чего губисполком постановил[69]: «Договор, заключенный группой верующих на бесплатное пользование храмами при быв. Абрамиевском (такое написание не ошибка: в газетах и документах почему то монастырь часто так и называли, а самого преподобного Абрамием.) монастыре Чухломского уезда, расторгнуть. Имея в виду, что свои религиозные потребности верующие данного прихода в числе 23 селений с 406 дворами без ущерба могут отправлять в церквях Варваринском и Ножкине»[70]. Община, пытаясь спасти обитель, отправилась во ВЦИК. Но им там в их ходатайстве отказали. Член президиума ВЦИК П.Г. Смидович 6 сентября 1928 года извещал Костромской убисполком: «Президиум ВЦИК принял к сведению ваше постановление и доклад о закрытии церквей в Авраамиевом Чухломском монастыре Костромской губернии. Просьбу верующих о пересмотре вопроса Президиум ВЦИК отклонил, о чем сообщите заинтересованной группе верующих[71]».

Так решилась судьба обители. В середине декабря 1928 года лампады обители погасли, храмы закрыты, а последние монахи во главе с отцом Серапионом – выселены из обители. Братии по крайней мере удалось перенести часть монастырских икон и утвари в Покровскую церковь села Ножкино и в другие храмы. Сразу же после этого власти объявили об открытии в обители еще Дома отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов»[72]. Однако до «отдыха рабочих и служащих» в монастыре дело не дошло.

С 1928 года началось разрушение и разграбление обители. Часть монастырского имущества была передана «детгородку», часть – чухломскому и судайскому клубам. В начале 1929 года крестьянка Крылова обратилась в Чухломской уисполком «с просьбой продать ей на постройку стоящую на берегу озера часовню» (часовня была на колодце, выкопанном преподобным Авраамием на месте его жительства в подгорье у Чухломского озера). Учтя «бедность» Крыловой, исполком «передал» ей часовню бесплатно»[73].

С конца 1929 года, в Чухломе, как и по всей стране началась насильственная коллективизация, сопровождавшаяся массовым забоем скота, раскулачиванием и ссылкой зажиточных крестьян, а так же закрытием церквей. В те годы в храмах Авраамиева монастыря устроили зернохранилище; и ежегодно после этого засыпали зерно нового урожая… Известно, что первым аргументом в пользу коллективизации послужил тот факт, что власть даст колхозам трактора, которым негде будет развернуться на земле крестьян-единоличников. В 1935 году в обители разместили Жаровскую машинно-тракторную станцию (детский дом из-за этого был выведен). При размещении именно в Покровском соборе поставили трактора (сделали даже специальный проем для того чтобы могли туда заезжать), а в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» устроили конюшню. Во второй половине 30-х годов шло непрерывное разрушение монастырских строений: была разобрана большая часть каменной ограды, три из четырех башен, уничтожили кладбище при монастыре, сбросили колокола с колокольни. В 1935 году из за неосторожного обращения с огнем почти полностью выгорела гостиница для паломников. В результате этого бывшая монастырская постройка превратилась в развалины.

В конце 50-х годов началась ликвидация МТС по всей стране, поэтому и из храма в обители Жаровская МТС также была выведена. Даже спустя годы толстый слой мазута, оставшийся после использования храма в этом качестве, сохранился на полу Покровского храма. Последнее, что здесь осталось функционировать, это Жаровская средняя школа, которая работала в келейном корпусе.

 

 

3.4 Мученическая кончина последнего в дореволюционной России настоятеля Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря Архимандрита Серапиона (Михайлова)

Хотелось бы поподробней остановиться на судьбе игумена монастыря отца Серапиона. Родился он в селе Емельянове Лаишевкого уезда Казанской губернии. Родители архимандрита Серапиона были из крестьянского сословия. Отец, Иоанн Михайлович Михайлов, уроженец села Емельянова[74], мать, Евгения Егоровна, в девичестве Кузнецова, была из соседнего села Корноухова[75]. 26 сентября 1875 года появился на свет сын Сергей, что отмечено в метрической книге Знаменской церкви[76].

Сведений о детстве и отрочестве будущего пастыря нет, однако можно сделать вывод, что будучи в крестьянской семье, мальчик был приучен к труду и молитве. До 15 лет Сергей прожил с родителями. После окончания курса Николаевской Богоявленской церковно-приходской школы он отправляется в Казань[77].

С апреля 1890 года Сергей Михайлов живет в городе Казани, расположенном в пятидесяти верстах от его родного села. Он поступил в Казанскую учительскую семинарию, задачей которой было взращивание учителей миссионеров для начальных народных училищ, основатель этой семинарии был педагог-миссионер Николай Иванович Ильминский[78]. Семинария работала в двухэтажном здании по улице Левая набережная Кабана (ныне Марджани, 24-26).

По окончании училища, Сергей Михайлов начал заниматься учительской деятельностью с 1895 по 1900 год в Языковском земском училище Уфимского уезда[79], после чего работал счетным работником Контрольной палаты до 1903 года[80]

В городе открываются в 1898 году миссионерские курсы, которые работали как самостоятельное духовно-учебное заведение. Председателем педагогического совета, а так же хозяйственного комитета курсов был небезызвестный Антоний (Храповицкий), ректор Казанской Духовной Академии, епископ Чистопольский[81].

После успешного окончания Сергей был направлен преподавателем русско-славянского языка в Троице-Сергиеву Лавру в училище Московской губернии, где пробыл до ноября 1906 года[82].

20 ноября 1906 года Сергей Михайлов назначается на должность законоучителя второклассной церковно-приходской школы при черкмисском Михайло-Архангельском монастыре Козмодемьянского уезда Казанской губернии, открытие которой состоялось 2 октября 1898 года[83]. Ровно через неделю в его жизни совершается важное событие, к которому он готовился долгое время – пострижение в монашество. Постриг был совершен 26 ноября 1906 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, в котором он неоднократно проживал в 90-е годы и в годы учебы на миссионерских курсах[84]. В то время в школе находилось восемьдесят учеников на своем содержании, кроме этого четырнадцать учащихся находились на содержании монастыря[85].

В это же время монах Серапион принимает священный сан иеродиакона 4 декабря, а в 1907-м году-иеромонаха[86].

17 ноября 1907 года иеромонах Серапион становится заведующим второклассной церковно-приходской монастырской школой и в течение четырех лет он трудится на послушании законоучителя и заведующего второклассной школой. Под его началом было шесть учителей и сто тридцать учеников-воспитанников[87].

В 1909 году Синод Православной Церкви «определяет: уволить игумена Иону, согласно его прошения, по слабости здоровья, от должности настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря, Костромской епархии, назначить на сию должность состоявшего в братстве Козмодемьянской епархии, иеромонаха Серапиона, о чем для зависящих распоряжений послать Архиепископу Казанскому и Свияжскому Никанору и Преосвященному Костромскому указы, а в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде, для распоряжения о выдаче иеромонаху Серапиону прогонных на приезд к месту выписку. Мая двадцать девятого дня 1909 года[88]».

Попрощавшись с игуменом и братией Михайло-Архангельского монастыря, получив благословение архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского), взяв с собой своих воспитанников из черемисов и чувашей, иеромонах Серапион 23 июня 1909 года по железной дороге отправился к месту своей новой службы[89].

За три года службы на новом месте настоятель показал себя как выдающийся хозяйственник, рачитель за красоту и стройность службы. Об этом свидетельствуют отчеты благочинного монастырей настоятеля Кривоезерской пустыни архимандрита Сергия преосвященному Тихону епископу Костромскому и Галичскому[90].

17 сентября 1912 года, прочитав о действиях настоятеля отца Серапиона владыка Тихон отправляет рапорт за №801 в Святейший Синод с ходатайством о возведении иеромонаха в сан игумена. 6 октября он получает ответ от Синода, который определяет: «возвести означенного иеромонаха в сан игумена, о чем и послать Вашему Преосвященству указ.[91]»

И владыка Тихон пишет резолюцию: «Вызвать на 28 октября в г. Кострому»[92]

28 октября иеромонах Серапион становится игуменом в древней Авраамиевой обители.

За активный вклад в развитие монастыря 6 мая 1913 года игумен Серапион был награжден наперсным золотым крестом. 18 января 1915 года он был избран постоянным членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9 сентября того же года был назначен благочинным монастырей Галичского округа[93]. В это же время он принимает сан архимандрита.

В начале эпохи гонений на православную веру и Церковь, в монастыре (на 1919 год) насчитывалось семнадцать человек[94]. В связи закрытием монастыря в 1919 году, продолжая жить в монастыре игумен просит зарегистрировать братию и себя как приходскую общину храма[95].

Весной 1922 года началось всероссийское изъятие церковных ценностей, где по количеству изъятых ценностей Авраамиев Монастырь оказался на втором месте в области после Костромы.

Эти события не могли не привести к столкновению между властями и верующими, что дало возможность и предлог к началу репрессий на духовенство, верующих и тружеников Церкви.

Так же произошло и с архимандритом Серапионом. В монастырь перевели детский дом, который получил название Чухломской детгородок. В нем проживало 43 воспитанника в возрасте от пяти до восемнадцати лет[96]. Дети совершали кощунства в храмах, портили церковное имущество и всякими иными способами показывали свое полное безразличие, граничащее с ненавистью ко всему святому.

Отец Серапион не мог спокойно смотреть, как обитель публично принижают. В великий праздник обители, 1 августа 1925 года, в день празднования памяти преподобного Авраамия, архиепископ после проповеди попросил паломников и прихожан подписать ходатайство о принятии мер против детдома в стенах монастыря, защищая святыни и имущество обители.

Реакция была незамедлительной: «Настоятеля Авраамиево-Городецкого монастыря Серапиона Ивановича Михайлова привлечь к уголовной ответственности по статье 16-177 У.К.» Игумен был арестован и помещен в Чухломскую тюрьму, а 21.12.1925 г. Нарсуд первого участка Чухломского уезда приговорил архимандрита к одному году лишения свободы, к штрафу в сумме пятидесяти рублей и высылке из Костромской губернии на три года, в конце 1926 года архимандрит Серапион был амнистирован и освобожден[97].

«Рассмотрев дело о гр-не Михайлове Серапионе Ивановиче высланного в пределы Макарьевского уезда по приговору нарсуда 1 участка Чухломского уезда Костромской губернии от 21.12. 1925 года, за преступление, предусмотренное ст. 16-177 У.К. и усматривая, что амнистия, изданная в честь 10-летия Октябрьской Революции распространяется на административно высланных.

Постановил:

На основании постановления ЦИК СССР об администрации от 2.11. 1927 года, опубликованного в издании Цик и ВЦИК за №256 от 6-7 ноября: Гр-на Михайлова от высылки освободить[98]».

После освобождения архимандрит Серапион возвратился на родину, в Казань, где и остается с 1927 по 1942 год.

Доносы на архимандрита Серапиона собирались в течение нескольких лет, их можно увидеть в следственном деле за №17241 от 29.10.1941 год, хранящемся в архиве ФСБ города Казани.

Следователи, выполняя поставленную задачу по уничтожению Церкви и её священнослужителей, не искали истину, и для них не было принципиально важным, признает или нет обвиняемый свою контрреволюционную деятельность», свидетельских показаний было достаточно для ареста и вынесения приговора, а свидетели были готовы подписать то, что нужно следователю, были наготове[99].

Набрав достаточно лжесвидетельств для ареста, Рыбно-Слободское НКВД приступило к действию. 28 октября 1941 года сотрудники НКВД отправились в Большие Осиновки за архимандритом Серапионом, где, предъявив ордер на арест за №16, увезли его в Рыбную слободу и посадили в КПЗ при РОНКВД[100].

Из Рыбной слободы архимандрита Серапиона отправили в город Чистополь в тюрьму №4 НКВД ТАССР[101].

До 18 ноября 1941 года архимандрита Серапиона допрашивают[102], о последующих трех месяцах до смерти ничего не известно, однако 11 марта 1942 года архимандрит Серапион умирает в тюремной больнице по липовой болезни – колита.

Вот что по этому поводу говорит специалист:

«Я, Кортунов Евгений Васильевич, врач с тридцатилетним стажем, прочитав акт о смерти священномученика архимандрита Серапиона (в миру Михайлова С.И.), могу засвидетельствовать о следующем. Акт о смерти выдан медработником Старковой А.И. о том, что архимандрит Серапион скончался от колита на почве обмена веществ. Видимо Старкова А.И. не имеет мед.образования, иначе такой безграмотный диагноз она бы не поставила. Дело в том, что острый колит – это воспаление слизистой т. Кишечника и вызывается он инфекционной причиной, но никак не на фоне нарушения обмена веществ.

Острый колит – это функциональное заболевание, которое не приводит к летальному исходу, а переходит в хроническое состояние. Не зафиксировано ни одного случая смерти от колита.[103]»

По всей вероятности мученика за веру Христову погребли в общей братской могиле на краю городского кладбища г. Чистополя, так как тюрьма располагалась рядом.

 

 

Святыни монастыря

Главная святыня Авраамиево–Городецкого монастыря – цельбоносные мощи преподобного Авраамия Городецкого. Они покоятся под спудом в крипте собора в честь иконы Божией Матери «Умиление». На этом месте они находились всегда, никогда не покидали родной обители и испокон веков являлись предметом молитвенного поклонения насельников обители и людей, в нее приходивших. Ныне над мощами преподобного стоит резная деревянная рамка, на которую помещен чудом сохранившийся в советскую эпоху шитый покров с изображением преподобного, который перенесли в обитель из Успенской церкви города Чухломы в 1993 году.

Из икон монастыря особо почитаются четыре. Прежде всего, это точный список с иконы Божией Матери «Умиление» обретенной преподобным Авраамием в 1350 году на Галичском озере. До 1928 года сама чудотворная икона находилась в Успенском храме села Умиление, а после закрытия храма ее следы теряются. Список с этой иконой помещен над царскими вратами в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» Так же, паломники приближаются к двум образам преподобного Авраамия – поясному и ростовому. На этих иконах преподобный основатель Авраамиево-Городецкого монастыря традиционно изображен с обретенной им иконой Пресвятой Богородицы в руке. Рядом с ростовым образом преподобного находится крест с его вериг.

В никольской надвратной церкви есть удивительно выразительная резная икона святителя Николая, считающаяся чудотворной.

Так же в Авраамиево-Городецком монастыре хранятся многочисленные мощи святых угодников Божиих – их полное перечисление заняло бы очень много места, так как всего таких частиц насчитывается около двухсот. Среди них – частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины; святой великомученицы Варвары; святой мученицы Татианы; святителя Никиты, епископа Новгородского; святителя Гурия, архиепископа Казанского; святителей Иоанна и Павла Тобольских; святителя Иннокентия Иркутского; преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского; всех отцев Киево-Печерских и старцев Оптинских.

В серебряном ковчежце иконы преподобного Авраамия Ростовского, помещенной в раку, находится палец этого святого. Эта святыня особенно важна для насельников Авраамиево-Городецкого монастыря, ведь, согласно житию преподобного Авраамия Ростовского, он был уроженцем Чухломы – причем той самой языческой Чухломы, на месте которой позже основал свой монастырь преподобный Авраамий Городецкий.

 

 

Заключение

Богатая и непростая история данного монастыря помогает задуматься о том, как события, которые с одной стороны крайне печальны и горестны, влияют на человека. Отец Михаил в личной беседе раскрыл эту тему с иной стороны – со стороны Божественного промысла. Отвечая на этот вопрос, он прибегает к тому факту, что каждый невинно пострадавший за Христа человек, получит награду на небесах, в этом, по его словам есть важная особенность жизни таких людей, быть может, живя в безбожном обществе, они бы и сами подверглись отпадению от Церкви, однако промыслом Божиим им попущены страдания, чтобы уже в вечной жизни они прияли венцы.

Эта обитель славна и своим основателем, который до сих пор неустанно трудится во благо обители. Можно сказать, что святой так и остался главным и вечным её настоятелем. Какие бы перипетии не происходили в исторической действительности монастыря, преподобный Авраамий не выходил из нее своими святыми чудотворными мощами, и, кажется, духом своим до сих пор пребывает в обители.

Сложность и трудность монашеской жизни раскрывается в этом монастыре как ни в каком другом. Здесь, вдалеке от крупных населенных пунктов, окруженная почти со всех сторон Чухломских озером, обитель торжественно заявляет о мире горнем, о мире, где «Свет Христов просвещает всех» и божественным Покровом Пресвятой Богородицы, её любовью к нам, открываются на этом святом месте духовные очи, появляется мир душевный, чувствуется сопричастность подвижнику Костромской Земли преподобному Авраамию, светильнику Северной Фиваиды.

Была сделана попытка осмыслить, определить путь обители. Раскрывая задачи дипломной работы, автор намеревался раскрыть ту глубину православной жизни, какой жила православная Русь в те далекие годы, и провести тонкой красной ниточкой от того времени до нашего.

Мы имеем свидетельство исполнения слов Господа Нашего Иисуса Христа. Утверждая Церковь Бога на земле, новозаветную Церковь, Господь обещал, что не оставит Её во век, так же как и то, что не будет она повержена, но наоборот, просуществует до конца веков.

Наша задача, как христиан, постоянно энергично и благоговейно жить в её лоне, стараясь всячески украшать её нашими добродетелями. У пророка Осии есть слова пророчества, которое может прозвучать очень страшно звучит, но эти слова можно направить и к нам. боговедение – вот что необходимо для существования народа Божия.

Как это не прискорбно, мир теряет боговедение, поэтому теряет нравственные устои, веру. Насколько важна роль монастырей сейчас, когда мир нуждается в духовном руководстве еще больше чем раньше.

Выполнив исторический обзор Авраамиева Монастыря, описав житие преподобного Авраамия, мы видим одну важную особенность, что жизнь монастыря, как организации людей направляющих все свои силы к богопознанию, в древности зависела от подвижников благочестия, монахов с большой буквы, людей святых еще при жизни. Это важная особенность.

Сейчас многие монастыри по России уже восстановлены. Однако, работа только начата, теперь предстоит взрастить в этих монастырях новый сонм святых, которые просияют на всю округу. Духовная наука – наука из наук. Сейчас монастыри нуждаются в опытном следовании аскетам и отцам церкви, а это так сложно в наше лукавое время.

Личный пример веры может спасать города, это мы можем знать по Священному Писанию.

Преподобный Авраамий даровал нам этот истинный пример, своей искренней верой, горячей любовью к Богу, чистотой жизни, уединенностью он удостоился быть в сонме святых и молить о нас Господа.


 

Список литературы

Архивные источники

1. Управление ФСБ по республике Татарстан. Архивно-следственное дело №2 – 1909 г. Т. 1. Л. 15.

2. Государственный Архив Костромской Области. Ф, 130, оп. 11, д. 2300. Послужной список братии Авраамиево-Городецкого монастыря Костромской епархии за 1918 год.

3. ГАКО. Ф. 130, оп. 1, д. 7142

4. Национальный Архив Республики Татарстан. Дело О назначении иеромонаха Козмодемьянскаго Михаило-Архангельского монастыря Серапиона на должность настоятеля Авраамиева Городецкаго монастыря Костромской Епархии. 1909 г. Ф. 4, оп. 1, д. 123915.

5. НАРТ, Клировая монастырская ведомость за 1906 год, ф. 4, оп. 138, д.19, л. 155 об. -156,; за 1907 год, ф.4, оп. 139, д. 10.

6. НАРТ, Клировая монастырская ведомость за 1906 год, ф. 4, оп. 138, д.19.

7. НАРТ, Клировая монастырская ведомость за 1908 год, ф. 4, оп. 140, д. 23.

8. НАРТ, ф. 5, оп. 176, д. 3.Метрическая книга Знаменской церкви с. Емельянова Лаишевского уезда Казанской губернии за 1854 г.

9. НАРТ, ф. 5, оп. 176, д. 32.Метрическая книга Николаевской церкви с. Корноухова Лаишевского уезда Казанской губернии за 1855 г.

10. НАРТ, ф. 5, оп. 72, д. 1. Метрическая книга Знаменской церкви с. Емельянова Лаишевского уезда Казанской губернии за 1854 г.

11. НАРТ, ф. 93, оп. 1, д. 503.

12. Центр документации новейшей истории Костромской области. Ф. 3656, оп. 2, ед. хр. 1143, т. 2.

 

 

Справочники и энциклопедии

13. КрасновЮ.А., Г.Г. Король, Т.Д. Николаенко, Б.Е. Янишевский. Археологическая карта России. Костромская область. М.: Восточная литература РАН, 1999. — 380 с.

14. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Кострома: Губернская типография, 1911. — 456 с.

15. Полное собрание летописей «Новгородские и Псковские летописи».: в VI т. — СПб.: Изд. Псковские древности., 1848. — Т.4. – 921 с.

16. Православная энциклопедия: в 48 т. — М.:    Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т. II. — 882 с.

17. Эристов Д.А. Словарь исторический о святых российской церкви. СПб.: В Типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836—1860 г. – 354 с.

Электронные ресурсы

28. Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия. Благодать [электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%91%D0%AD%D0%90%D0%9D/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения 2018-03-16).

29. Иоанн Лествичник, преп. Слова [электронный ресурс]. – URL: https://predanie.ru/ioann-lestvichnik-prepodobnyy/book/71402-lestvica-vozvodyaschaya-k-nebesam/ (дата обращения 2018-03-16).

30. Муравьев А. Русская Фиваида на Севере. - СПб.,: изд. Самаритянин, 1855. [электронный ресурс]. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/phiv/aida/1.htm#2 (дата обращения 2018-03-16).

31. Православие.ру. Игумен Всея Руси [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravoslavie.ru/2590.html (дата обращения 2018-03-16).

Использованная литература

32. Алексей Сергеев «Радуйся, преподобне Авраамие, края Костромского похвало» Монастырские песнопения в обработке и гармонизации регента Авраамиево - Городецкого монастыря Алексея Сергеева.— М.: «Живоносный Источник», 2009. — 145 с.

33. Валентин Седов Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование – М.: Языки русской культуры, 1999. —423 с.

34. Василий (Преображенский), еп. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Русская мысль, 1998. —  243 с.

35. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М.: Университетская типография, 1998. — 381 с.

36. Калинов В.И. Житие и чудеса преподбного и богоносного отца нашего Авраамия Галичского, игумена Городеского, нового чудотворца. — СПб.: Типокрафия Л. А. Торкина, 1899. — 415 с.

37. Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М.,: типография Грачева и Ко, 1871. Репринт; М.: Наука 1988. —713 с.

38.  Лазарь (Афанасьев), Владимир Воропаев Оптинский Альманах. Введенский ставропигиальныймужской монастырь: Оптина Пустынь, 2007. — 390 с.

39. Никандр (Анпилогов), архим. Жизнь ради правды Христовой М: Парад, 2010. — 476 с.

40. Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято- Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.: Родник, 1993 г.  — 381 с.

41. Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. — 459 с.

42. Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб.: Санкт-Петербург, 1899. — 431 с.

43. Сооружение раки преподобного Авраамия в Чухломском Авраамиевом Городецком монастыре с краткой итсорией самого монастыря. Кострома: Губернская типография, 1896. — 81 с.

44. Тиц А.А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). М.: Искусство 1971. — 310 с.

45. Толстой М.В.. Троицкий патерик. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1896. —210 с.

46. Троицкий П.С. Костромской край. Кострома: Типография П.М. Крылова, 1913 г. — 340 с.

47. Церкви Костромской епархии. По данным архива имп. Археол. комис. СПб.: Императорская типография, 1909. — 431 с.

48. Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома: Костромская губернская типография, 1859. — 41 с.


[1]Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия. Благодать [электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%91%D0%AD%D0%90%D0%9D/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения 2018-03-16).

[2]Иоанн Лествичник, преп. Слова [электронный ресурс]. – URL:https://predanie.ru/ioann-lestvichnik-prepodobnyy/book/71402-lestvica-vozvodyaschaya-k-nebesam/(дата обращения 2018-03-16).

[3] Там же.

[4] Андрей Муравьев. Русская Фиваида на Севере. - СПб.,: изд. Самаритянин, 1855. [электронный ресурс]. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/phiv/aida/1.htm#2(дата обращения 2018-03-16)

[5] Валентин Седов. Древнерусская народность – М.: Языки русской культуры, 1999. – 150 с.

[6] Там же.

[7] Там же 160 с.

[8] Полное собрание летописей «Новгородские и Псковские летописи».: в VIт. — СПб.: Изд. Псковские древности., 1848.— Т.4. – с.882

[9]Эристов Д.А. Словарь исторический о святых российской церкви. СПб.: В Типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836—1860 г. – с. 238.

[10] Троицкий П.С. Костромской край. Кострома: Типография П.М. Крылова, 1913 г. — с.150

[11] Чухломский Авраамиев Городецский монастырь. Кострома: Типография П. И. Лазарева, 1859. — с. 13.

[12] После того, как настоятель увидел чудеса, исходящие от мощей святого угодника, иноки обители принесли ему «нечто писано о житии его ветхо и раздрано», а многое рассказали ему сами, припоминая монастырские предания.

[13] Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. — М.:    Родник, 1993. – с. 7.

[14] Сергий Радонежский родился в селе Варницы, расположенном в нескольких километрах от Ростова, где сейчас находится монастырь.

[15] Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. – с.19.

[16] Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято- Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.:     Родник, 1993. – с. 10.

[17]Ольга Глаголева. Игумен Всея Руси. Православие.ру [Электронный ресурс]. – URL: http://pravoslavie.ru/2590.html (дата обращения 2018-03-16).

[18] М.В. Толстой. Троицкий патерик. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой,1896. —. с.2.

[19] Там же.

[20]Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.:      Родник, 1993. – с. 10.

[21]Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. – с.24.

[22]М.В. Толстой. Троицкий патерик. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1896. — с.343.

[23]Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. – с.29.

[24]Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято- Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.:     Родник, 1993. – с. 74.

[25] Житие и чудеса преподбного и богоносного отца нашего Авраамия Галичского, игумена Городеского, нового чудотворца. — СПб.: Типокрафия Л. А. Торкина, 1899. — с.14.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28]Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.:      Родник, 1993. – с. 14.

[29] Там же с. 15.

[30] Там же.

[31] Там же.

[32] Там же с.16.

[33] Там же.

[34]Житие и чудеса преподбного и богоносного отца нашего Авраамия Галичского, игумена Городеского, нового чудотворца. — СПб.: Типокрафия Л. А. Торкина, 1899. — с.17.

[35]М.В. Толстой. Троицкий патерик. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1896. — с.344.

[36] Василий (Преображенский), еп. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Русская мысль, 1998. — с. 70.

[37]Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. – с.37.

[38] Там же. с.38.

[39] Там же.

[40] Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома: Костромская губернская типография, 1859. — с.23.

[41]Ю.А.Краснов, Г.Г. Король, Т.Д. Николаенко, Б.Е. Янишевский. Археологическая карта России. Костромская область. М.: Восточная литература РАН, 1999. — с.277.

[42]Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Авраамия Галичского, игумена Гродецкого, игумена Городецкого, нового чудотворца. СПб.: Типокрафия Л. А. Торкина, 1899. — с.23.

[43] Сырцов И. Преподобный Александр, основатель и игумен Александровской (упраздненной) пустыни на реке Воче в Солигаличском уезде. Костромские епархиальные ведомости №4. — с. 83-84.

[44]Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома: Костромская губернская типография, 1859 — с.20.

[45] Там же.

[46] Там же. с.24.

[47] Ключевский В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М.,: типография Грачева и Ко, 1871. Репринт; М.: Наука 1988. — с.276.

[48] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М.: Университетская типография, 1998. с.111.

[49]Никандр (Анпилогов), архим. Светильник Северной Фифваиды. – М.: Издательство Крутицкого Патриаршего подворья, 2004. – с.51.

[50] Материалы по истории Костромской епархии. Галичская десятина. Вып. 1. Кострома, 1895. с. 111-112.

[51]О таких случаях можно почитать в книге «Никандр (Анпилогов), архим. Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято- Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. - М.:            Родник, 1993. – с. 32-63.

[52] Там же.

[53] Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкого


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.