Определение и создание подкрепителей — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Определение и создание подкрепителей

2019-12-19 311
Определение и создание подкрепителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы определить нужные подкрепители, бывает до­статочно просто понаблюдать за своим ребёнком. Не обяза­тельно изобретать что-то сверхестественное. Часто мы на­ходимся во власти ложной предпосылки, что подкрепитель должен быть чем-то особо интригующим. Но даже очень небольшие и самые обычные вещи можно превратить в подкрепления, если их должным образом «упаковать» и не пожалеть труда, чтобы «продать» их своему ребёнку, изобразив, как радуетесь вы сами, когда их получаете. На­пример, подкрепителями могут быть такие обычные по­вседневные действия, как прослушивание музыки или про­смотр телевизора. Всё, что человек выбрал бы сам, имей он такую возможность, может с большой долей вероятности сработать как подкрепитель. События, которые случаются каждый день, — например, время, проведённое с папой или мамой, прогулка или почёсывание спинки, могут оказаться эффективными мотивирующими поощрениями.

На первом этапе при разработке подкрепителей нуж­но просто открыть ребёнку широкий доступ к потенциаль­ным подкрепителям. Иногда ребёнок не представляет, что делать с игрушкой, а значит и не понимает, как это здорово — играть с ней. Часто дети не знают, что игрушка, еда или какие-то занятия могут им понравиться. Взрослые, разу­меется, знакомы с этим феноменом. Мысль о какой-либо еде может показаться отвратительной, но когда вы, нако­нец-то, соберётесь с духом и решите её попробовать, то можете открыть для себя новый деликатес.

Свободный доступ к потенциальным подкрепителям, как правило, приводит к появлению новых. Если ребёнок получает свободный доступ к тому, что ему нравится, он может захотеть то же самое и в дальнейшем. Именно это используют провайдеры кабельного телевидения. Время от времени они предлагают своим клиентам возможность испробовать новые телеканалы бесплатно. Их опыт по­казывает, что, если предоставить клиентам возможность бесплатного просмотра, некоторые захотят и в будущем пользоваться этой услугой и будут за неё платить.

Зачастую подкрепители теряют свою мотивирующую ценность, когда в действие вступает эффект насыщения. Если человек имеет избыточный доступ к подкрепителю, то в итоге этот подкрепитель теряет для него свою ценность. Например, если человек потребляет слишком много определённой еды, то неважно, как сильно она ему нравится — наступит момент, когда он просто ею пресы­тится. Чтобы не допустить пресыщения и, таким образом, поддерживать ценность подкрепителя на должном уров­не, необходимо иногда перекрывать к нему доступ. Часто это трудно сделать, если вашему ребёнку всё ещё нравит­ся подкрепитель. Но если вы не будете время от времени убирать наиболее желаемый подкрепитель, то потеряете возможность эффективного использования других, ме­нее сильных подкрепителей, и в конечном итоге ребёнок, оставшись с одним-единственным подкрепителем, просто пресытится им. Что нужно сделать? Чередовать самый сильный подкрепитель с другими, менее сильными, чтобы ребёнок не получал одно и то же слишком часто.

Также рекомендуется ограничивать доступ к сильным подкрепителям и давать их только в определённое время или за определённое поведение. Если ребёнок испытыва­ет проблемы с вниманием во время формальной терапии, можно использовать самый сильный из подкрепителей именно для таких случаев.

Это не только поможет поддержать ценность подкре­пления, но и значительно повысит мотивацию для сохране­ния внимания. Часто мы просим родителей убрать опреде­лённые подкрепители и давать их только во время терапии.

Эффективным методом разработки подкрепителем яв­ляется ассоциирование потенциальных подкрепителей с уже закреплёнными. С помощью такого ассоциирования потенциальные подкрепления приобретают аналогичную стимулирующую ценность. Именно по этой причине мы в своей практике всегда сочетаем социальные подкрепители (похвалу и прикосновение) с ранее закреплёнными (игрушками, едой, любимыми занятиями). Ещё один при­мер — это потчевать не горящего энтузиазмом юного бейс­больного болельщика хот-догами, орешками и сахарной ва­той, но предлагать всё это постепенно в разных тренингах (inning - тайм или период в бейсболе. - Примеч. ред.).

 

КАТЕГОРИИ ПОДКРЕПИТЕЛЕЙ

Разные подкрепители имеют разную ценность. Одни всего лишь «годятся», тогда как другие можно отнести к категории «всё отдам за...». Важно иметь в своём распо­ряжении весь ряд различных подкрепителей, чтобы ис­пользовать дифференцированное подкрепление. Так вы сможете давать исключительные подкрепители за исклю­чительное поведение, хорошие за хорошее поведение и небольшое подкрепление — за приемлемое поведение. Такой подход не только позволит подкреплять лучшее по­ведение, но и будет стимулировать старание ребёнка и его стремление к более высоким результатам.

ВЫБОР РЕЖИМОВ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Обычно в начале Программы подкрепление использу­ют очень часто. Вначале вашему ребёнку за ОТСУТСТВИЕ неприемлемого поведения может требоваться подкрепле­ние каждые несколько минут. Что еще важнее — в случаях, когда ПРИСУТСТВУЕТ должное поведение, необходимо пре­доставлять более сильное подкрепление.

Помните, что в конечном итоге вы должны будете пе­рейти к естественной частоте подкрепления. Даже если на первых порах может требоваться постоянное подкрепле­ние (то есть за каждую правильную реакцию. - Примеч. ред.), впоследствии исключительно важно как можно ско­рее переключиться на переменные режимы подкрепления (например, каждые 15 минут, каждые 30, 60 и т. д.). Основ­ной целью такого метода станет режим, который вероятнее всего встретится ребёнку в обычных условиях (например, в школе), чтобы в конечном итоге подкрепление осущест­влялось с естественной частотой (например, ежедневно или даже еженедельно).

Режим подкрепления (schedule of reinforcement) — правила
предъявления или непредъявления подкрепителей (например, под-
крепление каждой второй правильной реакции, первой правильной
реакции после 5минут с последующей установкой таймера снова на
5минут и т. д.).

Переменный режим подкрепления (intermittent reinforcement
schedule, INT) — режим подкрепления, при котором подкрепления
предъявляются не за каждую правильную реакцию, а по определён-
ному правилу: может использоваться фиксированное количество
реакций (например, подкрепляется каждая пятая верная реакция)
или фиксированный интервал (например, подкрепляется первая
правильная реакция спустя 4 минуты после предыдущего подкрепления), а также переменное количество реакций (например, подкрепляется примерно каждая пятая реакция, то есть иногда может
быть подкреплена шестая верная реакция, иногда четвертая) или
переменный интервал (например, подкрепляется первая правильная
реакция спустя примерно 4 минуты).

Сначала режим должен основываться на базовой ча­стоте проявлений неприемлемого поведения. Например, если ваш ребёнок бурно реагирует на что-то каждые 15 минут, ваша ответная реакция и режим подкрепления должны иметь меньший интервал (скажем, каждые 10 минут). В этом случае ребёнок получит подкрепление и сможет его использовать. Одна из типичных проблем не­удачной программы — режим подкреплений со слишком длинными интервалами. В этом случае ребёнок зачастую может демонстрировать неприемлемое поведение до кон­ца интервала, а значит будет редко получать подкрепле­ние. Подкрепление не может работать, если его не полу­чают. Кроме того, редкий режим подкрепления снижает мотивацию ребёнка.

При постепенном уменьшении режима подкрепления нужно использовать более мотивационные подкрепители. В противном случае высока вероятность регрессии, не го­воря уже о том, что у ребёнка не будет стимула к дальней­шему улучшению поведения. Исключительно важно, что­бы начальное подкрепление не было чрезмерным, иначе вы загоните себя в западню, так как не сможете перейти к более действенным формам поощрения по мере ослабле­ния режима подкрепления.

Ниже приводится примерный режим подкрепления с увеличением мотивационной ценности. Временные ин­тервалы относительны: самый короткий из них может быть 30 секунд, а может и 15 минут. По мере увеличения ценности подкрепления (сверху вниз в таблице), времен­ной интервал, который требуется для того, чтобы заслу­жить награду, становится длиннее.

Базовые данные, исходные данные, фон (baseline) — данные о количественных показателях поведения до начала терапии или экспериментального вмешательства. Этими показателями могут быть частота, длительность, интенсивность реакций и другие.

ПРАВИЛА ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Тема подкрепления поведения является, пожалуй, одной из наиболее исследованных в психологии. Боль­ше ста лет психологи изучали принципы и практику применения подкрепления и сумели показать, что оно является не только чрезвычайно эффективным, но и самым существенным элементом при работе над изме­нением поведения. Эти исследования привели к выра­ботке правил наиболее эффективного использования поощрений.

Наша повседневная жизнь насыщена разными фор­мами подкрепления. Этим способом пользуются учителя, родители, начальники, тренеры, причем большинство из них не имеют представления о нюансах наиболее эффек­тивного его применения и не используют подкрепления систематически. Но эффективность поощрения в значи­тельной мере зависит от следования соответствующим правилам.

«Правила подкрепления» описаны во множестве ру­ководств и учебников. Ниже приводятся самые важные, по нашему мнению, принципы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.