Когда и какие формы поведения считать неприемлемыми? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Когда и какие формы поведения считать неприемлемыми?

2019-12-19 167
Когда и какие формы поведения считать неприемлемыми? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вызывающее поведение — истерика, агрессия, не­послушание — легко классифицируется как пагубное и неприемлемое. Другие формы поведения, пассивные по своей природе, такие как невнимание, неучастие в со­вместной деятельности, невыполнение задания и уедине­ние могут показаться не столь деструктивными, но и они мешают нормальному развитию ребёнка. С ними точно так же необходимо работать, и работа эта так же сложна: пас­сивные формы неприемлемого поведения могут оказаться значительным и даже большим препятствием в развитии ребёнка, чем импульсивные формы. Любое поведение, ме­шающее процессу обучения, должно считаться неприем­лемым.

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Прежде чем приступать к выполнению формальной программы, исключительно полезно создать позитивную среду для обучения. Она не только значительно повысит эффективность программы, но и сделает процесс обуче­ния комфортнее как для ребёнка, так и для вас, и для всей семьи. Необходимо спланировать и подготовить такие си­туации, в которых ваш ребёнок вероятнее всего будет спо­коен и готов сотрудничать. Для начала вам нужно просто сидеть рядом с ребёнком и играть с его любимой игрушкой или в его любимую игру, НИЧЕГО при этом не требуя. Ког­да ребёнок начнёт спокойно воспринимать ваше присут­ствие, постепенно приступайте к инструкциям, которые с большой вероятностью будут им исполняться. Например, можно сказать очень весёлым, но при этом указующим то­ном: «Съешь печенье!», «Посмотри мультик!» или «Покру­ти юлу!».

Создание позитивных обучающих ситуаций не толь­ко уменьшает вероятность неприемлемого поведения, но и даёт возможность подкрепить поведение желаемое. Подкрепление вначале должно включать в себя не только устную похвалу, но и какую-то материальную награду, на­пример, игрушку, весёлое занятие или еду. Устная похва­ла обязательно начинается с того, что вы вслух называете поощряемое поведение, всё время подчеркивая его жела­емые формы: «Мне нравится, что ты такой спокойный», «Спасибо, что слушаешь меня», «Здорово, что ты такой внимательный». Важно помнить, что ваши слова должны быть простыми и понятными ребёнку.

Если вы начинаете поведенческую терапию на такой положительной ноте, снижается вероятность поведенче­ских проблем и, таким образом, возникает больше воз­можностей для подкрепления желаемых форм поведения.

Кроме того, этот метод содержит множество других преи­муществ. Во-первых, он позволяет выстроить позитивные отношения с ребёнком, это является насущной необходи­мостью для эффективной терапии. Во-вторых, даёт отлич­ный шанс оценить сильные и слабые стороны ребёнка. В-третьих, появляется возможность выявить существую­щие подкрепители и создать новые. В-четвертых, при та­ком подходе сама ситуация обучения (место проведения занятий, используемые материалы и т. п.) становится для ребёнка желанной, к которой ему хочется возвращаться. Наконец, это нередко позволяет плавно перейти к обуче­нию, не вызывая сопротивления.

 

СРЕДА И СТРЕСС

Среда оказывает огромное влияние на поведение. Сумбурная обстановка (жара, шум, суета и т. д.) может вызывать «взрывы» поведения, тогда как умиротворяю­щая атмосфера стимулирует его более спокойные формы. Это наблюдение относится к людям вообще и вдвойне -к детям с аутизмом. Мягкая неторопливая речь зачастую может оказать исключительно позитивное воздействие на неприемлемое поведение, однако люди склонны делать прямо противоположное: они повышают голос и говорят быстрее. В результате обстановка нагнетается, взвинчи­вая и ребёнка, и вас. Какой обычно бывает наша первая реакция на действия ребёнка, хватающего материалы для занятий? Без малейшего раздумья мы отбираем эти ма­териалы, чтобы вернуть себе контроль над ними. Однако именно такое внезапное физическое вмешательство уве­личивает сумбур и ведет лишь к тому, что ребёнок начи­нает яростно стремиться к контролю над ситуацией.

Полезно и самим потренироваться в приёмах управ­ления стрессом: так вы сможете оставаться спокойными в стрессовых ситуациях. Сохраняя медленное и глубокое дыхание, напоминая себе о необходимости успокоиться, представляя себе приятный пейзаж или просто взяв не­большую паузу, вы сможете восстановить своё самообла­дание, а значит, и самообладание ребёнка. Сохраняя спо­койствие, вы не только снизите вероятность дальнейшей эскалации ситуации, но и, скорее всего, сумеете отнестись к ней более объективно. Уменьшится также и ваше нега­тивное внимание, которое может лишь подкрепить непри­емлемое поведение ребёнка.

Если вы ослабите борьбу за контроль над ситуаци­ей, снизится и вероятность резких вспышек в поведении ребёнка. Весьма эффективным в этом случае становится способ, когда вы передаёте ребёнку часть полномочий, предоставляя ему выбор. Возможность выбора («Порабо­таем на полу или за столом?», «Над чем бы ты хотел пора­ботать?», «В какой комнате ты хочешь поиграть?») неред­ко помогает создать более спокойную обстановку.

Не выдвигайте требований, которые приведут к ба­талиям, пока вы сами не подготовились к ним (например, подойти к стулу, посмотреть на учителя, сидеть тихо, го­ворить «Здравствуй» и «До свидания»). Вам решать, на­сколько эти требования важны, и готовы ли вы их предъ­явить! Иными словами, старайтесь никогда не выдвигать требований, пока вы не будете готовы столкнуться с тем, как воспримет эти требования ребёнок, и, возможно, обе­спечить ему физическую подсказку.

Скука часто становится причиной появления непри­емлемого поведения. Необходимо постоянно оценивать, как скука может влиять на его возникновение. Однако полностью избавить ребёнка от скуки не всегда удаётся, и порой это даже нецелесообразно. Дети должны научиться справляться с тем, что им бывает скучно. С другой сторо­ны, нужно стараться не создавать скуку на пустом месте, если в этом нет необходимости. Ниже приведены некото­рые советы, которые стоит принять во внимание. Это сни­зит вероятность того, что ваш ребёнок будет скучать или растеряется во время терапевтических занятий.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.